Развитие важнейших навыков общения
Оценка 5

Развитие важнейших навыков общения

Оценка 5
docx
19.04.2021
Развитие важнейших навыков общения
программа спец. А класс псих.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖНТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа развития важнейших навыков общения.

 

 

 

 

                                                                                                                        Составитель:

Педагог-психолог:

Коломиец В. В.

 

 

 

 

г. Петропавловск – Камчатский

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

На основании психологического диагноза и рекомендаций ПМПК составлена программа коммуникативного развития для детей с РДА.

 Данная программа составлена на основе следующей программы: «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)». При составлении программы использовалась следующая литература: «Психология аномального развития ребенка» В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской, Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению».

  Материал программы адаптирован к возможностям детей с диагнозом РДА, учитывает психофизиологические и возрастные особенности данного ребенка.

         Цель программы: развитие важнейших навыков общения у детей с РДА.

Задачи:

- формирование эмоционального контакта у ребенка со специалистом и сверстниками.

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-
организация положительного взаимодействия ребенка и взрослого;

-развитие коммуникативного поведения путем организации ком­муникативного взаимодействия;

- развитие умения привлекать внимание окружающих людей адекватным способом;

- формирование умения просить о желаемом предмете;

- развитие умения просить о помощи;

- развитие умения адекватно реагировать и отвечать на задаваемые вопросы;

- формирование умения комментировать окружающие события;

- формирование умения отказываться от предложенного предмета, действия;

Организация работы: занятия проходят в подгруппах из двух человек, в кабинете психолога, 3-4 раз в неделю продолжительностью 20 мин.

  Организационная структура занятий

1. Приветствие.

Цель: создание положительного эмоционального фона и установление контакта с детьми.

2. Основная часть.

Данная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия и включает применение методик, приемов согласно целям и задачам программы.

Формы и методы работы: основной формой работы является подгрупповое занятие, в работе используются специально изготовленные карточки с изображением предметов и действий, альбом. Основное содержание подгрупповой работы составляют совместные игры, работа в парах.

3. Заключительная часть.

Цель: создание ситуаций взаимодоверия ребенка и окружающего мира и условий для последующего взаимодействия с ним. В этой части занятия ребенок может расслабиться и отдохнуть.

Формы и методы работы: совместные действия со взрослым, элементы   игротерапии, сенсорные игры, пальчиковые игры, арт-терапия, релаксационные методы.

Игры и упражнения: «Надуем воздушный шарик», «Здравствуй пальчик», «Переложим крупу», «Проведем дорожки» и т.д.

  Структура программы.

Программа состоит из четырех разделов, каждый из которых имеет свои отдельные цели и задачи. В каждом разделе используется альбом с набором карточек (PECS). Также параллельно в каждом разделе используются различные игры, требующие взаимодействие со сверстником, игры, устанавливающие контакт как между учителем, так и сверстником, арт-терапия, по мере требования проходят занятия, направленные на коррекцию эмоциональной сферы (релаксационные занятия в темной сенсорной комнате).

Основное содержание программы.

I раздел. «Как осуществлять общение»

Цель: формирование навыка просить желаемое

Задачи:

- развитие умения обращаться к собеседнику;

- развитие умения осуществлять направленное действие;

- развитие умения проявлять настойчивость;

- развитие умения привлекать внимание собеседника для получения, желаемого;

В данном разделе идет знакомство детей и обучение их использовать карточки PECS.

II раздел «Составление предложения».

Цель: составление фраз из нескольких слов.

Задачи:

- формирование умения составлять предложения из нескольких карточек;

- формирование умения осуществлять направленное действие;

- формирование умения комментировать свои действия;

- развитие восприятия различных свойств предметов.

В данном разделе продолжается ознакомления с разнообразным выбором карточек набора, пополняется словарный запас ребенка, с помощью карточек ребенок учиться составлять предложения и с помощью него просить желаемое действие или предмет, в процессе чего он учиться комментировать свои действия.

