Развитие вокально-хоровых навыков при помощи логопедической ритмики на уроках музыки в начальной школе
Оценка 4.8

Развитие вокально-хоровых навыков при помощи логопедической ритмики на уроках музыки в начальной школе

Оценка 4.8
docx
12.05.2022
Развитие вокально-хоровых навыков при помощи логопедической ритмики на уроках музыки в начальной школе
Развитие вокально-хоровых навыков при помощи логопедической ритмики на уроках музыки.docx

Развитие вокально-хоровых навыков при помощи логопедической ритмики на уроках музыки в начальной школе

 

Филипченко А.Е.

Научный руководитель Киреева Т.Л.,

Преподаватель,

Теория и методика преподавания

музыкального воспитания в школе,

категория 1

 

Новосибирский Педагогический Колледж № 1 им. А.С. Макаренко, студент, 3 курс, специальность 53.02.01 «Музыкальное образование», Новосибирская область, г. Новосибирск

 

Современный урок музыки – это насыщенный и интересный урок, сочетающий в себе разные виды музыкальной деятельности, такие как – слушание, пение, инструментальное музицирование, двигательно-ритмическая целенаправленная активность. Эти виды музыкальной деятельности раскрываются учителем с помощью методов и приемов, помогающих школьникам в полной мере познакомиться с новыми знаниями, освоить музыкальные умения и навыки, а также позаботиться о своем психическом и физическом здоровье.

Главным приоритетом любого учебного занятия является здоровьесбережение. Любая активность обучающихся должна быть направлена на совершенствование или развитие их психо-физического здоровья и ни в коем случае не должна приносить вред. Познавательная, развивающая деятельность и здоровьесберегающая технология совмещены в логопедической ритмике. Этот комплекс упражнений и методических разработок направлен не только на корректирование дефектов речи (что касается логопедии), но и в полной мере развивает музыкальные способности детей, главным образом вокальные и хоровые навыки.

В настоящее время очень часто мы сталкиваемся с нарушениями речи у дошкольников и младших школьников. Эта проблема носит глобальный характер и именно поэтому необходимо находить новые способы профилактики речевых нарушений. Актуальность данной работы заключается в нахождении информации о логопедической ритмике, методы которой будут применимы для решения учебных задач (формирование певческих навыков, развитие основных музыкальных способностей), а также могут оказывать профилактическое и здоровьесберегающее влияние на младших школьников.

Целью данной статьи является изучение влияния логоритмических упражнений на развитие вокально-хоровых навыков.

Объект – процесс развития вокально-хоровых навыков у обучающихся на уроках музыки.

Предмет – логоритмические  упражнения как средство развития вокально хоровых навыков.

Задачи:

1.      Определить  педагогические условия, способствующие формированию и развитию вокально-хоровых навыков при использовании логоритмических упражнений.

2.     Рассмотреть и проанализировать понятие и значение логоритмических упражнений в развитии  вокально-хоровых навыков  у младших школьников.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) представляет собой совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования, требований к структуре, результатам и условия реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [1;1].

Требования ФГОС предусматривают обязательное участие здоровьесберегающей педагогики при реализации любого образовательного процесса.

Здоровьесберегающая образовательная среда, как элемент здоровьесберегающей педагогики, представляет собой условия и взаимодействие всех участников образовательного процесса, основанные на разумном приоритете ценности здоровья и технологически обеспечивающие его реализацию в учебно-воспитательной работе [2].

Под понятием «здоровьесберегающие технологии» рассматривается    совокупность методов, приёмов и средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся при осуществлении воспитательного и образовательного процессов.

Здоровьесберегающие технологии должны соответствовать принципам здоровьесбережения. Ниже представлены основные принципы здоровьясбережения, сформулированные кандидатом медицинских наук, профессором в области психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья – Никитой Константиновичем Смирновым:

• «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

1. Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

2. Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

4. Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

5. Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

6. Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

7. Ответственность за свое здоровье – у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, тогда он реализует свое знания, умения и навыки по сохранности здоровья [3].

