"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.
Оценка 4.7

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
математика
1 кл
27.09.2018
"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.
Интеллектуальное развитие человека особую актуальность приобретает в условиях современной ситуации перехода общества в информационную стадию развития. Известно, что в информационном обществе, в отличие от индустриального, преимущественно производятся и потребляются интеллект, знания, соответственно и большая часть членов общества занята производством информационного продукта.
Э.И. Ивлева.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «Основная общеобразовательная школа № 17» Полысаевский городской округ Развитие интеллектуальных способностей младших школьников (описание опыта работы) Учитель начальных классов Ивлева Эмма Иосифовна 2                               Развитие интеллектуальных способностей младших школьников Интеллектуальное развитие человека особую актуальность приобретает в   условиях   современной   ситуации   перехода   общества   в   информационную стадию развития. Известно, что в информационном  обществе, в отличие от индустриального, преимущественно производятся и потребляются интеллект, знания,   соответственно   и   большая   часть   членов   общества   занята производством   информационного   продукта.   Поэтому   в   намечающихся контурах информационного общества образованность и интеллект попадают в разряд национальных богатств, а жизнедеятельность в нем требует от членов социума   высокого   интеллектуального   уровня,   информационной   культуры, творческой активности. Сказанное   обращает   внимание   на   важность   решения   проблемы интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период интеллект развивается особенно интенсивно. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников обеспечивает во многих отношениях успех не только учебно­познавательной деятельности, но и всего дальнейшего   жизненного   пути   обучающихся.   Многочисленные   наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показывают, что ребенок, не овладевший   приемами   мыслительной   деятельности   в   начальных   классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.   Одним  из  важных  направлений   в  решении   этой   проблемы   выступает создание   в   начальных   классах   условий,   обеспечивающих   полноценное 2 3 интеллектуальное   развитие   детей,   связанное   с   формированием   устойчивых познавательных   интересов,   умений   и   навыков   мыслительной   деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.  Решение   данной   задачи   во   многом   определяется   пониманием сущности   самого   феномена   интеллекта   и   особенностей   его   развития   в детском возрасте.  Проблема интеллекта, не смотря на большое число работ по данному вопросу в мировой и отечественной истории психологических исследований, остается   самой   дискуссионной.   До   настоящего   времени   не   сложилось однозначного определения интеллекта. Оно трактуется в зависимости от точки зрения   на   интеллект,   от   тех   характеристик,   которые   его   описывают   и,   в конечном итоге от выбранного исследователем методологического подхода к рассмотрению интеллекта. Мы придерживаемся такого подхода к  интеллекту,  согласно которому он трактуется как  совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную   деятельность   человека.  В   свою   очередь   интеллект характеризуется:  ­  эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;  ­  способностью   к   мыслительным   операциям:   анализу,   синтезу,   их производным : творчеству и абстрагированию;  ­  способностью   к   логическому   мышлению,   умением   устанавливать причинно­следственные связи в окружающем мире;  ­  вниманием,   памятью,   наблюдательностью,   сообразительностью, различными   видами   мышления:   наглядно­действенным,   наглядно­образным, словесно­логическим, речью и т.д.  3 4 Интеллект   неразрывно   связан   с   умственным   развитием,   и   в   этом отношении выступает как общая умственная способность. Способность  ­   индивидуальное   качество,   связанное   с   готовностью   к успешному   освоению   определенной   деятельности.   Способность   –   это   не результат, а условие, готовность, процесс освоения ЗУН. Соответственно и интеллект   ­     это     не   сумма   знаний   и   умственных   операций,   а   то,   что способствует их успешному усвоению.  Мы   придерживаемся   образовательного   подхода     к   понятию интеллект.  Ведущая роль обучения как основного стимула развития обосновывается в работах многих отечественных психологов (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, 3. И. Калмыкова, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) Л.   С.   Выготский   предлагает   ориентировать   обучение   не   на   уже сложившиеся   структуры   интеллекта,   а   на   еще   только   складывающиеся,   не "приспосабливать"  содержание  обучения  к  наличным  особенностям  детской мысли,   а,   наоборот,   вводить   такое   содержание,   которое   требовало   бы   от ребенка   новых,   более   высоких   форм   мысли.   "Обучение   ведет   за   собой развитие" ­ этот тезис Л.С. Выготского в наши дни приобрел особую важность и звучание в педагогической практике. Идея о возможности специального развития интеллекта подтверждается многими   экспериментальными   исследованиями,   проведенными   в   разных странах (работы Дж. Гильфорд, К. Макиннон, К. Осборн, В. Лоуэнфельд, и др.).  Проблема   развития   интеллектуальных   способностей   для   меня,   как учителя   начальных   классов,   приобретает   особую   актуальность,   поскольку психологами установлено, что свойства психики  человека, основы интеллекта 4 5 и   всей   духовной   сферы   возникают   и   формируются   главным   образом   в дошкольном и младшем школьном  возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. С поступлением   ребенка  в школу  под  влиянием   обучения  начинается перестройка   и   активное   развитие   всех   познавательных   процессов.   Общими характеристиками   должны   стать   произвольность, устойчивость.    продуктивность   и   Прогресс   умственного   развития   детей   за   первые   три­четыре   года учения в школе бывает довольно заметным. От доминирования наглядно­ действенного   и   элементарного   образного   мышления,   от   допонятийного уровня   развития   и   бедного   логикой   размышления   школьник   должен подняться   до   словесно­логического   мышления   на   уровне   конкретных понятий. Ребенок   7­8   лет   обычно   мыслит   конкретными   категориями.   Затем происходит   переход   к   стадии   формальных   операций,   которая   связана   с и определенным   уровнем   развития   способности   к   обобщению   абстрагированию. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно   рассуждать,   делать   выводы,   сопоставлять,   анализировать, находить   частное   и   общее,   устанавливать   закономерности.   Но   этого   чаще   сравнивать, всего   не   наблюдается. анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать  закономерности. В   Дети   затрудняются   обобщать, связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное   восприятие   и   усвоение   нового   не   могут   быть   опорой   прочных знаний.  Психолого­педагогические   исследования   показывают,   что   процесс развития   интеллекта   возможен   при   правильной   организации   учебно­ познавательной  деятельности  и  особенно  эффективен  в  младшем  школьном 5 возрасте   когда   достаточно   сильны   личностные   потребности   в   познании,   а мотивационно   ­   потребностная   сфера   податлива   для   педагогического воздействия.   6 Учитывая все вышесказанное, считаю, что развитие  интеллектуальных   поискового,   развитие   самостоятельного, способностей,   творческого, исследовательского мышления является одной из основных задач школьного обучения вообще и в начальных классах в частности. Начальное образование должно заложить базовые основы интеллектуального развития детей, которые создали бы условия для воспитания творческого, самостоятельно мыслящего, критично   оценивающего   свои   действия   человека,   который   бы   мог сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько  способов решения проблемы, выделять   главное   и   делать   обобщенные   выводы;   применять   знания   в нестандартных условиях.  Это   становится  возможным   при     единственном   условии:   кропотливой работе над интеллектуальным развитием ученика. Поэтому   основной   целью   моей   педагогической   деятельности является: Создание   условий   для   развития   интеллектуальных   способностей младших школьников, … 1. Дать учащимся прочные знания по предметам. 2. Развитие интеллектуальных способностей каждого ученика. 3. Воспитание   трудолюбия,   самостоятельности,   любознательности   и творческой активности. Задачи: 1. Выявить   первоначальный   уровень   развития   интеллектуальных способностей каждого учащегося. 6 7 2. