Развитие двигательных качеств в подвижных играх.
Оценка 4.9

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
физическая культура
1 кл—4 кл
06.03.2018
Развитие двигательных качеств в подвижных играх.
В данной работе решается проблема особой важности - это развитие интереса и активности на уроках физической культуры с применением подвижной игры.Тема данной работы актуальна и посвящена игре как средству развития физических качеств. Эта работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме игровой методики обучения на уроках физической культуры, практическое исследование, направленное на выявление эффективности применения подвижной игры и анализа проведенного эксперимента.
разв.двиг.кач.в под.играх.doc
Муниципальное образовательное учреждение                                      Средняя общеобразовательная школа№39 « Развитие  двигательных качеств  с помощью подвижных игр».                                  Разработала учитель физической культуры                                                                  МОУ «СОШ№39»                                                            Соловьёва Светлана Вячеславовна .                                  Рязань 1998 год ОГЛАВЛЕНИЕ                    Введение                                                                                          Глава 1. Анализ литературы 1) Анатомо­физиологические особенности детей 7­10 лет            2) Игра, как средство развития двигательных качеств                   3) Значение игр для младших школьников, виды игр                    4) Характеристика основных двигательных качеств                          Глава 2. Цель, задачи, методы исследования                                  Глава 3. Результаты исследования                                              Глава 4. Выводы                                                                              Список использованных источников                                                                                                                                                 Введение Физическая   культура   –   часть   образа   жизни   человека   –   система специальных   упражнений   и   спортивной   деятельности,   направленная   на развитие его физических и духовных сил. Физическая культура как часть общей   культуры   направлена   на   гармоническое   развитие   всех   природных сущностных   сил   и   морального   духа   человека.   В   системе   всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности:   активного   труда,   жизни   в   семье,   организованного отдыха и полноты творческого самовыражения. Физическая культура входит в жизнь человека с раннего возраста. Она выполняет   ряд   важнейших   функций:   развивающую,   воспитательную, образовательную,   оздоровительно­гигиеническую,   общекультурную.   Для школьников  развитие  физических качеств  имеет  огромное  значение.  При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Таким образом, физическая культура в   школе,   первостепенной   задачей   которой   является   сохранение   и укрепление   здоровья,  должна   быть   неотъемлемой   частью   жизни   каждого ребенка и занимать достаточно важное место в школе. Для решения такой глобальной   проблемы   наиболее   эффективными   средствами   являются, прежде   всего,   подвижные   и   спортивные   игры.   Эта   работа   представляет собой анализ психолого­педагогического материала по проблеме игровой методики   обучения   на   уроках   физической   культуры,   практическое исследование,   направленное   на   выявление   эффективности   применения подвижной игры и анализа проведенного эксперимента. В данной работе решается проблема особой важности ­ это развитие интереса   и   активности   на   уроках   физической   культуры   с   применением подвижной   игры.   Мы   попытаемся   проследить   такой   вид   деятельности, который обеспечивает результативность урока, активность учащихся, т.е. мотивирует учащихся на дальнейшую деятельность. Таким образом, тема данной   работы   актуальна   и   посвящена   игре   как   средству   развития физических качеств.   Проблема: каковы   педагогические   условия, развитию двигательных качеств младших школьников.   способствующие Тема: «Подвижные игры как средство развития двигательных качеств младших школьников». Цель работы: определение и экспериментальная проверка методики проведения подвижных игр, как средство развития двигательных качеств младших школьников. Задачи: 1)   Проанализировать   методическую   и   психолого­педагогическую литературу по выбранной теме.  2) Изучить и подобрать соответствующие игровые методики. 3) Выявить изменения, в результате применения подвижных игр, как средства развития двигательных качеств младших школьников на уроках физической культуры. Объект исследования: двигательные качества младших школьников. Предмет исследования: использование подвижных игр, как средство развития двигательных качеств младших школьников. Гипотеза: результативность,   по   проблеме   развития   двигательных качеств   младших   школьников   на   уроках   физической   культуры,   можно осуществить, выполнив ряд поставленных задач.           Анатомо­физиологические особенности развития детей 7­10 лет. Возраст 7­9 лет, характеризуется замедлением темпов роста, плавностью  развития, постепенностью изменений структур и функций организма.  Высшая нервная деятельность, двигательная функция достигают  достаточно высокой степени развития и способствуют в этом возрасте  овладению технически сложными формами движения, требующими  точности, высокой согласованности движений, быстроты, гибкости и  ловкости (Никитин В.И., 1982). Повышается способность детей к выполнению малоинтенсивной работы  в  течение сравнительно продолжительного времени. Особенно высока  чувствительность к действию малоинтенсивных упражнений, развивающих  выносливость у детей в возрасте до 11 лет. С 12 до 15 лет эффективность  этих упражнений снижается, выносливость стабилизируется или даже  незначительно падает. Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные  скоростно­силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения,  упражнения на снарядах). С 9 до 11­12 лет у мальчиков прослеживается  высокая чувствительность к динамическим силовым упражнениям. У  девочек силовая выносливость с 9 до 11 лет достигает показателей 15­16­ летних девушек. Статические усилия у младших школьников сопровождаются быстрым  утомлением. Однако для поддержания правильной осанки во время сидения за партой, правильной позы во время выполнения физических упражнений  необходимо применять статические усилия при обязательном контроле за  дыханием. Для профилактики дефектов осанки больше внимания  необходимо также уделять развитию мышц туловища.  В связи с тем, что относительные  величины силы мышц (на 1 кг массы тела) близки к показателям взрослых людей, в этом возрасте широко  используются упражнения для воспитания силы, связанные с преодолением  массы тела (типа лазанья в наклонном и вертикальном положениях). При  этом необходимо помнить, что мышцы имеют тонкие волокна, бедны  белком и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо  постепенно и разносторонне. Большие по объему и интенсивности нагрузки  приводят к высоким энергозатратам, что может повлечь за собой общую  задержку роста. Необходимо избегать асимметрических упражнений,  чрезмерного развития гибкости, резких толчков во время приземлений при  прыжках, неравномерной нагрузки на левую и правую ноги, больших  нагрузок на нижние конечности. Эти упражнения могут вызвать смещение  костей таза, неправильное их сращение, привести к плоскостопию,  нарушениям осанки у детей. Ограничена у детей младшего школьного возраста и способность работать  «в долг». Они прекращают интенсивную работу, когда кислородный долг  составляет лишь 1 л. Выносливость к работе субмаксимальной  интенсивности возрастает лишь  к 12 годам. В  состоянии покоя, и тем  более при мышечных нагрузках, у детей наблюдается большая  напряженность функций сердечно­ сосудистой и дыхательной систем,  состоянии покоя, и тем более при мышечных нагрузках, у детей  наблюдается большая напряженность функций сердечно­ сосудистой и  дыхательной систем, высокая кислородная стоимость работы. В работе с детьми младшего школьного возраста важное место занимает  развитие мышления, состоящего в переходе от наглядно­образного к  словесно­логическому, рассуждающему мышлению, окончательное  формирование которого происходит уже в подростковом возрасте.  