Развитие воображения средствами сказки у детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.7

Развитие воображения средствами сказки у детей старшего дошкольного возраста

Оценка 4.7
docx
12.12.2023
Развитие воображения средствами сказки у детей старшего дошкольного возраста
Развитие воображения средствами сказки у детей дошкольного возраста.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

 

 

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ СКАЗКИ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

 

Разработчик – Попова С. В.,

                    преподаватель филологических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Николаевск-на-Амуре

2023

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Теоретические основы развития воображения………………………………..5

1.1 Сущность понятия «воображение»…………………………………………..5

1.2 Особенности воображения у дошкольников……………………………......8

2 Организация развития воображения средствами сказки у старших дошкольников……………………………………………………………………11

2.1 Сказка как средство развития воображения…………………………….....11

2.2 Методы и приемы развития воображения на основе использования сказки как жанра художественной литературы………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованных источников…………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

     Творческое воображение является одним из важнейших психических процессов в жизни каждого человека и особенно дошкольников. Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. С помощью него человек способен выходить за рамки имеющегося опыта и текущего момента времени, что позволяет находить множество вариантов выходов из любой ситуации. В старшем дошкольном возрасте воображение носит активный характер, в нем проявляются элементы творчества. Одним из средств развития воображения у детей старшего дошкольного возраста являются сказки.

Вопрос о развитии творческого воображения детей неоднократно поднимался ведущими педагогами, психологами, теоретиками и практиками, среди которых Ю.В. Борисов, Л.С. Выготский, С.Д. Владычко, Л.В. Вундт, Л.Н. Коган, Ф. Матвеева, А.Л. Мищенко Р.С. Немов, Б.М. Теплов, С. Рубинштейн и многие другие. Л.С. Выготский говорил, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Л.С. Рубинштейн утверждал, что без воображения невозможен бы был любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата. В этом он видел основное значение воображения. Он говорил, что без воображения невозможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. По его мнению, воображение связано со способностью и необходимостью творить новое. [3, c.14]

Влияние сказки на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста исследовалось такими авторами как, Л.А. Венгер, Н.Н. Кондратьева, Н.А. Короткова, Ю.А. Лебедева, Н.Я. Михайленко, С.Н. Николаева. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

При использовании определенных методов и приемов сказка может создать необходимые условия для развития творческого потенциала и эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение. Таким образом, тема исследования актуальна.

Цель работы - изучить влияние сказки на развитие воображения у детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс развития воображения у дошкольников.

Предмет исследования - сказка как средство развития воображения.

Задачи исследования:

1 Изучить теоретические основы заявленной темы, проанализировать взгляды исследователей по данному вопросу.

2 Определить жанровые особенности сказки и ее значение для развития воображения;

3 Охарактеризовать методы и приемы развития воображенияна основе использования сказки как жанра художественной литературы.

Теоретическая значимость работы состоит в обобщении материала по данному вопросу, выстраивании системного взгляда на процесс развития воображения средствами сказки у детей старшего дошкольного возраста.

Структура курсовой работы определена целями и задачами исследования и состоит из ведения, двух глав (теоретическая часть, раскрывающая часть), заключения, списка использованных источников.

 

 

 

1     Теоретические основы развития воображения

 

1.1    Сущность понятия «воображение»

 

 

Воображение привлекает все больше внимания специалистов в самых различных областях человеческой деятельности: о его роли говорят педагоги и конструкторы, художники и артисты.

Исследователи сходятся во мнении, что воображение — один из любопытнейших психических процессов, определяющих поведение человека и его индивидуальность.

Воображение, или фантазия принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии — коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение.

«Воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее.

Воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению».

С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме». [11, с. 348]

Основной признак процесса воображения в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

Воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика.

Воображение позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения.

Воображение может быть пассивным, в этом случае фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются.

Человек может вызвать пассивное воображение намеренно, представить то, что никогда не воплотит в жизнь, и эти образы называются грезами.

В грезах мы соединяем наши потребности с нашей фантазией. В процессах воображения у человека не должны преобладать грезы, в противном случае возникает дефект развития личности, свидетельствующий о ее пассивности.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит в основном при ослаблении деятельности сознания, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.

Пассивное воображение можно подразделить на преднамеренное и непреднамеренное.

