Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности
Оценка 4.8

Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности

Оценка 4.8
Лекции
docx
МХК +1
Взрослым
15.02.2018
Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности
Доклад VII Епархиальные Рождественские образовательные чтения номинация: Православие и семья Мне не раз приходилось слышать выражения – сердце «страдает», «болит», «тоскует», «радуется», «чувствует» и т.д. Другими словами, сердце всегда воспринималось как особый орган чувств, и притом чрезвычайно тонкий и универсальный. Вот какими чертами выделяется сердце в Библии: Придет Господь … и обнаружит сердечные намерения; Излилось из сердца моего слово благое; Он действовал от всего сердца своего; Он пошел по пути своего сердца; Живет по упорству сердца своего; Он исполнит желание сердца твоего; Сердце, кующее злые замыслы; Сердце же нечестивых жестоко; У народа сего сердце буйное; Народ, заблуждающийся сердцем; Много замыслов в сердце человека; Помышления сердца их были зло; Человеку (принадлежат) предположения сердца; Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Мудрость войдет в сердце твое; Вы знаете всем сердцем вашим.(1 Кор. 4:5)Доклад на тему Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности
доклад.docx
VII Епархиальные Рождественские образовательные чтения  Православие и семья  (Название номинации) Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности  (Название доклада) Фамилия, имя, отчество (полностью):  Филиппова Светлана Витальевна Название места работы: Н.В.Архангельского»   МБОУ   «Мужевская   СОШ   имени Название муниципального образования: Шурышкарский район Название населённого пункта: с. Мужи 2017 г. Мне не раз приходилось слышать выражения – сердце «страдает», «болит», «тоскует», «радуется», «чувствует» и т.д. Другими словами, сердце всегда воспринималось как особый орган чувств, и притом чрезвычайно тонкий и универсальный.           Вот какими чертами выделяется сердце в Библии: Придет  Господь … и обнаружит сердечные намерения; Излилось из сердца моего слово благое; Он действовал от всего сердца своего; Он пошел по пути своего сердца; Живет по упорству сердца своего; Он исполнит желание сердца твоего; Сердце, кующее злые замыслы; Сердце же нечестивых жестоко; У народа сего сердце буйное; Народ, заблуждающийся сердцем; Много замыслов в сердце человека; Помышления сердца их были зло; Человеку (принадлежат) предположения сердца; Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Мудрость войдет в сердце твое; Вы знаете всем сердцем вашим.(1 Кор. 4:5) Эти слова можно разделить на  группы, отличающиеся как по смыслу, так и по направленности. Мыслители   прошлых   столетий   не   раз   высказывали   мысль   о   том,   что, образно говоря, в человеке скрыто два сердца. Одно из них –  физическое, которое бьется в груди каждого человека, другое ­ духовное, которое живет в душе. Физическое сердце – это своего рода «капитан» телесного корабля. Если этот капитан в порядке, то и с  физическим здоровьем все в порядке. Но как только сердце заболевает, то это отзывается на всем организме, а когда оно остановиться,   то   телесный   корабль   терпит   кораблекрушение   –   наступает смерть. Велико значение  и таинственного духовного сердца. По мнению мудрых предков, духовное сердце в человеке – это то,   вокруг чего сосредоточена духовная жизнь. Именно оно рождает веру и любовь, откликается на добро, будит   совесть   и   призывает   к   покаянию.   Это   и   есть   «чистое   сердце»   ­ «внутренний человек». Но   духовное   сердце   может   повернуть   человека   и   на   другой   путь   –   в сторону всякого  рода грехов, преступлений  и иного зла. Другими   словами,   если   от   состояния   физического   сердца   зависит физическое здоровье и жизнь   телесная, то от состояния духовного сердца зависит нравственное здоровье и жизнь духовная. Если сердце будет здоровым и чистым, то и вся жизнь будет здоровой и чистой. Для тех, кто это  понимает и принимает, правилом становятся  слова Библии: «Больше всего хранимого храни сердце тебе, потому что из него источник жизни» (Прит. 4:23). В годы   детства и отрочества нужно оберегать чистоту сердца ребенка, чтобы на него не напало ни одно семя зла. От чего нужно беречь чистоту сердца? Во­первых, от пустоты душевной, то есть от такого состояния, когда у человека нет ничего за душой, ничего святого, незыблемого. Пустота  души – это   самое   страшное   зло…  Святынями,  которые   надо   утверждать   в  сердце ребенка, чтобы беречь его чистоту, являются: честь и совесть, благополучие  и благо, счастье и ласка семьи, вера в добро и вера в то, что высшее счастье человека   –   в   творении   добра   для   людей.   Вдохнуть   в   детстве   сердце стремление творить добро не для человеческих глаз, а для самого себя, из внутренних своих побуждений, одухотворить этим стремлением личность­в этом добрая половина всех «секретов» воспитания. Во­вторых,   от   бездушного,   бессердечного   отношения   к   человеку. Сердце   ребенка   должно   быть   бесконечно   чутким   к   слову,   готовым   к сопереживанию. Кто научился сопереживать, тот научился уважать другого человека   –   щадить   его   чувства   и   переживания,   беречь   чужое   сердце.   Эта способность   учит   чувствовать   внутреннее   душевное   состояние   другого человека, без слов понимать, что у него страдание, горе, несчастье… В­третьих, надо оберегать детскую душу от эгоизма, индивидуализма, от ядовитого плода эгоизма: «мне все дозволено; делаю то, что мне нравиться; только бы  мне было хорошо, а до других мне дела нет». Основное лечение от эгоизма   –   научиться   управлять   своими   желаниями.   