Своевременному формированию и успешной перестройке всех психических  процессов в значительной мере содействует целенаправленная двигательная деятельность (Дешле С.А., 1982). Кроме формирования жизненно необходимых навыков ходьбы, бега,  прыжков, метаний, на уроках физической культуры необходимо научить  детей сохранять правильную осанку, анализировать мышечные ощущения,  контролировать свои действия, решать тактические задачи. В этом возрасте у детей еще слабо развита устойчивость внимания. Им  свойственна высокая эмоциональность, сильно развита потребность в  движениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка  нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает  утомление. Сопротивление утомлению осуществляется у младших  школьников за счет движений, которые являются защитной  физиологической реакцией на перенапряжение. В этом случае никакие  запреты и замечания учителя не помогут. Помогут только упражнения.             Игра, как средства развития двигательных качеств Результат   подвижной   игры   для   младших   школьников   состоит   не только   в   выигрыше,   хотя   это   и   важно,   но   и   в   том,   чтобы   чувствовать радость движения физических усилий при преодолении препятствий в игре. Препятствиями   в   подвижной   игре   могут   быть   механические   преграды, трудные   приемы   движений,   замыслы   и   действия   водящих   или   команды противника.   «Салки»,   «Чижик», Подвижные   игры   могут   быть   малой,   средней   и   большой интенсивности.   Их   в   нашей   практике   очень   много.   Собственно,   сюда относятся все дошедшие до нас и народные игры «Разрывные цепи», «Гуси­ Лебеди»,   «У   медведя   во   бору»   и   т.д. Привлекательность   подвижных   игр   ­   в   их   состязательном   характере,   в движении, наполненном каким­либо смыслом. Особенно любят подвижную игру   маленькие   дети.   У   мальчиков   и   девочек   младших   классов   не наблюдается резкой разницы в пристрастиях. Однако некоторые различия все же имеются. Девочки больше любят хороводные игры с ритмическими движениями, мальчики имеют некоторое преимущество в играх на скорость, с элементами борьбы, а так же в играх с метанием мяча, палок в цель и на дальность расстояния. Каждое движение в игре служит выражением  внутреннего чувства, как бы завершением определенного настроя играющего. В подвижных играх у ребят движения естественны, раскованны. Уже поэтому подвижные игры ­ важное средство развития двигательной активности ребенка. Подвижные игры многоплановы. Одни дают большую нагрузку ногам ­ например, такие   игры,   как   «Удочка»,   «Не   попадись»,   «У   медведя   во бору» и т.д. Другие упражняют и развивают мышцы рук и пальцев ­ «Ловля Кузнечиков»,   многочисленные   игры   с   мячом,   битой   и   т.д.   Третьи   ­ универсальные: «включают   в  работу» весь  организм  ребенка. Подвижная игра   для   младших   школьников,   является   обязательным   компонентом практически   каждого   урока.   При   проведении   игр   не   только   происходит повторение   пройденного   материала,   по   развитию   движений,   но   и значительно повышается положительный эмоциональный тонус учащихся.  Игра   доставляет   им   радость,   именно   поэтому   даже   шалунов   не следует исключать из игр. Для   наиболее   результативного   решения   задач   проводимого   урока, используемые   в   нем   игры   должны   соответствовать   программному материалу  данного учебного заведения. При организации  подвижных игр необходимо   тщательно   следить   за   санитарно­гигиеническими   условиями проводимых   занятий   (чистота   воздуха,   температура   используемого помещения,   чистота   тела   и   одежды   занимающихся).   В   процессе   игры значительно   повышается   обмен   веществ,   в   организме   играющих, увеличивается   газообмен   и   теплоотдача,   в   связи   с   этим   у   учащихся необходимо   воспитывать   привычку   систематически   мыть   руки   и   ноги, обтирать влажным полотенцем тело,  обливаться водой с использованием общепринятых правил гигиены и закаливания организма водными процедурами. Содержательная   направленность   практического   использования игрового материала на уроках физической культуры заключается, прежде всего, в следующем.  Если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать вспомогательные и проводящие игры, связанные с кратковременными скоростно­силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника   в   непосредственном   соприкосновении   с   ним.  Например, «Всадник», «Перетягивание каната». Основные содержательные компоненты   таких   игр,   включают   в   себя   различные   перетягивания, сталкивания,   удержания,   выталкивания,   элементы   борьбы   и   т.д.   Весьма эффективными   для   решения   данной   задачи   оказываются   также двигательные операции с доступными играющими тягощениями ­ наклоны, приседания, отжимания, подъемы, по повороты, вращения, бег или прыжки с посильным для них грузом. Сюда же следует отнести довольно полезные для силового развития, метания различных предметов на дальность. Для   развития   качества   быстроты следует   подбирать   игры, требующие   мгновенных   ответных   реакций   на   зрительные,   звуковые   или тактильные   сигналы.   Эти   игры   должны   включать   в   себя   физические упражнения   с   периодическими   ускорениями,   внезапными   остановками, стремительными   рывками,   мгновенными   задержками,   бегом   на   короткие дистанции   в   кротчайший   срок   и   другими   двигательными   актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника. Для развития ловкости, необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого  согласования   своих   действий   с  партнерами   по   команде,  обладания определенной физической сноровки. Для   развития   выносливости нужно   находить   игры,   связанные   с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми поворотами составных двигательных   операций   или   с   продолжительной   непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. В   рамках   запланированных   педагогом   задач   урока   помогающие   их решению подвижные игры лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими   средствами   физического   воспитания,   путем   комплексного использования   с   общеразвивающими,   подводящими   и   специальными упражнениями. При   планировании   нужной   для   данного   конкретного   занятия вспомогательной подвижной игры следует учитывать общую нагрузку урока и соответственно определять его основную цель, время, место среди других используемых упражнений и учебных заданий. Уровень   трудности,   применяемых   на   уроках   игр   по   нагрузке   и сложности игрового взаимодействия участников, должен быть доступен, и возрастать методически обоснованно, плавно и постепенно. В   процессе   практического   проведения   запланированных   игр, серьезное   внимание   необходимо   уделять   строгому   соблюдению общепринятых на уроках физкультуры норм и правил техники безопасности как самих играющих, так и окружающих их зрителей. Творчески развивая и целенаправленно   трансформируя   применительно   к   условиям   урочных занятий   в   коррекционной   школе   двигательное   содержание   и   идейную направленность как широко распространенных, так и мало известных или совершенно новых игр для детского   возраста, в нашей работе разработан модифицированный   комплекс   специализированных,   вспомогательных   и подводящих   игр   для   уроков   физической   культуры.   