Развитие зрительного восприятия детей с ЗПР
Оценка 4.9

Развитие зрительного восприятия детей с ЗПР

Оценка 4.9
docx
13.10.2020
Развитие зрительного восприятия детей с ЗПР
развитие зрительного восприятия детей с ЗПР.docx

К вопросу о развитии зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития

 

Summary:This article describes the general psychological and pedagogical characteristics of children with developmental delay.The concepts of developmental delay and visual perception are summarized. The main features of the violation of visual perception are posed. One of the problems of school failure of children with developmental delay is considered.

Keywords:developmentaldelay, visual perception, younger schoolchild.

 

В законе«О правах ребенка в Республике Казахстан» глава №6, статья №31 гласит:

1.     «Ребенок - инвалид имеет равные со здоровыми детьми права на полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих его достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества.

2.     Ребенок - инвалид вправе получить образование, соответствующее его физическим, умственным способностям и желаниям, выбрать род деятельности и профессию, участвовать в творческой и общественной деятельности.

3.     Дети - инвалиды, включая детей с недостатками умственного или физического развития, имеют право на получение медико - социальной помощи в специализированных детских организациях»[1].

Вопрособучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, в частности детей с задержкой психического развития (ЗПР), является одним из актуальных не только в дефектологии, но и в общей педагогике, так как теснейшим образом связан с дальнейшим преодолением школьной неуспеваемости и социализацией в обществе.

Любое понятие должно иметь свою терминологию. И обращаясь к терминологии задержки психического развития можно сказать, что «задержка психического развития»– это недостаточная деятельность или слабовыраженные органические повреждения центральной нервной системы и основного отдела ЦНС – головного мозга. Также основной причиной отставания может быть запаздывания развития отдела головного мозга – лобных долей. Все это ведет к негрубым нарушениям темпа развития мозговых функции [2].

А.Штраус и Л.Летинен в своей классической монографии указывали на необходимость отличия таких детей от умственно отсталых, детей с дефектами слуха зрения и физическими недостатками, нарушениями речи и предлагают называть их детьми с трудностями в обучении. В числе особенностей таких детей отмечали стойкие трудности в учении, не вполне адекватное поведение и при этом во многих случаях достаточно высокие, охранные интеллектуальные возможности [3].

Термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» были предложены Г.Е.Сухаревой. Это психическое развитие, по словам Г.Е.Сухаревой, подмечается нежесткими нарушениями когнитивной  деятельности, замедленным темпом психического развития, которые во многом имеют отличия от умственной отсталости, как количественном, так и в качественном показателе, и немаловажное значение имеет тенденция коррекции в данном психическом развитии[4].

Также из  дефектологического словаря Дьячкова Алексея Ивановича следует, что задержка психического развития (ЗПР) это нарушениенормальноготемпапсихического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста,продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов [5].

Немаловажное значение имеет классификация. В настоящее время нет общепринятой классификации ЗПР, учитывающей взаимодействие биологических и социальных факторов что является проблемой как для клиницистов, так и для психологов и педагогов.Первая клиническая классификация  ЗПР была предложена в 1967 г. Т.А. Власовой и М.С.Певзнер, которые выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психофизическим и психическим инфантилизмом. Первая группа представляла детей с нарушенным темпом умственного и физического развития. Данная группа ЗПР уступали в физическом развитии, отличались инфантилизмом в когнитивной деятельности и в эмоционально-волевой сфере, быстро утомляются, медленно включаются в учебную деятельность, имеют низкую работоспособность. Все это является причиной медленного темпа созревания коры головного мозга и ее связей, а именно лобной области. Вторую группу составили дети с церебро-астеническим расстройством психической деятельности (функциональные). Причиной расстройства являются мозговые травмы. У данной группы детей нет грубых нарушений когнитивной деятельности, но имеется характерная слабость основных нервных процессов. И могут добиться неплохих результатов в учебе[2, c.70].