Активное воображение - творческое и воссоздающее.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре.

Воображение, фантазия — это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

Наиболее элементарная форма синтезирования образов — агглютинация — предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках), она используется и в техническом творчестве.

Близка агглютинации как форме преобразования представления гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан и «мальчик с пальчик»), но и изменением количества частей предмета или их смещением (драконы с семью головами).

Возможный путь создания образа фантазии — подчеркивание каких-либо признаков. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры. В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, это способствует схематизации (орнамент, элементы которого взяты из растительного мира). Наконец, синтез представления в воображении может быть произведен при помощи типизации, широко используемой в художественной литературе, скульптуре, для которых характерно выделение существенного в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

Творческий процесс предполагает возникновение множества ассоциаций. Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника, хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями.

 

 

1.2 Особенности воображения у дошкольников

 

 

Воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее. Отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения.

В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

зрелость – подчинение воображения интеллекту. [13, с.28]

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В своей книге О.М. Дьяченко пишет: «Воображение младшего дошкольника еще как бы приковано к предмету. Он начинает игру на основе тех предметов, которые видит, которые может обыграть. Если на его пути попадаются камушки, шишки, то наверняка начнется игра в приготовление обеда. Воображение младших детей идет еще за явно видимым, за предметами, которые привлекают их внимание. Поэтому младшие дети предпочитают яркие, предметно оформленные игрушки: куклы, машины и прочее». [3, с.31]

Отличительной чертой воображения во всех видах деятельности ребенка является полное отсутствие предварительного замысла.

В 4–5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Эта особенность развития воображения играет совершенно особую роль, так как именно благодаря ей появляется возможность создавать свои первые законченные произведения.

Когда же у старшего дошкольника появляется возможность действовать по заранее продуманному плану, по замыслу, очень важно развивать эту возможность, помогать ребенку не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие и несложные, но свои произведения: сказки, выдуманные истории.

В 6–7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно - манипулятивная деятельность; разные виды деятельности.

        Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее. Отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения.

 

 

 

 

 

 

 

2 Организация развития воображения средствами сказки у старших дошкольников

 

2.1 Сказка как средство развития воображения

 

 

Сказки – прекрасное творение искусства слова. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений.

Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. В ней есть обязательно фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают; на первый взгляд, обыкновенные предметы оказываются волшебными...

Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. Народная сказка ярко демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

Литературовед В.П. Аникин замечает: «Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты». [1. c.5]

Разные ученые давали множество определений этому жанру. Исследователей волновали такие проблемы, как понимание фантастического вымысла в сказке; считать ли сказкой вообще любой фантастический рассказ или выделять в устной народной прозе и другие её виды – не сказочную прозу.

Профессор Ленинградского государственного университета В.Я. Пропп (1895-1970) вошел в историю мировой филологической науки ХХ века как один из наиболее значительных теоретиков и исследователей. Он исследовал исторические корни сказки, его работы о сказке были переведены на многие языки и известны каждому фольклористу.

В.Я. Пропп пишет: «Эмпирически все мы как будто очень хорошо знаем, что такое сказка и имеем о ней более или менее ясное представление. Мы, может быть, храним о ней поэтические воспоминания, помним её с детства. Мы интуитивно чувствуем её обаяние, наслаждаемся её красотами, смутно понимаем, что перед нами что-то очень значительное. Короче говоря, в понимании и оценке сказки нами руководит поэтическое чутьё». [12. c.23]

Так каково же определение сказки? Некоторые исследователи сказкой называли всё, что сказывалось.

Академик Ю.М. Соколов отмечает, что под народной сказкой в широком смысле этого слова понимается устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера. [9, с.23]

Одно из определений, принятых в Европе, звучит так: под сказкой со времён Гердера и братьев Гримм понимается рассказ, основанный на поэтической фантазии, в особенности из волшебного мира, история, не связанная с условиями действительной жизни, которую во всех слоях общества слушают с удовольствием, даже если находят её невероятной и недостоверной.

Но в этом определении замечаются слабые стороны:

-   определение слишком широко – на поэтической основе и фантазии основано любое литературно-художественное произведение;

- в большинстве сказок нет волшебства;

- даже самые фантастические сказки возникают на почве действительности разных эпох;

- народ считает сказку всегда вымышленной.

