Мельниченко Ирина Геннадьевна,
учитель начальных классов высшей категории,
г.Майкоп, Республика Адыгея, МБОУ «СШ № 3»
Развитие успешной личности ребёнка через проектную деятельность
Сегодня в Российском образовании происходят значительные изменения. Меняются требования к современному выпускнику – обществу необходимы новые качества личности. Новые принципы личностно - ориентированного обучения, индивидуального подхода, потребовали новых методов обучения.
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, отдыхает, играет и обучается. С одной стороны, ребенок – объект воздействия среды, но с другой, он является активным субъектом, способным менять свое окружение. Однако, преобразующая компетентность формируется не сразу и не случайно. Для этого в своей работе мы используем проектную деятельность, которая направлена на формирование активной, инициативной личности, способной решать различные жизненные задачи; развитие исследовательских, рефлексивных, навыков самооценки, познавательных интересов.
Решение проектной задачи требует коллективно - распределительной деятельности учащихся, т.е. работа в малых группах. В созданных малых группах у детей проявляются коммуникативные компетентности: умения распределять работу между членами групп, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль, а так же метапредметные: планировать ход решения, прогнозировать результаты.
Метод проектов - это система учебно-познавательных приёмов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов работы.
В 1-ом классе организованная нами проектная деятельность с учащимися проходила в рамках курса «Полезные привычки». Всем коллективом класса была выбрана тема проекта под руководством учителя и родителей, консультантом выступил педагог-психолог. Были поставлены вопросы: Что такое здоровье? Как сохранить здоровье на долгие годы? Что значит «расти здоровым»? Задача учителя на первом этапе – направить поиск детей, помочь им определиться, где найти ответ. Ответы детей анализируются, выделяется главное и обобщаются. На втором этапе: - уточняется тема проекта («Расти здоровым», «Режим дня» и др.); - цель проекта (как издание общеклассного мнения); - задачи (стимулировать познавательный интерес учащихся; совершенствовать м/л взаимодействие; раскрыть смысл ЗОЖ); - выбор роли (группа специалистов): организаторы малых групп, художники, дизайнеры, медики и пр. Сначала в микрогруппах учащиеся, а затем обсуждение всем классом. После этой работы самостоятельно специалисты разрабатывают иллюстрации и готовят проект к презентации.
Результат данной деятельности: проигранные роли учащимися, формирование мотивации на ведение ЗОЖ.
Во 2 - 4 классах учащиеся уже выполняют проект в малых группах (командах) и ведут самостоятельно работу над выбранной темой. В процессе учебно-познавательной деятельности мы используем методы стимулирования: поощрения, убеждения.
Цель проектной деятельности: развитие познавательного интереса и творческой активности ребёнка. В дальнейшей перспективе - социально успешная, активная личность, способная проектировать свою жизнь
Задачи: 1. развивать творческое воображение и мышление; 2. развивать навыки самостоятельной деятельности; 3. развивать межличностные взаимодействия детей.
Первый этап проектной деятельности
Совместно с учащимися был разработан план проектной деятельности:
1) постановка значимой проблемы; 2) выполнение проекта начинать с планирования действий по разрешению проблемы; 3) поиск информации, необходимой для выполнения проекта, обработка и её осмысление;
4) результатом работы является сам исходный продукт, который планируют получить учащиеся; 5) полученный продукт команда представляет: перед другими командами в классе, перед родителями, на конкурсе проектов.
В процессе данной деятельности каждый ученик имеет возможность реализовать себя (различные ролевые позиции), применить имеющие у него знания и опыт, раскрыть свои способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При распределении ролей в команде проекта учитывается индивидуальность ребёнка - его интерес, темп работы, уровень обученности, творческие задатки.
Второй этап проектной деятельности
Работая над проектом, дети самостоятельно выбирали тему проекта, которая заинтересовала всех членов команды. Например: проект «Удивительная страна – согласие» даёт возможность одноклассникам узнать что-то новое о других (ровесники, родители, бабушки и дедушки), помогает найти друзей по интересам. Проект «Путешествие в сказочный мир» знакомит одноклассников с красотой сказочных миров. Проект «Выпуск стенгазеты «Звезда» представляет полезную деятельность коллектива класса.
При разработке проектов каждый ребёнок в классе принимает участие в реализации проектов одноклассников и выбирает определённое задание: подготовить сценку, стихотворение, нарисовать рисунок, исполнить на пианино музыкальный этюд, подготовить фокус и пр. Творческое представление проекта способствует развитию познавательного интереса детей и межличностного взаимодействия, помогает самореализоваться, раскрыться каждой личности.
Промежуточная диагностика (январь, 2011 год), в процессе которой выявлены результаты развивающей, профилактической и коррекционной деятельности с младшими школьниками: всего обследовано 54 человека; критерии (результаты показаны в % в динамике: сентябрь - январь) насколько комфортно школьник себя ощущает в коллективе сверстников (классный коллектив):
В результате:
1) межличностное взаимодействие детей в коллективе сверстников:
- 2% детей - лидеры (сентябрь) – 13% детей
- лидеры в коллективе детей (январь);
- потенциальные лидеры – 16% детей, 24% детей соответственно;
- принятые – 47% детей, 51% детей, соответственно;
- проблемы во взаимоотношениях – 35% детей, 12% детей соответственно.
2) уважительное отношение в межличностном взаимодействии - 37% детей (сентябрь), 58% детей (январь);
3) эмоциональное состояние: - негатив - 26% детей (сентябрь), 21% детей (январь); - небольшое беспокойствие - 54%, 45% соответственно;
- позитив - 25%, 29% соответственно.
4) активность в творчестве - 47% детей (сентябрь), 67% детей (январь).
Таким образом, работа в проектной деятельности способствовала:
- учащемуся проявить себя как лидер, организатор (количество потенциальных лидеров в коллективе класса увеличилось);
- вырабатывать навыки коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информации;
- проявлять внимание и интерес к творческим усилиям товарищей;
- развитию творческих способностей;
- раскрепощению ребёнка, повышению уровня его познавательной активности, эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях (снижается тревожность и психическое напряжение учащихся).
Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья учащихся.
Эффект проектной деятельности:
1. Активизация познавательной деятельности младшего школьника.
2. Обогащение опыта творческой деятельности младших школьников - обеспечивает самореализацию в личностно и социально значимых делах.
Проектная деятельность сегодня актуальна не только в учебной, но и во внеучебной деятельности, в повседневной жизни. Личностные качества, формируемые в процессе проектной деятельности, - залог успешной сдачи ЕГЭ выпускниками.
Считаем главным результатом проектирования в начальной школе – желание и способность ребенка к успешной преобразующей творческой деятельности, а так же изменение личного статуса в коллективе, о чем ярко свидетельствуют данные диагностики. Ребята погружаются в проект, им хочется творить, фантазировать, хочется проверить себя, свои способности в условиях полной свободы и самостоятельности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.