В   отличие   от обыденного   или   стихийного   употребления,   эти   игры   требуют целенаправленного,   избирательного   развития   четко   определенной   группы физических   и   психических   качеств,   умений   и   навыков,   способствующих более успешному выполнению запланированных на данном уроке основных учебных или тренировочных заданий.                                 Значение игр для младших школьников. Виды игр Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она   широко   использовалась   в   качестве   одного   из   важных   средств воспитания и обучения детей. В самых разных системах обучения игре  отводится   особое   место.   Определяется   это   тем,   что   игра   очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка ­ не просто интересное времяпровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ   моделирования   его   взаимоотношений   со   сверстниками.   Дети   с удовольствием   сами  придумывают   игры,  с  помощью  которых   банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. «Игра,  есть   потребность   растущего   организма.   В  игре   развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,   В   игре   у   ребят вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.» ­ писала Н.К. Крупская. [6]   находчивость,   инициатива. Там   же   она   указывала   на   возможность   расширения   впечатлений, представлений   в   игре,   вхождения   детей   в   жизнь,   о   связи   игр   с действительностью, с жизнью. Для младших школьников игра имеет исключительное значение: игра для них ­ учеба, игра для них ­ труд, а также серьезная форма воспитания. Потребность   в   игре   и   желании   играть   у   младших   школьников, необходимо   использовать   и   направлять   в   целях   решения   определенных образовательных   задач.   Игра   будет   являться   средством   воспитания   и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Естественно,   подготовка   и   внедрение   игровых   методик   в   учебный процесс   требует   от   педагога   больших   усилий.   В   процессе   подготовки учебной   игры   учитель   сталкивается   с   проблемами   не   всегда   и   не   столь зависящими   от   его   личных   качеств   как   педагога,   сколько   от   внешних ограничений. Игра   имеет   значение   и   для   формирования   самостоятельности, положительного   отношения   к   физической   культуре,   для   исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние,   которое   игра   оказывает   на   психическое   развитие   ребенка,   на становление его личности. Мы   рассмотрели   игру   как   средство   воспитания.   Основными аспектами   развития   личности   ребенка   в   этой   связи   можно   назвать следующие: 1. В игре развивается мотивационно ­ потребностная сфера: • возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (соподчинение мотивов).          2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: •   ребенок,   принимая   роль   какого­либо   персонажа,   героя   и   т.п., учитывает   возможности   его   поведения,   его   позицию.   Это   помогает   в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки. 3. Развивается произвольность поведения: •   разыгрывая   роль,   ребенок   стремиться   приблизить   ее   к   эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном  мире,   ребенок   подчиняет   свои   собственные   желания,   импульсы   и действует в соответствии с социальными образами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения. 4. Развиваются умственные действия: •формируется   план   представлений,   развиваются   способности   и творческие возможности ребенка. Игра   нас   интересует   как   принцип   поведения,   а   не   как   способ развлечься.   В   игре   интересы   направлены   не   на   заданную   цель,   а  на   сам процесс. Игра ­ это культурная норма, которая позволяет быть свободным, раскованным,   иметь   власть   над   реальностью,   распоряжаться   собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление превзойти себя. Игровая   деятельность   ­   особая   сфера   человеческой   активности,   в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.  Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому   они   имеют   генетическую   связь   со   всеми   видами   деятельности человека   и   выступают   как   специфически   детская   форма   и   познания,   и труда,   и   общения,   и   искусства,   и   спорта.   Отсюда   и   названия   игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра­труд, игра­общение, музыкальные  игры, художественные, игра­драматизация, подвижные, спортивные и многие другие. 1. Подвижные игры ­ важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном возрасте, младшем школьном возрасте и подростковом. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты   отмечают,   что   основные   особенности   подвижных   игр школьников ­ их соревновательный, творческий, коллективных характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико   значение   подвижных   игр   в   нравственном   воспитании.   Они   взаимопомощи, развивают   чувство   товарищеской   солидарности, ответственности за действия друг друга. 2. Сюжетно­ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое   место   в   нравственном   воспитании   ребенка.   Они   носят преимущественно   коллективный   характер,   ибо   отражают   существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры­драматизации, режиссерские.   Сюжет   могут   иметь   театрализованные   детские   праздники, карнавалы, строительные конструкторские игры с элементами труда. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно   и   самостоятельно   воспроизводятся   социальные   отношения   и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не  имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры ­ тема, содержание, воображение, ситуация, сюжет и роль. 3.   Дидактическая   сюжетная   игра   ­   явление   сложное,   но   в   ней   основные   элементы, отчетливо   обнаруживается   структура, характеризующие   игру   как   форму   обучения   и   игровую   деятельность одновременно. Один из основных элементов игры ­ дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.   т.е. Познавательное содержание черпается из школьной программы. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий   характер   игры,   направленность   обучающего   содержания   на процессы   двигательной   и   познавательной   деятельности   детей. Дидактическая  задача  определяется  учителем  и  отражает ее обучающую деятельность. Структурным   элементом   игры   является   игровая   задача, осуществляемая   детьми   в   игровой   деятельности.   Две   задачи   – дидактическая   и   игровая   ­   отражают   взаимосвязь   обучения   и   игры.   В отличие   от   прямой   постановки   дидактической   задачи   на   занятиях,   в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становятся задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Одним   из   составных   элементов   дидактической   игры   являются правила   игры.   