Для того чтобы развить и скорректировать формирование речевых и певческих навыков у младших школьников, существуют разные виды здоровьесберегающих технологий, которые определены спецификой образовательной деятельности. Рассмотрим сферу музыкального образования, а именно, один из видов здоровьесберегающих технологий, элементы которого применяются на уроках музыки у младших школьников.

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение [4].

Эти аспекты логоритмики, применяемые в совокупности, дают возможность скорректировать речевые нарушения у ребёнка, преодолеть физическую (двигательную) скованность, а также развить музыкально-ритмические способности.

Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений [5; 80].

Логоритмические упражнения представляют собой сочетание целенаправленных движений и специально разработанного речевого материала, которое направлено на корректировку или развитие речевых и двигательных навыков, умений ребёнка. Регулятором движений выступает музыкально-ритмический компонент. Он состоит из ритмики и музыкального восприятия.

Ритмика – это один из важнейших элементов физического и художественного воспитания ребёнка. Она представляет собой движения, подчинённые ритму, выполняемые под музыкальное сопровождение. Применение ритмики на уроках музыки способствует развитию:

·        чувства ритма;

·        музыкального слуха;

·        музыкальной памяти;

·        ощущения темпа музыкального произведения;

·        выразительности и четкости движений;

·        передачи эмоций и характера через движения.

Для развития и совершенствования двигательных навыков в ритмике используются следующие виды музыкально-ритмических движений:

·        бег:

·        прыжки;

·        элементы художественной гимнастики;

·        хореографические элементы;

·        имитационные движения;

·        игровые упражнения [6; 8].

Во-первых, ходе логоритмических упражнений осуществляется координация процесса дыхания – основополагающего процесса в жизнедеятельности человека. Для преодоления речевых нарушений необходимо учитывать правильность осуществления неречевого и речевого дыхания учащимися. Неречевое, то есть, физиологическое дыхание осуществляется инстинктивно. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание осуществляется произвольно – за коротким вдохом следует пауза, а за ней продолжительный выдох, который является источником формирования звуков. Правильное речевое дыхание позволяет рационально расходовать выдыхаемый воздух, обеспечивая хорошее звукообразование, сбалансированную динамику (громкость) речи, развитие навыков владения чёткостью, плавностью, интонацией и выразительностью речи [7].

Во-вторых, логоритмические упражнения способствуют развитию артикуляционной моторики и укреплению мимической мускулатуры, а также обеспечивает формирование фонематической системы у ребёнка. Правильно развитая артикуляционная моторика и крепкая мимическая структура будут способствовать воспроизведению выразительной речи ребёнком, а также позволит ему точнее воспринимать и осознавать речь других людей.

Важнейшим компонентом логопедической ритмики является музыка. Так, логоритмика обеспечивает развитие способностей, связанных с музыкальной деятельностью, а именно: слухового внимания в сочетании с двигательной памятью; ощущения мелодико-интонационного строя речи и музыкальных произведений; певческих навыков, темпо-ритмического восприятия [8].

Являясь компонентом логоритмики, музыка помогает осуществлять развитие и коррекцию речевых нарушений. Музыка оказывает большое влияние на реализацию движений. С помощью восприятия детьми музыкально-выразительных средств в музыкальных произведениях,  улучшается качество реализации двигательной активности. Движения становятся более выразительными, ритмичными и чёткими или же плавными и слитными, в зависимости от характера предложенного произведения. Эта эмоциональная окрашенность движений обеспечивает детям свободу выражения своих внутренних ощущений в реальных действиях, избавляет от двигательной и психо-эмоциональной скованности. Благодаря музыке создаются определённые образы, которые способствуют развитию мимики и пантомимики у детей.

Логоритмические упражнения широко применяются на музыкальных занятиях, благодаря оздоровительной и развивающей, укрепляющей речь и двигательный аппарат функции. Они играют ключевую роль в развитии певческих способностей и навыков, включающих в себя звукообразование, дыхание и дикцию. Правильное осуществление дыхательного процесса создаёт благоприятные условия для вокального исполнительства, так как дыхание – один из основных факторов образования голоса [9].