         III раздел «Отвечаем на вопросы»

Цель: умение отвечать на задаваемые вопросы.

Задачи:

- формирование умения комментировать свои действия;

- развитие спонтанного комментирования.

В данном разделе ученик учиться отвечать на задаваемые вопросы: «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что ты слышишь?», «Что это?».

IV раздел «Дополнительные навыки общения».

Цель: развитие таких дополнительных навыков как: просьба о помощи, просьба о перерыве.

В данном разделе в ходе занятий для ребенка создаются ситуации и условия в которых ему необходимо попросить о помощи или перерыве. На занятиях используются различные задания по развитию психических процессов, также продолжается обучения детей совместным играм, выполнение совместных заданий.

Адресат.

Данная программа предназначена для подгрупповых занятий с учащимися специального «А» класса в течении одного года обучения.

 

Критерии усвоения программы.

  - умение обращаться к собеседнику;

- умение выбирать карточку из альбома;

- умение отдавать карточку собеседнику;

- умение преодолевать расстояние для осуществления действия;

- умение выбирать желаемую карточку;

- умение составлять предложение из нескольких карточек;

- умение привлекать внимание окружающих людей адекватным способом;

- умение просить о желаемом предмете;

-  умения комментировать свои действия;

- развитие умения адекватно реагировать и отвечать на задаваемые вопросы;

- формирование умения комментировать окружающие события;

- формирование умения отказываться от предложенного предмета, действия;

- умение просить о помощи;

- умение просить о перерыве.

 

Календарно-тематическое планирование.

Кол-во занятий

Тема

Цель

Оборудование

Игры и упражнения

Примечание

 

1.

9

Диагностика

 

Комплект Семаго

 

 

 

2.

6-8

«Развитие навыка просить желаемое»

Научить обучающегося просить желаемое

Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы

Работа с папкой

 

 

3.

1

«Немного отдохнем»

Снижение эмоц. напряжения

Муз. центр, диски, мягкие игрушки

«Доброе животное», «Отдыхаем»

 

 

4.

5-6

«Развитие умения преодолевать расстояние для получение желаемого»

Научить привлекать внимание другого человека для получения желаемого

Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы

Работа с папкой

 

 

5.

7

«Умение различать карточки»

Развитие навыка выбора правильной карточки

Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы

Работа с папкой

 

 

6.

3

«Все вместе»

Установление эмоц. контакта между обучающимся

Мячик, игрушки

«Волшебный мяч», «Хоровод»

 

 

7.

2

«Мой друг»

Установление доверительных отношений со сверстником

Воздушный шар, Муз. центр, диски, клубок ниток

«Шарик», «Птички», «Вместе»

 

 

8.

1

«Немного отдохнем»

Снижение эмоц. напряжения

Муз. центр, диски, мягкие игрушки

«Доброе животное», «Отдыхаем»

 

 

9.

5

«Умение составлять предложения»

Научить составлять предложение из карточек и просить желаемое

Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры

Работа с папкой, «Собери картинку», «Нарисуй», «Лабиринт».

 

 

10.

3

«Играем вместе»

Формирование навыков игры в паре

Настольная игра

«Золотой пруд»

 

 

11.

1

«Немного отдохнем»

Снижение эмоц. напряжения

Муз. центр, диски, мягкие игрушки

«Доброе животное», «Отдыхаем»

 

 

12.

3-4

«В гостях у мишки»

Формирование навыков игры в паре

Настольная игра

«Миша и мишка»

 

 

2 четверть

 

 

13.

3

«Умение составлять предложения»

Научить составлять предложение из карточек и просить желаемое

Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры

Работа с папкой, «Собери картинку», «Нарисуй», «Лабиринт».

 

 

14.

2-3

«Друзья»

Формирование умения взаимодействовать в паре

Клубок ниток, мячик, игрушки

«Клубочек»,

«Зайка»

 

 

15.