Их   содержание   и   направленность   обусловлены   общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей,  познавательным   содержанием,   игровыми   задачами   и   игровыми действиями  в их развитии  и обогащении. В дидактической  игре правила являются   заданными.   Используя   правила,   педагог   управляет   игрой, процессом познавательной деятельности, поведением детей. Правила   игры   имеют   обучающий,   организационный,   формирующий характер и, чаще всего, они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их   действия.   Организующие   правила   определяют   порядок, последовательность   игровых   действий   и   взаимоотношений   детей.   В   игре формируются   игровые   отношения   и   реальные   отношения   между   детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями. Правила   игры   должны   быть   направлены   на   воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. Соблюдение правил в ходе игры вызывают необходимость проявления усилий, овладение способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопленных добрых эмоций и усвоения традиций. Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения   имеют   и   много   общего.   Их   воспитывающий   потенциал   всегда зависит,   во   первых,   от   содержания   познавательной   и   нравственной информации,   заключенной   в   тематике   игр;   во   –   вторых   ,от   того,   каким героям подражают дети; в ­ третьих, он обеспечивается самим процессом игры   как   деятельности,   требующей   достижения   цели   самостоятельного нахождения   средств,   согласований   действий   с   партнерами, самоограничения   во   имя   достижения   успеха   и,   конечно,   установления доброжелательных   отношений.   Игры,   таким   образом,   дают   детям   очень важный   навык   совместной   работы.   Отличительные   особенности   игровой деятельности   обычно   усматривают   в   ее   добровольности,   в   высокой активности и контактной зависимости участников. Нетрудно   заметить,   сколь   важны   эти   качества   ­   организованность, самодисциплина,   творческая   инициатива,   готовность   к   действиям   в сложной,   меняющейся   ситуации   и   т.д.   –   для   человека   сегодняшнего   и особенно   завтрашнего   дня.   Воспитателю,   использующему   игровую деятельность   в   качестве   педагогического   средства,   важно   понимать   и скрытые механизмы, благодаря которым происходит ее влияние на развитие личности школьника. Одним из подходов к раскрытию такого механизма состоит в следующем.         Представим себе, что в процессе игры у детей возникают три вида  целей.  Цель первая ­ наиболее общая ­ наслаждение, удовольствие от игры. Ее   можно   было   бы   выразить   двумя   словами:   «Хочу   играть!».   Эта   цель представляет   собой   установку,   определяющую   готовность   к   любым действиям, связанным с данной игрой. Вторая   цель   ­   это   и   есть   игровая   задача,   т.е.   задача,   связанная   с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Особенности игровой задачи в том, что она заранее задана: соглашаясь играть, каждый  автоматически принимает и игровую задачу, существующую в виде правил, и руководствуется ею в своих действиях. Но если первая цель «хочу!», то вторая цель ­ игровая задача ­ существует в виде «надо!». «Надо играть так, а не иначе!» ­ (своеобразная форма осознанной необходимости). Третья   цель   непосредственно   связана   с   процессом   выполнения игровой   задачи,   а   потому   всегда   ставит   перед   личностью   задачу творческую. Включившись в игру, школьник непременно должен ответить на один из   вопросов,   выполнить   ряд   заданий,   составляющих   сердцевину   той   или иной   игры.   Чтобы   справиться   с   заданиями,   необходимо   мобилизовать максимум   духовных   и   физических   (или   и   тех   и   других)   сил:   проявить смекалку, сообразительность, способность ориентироваться в обстановке, а во многих играх поступить так, как другие не догадались бы поступить. Тут надо   непросто   повторить   уже   известное   решение,   но   из   множества возможных   вариантов   выбрать   наиболее   удачный   или   из   уже   известных составить   новую   комбинацию.   Игра   сопровождается   высоким эмоциональным   подъемом,   устойчивым   познавательным   интересом,   а потому являются наиболее мощным стимулятором активности личности. Именно   в   творческой   сути   игрового   действия   кроется   внутренняя пружина, модно сказать, душа игры. Игра является до тех пор игрой, пока она дает действующим лицам широкий набор способов поведения, пока их действия   нельзя   заранее   предусмотреть.   Участники   игры   и   зрители находятся в состоянии игрового напряжения лишь постольку, поскольку никто   не   знает   способа,   каким   игроки   выполняют   свою   задачу.   Отсюда будет начало таинственность и романтика игры, которая привлекает к себе и ребенка, и взрослого. Сколько   бы   раз   игра   не   повторялась,   для   всех   играющих   она происходит   как   бы   впервые,   так   как   представляются   совершенно   новые препятствия. Их преодоление воспринимаются как личный успех, победа и даже   как   некоторое   открытие:   открытие   себя,   своих   возможностей.  Вот почему игра всегда сопровождается ожиданием и переживанием радости: «Я могу!». В   трехступенчатой   мотивации   игры   –   «хочу»   ­   «надо»   ­   «могу»   ­ заключен,   очевидно,   основной   механизм   ее   влияния   на   личность,   секрет самовоспитания. Отсюда,   легко   вывести   соответствующие   направления педагогического руководства игровой деятельностью: 1. Вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть – «хочу играть!». 2. Помогать действовать по правилам и решать игровые задачи – «так надо!». 3. Развивать   творческий   потенциал   ребенка   в   процессе   игры, способствовать   проявлению   адекватной   самооценки   и   чувства «могу!». Проводить подвижные игры на уроках физической культуры в  школе на так: новую игру учителю следует объяснить кратко и понятно, показать некоторые   действия   до   начала,   а   не   в   процессе   игры.   Если   игра   детям знакома, то можно ограничиться напоминанием лишь основных правил. Продолжение игры, разработанные учителем, должны быть посильны и   доступны   для   младших   школьников,   а   также   нести   смысловую   и двигательную нагрузку без искажения правил игры. Распределение детей в играх и эстафетах на команды желательно не только по классам, но и по группам с примерно равными двигательными возможностями, чтобы играть было весело и интересно. Выбирать водящих  следует с помощью кратких считалок или проводить убедительный аргумент (довод), т.е. по справедливости.   Музыкальные игры Игра   и   движение   –   любимые   виды   деятельности   детей   младшего школьного возраста, поэтому в практической работе применяется игровой метод.   На   основе   игры   со   сказочными   сюжетами   героев   любимых мультфильмов и животных рождаются пластические образы детского танца и ритмических упражнений. Все   яркое,   необычное   соответствует   желаниям   и   интересам   детей возраста   7­12   лет.   Для   достижения   цели   целесообразно   использовать нетрадиционные   методы   и   приемы   работы   с   детьми:   синхронное   и зеркальное   отражение;   перевод   из   одного   пространства   в   другое; использование обратных названий движений и контактные уроки; формы компромиссного   решения;   обращение   к   индивидуальной   культуре исполнения. Занятия музыкальными  играми помогают развивать  в детях: двигательные   умения,   знания   в   образовательной   области   физической культуры,   организаторские   способности,   ассоциативное   мышление, чувственное   мышление,   культуру   способствует   развитию эмоционально­чувственной   выразительности, физических качеств.    