Значит, необходимо более усовершенствованное определение сказки Крупнейший собиратель и исследователь сказки А.И. Никифоров пишет: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением». [10. c.7]

Никифоров указал на «три существенных признака» сказки:

- установка на развлечение слушателей;

- необычное в бытовом плане содержание;

- особая форма её построения.

Известный советский сказковед Э.В. Померанцева приняла эту точку зрения. Более ста лет назад пытались определить сказку К.С. Аксаков и А.Н. Афанасьев. Аксаков считал, что самое характерное для сказок – вымысел, причём сознательный вымысел. Но Афанасьев не согласился с этой трактовкой. Он считал, что сказка не пустая складка, в ней нет нарочно сочиненной лжи, намеренного уклонения от действительного мира.

Как можно заметить, сколько учёных исследователей, столько и существует мнений по поводу определения понятия «сказки». Поэтому до сих пор и нет единого определения, принятого всеми исследователями.

Обобщая все представления о жанре сказки, можно выделить основныеее признаки:

- развлекательность – стоит в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым исследователем Никифоровым, а именно необычностью события, составляющего содержание сказки;

- специальное композиционно-стилистическое построение - сказка отличается специфической для неё поэтикой.

Принята такая классификация сказок:

1     Сказки о животных.

2     Сказки бытовые.

3     Волшебные сказки.

4     Кумулятивные.

В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. Начинается волшебная сказка с того, что главный герой по тем или иным причинам уходит из родного дома, а затем - и из обычного мира. Все, что совершает персонаж волшебной сказке, чаще всего происходит в чужом, странном мире: в медном, серебряном, золотом царстве, или в далеком тридевятом царстве, тридесятом государстве.  Мир волшебной сказки - мир многобожия, т.е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. Священника в волшебной сказке не встретишь - все колдуны да ведьмы. Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Новеллистической чаще всего называют бытовую сказку. Она точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Правда соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. Например, жестокую царицу исправляют тем, что на несколько дней меняют местами с женой драчуна-сапожника. Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. Неудачи преследуют в сказке всех, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его, обижал. Мужик берет верх над барином, работник - над попом, солдат - над генералом, а младший, обиженный в семье - над самодурами-стариками. Начало сказки соответствует действительному, несправедливому положению дел, а конец обязательно разрушает эту несправедливость.

Кумулятивные (цепевидные) сказки строятся на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо «нагромождение» (Теремок»), либо «цепь» («Репка), либо последовательный ряд встреч («Колобок») или же «отсылок» («Петушок и бобовое зернышко»). В русском фольклоре кумулятивных сказок немного. Кроме особенностей композиции они отличаются стилем, богатством языка, зачастую тяготея к рифме.

Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Итак, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства. Трудно переоценить их роль и в развитии воображения дошкольников. Во-первых, потому, что сказки более других произведении фольклора известны детям. Жизнеутверждающая идея сказок, их оптимизм вызывает у детей ответные чувства. Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Герои сказок летают на коврах-самолетах, в одну ночь осушают болота, строят дворцы, побеждают чудовищ и в то же время ничем не отличаются от обычных людей: крестьян, ремесленников, простых тружеников. Это удивительное сочетание правды и вымысла особенно нравится детям. Первое впечатление долго сохраняется, помогая детям понять и оценить не только сказки, но другие литературные произведения. Характеризуя эту особенность детского восприятия, В.Г. Белинский писал, «...посмотрите, как сильно у детей стремление ко всему фантастическому, как жадно слушают они рассказы о мертвецах, привидениях, волшебстве. Что это доказывает? - потребность бесконечного, предощущение таинства жизни, начало чувства поэзии».

Сказки составляют для ребенка особый мир, который дети воспринимают активно:

1 Создается впечатление, что в структуре сказки ребенок видит структуру собственного воображения и что он в то же время его в себе развивает, создавая одно из необходимейших средств познания мира, овладения реальностью.

2 В процессе слушания сказки происходит знакомство с родным языком. Мы никогда не сможем уловить тот миг, когда ребенок, слушая сказку, впитывает ее, овладевает нормами родного языка, обогащает свои словарный запас.

3 Сказка помогает развивать мышление ребенка, устанавливает разного рода связи: «я и другие», «я и вещи», «вещи подлинные и выдуманные». Сказка нужна ребенку для того, чтобы создать себе представление о пространстве («далеко - близко») и о времени («давно-сейчас», «сначала-потом», «вчера-сегодня-завтра»).

