Развитие читательского интереса и читательской культуры на уроках истории.
Оценка 4.7

Развитие читательского интереса и читательской культуры на уроках истории.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
история
11 кл
08.12.2018
Развитие читательского интереса и читательской  культуры  на уроках истории.
Интерес возникает к тому, что действительно интересно. Предложить ученикам интересное чтение, соединить интересное с полезным, направлять интерес к тексту и к чтению до времени, когда он примет самостоятельные формы и будет существовать независимо от преподавателя, и означает развивать читательский интерес и формировать читательскую культуру.
Трошин К.Е. Развитие читательского интереса....docx
Трошин К.Е. Развитие читательского интереса и читательской культуры на уроках истории. Одной из целей преподавания истории в средней школе является формирование желания и умения работать с текстами вообще и в частности с текстами историческими, политическими, художественными, религиозными и другими. В рамках данной цели решается задача развития читательского интереса и читательской культуры. Интерес возникает к тому, что действительно интересно. Предложить ученикам интересное чтение, соединить интересное с полезным, направлять интерес к тексту и к чтению до времени, когда он примет самостоятельные формы и будет существовать независимо от преподавателя, и означает развивать читательский интерес и формировать читательскую культуру. Читательский интерес и культура чтения, безусловно, взаимосвязаны между собой. Уровень читательской культуры во многом определяет читательские интересы. Но в школе, в практике преподавания можно рассматривать их как два самостоятельных этапа: развитие интереса к чтению предшествует хронологически и логически подлинно культурному чтению. Сегодня, говоря о единых корнях народа и объединяющих его скрепах, особенно актуально привлечь внимание учеников к древнерусской литературе, открыть им богатство её содержания, красоту её языка, дать почувствовать ту нить, что связывает их, каждого из нас с мыслями и делами далёких наших предков. Совершим восхождение вместе с учениками к «Повести временных лет». Прочитаем вместе с ними соответствующие места из «Повести», рассказывая о расселении славянских племён. Вместе с Вещим Олегом исхитримся почти бескровно присоединить Киев – «мать городам Русским» и прибьём русский щит к воротам Царьграда. Пойдём к «примученным» древлянам в последнее «полюдье» князя Игоря и переживём страшную месть княгини Ольги за страшную смерть мужа своего. Присядем ненадолго на краешек «саней» Владимира Мономаха и через «Поучение» его заглянем в русский XII век. Сравним древний текст «Слова о полку Игореве» с прекрасным переложением его Николая Заболоцкого на современный русский язык. Услышим шум давних битв, как слышали его наши предки: сражений с византийцами и печенегами, половцами и шведами, немцами и монголами. Ужаснёмся «Погибели земли Русской» и отплатим врагу на Куликовом поле. Реальности XVII века увидим глазами протопопа Аввакума через его «Житие»: опечалимся о бесконечных бедах страны и вечных неустройствах жизни её людей. Удивимся унизительной лексике челобитных «бунташного» века. Порадуемся оптимизму русского человека и посмеёмся вместе с ним над превратностями «шемякина суда». Вместе со Степаном Разиным пойдём «Богу и государю послужить» «изводить мирских кровопийцев бояр и воевод». В качестве примера работы по формированию читательского интереса мы взяли историю России в 10 классе и древнерусскую литературу, которая в данном случае является историческим источником и набором высокохудожественных текстов одновременно. В ходе решения учебных и воспитательных задач подбираются интересные авторы (Владимир Мономах, протопоп Аввакум), интересные тексты. Учитель должен уметь интересно представить учащимся авторов и заинтересовать содержанием текстов, то есть мыслями, суждениями данных авторов. Этот алгоритм формирования читательского интереса параллельно с решением учебных задач универсален и применяется при изучении любых исторических эпох, привлечении любых авторов и любых текстов. Это алгоритм формирования культурного человека. Именно на содержательной базе этого процесса развивается культура осмысленного чтения вообще и осмысленного исторического чтения в частности. Ведь любой большой художник слова, являясь даже идеологически предвзятым, будучи представителем своей эпохи, своего класса, сословия, культурной среды, не может не отражать в своих произведениях объективной исторической реальности и, тем самым, открывает для нас окно в свою эпоху, социальную среду. Научиться смотреть в это историческое окно, видеть через него давно или недавно прошедшее равнозначно использованию некой «машины времени». Желание, способность и навыки через чтение и анализ текстов погружаться на этой «машине» в прошлое и будет развитой культурой чтения в контексте исторического познания. По содержанию же надо будет освоить навыки исторической критики текста (подлинность, информативность, социально-исторической характеристики автора текста и, наконец, анализа имеющейся в тексте исторической информации. В сегодняшней ситуации малочитающего общества и учитывая специфику контингента учащих-ся часто требуется начинать с выработки навыка понимания текста, давая специальные задания и упражнения по тексту учебников. Например, при изучении по обществознанию в 10 классе темы «Искусство» берётся для работы над пониманием текста предложение: «В художественном образе объединяются позиция автора-творца и восприятие зрителя, а в некоторых искусствах - и понимание, отношение исполнителя». Предлагается выделить единицы информации и привести примеры, иллюстрирующие каждый из трёх аспектов художественного образа. Более сложное задание, требующее развитой культуры чтения и одновременно формирую-щее её даётся в 11 классе при изучении в курсе «Обществознания» темы «Государство в полити-ческой системе. Политический режим». Предлагается сравнить тексты государственных гимнов России от «Боже, царя храни» до третьей редакции михалковского гимна (пять текстов, серьёзные различия в четырёх). Алгоритм работы. 1. Авторы (текст, музыка). 2. Исторические условия, в кото-рых они появились. 3.Информационные единицы в каждом тексте. 4.Характеристика государства (форма правления, государственное устройство, политический режим). 5. Сравнение целей и задач государства, исходя из содержания художественных текстов). 7. Государственные и национальные ценности. 8.Исторические аллюзии Субъекты государственной жизни, пристрастность и т.д.), 6. персоналии. (отсылки). 9. Художественные эпитеты и определения (например, могучая, славная). 10 Дополнительная информация. Такая сложная работа требует предварительной подготовки учащихся и основного времени урока. Ученики или группы учеников предварительно работаю с одним из текстов и выносят результаты на урок, где происходит общее обсуждение всех текстов. Учитель координирует обсуждение и увязывает результаты анализа текстов с содержанием необходимого для изучения материала. При планировании уроков развитие читательского интереса и читательской культуры не формулируются как самостоятельные цели или задачи уроков. Но они с необходимостью являют-ся постоянным побочным продуктом изучения истории и обществознания. Это составная часть развития общей культуры, систематический рост которой положительно сказывается на усвоении исторического и обществоведческого материала.

Развитие читательского интереса и читательской культуры на уроках истории.

Развитие читательского интереса и читательской  культуры  на уроках истории.

Развитие читательского интереса и читательской культуры на уроках истории.

Развитие читательского интереса и читательской  культуры  на уроках истории.

Развитие читательского интереса и читательской культуры на уроках истории.

Развитие читательского интереса и читательской  культуры  на уроках истории.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2018