коммуникативные   способности, Музыкальные игры применяются для закрепления полученных умений и  навыков   в  согласовании   движений   с  музыкой.  Неожиданные   ситуации, которые возникают в процессе игры, требуют быстрой  ориентировки,   инициативы,   находчивости.   Музыкальные   игры, определенные рамками правил, имеют большое значение в воспитании воли, выдержки, дисциплинированности. При   проведении   музыкальных   игр   следует   придерживаться определенной последовательности: 1)   наметив   игру,   подобрать   к   ней   соответствующее   музыкальное сопровождение; 2) объяснить ученикам суть игры, дать послушать музыку, обратив внимание на средства музыкальной выразительности; 3) разделить занимающихся на команды, провести пробную попытку и, если условия игры недостаточно понятно, повторить их или остановится на непонятных деталях; 4) провести игру несколько раз по всем правилам. Не рекомендуется увлекаться   количеством   посторенний,   т.к.   эмоциональность   игры   будет снижаться. В данном случае следует менять условия игры, ее варианты, а иногда и музыку.                 Характеристика основных двигательных качеств. Основными двигательными качествами человека принято считать ловкость,  быстроту, гибкость, силу, выносливость. При выполнении любого  упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные  качества, но преимущественное значение приобретает какое­нибудь одно из  них. Развитие двигательных качеств протекает но фазам. Вначале развитие  одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный  момент специально не развиваются. В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие других ­ «диссоциация физических  качеств» (Зимкин Н. В. 1956.). Один из известных механизмов такого  явления ­ антагонизм между анаэробными и аэробными процессами:  развитие одних замедляет развитие других, и наоборот. Ловкость ­ это способность человека быстро, целесообразно осваивать  новые действия, сочетать их с другими, успешно решать двигательные  задачи в изменяющихся условиях ( Холодов Ж .К., Кузнецов В.С­ М.,1990). Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает  координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более  сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение  упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям  приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим,  заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать  сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих  сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений,  проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения  техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и  спуски с нее и др.), с использованием различных предметов,  физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями,  при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч,  шнур). Гибкость ­ способность выполнять движения с большой амплитудой  (Холодов Ж .К., Кузнецов В.С­М.,1990). По форме проявления выделяют  виды: активные и пассивные, активные ­ это способность выполнять  движения с большой амплитудой за счет собственной активности и  соответствующих мышц, пассивные ­ способность выполнять движение под  воздействием внешних растягивающих сил (специальные приспособления и  внешние отягощения). Гибкость зависит от состояния  позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость  развивается при выполнении физических упражнений с большой  амплитудой. У детей дошкольного возраста опорно­двигательный аппарат  обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой  естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание,  которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов  (например, коленного). Упражнения на гибкость целесообразно сначала  выполнять с неполным размахом, например сделать 2­3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2­ 3 полуприседания, затем ­ глубокое  приседание. Выносливость — способность организма противостоять утомлению во  время мышечной деятельности, бороться с утомлением и восстанавливаться во время мышечной работы и после ее. (Холодов Ж .К., Кузнецов B.  ­ М.,1990). Развитие выносливости требует большого количества  повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит  к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше  всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на  свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках,  санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры,  которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости.  Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых  упражнения чередуются с отдыхом. Сила ­ выполнение какого либо действия или сохранение какой либо позы  человека (Холодов Ж .К., Кузнецов В.С­М.,1990). Развитие силы мышц  может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов,  применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.);  использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы  (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях). В  детском саду следует использовать разнообразные упражнения для  развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание  мышцам­ разгибателям. Учитывая анатомно­физиологические особенности  дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и  превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может  отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних  органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и  большое напряжение организма. Интенсивность выполняемых упражнений,  масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической  нагрузки следует повышать постепенно. Быстрота ­ способность человека выполнять движения в наикратчайшее  время (Холодов Ж .К., Кузнецов В.С­М.,1990). Высокая пластичность  нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки  условно рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для  развития у них быстроты. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей  скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с  изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с  наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно­силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при  метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты  необходимо: высокое владение двигательной техникой, высокая  работоспособность. Целесообразно использовать хорошо освоенные  упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а  также состояние их здоровья. Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим  названием ­ быстрота. В самых общих чертах она характеризует  способность человека совершать действия в минимальный для данных  условий отрезок времени. Однако характеристики быстроты неоднородны  и либо не связаны друг с другом, либо связаны слабо. К скоростным  характеристикам двигательных действий относятся: 1) быстрота  одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении); 2) частота  движений; 3) быстрота двигательной реакции. Установлено, что время реакции не связано с быстротой одиночного  движения и с максимальной частотой движений. Можно обладать хорошей  реакцией на сигналы, но иметь малую частоту движений, и наоборот. Это  объясняется тем, что психофизиологические механизмы проявления  указанных скоростных характеристик существенно различаются.  Независимость характеристик отчетливо проявляется в беге на короткие  дистанции. Можно быстро принимать старт (за счет хорошего времени  реакций), но хуже сохранять скорость на дистанции. Вообще скорость бега  лишь относительно связана с перечисленными характеристиками движений.  