Развитие детского творчества через театральную деятельность
Оценка 5

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Оценка 5
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
13.05.2019
Развитие детского творчества через театральную деятельность
театральная деятельность – это самый творческий вид детского творчества. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество. .
доу.docx
Новые информационные технологии  в                         педагогическом процессе  ДОУ  реферат «Развитие детского творчества через театральную  деятельность» 2      Содержание Введение…………………………………………………………………3 Глава1. Развитие детского творчества через театральную деятельность. ……………………………………………………………………………5 1.1 Понятие «творчество» и «творческие способности» …………5 1.2 Формы организации театрализованной деятельности……….7 1.3 Творческие игры дошкольников……………………………….9 Глава 2. Опыт работы по театрально­творческой деятельности в детском саду ………………………………………………………………………12 Заключение……………………..……………………………………….17 Список использованной литературы………………...……………..18 Введение Современные условия предусматривают развитие творческой личности. А в  истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание. Для  полноценного развития и творческого становления личности необходимо  создание условий для самоопределения и социализации. Нашему обществу  необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в  современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без  предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не  будет найдено верное решение.  Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической  привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и  социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие  педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи  ребенка, интеллектуального и художественно­эстетического воспитания.  Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных  событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность  глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра  прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе,  театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей  формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость,  связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт,  раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти  сразу пропадающий комплекс «я не умею» ­ все это удивляет и привлекает.                                                         4 Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими  личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.  Актуальность в том, что театрализованные игры являются благоприятной  средой для творческого развития способностей ребёнка, так как в ней  особенно проявляются разные стороны его развития. В   современном   обществе,   когда   широко   и   фундаментально   решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные требования и стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность   –   это   самый   творческий   вид   детского   творчества. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его   природе   и  находит   отражение   стихийно,  потому,  что   связана   с  игрой. Любую   выдумку,   впечатление   из   окружающей   жизни   ребенку   хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество. . 5 Глава 1 Развитие детского творчества через театральную деятельность. 1.1Понятие «творчество» и «творческие способности»   Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность  человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет  внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о  мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. При внимательном рассмотрении поведения человека, его деятельности в  любой области, можно выделить два основных вида деятельности: ∙ воспроизводящая или репродуктивная. Такой вид деятельности тесно связан  с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек  воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы  поведения и действия. ∙ творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение  бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или  действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей  выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения  им творческой деятельности различного рода. Творчество детей в театрально­игровой деятельности проявляется в трех  направлениях: ∙ как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или  творческая интерпретация заданного сюжета); ∙ исполнительское (речевое, двигательное) – актерские способности; ∙ оформительское (декорации, костюмы и т.д.). Эти направления могут объединяться. С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри­ ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом                                                       6 возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание  познавать окружающий мир. Становление компетентности ребенка в  различных сферах художественной деятельности, готовности к игре –  драматизации осуществляется в семье, при поддержке родителей и в  педагогическом процессе ДОУ, дети способны к полному перевоплощению,  сознательному поиску сценических средств выразительности для передачи  настроения, характера, состояния персонажа, умеют находить связи между  словом и действием, жестом и интонацией, самостоятельно додумывают и входят в  роль, придают ей индивидуальные черты. Ведущую роль начинают играть  личные ощущения, эмоции, переживания. У ребенка возникает желание  поруководить спектаклем, быть режиссером. Основная задача педагога ­  активизировать и развивать индивидуальные особенности и возможности  каждого ребенка. 7 1.2 Формы организации театрализованной деятельности.  Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как  система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной  деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее  этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально­ положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический  образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности, педагогическое сопровождение строить с учетом  постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;  реализации детьми игровых замыслов. (С.А.Козлова, Т.А. Куликова) Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя: — просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; — подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; —упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и  невербальной); — отдельные упражнения по этике; — упражнения в целях социально­эмоционального развития детей; — игры­драматизации. Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет  воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы  воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что­либо, умел  смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его  творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную  деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей  актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не                                                            8 превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и  "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся  смотреть, как "играют" другие. В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности  решаются следующие задачи: — развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника; — воспитание интереса к различным видам творческой деятельности; — овладение импровизационными умениями; — развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности — совершенствование познавательных процесс 9 Творческие игры как вид театрализованной деятельности. Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки,  выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия,  Д.Б.Эльконин и др.). Театрализованная игра – эффективное  средство социализации дошкольника в процессе осмысления им  нравственного подтекста литературного произведения, благоприятное  условие для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного  взаимодействия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами,  настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения,  самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических  процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности,  инициативности, эмоциональной отзывчивости. Малыши смеются, когда  смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над  неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь. Большинство исследователей приходятк выводу о том, что театрализованные  игры наиболее близки к искусствуи часто называют их  «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова,Д.Б.Эльконин. Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно­ ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: 1. роль (определяющий компонент) 2. игровые действия 3. игровое употребление предметов 4. реальные отношения. В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или  кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли,  определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями  театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа                                                                                                                  10 содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова). В театрализованной игре  образ героя, его основные черты, действия, переживания определены  содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом  изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так  поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и  оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем  разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребёнка к музыке, театру. Увлечь  детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия  воспитателя, музыкального руководителя. Именно искусство (театр)  пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки. В самой природе театрализованной игры  (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно­ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями,  сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, творчество индивидуальность. Чем старше становятся дети, чем  выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически  направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где  появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с  правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих  замыслов  Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в полном  смысле слова, но они приближаются к нему. Б.М.Теплов видел в них переход от игры к драматическому искусству, но в зачаточной форме. При  разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много  общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о  воздействии на людей, их заботит результат (как изобразили).                                                      11 Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и  распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя  основными моментами: во­ первых, драма, основанная на действии,  совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и  непосредственно связывает художественное творчество с личным  переживанием, во ­ вторых очень тесно связана с игрой. Творческие  способности проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления,  иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок, т. е.  создают игровую ситуацию. В театрализованной деятельности действия не  даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти  действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В  создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку  выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, эмоциональной выразительности сюжета.                                                          12 Глава2. Опыт работы по театрально­творческой деятельности в детском  саду.  Театр – это удивительный мир, это сказка и это реальность, где каждый  ребенок может проявить свое творчество. Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная   часть   социально   –   экономических   и   духовных   направлений общественного устройства. Творчество – это: ­ искать; ­ изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте. Творческая деятельность – это: ­ деятельность, рождающая нечто новое; ­   свободное   искусство   по   созданию   нового   продукта,   несущего   в   себе отражение личности. В течение пяти лет я работаю над темой «Развитие детского творчества через  театральную деятельность»  Цель моей работы, ­ сделать жизнь детей интересной и содержательной,  наполненной радостью творчества.  Каждый ребёнок талантлив изначально, и  наш театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в  нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их  творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших  результатов можно добиться в игровом творчестве. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1.      Создать   условия   для   развития   творческой   активности   детей   в театрализованной деятельности. 2.     4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров.  3.      Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.                                                            13 4.     Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых   (постановки   совместных   спектаклей   с   участием   воспитанников, родителей,   сотрудников,   организовать   выступления   детей   старших   групп перед детьми младшего возраста). Способствовать   самореализации   каждого   ребенка   через 5.      создание благоприятного   микроклимата,   уважения   к   личности   каждого дошкольника. 6. Развивать   способность   свободно   и   раскрепощено   держаться   при выступлении. Работу в этом направлении я начала с изучения методической литературы по  развитию творческой личности дошкольника посредством театрализованной  деятельности: М.Д.Маханевой,Л.Прохоровой,А.Е.Антипиной,Л.В.Артёмовой  Б.МТеплова,Т.Н Дородновой ит.д На основе изученной литературы разработала и формы, и методы работы с  детьми: 1. Чтение сказок. просмотр спектаклей.   ­ Беседа по содержанию. ­ Рассказывание сказки по ролям.  2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки 3. Работа с артистами: ­ выразительное чтение; ­ игровые движения; ­ мимика.    4. Индивидуальная работа по ролям.   5.Объединённая репетиция для всех участников спектакля.  6.Премьера.                                                                                                        14 Для успешной работы одна из главных задач ­ это построение развивающей  среды, где особое внимание уделялось соблюдению принципа  комплексирования и гибкого зонирования. Дети в группе имеют возможность  одновременно заниматься разными видами деятельности. В группе оформлен театральный центр, который представлен разнообразным  оснащением для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы  для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.), разнообразные виды театров (би­ба­бо, теневой, настольные кукольные,  настольные, настольный театр мягкой игрушки, настольный вязаный театр,  театр пальчиковый, фланелеграф и пр.), атрибуты, элементы костюмов для  сюжетно­ролевых и спектаклей.  Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную,  воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание,  форму и методы я стремилась к достижению трёх основных целей: ­ развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности  (упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой  аппарат ребёнка, дети учатся чётко формулировать свои мысли) ­ созданию атмосферы творчества;( театрализованные игры и спектакли  позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир  фантазии ­ социально – эмоциональному развитию детей (занятия театральной  деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.  Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок  помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности  движений)                                                                                                   15 Занимаясь с детьми театральной деятельностью необходимо  руководствоваться следующими принципами: 1. Вовлечение детей в театрализованную творческую деятельность на  мероприятиях. 2. Развитие коммуникативного поведения детей, обеспечения  взаимопонимания между всеми участниками мероприятия, в том числе  гостями, зрителями. 3 Целесообразна дифференциация детей по склонностям, способностям. 4. Постоянная позитивная оценка проявленных результатов детского  творчества. 5..Совместное, слаженное отношение  с музыкальным руководителем при  к  проведении театрализованных мероприятий. Особая роль я старалась отводить работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда  эффективна. Поэтому я часто привлекала родителей воспитанников к  участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не  только зрителей, но и исполнителей ролей изготовителей декораций,  костюмов и т. д. Это позволяло им лучше узнать своего ребенка, особенности  его характера, темперамента. Были проведены консультации о значении  театра в воспитании детей «Играем в театр» «Театр и дети», «Домашний  театр», «Театр, где играют дети» «Забавные игрушки» Даны рекомендации родителям: 1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного  творчества. 2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.                                                                                                        16                       3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам. 4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти,  мышления, выразительной речи, мимики, жестов. 5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу. 6. Посещение театров. 7. Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях. Любая театральная игра в нашей группе заканчивалась премьерой, дети  выступали для родителей детей других групп, для пожилых людей. За время  работы в нашем театре «Искорка были проведены следующие постановки «Теремок», (исполнение ролей детьми и использование кукол бибабо), «Красная шапочка на новый лад», «Мешок Яблок» «Дюймовочка» «За синей  птицей», «Под грибом» «Петушок и солнышко» «У солнышка в гостях»  «Морская сказка» Приложение №1 Итоговым мероприятием был показ музыкальной сказки «Волк и семеро  козлят на новый лад» (совместно с музыкальным руководителем) Приложение №2   Заключение В наше время ­ время стрессов, резких взлетов и более резких падений в  судьбах людей ­ все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии,  атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими  явлениями. Все это обрушивается психику ребенка. Чтобы уберечь их от этой страшной и разрушительной силы необходимо через театр прививать детям к  музыке, к литературе и театру, к русскому слову и развить творческие способности у детей Занятия театральной деятельностью помогут  воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные  ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать в тех или иных  ситуациях и войти в окружающую нас действительность развитой и  полноценной личностью.Я считаю, что работа над темой Развитие детского  творчества через театральную деятельность» дала мне возможность    пробудить фантазию детей, реализовать их творческие способности, когда  каждый ребёнок в силу своих возможностей продвигался от уровня к уровню,  а в итоге добился определенных высот, позволила сформировать опыт  социальных навыков поведения, так как каждая сказка имеет нравственную  направленность. В результате ребёнок познаёт и выражает своё отношение к  добру и злу.  В процессе этого сопереживания, ­ как отмечал психолог и  педагог, академик Б. М. Теплов, ­ создаются определённые отношения и  моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Эффективность   своей   работы   я считаю   в   искренней   благодарности родителей за своих детей.

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность

Развитие детского творчества через театральную деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2019