Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
27.06.2018
В проекте рассказывается о педагогической деятельности по развитию духовно-нравственных ценностей на уроках и во внеурочной работе у учащихся начальной школы. В работе приводятся примеры видов и форм работы, которые используются на уроках и вне уроков в процессе развития духовно-нравственных ценностей.
Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы.doc
Развитие духовнонравственных ценностей у учащихся начальной школы
Составитель: Мурсатова Ирина Николаевна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №178
Новосибирск 2018 Тема проекта. Развитие духовнонравственных ценностей у учащихся
начальной школы.
Цель работы: показать педагогическую деятельность по развитию духовно
нравственных ценностей на уроках и во внеурочной работе у учащихся
начальной школы.
Задачи работы:
раскрыть сущность понятия духовнонравственные ценности;
раскрыть педагогические функции и возможности по развитию
духовнонравственных ценностей на уроках и во внеурочной работе;
дать характеристику деятельности на уроках и во внеурочной
работе по развитию духовнонравственных ценностей;
представить анализ результатов по развитию духовнонравственных
ценностей на уроках и во внеурочной работе.
Духовно – нравственное развитие личности – это формирование
способности человека оценивать и применять на практике моральные нормы.
Духовнонравственное воспитание содействие духовнонравственному
становлению ребёнка, формирование у него системы базовых гуманитарных
ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека,
межкультурный диалог, активное участие детей в общественной жизни;
готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за
него.
Основные направления и ценностные основы духовнонравственного
развития личности:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека;
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни;
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание);
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание).
Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с
опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система современных технологий способствует
формированию у учащихся начальных классов нравственных ценностей, давая
необходимые представления о различных вариантах действий и поступков.
«Необходимо – для полноты ощущения жизни, то есть для счастья –
учить детей «большой любви» к Родине, к нации, к человечеству, доверию к
силе разума, удивлению перед красотой человеческой души, только всё это
способно создать органическое уважение к человеку, к личности». М.Горький
Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные
суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим
товарищам, у учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого
ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает
благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что
является одним из условий его успешного духовно нравственного развития.
Огромная роль развития духовнонравственных ценностей принадлежит
учителю на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего
мира. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь,
книга. Художественная литература аккумулирует в себе законы
нравственности и воспевает её ценности в образной форме. Факты литературы
воздействуют на эмоциональную сферу человека, заставляют его переживать.
Переживания рождают самостоятельные мысли, закрепляемые в долгосрочной
памяти, становясь принадлежностью души человека. (Приложение 1).
Сухомлинский настаивал на том, что каждый учитель, какой бы
предмет он ни преподавал, должен стать, прежде всего, преподавателем
словесности. Слово — первый шаг к мысли ученика. «Большая беда, —
говорил педагог, — если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы
языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу
ребёнка. Слово должно быть ёмким, иметь глубокий смысл, эмоциональную
окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника».
Нельзя забывать, что ребёнок в школе не только читает, пишет и
считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей,
взрослых. Одна из задач духовно нравственного развития в школе –
правильно организовать деятельность ребёнка.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества». В.А.Сухомлинский.
Основной педагогической единицей внеурочной деятельности
является организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие,
участие в котором расширяет их опыт творческого поведения в культуре. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка
становится организация совместной деятельности детей, способствующая
развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе
которых ребенок усваивает социальноисторический опыт, получает
представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и
способностях.
В процессе духовно нравственного воспитания использую
различные виды и формы работы:
экскурсии;
тематические классные часы;
беседы;
инсценировки произведений;
праздники, конкурсы;
литературные викторины;
выставки. (Приложение 2).
Всё это создаёт благоприятное эмоциональное состояние школьника
в коллективе, что является одним из условий его успешного духовно
нравственного развития. Дети овладевают доступным их возрасту объёмом
представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве
общества, жизни народа, истории страны, культуре, выработку правильных
взглядов на факты общественной жизни страны; переживание личностью
положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям,
гордости за свой народ, за свой родной край; уважение к историческому
прошлому родной страны, к героям военных лет, проявление интереса к
сведениям о своей малой Родине, потребности расширить свой кругозор,
стремление участвовать в общественно полезном труде; реализация
эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности
(оказание помощи взрослым, проявление заботы о старшем поколении,
желание отразить полученные знания в творческой, поисковой деятельности).
Также использую такие формы, как:
игровые формы на уроках;
театрализованные уроки (инсценировки эпизодов произведений);
урокипутешествия;
игры викторины;
утренники; участие в конкурсах разного уровня (от школьного до
всероссийского);
проектноисследовательская деятельность. Провожу этические беседы с устными размышлениями на
нравственные темы, разыгрывание жизненных ситуаций, в которых учащиеся
могут попробовать реализовать себя в разных ролях, дать оценку
происходящему. Жан Жак Руссо говорил: «Истинное воспитание состоит не
столько в правилах, сколько в упражнениях», поэтому я использую
практические игровые ситуации, позволяющие тренировать душевные
качества: доброту, отзывчивость.
Очевидны положительные результаты различных форм по развитию
духовнонравственных ценностей в сочетании с методами активного
обучения:
иллюстрации, видеофрагменты, анимации, красочные фотографии с
комментариями и вопросами к ним повышают у учащихся интерес к
изучаемому, создают положительный эмоциональный фон;
активные обсуждения, использование практических игровых
ситуаций, способствуют развитию духовнонравственных ценностей,
повышают нравственные качества школьника.
Творческая деятельность способствует разрушению стены
равнодушия, вызывая у учащихся положительные эмоции и стимулируя
увлеченность школьника. Самое важное то, что работа по нравственному
образованию находит отклик в сердцах детей, о чём свидетельствуют работы
учащихся. Результатом специально организованной, целенаправленной работы
с детьми становится, как правило, участие и победа ребенка в том, или ином
конкурсе, олимпиаде и т.п. Очевидно, что уже и сам процесс подготовки
учащегося к какомулибо мероприятию является своего рода победой,
поскольку ребенок приобретает дополнительные возможности раскрытия и
развития своей индивидуальности, нравственных суждений, своих
способностей.
Опыт педагогической деятельности показывает необходимость
проводить работу по духовнонравственному воспитанию со школьниками.
Она способствует повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в
школе, обеспечивая развитие духовнонравственных качеств личности. Приложение 1 Приложение 2 Список источников информации: 1. С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. Учебник «Русский язык», 14 класс. М.:
Вентана – Граф, 2013. Ч.1,2.
2. Л.А.Ефросинина. Учебник «Литературное чтение» 1 4 класс. М.:
Вентана – Граф, 2013, в 2 ч.
3. В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. Учебник «Математика», 1 4 класс.
М.:Вентана – Граф, 2013.Ч.1,2
4. Н.Ф.Виноградова. Учебник «Окружающий мир», 14 класс: в 2 ч.–
М.:Вентана – Граф, 2013
5. Интернетресурсы.
Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы
Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы
Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы
Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы
Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы
Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы
Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы
Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы
Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы
Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы
Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы
Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы
Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы
Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.