Сказки. Что это такое? Это наследие народной мудрости. Всё это пережито, перечувствовано и выстрадано. Ребёнок, дитя, не знает ещё всех жизненных ценностей, а сказка-мудрость передаёт эту ценность ему: ласка матери, красота природы, высота слова.
Слушая сказки, а тем более, исполняя их, дети вдохновляются духом добра. А в музыкальных сказках слово усиливается музыкой. Именно музыка поднимает сказку на порядок выше, положительно воздействует на душу ребёнка.
И это чудесное состояние, которое они пережили, им хочется ещё раз пережить, повторить. Как и когда читают детям сказки, они просят одну и ту же сказку прочитать ещё и ещё раз, а музыкальные сказки – особенно.
Эти переживания – богатство, потому что музыка приносит степени и оттенки чувств: волнение, покой, радость, ликование…Ребята обогащаются этим. //////////
Развитие детской инициативы в музыкальной деятельности
через музыкальные сказки
Цель: дать представление о музыкально – сценическом жанре;
обогатить детей новой информацией о музыкальном театре; развить
познавательный интерес, любовь к творчеству, самостоятельности.
Развивающие задачи:
развить музыкальные и творческие
способности детей посредством музыкально практической деятельности в
жанре музыкальной сказки и детской оперы; развивать умение двигаться под
музыку; совершенствовать вокальнохоровые навыки, развивать память,
дикцию, умение свободно держаться на сцене;
Воспитательные задачи: способствовать позитивному отношению к
театру; воспитывать музыкальный и эстетический вкус к классическим
образцам оперы; воспитывать доброе отношение друг к другу, взаимопомощь
и уважение;
Образовательные задачи: закрепить знания детей о музыкальных
сказках, об опере; обогатить духовный мир ребят, эмоционально, осознанно,
целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания.
Виды деятельности детей:
1. Исполнение песенарий
2. Исполнение танцев
3. Слушание музыки
4. Слушание звучания колокольного звона (в исполнении фортепиано и
в записи)
5.
Театральная игра
(мимика,
жесты,
выразительность,
эмоциональность…)
6. Умение чётко, грамотно и в образе говорить текст.Сказки. Что это такое? Это наследие народной мудрости. Всё это
пережито, перечувствовано и выстрадано. Ребёнок, дитя, не знает ещё всех
жизненных ценностей, а сказкамудрость передаёт эту ценность ему: ласка
матери, красота природы, высота слова.
Слушая сказки, а тем более, исполняя их, дети вдохновляются
духом добра. А в музыкальных сказках слово усиливается музыкой. Именно
музыка поднимает сказку на порядок выше, положительно воздействует на
душу ребёнка.
И это чудесное состояние, которое они пережили, им хочется ещё
раз пережить, повторить. Как и когда читают детям сказки, они просят одну и
ту же сказку прочитать ещё и ещё раз, а музыкальные сказки – особенно.
Эти переживания – богатство, потому что музыка приносит степени
и оттенки чувств: волнение, покой, радость, ликование…Ребята обогащаются
этим.
Поэтому мы и вовлекаем детей в музыкальные сказки,
удивительное творчество, благотворно влияющие на развитие и, что очень
важно, на душу ребёнка.
С сентября 2015 года мы с детьми в нашем детском саду «Радуга»
познакомились со многими музыкальными сказками. И я предложила ребятам,
их родителям и своим коллегам начать постановки сказок. Моё предложение
было одобрено.
И уже в октябре у нас был дебют. С ребятишками старшей группы
мы поставили музыкальную сказку «Теремок». Слова сказки в стихах я нашла
в интернете, а музыку и все песенки написала сама.
С подготовительной группой мы поставили сказку «Колобок» эту
сказку я нашла в журнале «Музыкальный руководитель», но добавила
танцевальные номера и музыку к ним.
На Новый год дети старшей группы подготовили сказку «Петушок
и лисичка у Петрушки в гостях» и показали её ребятишкам 2 младшей группы.А с ребятами из подготовительной группы мы подготовили сказку
«Новый год в лесу» и показали её в средней, старшей и своей,
подготовительной группах.
Надо отметить, что желание играть в музыкальных сказках у детей
огромное. Подготовить сказку, да ещё и с песнями, танцами, музыкально
ритмическими движениями – это большой труд. Но ребятам этот труд в
радость. На репетиции они бегут с удовольствием, очень терпеливо занимаясь
и отрабатывая и пение, и танцы, и слова.
Здесь ребятишки много слушают музыку, учатся понимать её
оттенки и интонации. Так же проходит огромная работа над речью и дикцией.
Кроме этого, у ребят развивается память, мышление.
На Рождество у нас прошёл праздник, в котором принимали
участие не только дети (они пели, читали стихи, танцевали, играли на
музыкальных инструментах (оркестр), а ребята старшей группы показали
гостям музыкальную постановку «Игрушки»), но и коллектив садика.
Мы подготовили и показали сказку «Снежная королева».
В 2016 – 2017 учебном году с ребятами разных групп были
поставлены сказки: «Маша и медведь», «Три колоска», «Кто сказал «Мяу»?»,
«Репка», «Фасолинка», «Лесная аптека», «Как Машенька калину искала»,
«Бал цветов» и многие другие сказки.
А на ставший уже традиционный Рождественский концерт, мы
поставили большую сказку «Морозко», в которой принимали участие и дети,
и педагоги.
Очень важно то, что во время подготовки, репетиций и концертов
формируется действительно слаженный, сплочённый и дружный коллектив,
где не каждый за себя, а один за всех и все за одного.
Очень трогательные отношения в нашем коллективе и среди коллег,
и детей и родителей. Все друг другу помогают, друг за друга переживают и
искренне радуются успехам друг друга.Костюмы и декорации тоже готовим сообща. Это и весело, и
интересно.
Но, наверно, самое важное то, что наша работа – дарить радость
людям, нести им свет и тепло своим творчеством. И дети это понимают.
Совсем недавно познакомила детей с оперой. Планирую начать
постанову опер в старшей и подготовительной группах.
В сказках операх дети совсем не говорят, а только поют. Детская
опера – сложный музыкальный жанр, но дети от него просто в восторге.
Они увлечены, заняты интересным и полезным делом.
Надеюсь, что это творчество станет для нас традиционным.
Ребятам, их родителям и воспитателям очень нравится этот вид
деятельности. И все мы получаем радость от нашего творчества.
Хочу так же сказать, что мне посчастливилось работать в
замечательном, дружном коллективе, где царит атмосфера любви,
взаимопонимания, взаимоуважения и взаимопомощи.
Вывод:
Таким образом, благодаря использованию методики
музыкальных сказок, отмечается результативность и эффективность работы.
За небольшой период заметна положительная динамика: было отмечено, что
если в начале года некоторые дети стеснялись, были замкнуты и
закомплексованы, то сейчас с определённой долей уверенности можно
сказать, что ребятишки стали более раскрепощённые, сами проявляют
инициативу участия, научились сопереживать и дружить.
Музыкальный руководитель Детского сада «Радуга»