1

«Мы немножко отдохнём…»

Снижение эмоц. и мышечного  напряжения

Оборудование темной сенсорной комнаты

Сеанс релаксации «Полянка»

 

 

16.

2

«Подводный мир»

Развитие навыков совместной игры

Настольная игра

«Золотой пруд»

 

 

17.

4-5

«Соблюдение правил игры»

Формирование умения соблюдать правила парных игр.

Настольные игры, мяч, игрушки

«Делай как я», «Подводный мир»

 

 

3 четверть

 

 

18.

5-6

«Отвечаем на вопрос»

Формирование умения отвечать на вопрос «Что ты хочешь?»

Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры

Работа с папкой

 

 

19.

1

«Немного отдохнем»

Снижение эмоц. напряжения

Муз. центр, диски, мягкие игрушки

«Доброе животное», «Отдыхаем»

 

 

20.

5-6

«Умение комментировать»

Формирование умения отвечать на вопросы: «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?»

Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры

Работа с папкой

 

 

21.

3

«В гостях у мишки»

Формирование навыков игры в паре

Настольная игра

«Миша и мишка»

 

 

22.

4-5

«Различение вопросов»

Умение выбрать правильную карточку :»Я хочу» или «Я вижу»

Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры

Работа с папкой

 

 

23.

2

«Увлекательный песок»

Снятие эмоц. напряжения, умение работать в команде

Кинестетический песок

Игры с песком

 

 

24.

2-3

«Веселые эстафеты»

Побуждение к активным действиям

Муз. центр,

диски

«Догонялки»,

«Кто быстрей», «Черепашки»

 

 

25.

4-5

«Играем вместе»

Формирование навыков игры в паре

Настольная игра

«Золотой пруд»

 

 

26.

5

«Что вокруг нас»

Формирование умения комментировать

Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры

Работа с папкой

 

 

4 четверть

 

 

27.

5-6

«Просьба о помощи»

Формирование умения просить о помощи

Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры

Работа с папкой

 

 

28.

4

«Отвечаем на вопрос: Ты хочешь…?»

Формирование умения отвечать на вопрос «Ты хочешь…?» «да» или «нет»

Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры

Работа с папкой

 

 

 

 

29.

2

«Немного отдохнем»

Снижение эмоц. напряжения

Муз. центр, диски, мягкие игрушки

«Доброе животное», «Отдыхаем»

 

 

30.

3

«В гостях у мишки»

Формирование навыков игры в паре

Настольная игра

«Миша и мишка»

 

 

31.

5

«Просьба о перерыве»

Формирование умения просить о перерыве

Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры

Работа с папкой

 

 

32.

3

«Играем вместе»

Формирование навыков игры в паре

Настольная игра

«Золотой пруд»

 

 

 


 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка. На основании психологического диагноза и рекомендаций

Пояснительная записка. На основании психологического диагноза и рекомендаций

Организация работы: занятия проходят в подгруппах из двух человек, в кабинете психолога , 3-4 раз в неделю продолжительностью 20 мин

Организация работы: занятия проходят в подгруппах из двух человек, в кабинете психолога , 3-4 раз в неделю продолжительностью 20 мин

Основное содержание программы

Основное содержание программы

В данном разделе ученик учиться отвечать на задаваемые вопросы: «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что ты слышишь?», «Что это?»

В данном разделе ученик учиться отвечать на задаваемые вопросы: «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что ты слышишь?», «Что это?»

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Работа с папкой, «Собери картинку», «Нарисуй», «Лабиринт»

Работа с папкой, «Собери картинку», «Нарисуй», «Лабиринт»

Папка с карточками Pecs , вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры

Папка с карточками Pecs , вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры

Просьба о перерыве» Формирование умения просить о перерыве

Просьба о перерыве» Формирование умения просить о перерыве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2021