Между природой сказки и природой ребёнка есть органическая связь. Так думает исследователь фольклора М.А. Никитина. Этого же мнения придерживается и В.Г. Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка, и находящимся вне его, миром действительности». [2, с.6]

Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения, умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказочной фантастике. Сказка увлекает ребёнка, она смотрит на мир как бы его глазами, приноравливается к его понятиям. Конечно, маленького ребенка очень увлекает красочность описаний или занятность внешних положений, в которые поддают действующие лица, но уже очень рано его начинает занимать также внутренняя, смысловая сторона повествования. Постепенно ему открывается идейное содержание художественного произведения.

В.А. Сухомлинский считал, что сказочные образы ярко эмоционально окрашены, а ребёнок мыслит образами. «Определённая группа нейронов коры полушарий его мозга воспринимает образы (картины, предметы, явления, слова) окружающего мира через тончайшие нервные клетки – так, как через каналы связи–сигналы. Нейроны «обрабатывают» эту информацию, систематизируют её, группируют, составляют, сравнивают, а новая информация в это время поступает, её надо снова и снова воспринимать и «обрабатывать». Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально они работать могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться». [17. с.30]

В детстве сила сопереживания очень велика, потому что ребята ставят себя на место героя, будто всё, что в сказке, происходит с ними. Именно поэтому этот возраст особенно благоприятен для начала развития у ребенка стремления сопоставлять себя с литературными персонажами. Для этого в беседах, когда это уместно, желательны прямые обращения к жизни ребенка.

Детское воображение и фантазия постоянно нуждаются в пище. И ее щедро питают книги.

 

 

 

 

 

 

2.2 Методы и приемы развития воображения на основе использования сказки как жанра художественной литературы

 

 

По мнению Л.А. Лебедевой, эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми. [30. с.40]

Основными методами и приемами развития творческого воображения дошкольников являются:

- наглядные методы и приемы (использование схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ мультфильмов, видеофильмов);

- словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, комментирование, чтение художественной литературы и т.д.);

- игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры по сказкам), игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и другие).

Е.А. Алябьева считает, что все эти методы в процессе работы с детьми используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. В нашем случае, очень большую роль играют словесные методы, так как дети рассказывают сказки, дополняют своими воображаемыми ситуациями, придумывают другую концовку, комментируют содержание сказок.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. У детей начинает развиваться воображение, они начитают осознанно относиться к авторскому слову, замечают особенности языка.

Проведение занятий по развитию воображения на основе сказкии его построение зависит от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.

В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова.Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию сказки, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно обратиться к жанру текста, назвать вид сказки.

 Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия развития воображения.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

На таких занятиях используются словесные методы и приемы развития творческого воображения, к которым можно отнести следующие.

Прием «Заканчиваем сказку». Суть его: ребенок должен придумать окончание к сказке по прочитанному началу. Если возникают трудности, ребенку задаются уточняющие вопросы, побуждающие его обдумывать свой ответ.Цель: развивать логическое мышление, воображение, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.

Прием «Рассказ о персонаже». Суть его – в придумывании персонажа сказки с определенным характером, поступками, и действиями. Цель - формирование нравственных качеств, а также навыков межличностного общения со взрослыми и сверстниками.

Ребенку предлагается придумать собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Он создает герою трудности, окружает другими персонажами, с которыми герой будет взаимодействовать. Ребенок должен описать действия главного героя и результат, к которому он в итоге придет. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки, какие выводы сделал. А затем придумать название собственной сказки.

Прием: «Сказка о любимой игрушке».

Для сочинения сказки нужно предложить ребенку придумать необычную сказку с участием любимой игрушки. Начать сказку можно такими словами: "Жила-была …".

В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения. Можно предложить сделать рисунок к сказке, попросите рассказать (показать) сказку об игрушках бабушке или пришедшим в гости друзьям.

Кроме того, можно использовать приемы «Перевирание сказки» и «Расскажи сказку наоборот».

Наглядный метод используется при рассматривании иллюстраций в книжках, видеофильмов.