Она во многом определяется длиной шага, зависящей от длины ног, от силы  отталкивания, то есть от факторов, не относящихся к скоростным  характеристикам движений. Отсутствие связи между характеристиками  скоростных движений приводит к тому, что перенос качества быстроты с  одного упражнения на другое, как правило, не наблюдается. Быстрота  одиночного движения как изолированная характеристика может  рассматриваться только при биомеханическом, расчлененном анализе  двигательных актов (например, при необходимости узнать быстроту отталкивания, выноса бедра во время бега). В реальных же условиях  одиночные движения объединены в циклические или ациклические системы. Поэтому говорить о самостоятельных средствах и методах развития  одиночных движений можно лишь условно. Скоростные упражнения,  особенно отвечающие специфике соревновательных упражнений, развивают  и другие скоростные особенности (в циклических движениях ­ частоту, в    ациклических ­ быстроту реакции). В некоторых видах спортивных  упражнений (например, в метаниях) быстрота движений сочетается с  проявлением силы мышц, образуя комплексную скоростную особенность ­  резкость движений. Поэтому в видах спорта скоростно­силового характера  развитию быстроты движений способствуют и средства, развивающие силу  мышц (особенно при больших внешних сопротивлениях, характерных для  большинства видов метаний). Ценность силовых упражнений для развития  быстроты мышечных сокращений состоит еще и в том, что добиться  существенного увеличения скорости за счет чисто скоростных упражнений  трудно, а задача повышения силовых возможностей решается более просто.  Однако развитие силы при этом должно проходить в условиях  быстрых движений. Для этого используют Метод динамических усилий:  максимальное силовое напряжение создается за счет перемещения какого­ то непредельного отягощения с наивысшей скоростью при полной  амплитуде движения. Частота движений характеризует циклические движения. Максимальная  частота движений рук выше, чем ног; частота движений дистальных звеньев  конечностей выше, чем проксимальных. Измерение частоты движений производится, как правило, за короткие  интервалы времени. Частоту движений, а вместе с ней и быстроту  циклических движений развивают с помощью упражнений, которые можно  выполнять с максимальной скоростью                                                                                      Глава 2  ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Целью данной работы является: определить и экспериментально проверить методику проведения подвижных игр, как средство развития двигательных качеств младших школьников Задачи исследования: –  с помощью анализа литературных источников создать представление о целесообразности   формирования   физических   способностей   проведения подвижных игр учащимися младших классов. –   разработать   экспериментальную   методику   занятий   подвижными играми   различной   направленности   на   уроках   физической   культуры   и   во внеурочное время у учащихся 2­го класса. –   экспериментально обосновать эффективность проведения подвижных игр   у   учащихся   младших   классов   на   развитие   физических   качеств   и повышение их уровня физической подготовленности.  Объект исследований: учащиеся 2 класса школы   Методы исследования При проведении эксперимента применялись следующие методы: 1. Анализ научно­методической литературы; 2. Тестирование физической подготовленности; 3. Педагогический эксперимент; Анализ научно­методической литературы В   процессе   работы   над   темой   исследования   была   проанализирована   и обобщена   литература   по   вопросу   эффективности   применения   занятий подвижными играми на уроках физической культуры у учащихся младших классов.   Анализ   литературы   представил   влияние   подвижных   игр   на комплексное развитие двигательных качеств и уровня физической  подготовленности учащихся младших классов. Рассматривались вопросы о   необходимости   формирования   навыков   организации   и   проведения подвижных игр учащимися во внеурочное время, повышения физической подготовленности   учащихся   младших   классов,   а   также   анализировались наиболее   эффективные   и   широко   применяемые   на   практике   подвижные игры. В   качестве   контрольных   испытаний   нами   была   разработана программа, состоящая из 4 тестов, направленных на исследование уровня развития физических качеств. 1. Бег на 30 метров выполняется из положения высокого старта на беговой дорожке или на ровной местности, на земляном или асфальтном покрытии. В беге на метров участвуют в забеге по 2 человека. По команде «На старт!» участники забега подходят к линии старта и занимают исходное положение.   По   команде   «Внимание!»   вес   тела   переносится   на   впереди стоящую ногу. По команде «Марш!» судья на старте резко опускает флаг вниз, судья на финише по движению флага включает секундомер. Время определяется с  точностью до 0.1 секунды. 2.   Прыжок   в   длину   с   места.   Выполняется   по   горизонтальной  плоскости на полу, на резиновой дорожке или в яму с песком.   Прыжок выполняется с места двумя ногами от стартовой линии с махом рук (старт пловца). Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего касания ногами или любой частью тела. Участнику предлагается три попытки. При проведении применяется поточный метод. 3. Наклон вперёд из положения сидя. На полу обозначается центровая и   перпендикулярные   линии.   Участник,   сидя   на   полу,   ступни   находятся рядом с линией пересечения разметки, но не касаются её, ноги выпрямлены в   коленях,   ступни   вертикально,   расстояние   между   ними   20   –   30   см. Выполняется   3   наклона   вперёд,   на   4­м   фиксируется   результат   на перпендикулярной мерной линии при касании её кончиками пальцев.  Время  фиксации этого результата не менее 2­х секунд. Сгибание ног в коленях не допускается. Измерение производится в точности до 1 см. (измеряется   расстояние   от   пяток   до   кончика   пальцев).   Результат   выше нулевой   отметки   засчитывается   со   знаком   «+»,   ниже   со   знаком   «­». Желательно, в качестве опоры для ног использовать неподвижную рейку. 4. Сгибание и разгибание рук  в упоре лёжа. Исходное положение:  упор лёжа   на   полу   (мальчики),   упор   лёжа   на   гимнастической   скамейки (девочки).   Голова,   туловище   и   ноги   составляют   прямую   линию. Сгибание   рук   выполняется   до   касания   грудью   предмета   (книги) высотой не более 5 см., не нарушая прямой линии тела. Разгибание производится  до полного выпрямления рук.   Даётся одна попытка. Пауза между повторениями не  должна   превышать   3   секунд.   Фиксируются   количеств   отжиманий   при условии   правильного   выполнения   упражнения.   Тест   выполняется   в парах. Один выполняет, а другой считает. Примерные оценочные данные двигательной подготовленности учащихся 2 классов                                                                                                                                                                      Таблица 1 Виды  испытани й Бег на  30м  (сек) Прыжок в  длину с  места (см) Наклон  вперед  (см) Сгиб. и  разгиб  рук в  упоре  лежа  (кол­во Оценка Класс     2 «3» «4» «5» «3» «4» «5» «3» «4» «5» раз) «3» «4» «5» 6.5 5.9 7.0   Педагогический эксперимент 120 115 130    3    4    5 5 8 10 Педагогический   эксперимент   был   проведен   на   базе   школы.   В   нем приняли   участие   ученики   2­го   класса.   Сущность   педагогического эксперимента заключалась в экспериментально обосновать эффективность проведения   подвижных   игр   у   учащихся   младших   классов   на   развитие физических качеств и повышение их уровня физической подготовленности. В эксперименте доказывалась эффективность занятий подвижными играми у учащихся младших классов.  