Развитие читательского интереса и читательской культуры на уроках истории.
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
история
11 кл
08.12.2018
Интерес возникает к тому, что действительно интересно. Предложить ученикам интересное чтение, соединить интересное с полезным, направлять интерес к тексту и к чтению до времени, когда он примет самостоятельные формы и будет существовать независимо от преподавателя, и означает развивать читательский интерес и формировать читательскую культуру.
Трошин К.Е. Развитие читательского интереса....docx
Трошин К.Е.
Развитие читательского интереса и читательской культуры
на уроках истории.
Одной из целей преподавания истории в средней школе является
формирование желания и умения работать с текстами вообще и в частности с
текстами историческими, политическими, художественными, религиозными и
другими. В рамках данной цели решается задача развития читательского
интереса и читательской культуры.
Интерес возникает к тому, что действительно интересно. Предложить
ученикам интересное чтение, соединить интересное с полезным, направлять
интерес к тексту и к чтению до времени, когда он примет самостоятельные
формы и будет существовать независимо от преподавателя, и означает
развивать читательский интерес и формировать читательскую культуру.
Читательский интерес и культура чтения, безусловно, взаимосвязаны
между собой. Уровень читательской культуры во многом определяет
читательские интересы. Но в школе, в практике преподавания можно
рассматривать их как два самостоятельных этапа: развитие интереса к
чтению предшествует хронологически и логически подлинно культурному
чтению.
Сегодня, говоря о единых корнях народа и объединяющих его скрепах,
особенно актуально привлечь внимание учеников к древнерусской
литературе, открыть им богатство её содержания, красоту её языка, дать
почувствовать ту нить, что связывает их, каждого из нас с мыслями и делами
далёких наших предков.
Совершим восхождение вместе с учениками к «Повести временных лет».
Прочитаем вместе с ними соответствующие места из «Повести», рассказывая
о расселении славянских племён. Вместе с Вещим Олегом исхитримся почти
бескровно присоединить Киев – «мать городам Русским» и прибьём русский
щит к воротам Царьграда. Пойдём к «примученным» древлянам в последнее
«полюдье» князя Игоря и переживём страшную месть княгини Ольги за
страшную смерть мужа своего. Присядем ненадолго на краешек «саней»
Владимира Мономаха и через «Поучение» его заглянем в русский XII век.
Сравним древний текст «Слова о полку Игореве» с прекрасным переложением
его Николая Заболоцкого на современный русский язык. Услышим шум давних
битв, как слышали его наши предки: сражений с византийцами и печенегами,
половцами и шведами, немцами и монголами. Ужаснёмся «Погибели земли
Русской» и отплатим врагу на Куликовом поле.
Реальности XVII века увидим глазами протопопа Аввакума через его
«Житие»: опечалимся о бесконечных бедах страны и вечных неустройствах
жизни её людей. Удивимся унизительной лексике челобитных «бунташного»
века. Порадуемся оптимизму русского человека и посмеёмся вместе с ним над
превратностями «шемякина суда». Вместе со Степаном Разиным пойдём «Богу
и государю послужить» «изводить мирских кровопийцев бояр и воевод». В качестве примера работы по формированию читательского интереса мы
взяли историю России в 10 классе и древнерусскую литературу, которая в
данном случае является историческим источником и набором
высокохудожественных текстов одновременно. В ходе решения учебных и
воспитательных задач подбираются интересные авторы (Владимир Мономах,
протопоп Аввакум), интересные тексты. Учитель должен уметь интересно
представить учащимся авторов и заинтересовать содержанием текстов, то
есть мыслями, суждениями данных авторов. Этот алгоритм формирования
читательского интереса параллельно с решением учебных задач универсален
и применяется при изучении любых исторических эпох, привлечении любых
авторов и любых текстов. Это алгоритм формирования культурного человека.
Именно на содержательной базе этого процесса развивается культура
осмысленного чтения вообще и осмысленного исторического чтения в
частности. Ведь любой большой художник слова, являясь даже идеологически
предвзятым, будучи представителем своей эпохи, своего класса, сословия,
культурной среды, не может не отражать в своих произведениях объективной
исторической реальности и, тем самым, открывает для нас окно в свою эпоху,
социальную среду. Научиться смотреть в это историческое окно, видеть через
него давно или недавно прошедшее равнозначно использованию некой
«машины времени». Желание, способность и навыки через чтение и анализ
текстов погружаться на этой «машине» в прошлое и будет развитой
культурой чтения в контексте исторического познания. По содержанию же
надо будет освоить навыки исторической критики текста (подлинность,
информативность,
социально-исторической
характеристики автора текста и, наконец, анализа имеющейся в тексте
исторической информации.
В сегодняшней ситуации малочитающего общества и учитывая специфику
контингента учащих-ся часто требуется начинать с выработки навыка
понимания текста, давая специальные задания и упражнения по тексту
учебников. Например, при изучении по обществознанию в 10 классе темы
«Искусство» берётся для работы над пониманием текста предложение: «В
художественном образе объединяются позиция автора-творца и восприятие
зрителя, а в некоторых искусствах - и понимание, отношение исполнителя».
Предлагается выделить единицы информации и привести примеры,
иллюстрирующие каждый из трёх аспектов художественного образа.
Более сложное задание, требующее развитой культуры чтения и
одновременно формирую-щее её даётся в 11 классе при изучении в курсе
«Обществознания» темы «Государство в полити-ческой системе.
Политический режим». Предлагается сравнить тексты государственных
гимнов России от «Боже, царя храни» до третьей редакции михалковского
гимна (пять текстов, серьёзные различия в четырёх). Алгоритм работы. 1.
Авторы (текст, музыка). 2. Исторические условия, в кото-рых они появились.
3.Информационные единицы в каждом тексте. 4.Характеристика государства
(форма правления, государственное устройство, политический режим). 5.
Сравнение целей и задач государства, исходя из содержания художественных
текстов).
7.
Государственные и национальные ценности. 8.Исторические аллюзии
Субъекты государственной жизни,
пристрастность и т.д.),
6.
персоналии. (отсылки). 9. Художественные эпитеты и определения (например, могучая,
славная). 10 Дополнительная информация. Такая сложная работа требует
предварительной подготовки учащихся и основного времени урока. Ученики
или группы учеников предварительно работаю с одним из текстов и выносят
результаты на урок, где происходит общее обсуждение всех текстов. Учитель
координирует обсуждение и увязывает результаты анализа текстов с
содержанием необходимого для изучения материала.
При планировании уроков развитие читательского интереса и
читательской культуры не формулируются как самостоятельные цели или
задачи уроков. Но они с необходимостью являют-ся постоянным побочным
продуктом изучения истории и обществознания. Это составная часть развития
общей культуры, систематический рост которой положительно сказывается
на усвоении исторического и обществоведческого материала.
Развитие читательского интереса и читательской культуры на уроках истории.
Развитие читательского интереса и читательской культуры на уроках истории.
Развитие читательского интереса и читательской культуры на уроках истории.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.