Игровые методы и приемы используются после прочтения сказки, например, литературные игры («Угадай персонажа по описанию», «Доскажи словечко», «Собери картинку», «К какому произведению иллюстрация?»). Также используются режиссерские игры, сюжетно-ролевые или театрализация по сказке.

Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка, или же в нашем случае какая-то сказка. В режиссерской игре можно предложить ребенку разыграть сказку, которую мы читали, только с другим концом. При этом активно развивается воображение, речь и т.д.

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «примеряют» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. Это, в некотором роде, театральное представление

Применение методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста стимулирует их к поиску истины и сути, совместному решению проблемных ситуаций. Развитию творческого воображения способствует каждый из методов ТРИЗ, но отдельно можно выделить типовые методы и приемы работы, цель которых: научить детей делать фантастические преобразования объекта по какому-либо признаку - увеличение-уменьшение, - дробление-объединение, - оживление-окаменение, - специализация-универсализация, - преобразование свойств времени, - приём «Наоборот». В процессе использования ТРИЗ-технологии для ребёнка создаётся ситуация успеха, происходит взаимообмен результатами решения и решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.

Существует ряд инновационных методов и приемов, направленных на визуализацию сказочных образов. Визуализация заключалась в материальном воплощении продуктов воображения в виде аппликаций, коллажей, рисунков, декораций, схем и пр. Использование такого метода позволяло конкретизировать образ, сделать его более четким и целостным.

Аппликация является одним из наиболее простых способов создания художественных работ, который можно использовать для развития воображения после прочтения какой-либо сказки. Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с разнообразными материалами, разными видами тканей, бумаги, кожи, соломы, которые обладают своими свойствами. Они обогащают представления детей об окружающем мире и создают почву для фантазии. С этой же целью используется и лепка, благодаря которой возможно применение следующих приемов развития творческого воображения.

1 Подбор и соединение определенных черт предметов или явлений -  комбинирование-не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт ребенка.

2 Акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

3 Реконструкция, когда по части, признаку, свойству «осмысливается» целостная структура образа.

4 Аллитерация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек - зверь или человек – птица. Образ человека-зверямы находим в таких сказках, как: «Аленький цветочек»С.Т. Аксакова – (заколдованный принц в облике зверя лесного);«Красавица и чудовище»Ш. Перро; «Сказке о царе Салтане…» А.С. Пушкина (превращение князя Гвидона в муху, шмеля, комара); «Приключения Незнайки в Солнечном городе» Н.Носова  (превращение коротыша Листика в ослика).

5 Гиперболизация - это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Например, сказки Дж. Свифта «Гулливер в стране лилипутов»; Х.К. Андерсена «Дюймовочка»; Ш. Перро «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик».

Таким образом, развитие процесса воображения через сказку можно разделить на следующие этапы:

1 Развитие воображения с помощью воссоздания рисунков после прочтения сказок.

2 Умение обогащать с помощью сказок простые воссоздающие образы с использованием метода детализации (описание героев и предметов).

3 Развитие умения создавать после прочтения сказки простые образы с помощью метода противопоставления (умение мысленно наделять предмет или героя противоположными качествами).

4 Развитие умения в создании сложного образа, - установления смысловых и ассоциативных связей между героями, ситуациями, предметами (сочинение сказок по схеме, которые выбраны случайно или целенаправленно).

Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные утренники и развлечения. Театральные постановки.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с авторской литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

Свое отношение к сказкам, фантастике и приключенческой сказке дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.

Наряду с другими методами, можно использовать творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки. Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.

 

 

Заключение

 

 

Воображение связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое.

Основной признак процесса воображения в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления.

Воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития, индивидуальных особенностей личности, и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно - манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В процессе развития ребенка развивается и воображение.

Развитие воображения ребенка требует особого внимания потому, что в детском творчестве проявляется личность ребенка, его эмоции, чувства, настроения и отношения с окружающим его миром...

Сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение.

Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения, умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказочной фантастике. Сказка увлекает ребёнка, она смотрит на мир как бы его глазами, приноравливается к его понятиям.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. // Российская газета – 25.11. 2013 г. - № 265

2 Концепция дошкольного воспитания [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://d1112.edu35.ru/attachments/article/76/Концепция%20дошколь-ного%20воспитания.pdf

3 Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П. Аникин – М.: Просвещение, 1977 – 430 с.