Организация исследования Исследование   проводилось   на   базе   школы.   В   нем   приняли   участие учащиеся младшего школьного возраста (2 класс). Организация   эксперимента   проходила   по   следующей   схеме: предварительное   тестирование   ­   проведение   внеурочных   занятий   ­ контрольное тестирование. На первом этапе исследования проводился анализ научно­методической литературы,   определялась   актуальность   предстоящего   эксперимента, ставилась цель работы и выдвигалась рабочая гипотеза. На   втором   этапе   исследования   –   проводился   педагогический эксперимент,   цель   которого   ­   проверка   эффективности   проведения подвижных игр у учащихся младших классов, подтверждение рабочей  гипотезы исследования. На основании изучения особенностей развития учащихся   и   определения   их   уровня   физической   подготовленности   для учащихся   была   разработана   экспериментальная   программа   занятий подвижными играми различной направленности во внеурочное время для учащихся 2­го класса. В конце педагогического эксперимента учащимся экспериментальной и контрольной   группы   были   предложены   контрольные   испытания, определяющие уровень физической подготовленности. Проводился полный анализ   и   обобщение   полученных   результатов   исследования   с   цель обоснования  экспериментальной   программы  занятий  подвижными   играми различной направленности у учащихся младших классов. Подбирая подвижные игры и упражнения к ним, с целью использования их   для   воспитания   двигательных   качеств,   мы   исходили   из   того,   что основной   компонент   действия   рассматривался   с   позиции   двигательной установки, где качественные характеристики избираемых игр и упражнений находятся   в   изолированном   соответствии   с   характером   двигательных качеств.   Поэтому   нами   была   избрана   специфика   качественной направленности   подвижных   игр   в   виде   некоторых   правил,   которые позволили   более   точно   определить   соответствие   игр,   направленных   на воспитание двигательных качеств. На   основании   педагогических   наблюдений   нами   были   отобраны   и сгруппированы подвижные игры по преимущественному воздействию на те или иные двигательные качества.    Игры и игровые упражнения, применяемые в ходе эксперимента «Удочка». Дети образуют круг. В его центре учитель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Учитель вращает веревку   с   мешочком   по   кругу   по   самой   земле,   а   дети   подпрыгивают, стараясь   не   задеть   веревку   или   мешочек.   Тот,   кто   заденет,   считается проигравшим. «Не   попадись». Чертится   круг.   Все   играющие   располагаются   за кругом. Выбирается водящий, который встает в центр круга. По сигналу учителя   все   дети   прыгают   в   круг   и   из   круга,   а   по   мере   приближения водящего   стараются   быстро   прыгнуть   обратно.   Тот,   кто   не   успел выпрыгнуть, и был осален в пределах круга, считается проигравшим, но продолжает участвовать в игре. Через 30­40 секунд игра останавливается, и подсчитываются проигравшие. Выбирается новый водящий, но из числа тех, кто ни разу не был осален. «Волк во рву». На середине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 70­80 см одна от другой ­ это ров. С одной стороны  площадки очерчивается круг ­ дом коз. Один из играющих водящий ­ волк. Все козы располагаются в доме, а волк ­ во рву. По сигналу учителя «Козы,   на   луг!»   козы   бегут   на   противоположную   сторону   площадки   и перепрыгивают через ров (волк в это время спит и не трогает коз). Затем учитель говорит: «Козы, домой!». Козы бегут в другую сторону площадки в свой дом, перепрыгивая через ров, а волк старается их поймать – коснуться рукой. Пойманные козы остаются во рву. После двух перебежек пойманные козы   возвращаются   в   свой   дом,   выбирается   новый   водящий   и   игра продолжается.  «Зайцы   в   огороде». В   середине   площадки   чертится   два концентрических круга: внутренний круг диаметром 3­4 метра, наружный ­ 7­9 метров. Зайцы располагаются на площадки вне большого круга, а сторож в малом круге ­ огороде. По сигналу учителя зайцы прыгают на обеих ногах, проникают   в   огород   и   возвращаются   за   черту   большого   круга.   Сторож, бегая   по   огороду,   и   в   пределах   большого   круга   и   старается   запятнать зайцев,   коснувшись   их   рукой.   Пойманные   зайцы   отводятся   в   огород. Сторож сменяется, когда поймает 2­3 зайцев. «Кто быстрее до флажка». Играющие выстраиваются в 2­3 колонны с равным   количеством   играющих   за   стартовой   линией.   Напротив   каждой команды, на расстоянии 6 метров ставятся по одному предмету – флажку (кубику, мячику). По сигналу учителя игроки, стоящие первыми в колонне прыгают на правой ноге до предмета, огибают его с определенной (внешней) стороны и бегом возвращаются обратно, касаются рукой второго игрока (передают   эстафету)   и   затем   встают   в   конце   своей   колонны   и   т.д.   при повторении игры прыжки выполняются на другой ноге. «Парашютисты». Играющие   делятся   на   3   команды.   По   количеству команд ставятся гимнастические скамейки ­ самолеты. У каждого из концов скамейки обозначается круг диаметром 30­40см ­ это место приземления. За   правильное   приземление   игрок   получает   очко.   По   первому   сигналу учителя команды по одному выходят на скамейку ­ садятся в самолеты. По второму сигналу  парашютисты по одному начинают прыгать с самолета, стараясь точно приземлиться в указанное место (кружок). Выигрывает та команда, набравшая большое количество очков. «Пингвины». Играющие   строятся   на   две   колонны.   Первые   номера берут по одному мешочку (150­200г), зажимают его между коленями, на двух ногах передвигаются к флажку. Огибая его, берут мешочек в руки и возвращаются   бегом   в   свою   колонну,   передают   мешочек   следующему игроку, а  затем  встают  в  конец  своей  колонны.  Выигрывает   та колонна, которая без потерь мешочка выполнила задание.  «С   кочки   на   кочку». Играющие   делятся   на   несколько   команд   и строятся в колонны по одному у стартовой линии. Перед каждой колонной от стартовой до финишной черты (10­15м) чертят кружки ­ 10­12 кочек диаметром   25­ЗОсм.   По   сигналу   учителя   игроки,   стоящие   первыми, начинают   прыгать   с   кочки   на   кочку,   а   достигнув   финишной   черты, возвращаются назад бегом. Прибежавшему первым и его команде дается очко.   Игра   повторяется   2­3   раза,   и   после   каждого   раза   объявляется победитель.   В   заключении   подсчитывается,   кто   персонально   набрал большое количество очков, и какая команда оказалась победителем. «Веревочка   под   ногами». Игроки   становятся   в   3­4   колонны   по одному. Расстояние между ними примерно 2­2,5м. Первые игроки каждой команды получают по короткой скакалке. По сигналу учителя первые двое в каждой колонне проводят скакалку под ногами своей колонны, она почти касается пола (земли). Стоящие в колонне, прыгают через нее. Когда все  игроки колонны перепрыгнут через скакалку, первый игрок остается сзади колонны,   а   второй   бежит   вперед   и   вместе   с   третьим   игроком   опять проводит скакалку под ногами стоящих в колонне ребят и т.д.  Игры, направленные на развитие равновесия (Гимнастика с основами акробатики) Основная цель таких игр: развитие координационных способностей, смелости и расчетливости. «Переправа по узким жердям».  Основная   цель: развитие   ловкости,   вестибулярного   аппарата, внимания   и   расчетливости.   