КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖНТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».
Рабочая программа развития важнейших навыков общения.
Составитель:
Педагог-психолог:
Коломиец В. В.
г. Петропавловск – Камчатский
Пояснительная записка.
На основании психологического диагноза и рекомендаций ПМПК составлена программа коммуникативного развития для детей с РДА.
Данная программа составлена на основе следующей программы: «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)». При составлении программы использовалась следующая литература: «Психология аномального развития ребенка» В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской, Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению».
Материал программы адаптирован к возможностям детей с диагнозом РДА, учитывает психофизиологические и возрастные особенности данного ребенка.
Цель программы: развитие важнейших навыков общения у детей с РДА.
Задачи:
- формирование эмоционального контакта у ребенка со специалистом и сверстниками.
-ориентация
аутичного ребенка во внешнем мире;
-
организация положительного взаимодействия ребенка и взрослого;
-развитие коммуникативного поведения путем организации коммуникативного взаимодействия;
- развитие умения привлекать внимание окружающих людей адекватным способом;
- формирование умения просить о желаемом предмете;
- развитие умения просить о помощи;
- развитие умения адекватно реагировать и отвечать на задаваемые вопросы;
- формирование умения комментировать окружающие события;
- формирование умения отказываться от предложенного предмета, действия;
Организация работы: занятия проходят в подгруппах из двух человек, в кабинете психолога, 3-4 раз в неделю продолжительностью 20 мин.
Организационная структура занятий
1. Приветствие.
Цель: создание положительного эмоционального фона и установление контакта с детьми.
2. Основная часть.
Данная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия и включает применение методик, приемов согласно целям и задачам программы.
Формы и методы работы: основной формой работы является подгрупповое занятие, в работе используются специально изготовленные карточки с изображением предметов и действий, альбом. Основное содержание подгрупповой работы составляют совместные игры, работа в парах.
3. Заключительная часть.
Цель: создание ситуаций взаимодоверия ребенка и окружающего мира и условий для последующего взаимодействия с ним. В этой части занятия ребенок может расслабиться и отдохнуть.
Формы и методы работы: совместные действия со взрослым, элементы игротерапии, сенсорные игры, пальчиковые игры, арт-терапия, релаксационные методы.
Игры и упражнения: «Надуем воздушный шарик», «Здравствуй пальчик», «Переложим крупу», «Проведем дорожки» и т.д.
Структура программы.
Программа состоит из четырех разделов, каждый из которых имеет свои отдельные цели и задачи. В каждом разделе используется альбом с набором карточек (PECS). Также параллельно в каждом разделе используются различные игры, требующие взаимодействие со сверстником, игры, устанавливающие контакт как между учителем, так и сверстником, арт-терапия, по мере требования проходят занятия, направленные на коррекцию эмоциональной сферы (релаксационные занятия в темной сенсорной комнате).
Основное содержание программы.
I раздел. «Как осуществлять общение»
Цель: формирование навыка просить желаемое
Задачи:
- развитие умения обращаться к собеседнику;
- развитие умения осуществлять направленное действие;
- развитие умения проявлять настойчивость;
- развитие умения привлекать внимание собеседника для получения, желаемого;
В данном разделе идет знакомство детей и обучение их использовать карточки PECS.
II раздел «Составление предложения».
Цель: составление фраз из нескольких слов.
Задачи:
- формирование умения составлять предложения из нескольких карточек;
- формирование умения осуществлять направленное действие;
- формирование умения комментировать свои действия;
- развитие восприятия различных свойств предметов.
В данном разделе продолжается ознакомления с разнообразным выбором карточек набора, пополняется словарный запас ребенка, с помощью карточек ребенок учиться составлять предложения и с помощью него просить желаемое действие или предмет, в процессе чего он учиться комментировать свои действия.
III раздел «Отвечаем на вопросы»
Цель: умение отвечать на задаваемые вопросы.
Задачи:
- формирование умения комментировать свои действия;
- развитие спонтанного комментирования.
В данном разделе ученик учиться отвечать на задаваемые вопросы: «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что ты слышишь?», «Что это?».
IV раздел «Дополнительные навыки общения».
Цель: развитие таких дополнительных навыков как: просьба о помощи, просьба о перерыве.
В данном разделе в ходе занятий для ребенка создаются ситуации и условия в которых ему необходимо попросить о помощи или перерыве. На занятиях используются различные задания по развитию психических процессов, также продолжается обучения детей совместным играм, выполнение совместных заданий.
Адресат.
Данная программа предназначена для подгрупповых занятий с учащимися специального «А» класса в течении одного года обучения.
Критерии усвоения программы.
- умение обращаться к собеседнику;
- умение выбирать карточку из альбома;
- умение отдавать карточку собеседнику;
- умение преодолевать расстояние для осуществления действия;
- умение выбирать желаемую карточку;
- умение составлять предложение из нескольких карточек;
- умение привлекать внимание окружающих людей адекватным способом;
- умение просить о желаемом предмете;
- умения комментировать свои действия;
- развитие умения адекватно реагировать и отвечать на задаваемые вопросы;
- формирование умения комментировать окружающие события;
- формирование умения отказываться от предложенного предмета, действия;
- умение просить о помощи;
- умение просить о перерыве.