4 Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т. 4/В.Г. Белинский – М.: Просвещение, 1970 – 107 с.

5 Воображение дошкольника - Дьяченко О. М. : М.: Знание, 1986. – 96 с. – (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5)

6. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с., ил.

7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157 стр.

8. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

9. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.

         10. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных Заведений 3 кн.

11. Никитин Б. Развивающие игры. - М.: 3нание, 1994.

12. Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители/А.И. Никифоров – М.: Просвещение, 1930 – 105 с.

13. Общая психология под ред. А.В. Петровского М: Просвещение, 1986.

14. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки/ В.Я. Пропп – Л.: Лениздат, 1986 – 415 с.

15. Рибо Т. Творческое воображение. Спб., 1901. С. 132-140.

16. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344– 360/.

17. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека - Минск 1978. с. 6

18. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива – М.: Молодая гвардия, 1975 - с. 123.

19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям – Киев, 1969 – с. 29.

20. Тимофеева И.Н. Что и как читать ребенку от года до десяти С-П 2000

812. 9. 15.

21. Тумина Л.Е. Кружок сочини сказку

22. Чуковский К.И. От двух до пяти/ К.И. Чуковский –Мн.: Народная асвета, 1984 –318с.


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Содержание Введение…………………………………………………………………………

Содержание Введение…………………………………………………………………………

Введение Творческое воображение является одним из важнейших психических процессов в жизни каждого человека и особенно дошкольников

Введение Творческое воображение является одним из важнейших психических процессов в жизни каждого человека и особенно дошкольников

При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители

При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители

Теоретические основы развития воображения 1

Теоретические основы развития воображения 1

Основной признак процесса воображения в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате…

Основной признак процесса воображения в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате…

Активное воображение - творческое и воссоздающее

Активное воображение - творческое и воссоздающее

Творческий процесс предполагает возникновение множества ассоциаций

Творческий процесс предполагает возникновение множества ассоциаций

В процессе развития ребенка развивается и воображение

В процессе развития ребенка развивается и воображение

Когда же у старшего дошкольника появляется возможность действовать по заранее продуманному плану, по замыслу, очень важно развивать эту возможность, помогать ребенку не просто отрывочно фантазировать,…

Когда же у старшего дошкольника появляется возможность действовать по заранее продуманному плану, по замыслу, очень важно развивать эту возможность, помогать ребенку не просто отрывочно фантазировать,…

Организация развития воображения средствами сказки у старших дошкольников 2

Организация развития воображения средствами сказки у старших дошкольников 2

Разные ученые давали множество определений этому жанру

Разные ученые давали множество определений этому жанру

Значит, необходимо более усовершенствованное определение сказки

Значит, необходимо более усовершенствованное определение сказки

Принята такая классификация сказок: 1

Принята такая классификация сказок: 1

Неудачи преследуют в сказке всех, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его, обижал

Неудачи преследуют в сказке всех, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его, обижал

Первое впечатление долго сохраняется, помогая детям понять и оценить не только сказки, но другие литературные произведения

Первое впечатление долго сохраняется, помогая детям понять и оценить не только сказки, но другие литературные произведения

Конечно, маленького ребенка очень увлекает красочность описаний или занятность внешних положений, в которые поддают действующие лица, но уже очень рано его начинает занимать также внутренняя,…

Конечно, маленького ребенка очень увлекает красочность описаний или занятность внешних положений, в которые поддают действующие лица, но уже очень рано его начинает занимать также внутренняя,…

Методы и приемы развития воображения на основе использования сказки как жанра художественной литературы

Методы и приемы развития воображения на основе использования сказки как жанра художественной литературы

Проведение занятий по развитию воображения на основе сказкии его построение зависит от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей

Проведение занятий по развитию воображения на основе сказкии его построение зависит от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей

Ребенок должен описать действия главного героя и результат, к которому он в итоге придет

Ребенок должен описать действия главного героя и результат, к которому он в итоге придет

В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр

В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр

Они обогащают представления детей об окружающем мире и создают почву для фантазии

Они обогащают представления детей об окружающем мире и создают почву для фантазии

Развитие воображения с помощью воссоздания рисунков после прочтения сказок

Развитие воображения с помощью воссоздания рисунков после прочтения сказок

Заключение Воображение связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое

Заключение Воображение связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки/

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2023