Используется   в   качестве   подводящего упражнения для учебной работы на гимнастическом бревне. Организация. Ребята   делятся   на   две   равные   команды,   строятся   в колонну   по   одному   за   общей   стартовой   линией.   Расстояние   между колоннами – 3 м. Через 10 м перед каждой колонной вдоль устанавливают по две перевернутые  гимнастические скамейки (параллельно и вплотную друг   к   другу),   символизирующие   походную   переправу   по   узким   жердям через воображаемую речку. Проведение. По   стартовому   сигналу   каждая   команда,   взявшись   за руки, подбегает  к своей «переправе» и начинает переходить  «речку» по узким граням перевернутых скамеек ­ цепочкой, не отпуская рук соседей. Выигрывает та команда, члены которой быстрее совершат «переправу», не теряя равновесия и не разрывая групповой цепочки. «Встреча на скамейке». Основная цель: развитие устойчивости, ловкости и расчетливости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий на гимнастическом бревне. Организация. По   стартовому   сигналу   направляющие   игроки противостоящих колонн выходят с разных сторон на скамейку и, сойдясь на ее середине, толчками ладони в ладонь соперника стремятся вывести его из равновесия и столкнуть со скамейки. Игрок, добившийся этого, приносит своей команде выигрышное очко и сходит со скамейки победителем. Затем в   игровое   единоборство   вступает   следующая   пара   противостоящих участников,   за   ней   ­   третья   и   так   далее   до   последней.   Выигрывает   та команда, игроки которой наберут наибольшее количество очков. «Скалолазы».  Основная цель: развитие ловкости, быстроты, силы и решительности. Используется   в   качестве   вспомогательного   упражнения   для   учебных заданий лазания по канату. Организация. Класс делится на команды по 5 человек, строящиеся в колонны по одному за общей стартовой линией, проведенной в 8м напротив стены   с   гимнастическими   лестницами   (для   страховки   обложенными матами).   Направляющим   игрокам   каждой   колонны   раздается   по командному флагу  разного цвета (лента длинной 40 и шириной 15см). Проведение. По стартовому сигналу первые игроки колонн бегут к своей лестнице, взбираются на ее вершину и на последней перекладине с правой стороны, вешают флаг своей команды, после чего спускаются вниз бегут   обратно,   касанием   руки   дают   старт   следующему   игроку   своей колонны а сами становятся в ее конец. Следующий  игрок должен снять флаг своей команды и передать его очередному игроку, задача которого – опять повесить флаг на вершине и т.д. побеждает та команда, последний участник которой раньше выполнит игровое задание и, возвратившись на свое место в колонне, поднимет командный флаг над головой. «Ловля кузнечиков».  Основная   цель: развитие   силы,   быстроты   ловкости   и   внимания. Используется   в   качестве   вспомогательного   упражнения   для   учебных заданий с опорными прыжками. Организация. На дистанции 10.12м отмечают стартовую и финишную линии. В 1,5м перед стартовой линией размечают вторую такую же. Одна из двух команд становится за стартовой линией и принимает упор присев с опорой на руки, выставленные немного вперед. В 1,5м перед ними такое же положение принимают игроки другой команды. Проведение. По   сигналу   педагога   все   участники   начинают   прыжки вперед   «кузнечиком»,   отталкиваясь   руками   и   ногами.   Задача   задних игроков ­ Догнать и касанием руки осалить как модно дольше «кузнечиков» передней   команды,   пока   те   не   достигли   финишной   линии.   А   задача передних – как можно быстрее ускакать и не дать себя осалить до финиша. Участники, прыгающие без опоры руками, выбывают из игры. Затем обе команды снова возвращаются на старт, меняются местами и ролями, и игра повторяется еще раз. Выигрывает команда, поймавшая большее количество «кузнечиков» «Петушиный бой».  Основная   цель: развитие   силы, сообразительности.   ловкости,   внимания   и Организация. Все   дети   разбиваются   на   пары.   По   сигналу   все участники   сгибают   левую   ногу   и   хватают   ее   левой   ладонью   за   стопу, оставаясь стоять на одной правой ноге, а правую руку сгибают в локте и закладывают за спину. Из этого исходного положения соперники в каждой противостоящей пары начинают толкать друг друга, передвигаясь скачками на правой ноге и используя хитроумные обманные движения до тех пор, пока   один   из   них   не   заставит   противника   опереться   на   правую   ногу. Импровизированный бой повторяется несколько раз, с поочередной сменой опорной ноги. Игры, направленные на развитие быстроты, силы и ловкости (Легкая атлетика) «Тачка».  Основная цель: развитие силы рук, быстроты и внимания. Организация. Все   дети   встают   парами.   Расстояние   между   ними   не менее 3­х метров. В 6 метрах перед ними ставится поворотный флажок. Проведение. По сигналу педагога первые номера, приняв упор лежа, ноги врозь, изображают собой тачку, а вторые номера, взяв их за голени, как можно быстрее бегут к повторному флажку своей колонны, огибают его налево и возвращаются назад к линии начала. Затем меняются ролями. Эстафета «Фантазеры». В эстафете главное ­ интересный этап, который надо преодолеть за наиболее   короткое   время,  соблюдая   все   необходимые   правила:   передача эстафеты (палочка, предмет) партнеру: преодоление препятствий, выдумка, скорость.   Например,   бег   на   четвереньках,   бег   «задним   ходом»,   бег прыжками  на  одной  ноге,  бег  по  ­  лягушачьи  (руки  вперед  и  на  землю, прыжок ногами из положения на корточках), бег, вдвоем обнявшись и т.д.                         Глава 4   ВЫВОДЫ 1.   Проведенный   анализ   литературы   показал,   что   подвижные   игры выступают   как   эффективное   средство   развития   физических   качеств физической подготовленности. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств 2.   Выявлено,   что   средние   показатели,   характеризующие   развитие двигательных   способностей   до   проведения   основного   исследования незначительно отличаются друг от друга в опытных группах, что указывает на равномерное их развитие у детей. 3.   Экспериментально   установлено   положительное   влияние   занятий подвижными   играми   на   развитие   физических   качеств   и   показатели, характеризующие   физическую   подготовленность   учащихся   2­го   класса. Наблюдаемые   положительные   изменения   связаны   с   тем,   что   учащимся экспериментальных   групп   были   предоставлены   подвижные   игры, способствующие   более   рационально   повысить   уровень   физической подготовленности детей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.   Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. Ф.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. – М.: Педагогика, 1982. – 240 с. 2.    Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. – Киев: Здоровье, 1985. – 80 с. 3.    Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин ­ тов. ­ М.: Просвещение, 1990. ­ 287 с. 4.   Барков В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие по курсу «Основы НИР» для студентов специальности п. 02.02. – «Физическая культура». – Гродно, 1995. – 68 с. 5.   Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин­тов физической культуры. 4­е изд., перераб. и дополн. ­ М.: Физкультура и спорт, 1974. ­ 208 с. 6.    Верхошанский   Ю.В.   Основы   специальной   физической   подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с. 7.    Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. – М., 1980. – 197 с.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.

Развитие двигательных качеств в подвижных играх.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018