Сформированность артикуляционного аппарата, а также правильная постановка дикции при воспроизведении речи даёт основу для оформленного, внятного звучания слов при их вокализации.

Значение логопедической ритмики как здоровьесберегающей технологии на уроках музыки колоссально. Тесная связь ключевых компонентов логопедической ритмики: движения, слова и музыки в совокупности составляют крепкую оздоровительную, здоровьесберегающую технологию, способствующую коррекции речевых нарушений, формированию двигательного и артикуляционного аппарата, развитию певческих способностей, а также укреплению физического, психо-эмоционального и социального здоровья ребёнка.

Обобщая вышесказанное, хочется акцентировать внимание на том, что использование различных элементов логоритмики на уроках музыки имеет большое значение для осуществления полноценного учебного процесса. Применяя логоритмику в качестве оздоровительного и здоровьесберегающего комплекса упражнений, мы сохраняем психическое и физическое здоровье детей, а также стимулируем целенаправленную двигательную активность учащихся в процессе учебной деятельности. Используя логопедическую ритмику, как о комплекс упражнений, направленных на развитие музыкальных и ритмических способностей, мы способствуем более качественному формированию вокально-хоровых навыков у младших школьников.

 

Источники

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – 2009г. №373

2.     Современная здоровьесберегающая образовательная среда как условие для повышения качества образования /  Электронный ресурс / Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/366596-sovremennaja-zdorovesberegajuschaja-obrazovat

3.     Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы: Методическая библиотека / 2003г.

4.     Логоритмика - один из видов здоровьесберегающих технологий / Электронный ресурс / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/09/15/logoritmika-odin-iz-vidov-zdorovesberegayushchih-tehnologiy

5.     Анищенкова Е.С., Мирясова В.И. «Уроки логопеда для всей семьи», «Издательство Астрель» 2008г.

6.     Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», «Просвещение» 1985г.

7.     Автушенко П.А. «Формирование речевого дыхания на логопедической ритмике» / Электронный ресурс / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/09/27/formirovanie-rechevogo-dyhaniya-na-logopedicheskoy-ritmike

8.     Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников / Электронный ресурс / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/09/04/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-primenenie-logoritmiki-v-muzykalnoy

9.     Горячёва Ю.А. «Дыхание в пении как основа вокального исполнительства» / Электронный ресурс / Режим доступа: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/05/02/dyhanie-v-penie-kak-osnova-vokalnogo


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие вокально-хоровых навыков при помощи логопедической ритмики на уроках музыки в начальной школе

Развитие вокально-хоровых навыков при помощи логопедической ритмики на уроках музыки в начальной школе

Целью данной статьи является изучение влияния логоритмических упражнений на развитие вокально-хоровых навыков

Целью данной статьи является изучение влияния логоритмических упражнений на развитие вокально-хоровых навыков

Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса

Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса

Логоритмические упражнения представляют собой сочетание целенаправленных движений и специально разработанного речевого материала, которое направлено на корректировку или развитие речевых и двигательных навыков, умений ребёнка

Логоритмические упражнения представляют собой сочетание целенаправленных движений и специально разработанного речевого материала, которое направлено на корректировку или развитие речевых и двигательных навыков, умений ребёнка

Во-вторых , логоритмические упражнения способствуют развитию артикуляционной моторики и укреплению мимической мускулатуры, а также обеспечивает формирование фонематической системы у ребёнка

Во-вторых , логоритмические упражнения способствуют развитию артикуляционной моторики и укреплению мимической мускулатуры, а также обеспечивает формирование фонематической системы у ребёнка

Обобщая вышесказанное, хочется акцентировать внимание на том, что использование различных элементов логоритмики на уроках музыки имеет большое значение для осуществления полноценного учебного процесса

Обобщая вышесказанное, хочется акцентировать внимание на том, что использование различных элементов логоритмики на уроках музыки имеет большое значение для осуществления полноценного учебного процесса

Горячёва Ю.А. «Дыхание в пении как основа вокального исполнительства» /

Горячёва Ю.А. «Дыхание в пении как основа вокального исполнительства» /
Скачать файл