Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы
Оценка 4.7

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
27.06.2018
Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы
В проекте рассказывается о педагогической деятельности по развитию духовно-нравственных ценностей на уроках и во внеурочной работе у учащихся начальной школы. В работе приводятся примеры видов и форм работы, которые используются на уроках и вне уроков в процессе развития духовно-нравственных ценностей.
Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы.doc
Развитие духовно­нравственных ценностей у учащихся начальной школы                                          Составитель: Мурсатова Ирина Николаевна учитель начальных классов, МБОУ СОШ №178                                                                                                                                                                           Новосибирск      2018 Тема проекта. Развитие духовно­нравственных ценностей у учащихся начальной школы.      Цель работы: показать педагогическую деятельность по развитию духовно­ нравственных ценностей на уроках и во внеурочной работе у учащихся начальной школы.  Задачи работы:                ­ раскрыть сущность понятия духовно­нравственные ценности;                ­ раскрыть педагогические функции и возможности по развитию     духовно­нравственных ценностей на уроках и во внеурочной работе;                ­ дать характеристику деятельности на уроках и во внеурочной  работе по развитию духовно­нравственных ценностей;                ­ представить анализ результатов по развитию духовно­нравственных  ценностей на уроках и во внеурочной работе.         Духовно – нравственное развитие личности – это формирование  способности человека оценивать и применять на практике моральные нормы.  Духовно­нравственное воспитание ­ содействие духовно­нравственному  становлению ребёнка, формирование у него системы базовых гуманитарных  ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека,  межкультурный диалог, активное участие детей в общественной жизни;  готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за  него.                                                                                                                                 Основные направления и ценностные основы духовно­нравственного  развития личности: 1.    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,  свободам и обязанностям человека; 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания; 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу  жизни; 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде  (экологическое воспитание); 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование  представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое  воспитание).   Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с  опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система современных технологий способствует  формированию у учащихся начальных классов нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков.              «Необходимо – для полноты ощущения жизни, то есть для счастья –  учить детей «большой любви» ­ к Родине, к нации, к человечеству, доверию к  силе разума, удивлению перед красотой человеческой души, только всё это  способно создать органическое уважение к человеку, к личности». М.Горький                                                                                                                            Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные  суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим  товарищам, у учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого  ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает  благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что  является одним из условий его успешного духовно ­ нравственного развития.  Огромная роль развития духовно­нравственных ценностей принадлежит  учителю на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего  мира. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Художественная литература аккумулирует в себе законы  нравственности и воспевает её ценности в образной форме. Факты литературы воздействуют на эмоциональную сферу человека, заставляют его переживать.  Переживания рождают самостоятельные мысли, закрепляемые в долгосрочной памяти, становясь принадлежностью души человека. (Приложение 1).    Сухомлинский настаивал на том, что каждый учитель, какой бы  предмет он ни преподавал, должен стать, прежде всего, преподавателем  словесности. Слово — первый шаг к мысли ученика. «Большая беда, —  говорил педагог, — если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы  языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу  ребёнка. Слово должно быть ёмким, иметь глубокий смысл, эмоциональную  окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника».        Нельзя забывать, что ребёнок в школе не только читает, пишет и  считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей,  взрослых. Одна из задач духовно ­ нравственного развития в школе –  правильно организовать деятельность ребёнка.    «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,  фантазии, творчества».     В.А.Сухомлинский.    Основной педагогической единицей внеурочной деятельности  является организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие,  участие в котором расширяет их опыт творческого поведения в культуре. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка  становится организация совместной деятельности детей, способствующая  развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе  которых ребенок усваивает социально­исторический опыт, получает  представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и  способностях.        В процессе духовно ­ нравственного воспитания использую  различные виды и формы работы: ­ экскурсии;                                                                                                                 ­ тематические классные часы;                                                                                  ­ беседы;                                                                                                                       ­ инсценировки произведений;                                                                                   ­ праздники, конкурсы;                                                                                               ­ литературные викторины; ­ выставки.  (Приложение 2).    Всё это создаёт благоприятное эмоциональное состояние школьника  в коллективе, что является одним из условий его успешного духовно ­  нравственного развития. Дети овладевают доступным их возрасту объёмом  представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве  общества,  жизни народа, истории страны, культуре, выработку правильных  взглядов на факты общественной жизни страны; переживание личностью  положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям,  гордости за свой народ, за свой родной край; уважение к историческому  прошлому родной страны, к героям военных лет, проявление интереса к  сведениям о своей малой Родине, потребности расширить свой кругозор,  стремление участвовать в общественно ­ полезном труде;­ реализация  эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности  (оказание помощи взрослым, проявление заботы о старшем поколении,  желание отразить полученные знания в творческой, поисковой деятельности).     Также использую такие формы, как:  игровые формы на уроках;  театрализованные уроки (инсценировки эпизодов произведений);  уроки­путешествия;   игры ­ викторины;   утренники; участие в конкурсах разного уровня (от школьного до  всероссийского);  проектно­исследовательская деятельность. Провожу этические беседы с устными размышлениями на  нравственные темы, разыгрывание жизненных ситуаций, в которых учащиеся  могут попробовать реализовать себя в разных ролях, дать оценку  происходящему. Жан Жак Руссо говорил: «Истинное воспитание состоит не  столько в правилах, сколько в упражнениях», поэтому я использую  практические игровые ситуации, позволяющие тренировать душевные  качества: доброту, отзывчивость.     Очевидны положительные результаты различных форм по развитию  духовно­нравственных ценностей в сочетании с методами активного  обучения: ­ иллюстрации, видеофрагменты, анимации, красочные фотографии с  комментариями и вопросами к ним повышают у учащихся интерес к  изучаемому, создают положительный эмоциональный фон; ­ активные обсуждения, использование практических игровых  ситуаций, способствуют развитию духовно­нравственных ценностей,  повышают нравственные качества школьника.     Творческая деятельность способствует разрушению стены  равнодушия, вызывая у учащихся положительные эмоции и стимулируя  увлеченность школьника. Самое важное то, что работа по нравственному  образованию находит отклик в сердцах детей, о чём свидетельствуют работы  учащихся. Результатом специально организованной, целенаправленной работы с детьми становится, как правило, участие и победа ребенка в том, или ином  конкурсе, олимпиаде и т.п. Очевидно, что уже и сам процесс подготовки  учащегося к какому­либо мероприятию является своего рода победой,  поскольку ребенок приобретает дополнительные возможности раскрытия и  развития своей индивидуальности, нравственных суждений, своих  способностей.       Опыт педагогической деятельности показывает необходимость  проводить работу по духовно­нравственному воспитанию со школьниками.  Она способствует повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в  школе, обеспечивая развитие духовно­нравственных качеств личности. Приложение 1 Приложение 2 Список источников информации: 1. С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. Учебник «Русский язык», 1­4 класс.  М.:  Вентана – Граф, 2013. ­Ч.1,2. 2. Л.А.Ефросинина. Учебник «Литературное чтение» 1­ 4 класс. М.:  Вентана – Граф, 2013, в 2 ч. 3. В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. Учебник «Математика», 1­ 4 класс.  М.:Вентана – Граф, 2013.­Ч.1,2 4. Н.Ф.Виноградова. Учебник «Окружающий мир», 1­4 класс: в 2 ч.– М.:Вентана – Граф, 2013 5. Интернет­ресурсы.

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы

Развитие духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2018