Г.Е.Сухаревана основе этиопатогенетического принципа, выделила 5 форм нарушений у детей с ЗПР:

1.     интеллектуальная недостаточность в связи с неблагоприятными условиями среды, воспитания и патологией поведения;

2.     интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

3.     нарушения при различных формах инфантилизма;

4.     вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;

5.     функциональные динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдалённом периоде инфекций и травм центральной нервной системы [4].

В практике работы с детьми с ЗПР более широко используется классификация К.С. Лебединской [6], которая предложена в 1980 году и является поздней классификацией на основе учета этиопатогенетического принципа.  Главные факторы были выделены К.С. Лебединской и распределены на несколько групп, что во многом помогают специалистам классифицировать детей:

1.     ЗПР конституционального происхождения (также называют гармонический инфантилизм) – при данном типе эмоционально-волевая сфера находится на ранней ступени своего психического и физического формирования. Вызвано наследственным фактором позднего созревания нервной системы в общем.

2.     ЗПР соматогенного происхождения (соматогенный инфантилизм) – основные причины данного типа обусловлены в основном хроническими заболеваниями и инфекциями, аллергическими состояниями, неврозами, врожденными и приобретенными пороками развития соматической системы, главным образом сердца.

3.     ЗПР психогенного происхождения – главенствующим ядром развития данного типа ЗПР является неблагоприятные семейные условия воспитания (неполная семья, неблагополучная семья, психические травмы), плохие влияния окружающей среды.

4.     ЗПР церебрально-органического происхождения – встречается намного чаще всех остальных типов, обладает наибольшей стойкостью и выраженностью нарушения познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы, личностной незрелостью.

В соответствии с вышеизложенной психолого-педагогической характеристикой, проблема задержки психического развития осознается как одна из наиболее актуальных проблем психологии и педагогики как за рубежом, так и у нас в стране. Зарубежные исследователи описывали их под разными названиями: дети, занимающие промежуточное положение между «малограмотными» и «ненормальными» (А.Бинэ, Т.Симон), «псевдоненормальные», дети «пограничной черты» (Л.Ферфильд), «малограмотные», «отстающие в педагогическом отношении», «запоздавшие».  Российские исследователи такие как П.П.Блонский использовал термин «умственно недоразвитые», Г.В.Мурашов  и В.П.Кащенко использовали термин «слабоодаренные», А.И.Граборов «субнормальные» дети [2]. Большой вклад в разработку данной проблемы внесли казахстанские ученые: Адилова М.Ш., Каримова Р.Б., Коржова Г.М., Махаманова М.Н., Елисеева И.Г., Завалишина О.В. и др. [7, c.109]

В настоящее время трудности, которые испытывают дети с ЗПР, могут быть обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности).

Изучив познавательную деятельность младших школьников с ЗПР, можно установить ряд особенностей и трудностей развития зрительного восприятия, присущих данной категории детей. Непосредственное отражение человеком окружающей действительности происходит в форме ощущений и восприятий. Все сведения об окружающем мире и о самом себе человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий.

Зрительное восприятие - это совокупность процессов зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы [8].

Ряд авторов рассматривают зрительное восприятие как сложную систему перцептивных и опознавательных действий (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Т.П. Зинченко)[9].

Б. И. Белый утверждал, что у детей с задержкой психического развития при достаточной зрелости задних отделов правого полушария остаются недостаточно развиты передние лобные отделы. Поскольку левое полушарие обеспечивает активность и динамику восприятия, то недоразвитие сложных форм зрительного восприятия у детей рассматриваемой категории в значительной степени определяется незрелостью левополушарных структур лобных отделов[10].

Исследования Шошина П.Б. показали, что на быстроту восприятия этой категории детей влияет любое отклонение от их привычных условий жизни [11].