Чтобы   жизнь   была согласованной   гармонией,   каждый   человек   должен   идти   навстречу закономерным  желаниям  других  людей,  подчинять  свои  желания  гармонии жизни.   Следует   учиться   ориентироваться   в   этой   сложной   системе:   хочу­ нельзя, можно­нужно. В­четвертых,   важно   оберегать   чистоту   сердца   от  зла,   имя   которого­ равнодушие. Первая предосторожность от равнодушия: для ребенка в жизни не может быть ничего, что не волновало бы его сердце… а для этого нужно, чтобы ребенок видел мир не только глазами, но и сердцем. В­пятых, оберегать сердце от неправды, обмана, фальши, от всего, что делается для «формы», для «отчета», необходимо защищать детскую душу. Неправда, обман, стремление выдать черное за белое, пригладить лохматое, создать видимость благополучия – все это воспитывает подлость, лицемерие, тупую бессердечность и равнодушие. Беречь от этого чистоту сердца ­значит воспитывать правдой. Правда должна быть для него высшим судьей. В­шестых,   защищать   чистоту   сердца   от   лености,   безделья,   привычки выполнять   работу   кое­как.   Лень   лишает   сердце   внутреннего   духовного стимула­вдохновения.   Вдохновение   спасает   сердце   от   безрадостного, монотонного существования, от уродливого взгляда на труд как на обузу. В­седьмых,  спасать   сердце  от   честолюбия  –  стремления   к   почестям, жажды   похвалы,   отличия,   особого   места   в   коллективе…   с   особой осторожностью   нужно   относиться   к   похвале   в   сфере   нравственных отношений.   нужно   стремиться   к   тому,   чтобы   человек   делал   добро   из внутренних побуждений, по велению совести, а не для похвалы. И,   наконец,   нужно   оберегать   сердце  от   инфантилизма,   то   есть моральной   незрелости,   «запоздалого   детства».     Духовной,   нравственной, трудовой зрелости никогда нельзя достигнуть, если нам ученикам все легко дается, если мы не встречаем никаких трудностей, не напрягаем усилий, не знаем,   что   такое   пот   и   мозоли.   Кто   научится   трудиться,   преодолевать трудности, ­ тот и думать будет не по­ детски, а как взрослый человек. Чистые сердца живут рядом с ними, их тысячи. Но их не видно. Они не позируют   перед   камерами,   не   дают   интервью,   не   занимаются   политикой. Увидеть   человека   чистого   сердцем   непросто.   Он   едет   вместе   с   нами   в автобусе, стоит в одной очереди, сидит за соседним столом в кафе – и это лишь наша вина, что мы не обращаем на него внимания, видим и не знаем, смотрим – и не понимаем, кто это. Имеющие чистое сердце, способны  понять то, что не замечают обычные люди.   Чистые   сердцем   восхищаются   красотой   природы,   разумным устройством жизни и Вселенной. Чистота сердца проясняет взор.  Она прямо противоположна цинизму и мирскому здравомыслию. Часто встречается выражение «не слушай свой ум, слушай свое сердце». Не многие понимают  этот совет. Еще сложнее понять слова: «Самая длинная дорога – от ума к сердцу!». Для них в Священном Писании говорится: «Посему мы не унываем; но если  внешний  наш   человек   и   тлеет,   то  внутренний  со   дня   на   день обновляется» (2 Кор. 4:1:).    Ключи счастья в самом человеке. Нужно «уметь быть счастливым». Есть какое­то состояние  внутренней  жизни  человека,  такая установка  его  духа, которую он должен найти и обрести в себе для радостной встречи жизни и мира. Жизнь радостна любовью. Радоваться жизни – это значит любить жизнь, любить   окружающих,   любить   ближних.   Угнетаемые   самолюбием,   люди забывают   подлинные   источники   жизни,   закрывают   живые   выходы   сердца. Только при бескорыстном самозабвении осуществляется беспритязательное, чистое приятие другой индивидуальности. Любовь к людям ­ чудо, потому что   слишком   нестерпимо   неумолчное   шептание   гордости   и   злобы.   Перед человечеством всегда стояла проблема преодоления гордости как главного источника   разъединения   и   разобщения   людей   между   собой   и   с   миром. Отказаться от гордости и значить простить гордость других, простить своё горе   и   свою   беду   и   самому   принять   прощение.   И   только   сохраняя нравственную «почву» человек может стать личностью. Используемая литература:  Библия.   Первое   послание   к   Коринфянам   святого   апостола   Павла// Православная энциклопедия «Азбука веры» Синоидальный перевод Нового и Ветхого заветов Библия,   Ветхий   Завет   Книга   Притчей   Соломоновых   //   Православная энциклопедия   «Азбука   веры»   Синоидальный   перевод   Нового   и   Ветхого заветов Библия,   Новый   Завет   Второе   послание   святого   апостола   Павла   к Коринфянам//   Православная   энциклопедия   «Азбука   веры»   Синоидальный перевод Нового и Ветхого заветов

Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности

Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности

Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности

Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности

Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности

Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности

Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности

Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности

Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности

Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности

Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности

Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности

Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности

Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018