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Кол-во занятий |
Тема |
Цель |
Оборудование |
Игры и упражнения |
Примечание |
|
||
1. |
9 |
Диагностика |
|
Комплект Семаго |
|
|
|
||
2. |
6-8 |
«Развитие навыка просить желаемое» |
Научить обучающегося просить желаемое |
Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы |
Работа с папкой |
|
|
||
3. |
1 |
«Немного отдохнем» |
Снижение эмоц. напряжения |
Муз. центр, диски, мягкие игрушки |
«Доброе животное», «Отдыхаем» |
|
|
||
4. |
5-6 |
«Развитие умения преодолевать расстояние для получение желаемого» |
Научить привлекать внимание другого человека для получения желаемого |
Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы |
Работа с папкой |
|
|
||
5. |
7 |
«Умение различать карточки» |
Развитие навыка выбора правильной карточки |
Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы |
Работа с папкой |
|
|
||
6. |
3 |
«Все вместе» |
Установление эмоц. контакта между обучающимся |
Мячик, игрушки |
«Волшебный мяч», «Хоровод» |
|
|
||
7. |
2 |
«Мой друг» |
Установление доверительных отношений со сверстником |
Воздушный шар, Муз. центр, диски, клубок ниток |
«Шарик», «Птички», «Вместе» |
|
|
||
8. |
1 |
«Немного отдохнем» |
Снижение эмоц. напряжения |
Муз. центр, диски, мягкие игрушки |
«Доброе животное», «Отдыхаем» |
|
|
||
9. |
5 |
«Умение составлять предложения» |
Научить составлять предложение из карточек и просить желаемое |
Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры |
Работа с папкой, «Собери картинку», «Нарисуй», «Лабиринт». |
|
|
||
10. |
3 |
«Играем вместе» |
Формирование навыков игры в паре |
Настольная игра |
«Золотой пруд» |
|
|
||
11. |
1 |
«Немного отдохнем» |
Снижение эмоц. напряжения |
Муз. центр, диски, мягкие игрушки |
«Доброе животное», «Отдыхаем» |
|
|
||
12. |
3-4 |
«В гостях у мишки» |
Формирование навыков игры в паре |
Настольная игра |
«Миша и мишка» |
|
|
||
2 четверть |
|
|
|||||||
13. |
3 |
«Умение составлять предложения» |
Научить составлять предложение из карточек и просить желаемое |
Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры |
Работа с папкой, «Собери картинку», «Нарисуй», «Лабиринт». |
|
|
||
14. |
2-3 |
«Друзья» |
Формирование умения взаимодействовать в паре |
Клубок ниток, мячик, игрушки |
«Клубочек», «Зайка» |
|
|
||
15. |
1 |
«Мы немножко отдохнём…» |
Снижение эмоц. и мышечного напряжения |
Оборудование темной сенсорной комнаты |
Сеанс релаксации «Полянка» |
|
|
||
16. |
2 |
«Подводный мир» |
Развитие навыков совместной игры |
Настольная игра |
«Золотой пруд» |
|
|
||
17. |
4-5 |
«Соблюдение правил игры» |
Формирование умения соблюдать правила парных игр. |
Настольные игры, мяч, игрушки |
«Делай как я», «Подводный мир» |
|
|
||
3 четверть |
|
|
|||||||
18. |
5-6 |
«Отвечаем на вопрос» |
Формирование умения отвечать на вопрос «Что ты хочешь?» |
Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры |
Работа с папкой |
|
|
||
19. |
1 |
«Немного отдохнем» |
Снижение эмоц. напряжения |
Муз. центр, диски, мягкие игрушки |
«Доброе животное», «Отдыхаем» |
|
|
||
20. |
5-6 |
«Умение комментировать» |
Формирование умения отвечать на вопросы: «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?» |
Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры |
Работа с папкой |
|
|
||
21. |
3 |
«В гостях у мишки» |
Формирование навыков игры в паре |
Настольная игра |
«Миша и мишка» |
|
|
||
22. |
4-5 |
«Различение вопросов» |
Умение выбрать правильную карточку :»Я хочу» или «Я вижу» |
Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры |
Работа с папкой |
|
|
||
23. |
2 |
«Увлекательный песок» |
Снятие эмоц. напряжения, умение работать в команде |
Кинестетический песок |
Игры с песком |
|
|
||
24. |
2-3 |
«Веселые эстафеты» |
Побуждение к активным действиям |
Муз. центр, диски |
«Догонялки», «Кто быстрей», «Черепашки» |
|
|
||
25. |
4-5 |
«Играем вместе» |
Формирование навыков игры в паре |
Настольная игра |
«Золотой пруд» |
|
|
||
26. |
5 |
«Что вокруг нас» |
Формирование умения комментировать |
Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры |
Работа с папкой |
|
|
||
4 четверть |
|
|
|||||||
27. |
5-6 |
«Просьба о помощи» |
Формирование умения просить о помощи |
Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры |
Работа с папкой |
|
|
||
28. |
4 |
«Отвечаем на вопрос: Ты хочешь…?» |
Формирование умения отвечать на вопрос «Ты хочешь…?» «да» или «нет» |
Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры |
Работа с папкой |
|
|
|
|
29. |
2 |
«Немного отдохнем» |
Снижение эмоц. напряжения |
Муз. центр, диски, мягкие игрушки |
«Доброе животное», «Отдыхаем» |
|
|
||
30. |
3 |
«В гостях у мишки» |
Формирование навыков игры в паре |
Настольная игра |
«Миша и мишка» |
|
|
||
31. |
5 |
«Просьба о перерыве» |
Формирование умения просить о перерыве |
Папка с карточками Pecs, вспомогательные предметы, мозаики, карандаши, развивающие игры |
Работа с папкой |
|
|
||
32. |
3 |
«Играем вместе» |
Формирование навыков игры в паре |
Настольная игра |
«Золотой пруд» |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.