Вопросами зрительного воспрития детей с задержкой психического развития  занимались такие ученые как: Л.И.Переслени[10], П.Б.Шошин[11, с.35-41], Т.А.Власова[12], В.И.Лубовский[12], Н.А.Цыпина [12],Б.И.Белый[13], и другие.

По данным Б.И. Белого, П.Б. Шошина у детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормой) уровень развития восприятия.Основные особенности нарушения зрительного восприятия детей с ЗПР проявляются в:

¾   во-первых, детям необходим более длительный период времени для приема и переработки сенсорной информации. У данной категории детей скорость выполнения перцептивных операции ниже. Им требуется больше времени для рассмотрения наглядных пособии, текстов и т.д.

¾   во-вторых, недостаточность, фрагментарность знаний детей с ЗПР об окружающем мире.

¾   в-третьих, данная категория детей затрудняется в узнавании предметов, которые находятся в непривычном для них положении, наложенных и зашумленных изображениях. Не узнают отдельные начертания букв и их отдельных элементов.

¾   В-четвертых, сходные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые. Ребенок может не все замечать в окружающей действительности, в демонстрации наглядных пособий.

По данным Л.И.Переслени при ЗПР у детей отмечается замедление восприятия сенсорной информации по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Несформированность зрительного восприятия буквально снижает возможность успешного обучения ребенка, а в дальнейшем социализации в целом.

Мы полагаем, что развивать зрительное восприятие у младших школьников с ЗПР можно через методику ГленнаДомана, который доказал приоритет зрительного восприятия перед остальными способами познания и контакта с окружающей средой. 

 

Список использованной литературы:

1. Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года 345-II 
О правах ребенка в Республике Казахстан ( с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.)

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений/Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенко; Под ред.  Б.П.Пузанова. – 3-е изд, доп. – M.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с. 

3. Strauss A.A., Lethinen L.E. Psychopathology and Education of the Brain – Injured Child. N. Y., 1947.

4. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста 2 том/ Под ред. Г.Е. Сухарева. – М. :Медгиз, 1959. – 406 с.

5. Дефектологический словарь / Гл. ред. А. И. Дьячков. — М., 1970.

6. Лебединская, К.С. Клиническая систематика ЗПР / К.С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1980. - № 3. – С. 407 – 412.

7. Завалишина O.B., Сардарова З.О. История и современное состояние изучения детей с задержкой психического развития//Вестник КазНПУ имени Абая, Серия «Специальная педагогика», -2016. -№4. –с. 107-110

8. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у ребенка [Текст] / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева. – М.: Школа – Пресс, 2001.

9. Зинченко Т.П. Опознание и кодирование. Л., 1981. – 182с.

10. Переслени, Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: Психофизиологическое исследование [Текст] / Л.И. Переслени. – М.: Педагогика, 1984. – 160 с.

11. Шошин П.Б. Опознание простых изображений детьми с задержкой психического развития // Дефектология, 1972, №4

12. Власова Т.А., Лубовский В.И., Цыпина Н.А. Дети с задержкой психического развития / Науч.-исслед. Ин-т дефектологии Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1984. – 256с., ил.

13. Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л. Н. Собчик. — СПб.: ООО «Каскад», 2005. – 240 с.


 

К вопросу о развитии зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития

К вопросу о развитии зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития

Любое понятие должно иметь свою терминологию

Любое понятие должно иметь свою терминологию

Первая клиническая классификация

Первая клиническая классификация

Главные факторы были выделены К

Главные факторы были выделены К

Российские исследователи такие как

Российские исследователи такие как

Б. И. Белый утверждал, что у детей с задержкой психического развития при достаточной зрелости задних отделов правого полушария остаются недостаточно развиты передние лобные отделы

Б. И. Белый утверждал, что у детей с задержкой психического развития при достаточной зрелости задних отделов правого полушария остаются недостаточно развиты передние лобные отделы

В-четвертых, сходные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые

В-четвертых, сходные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые

Лебединская, К.С. Клиническая систематика

Лебединская, К.С. Клиническая систематика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2020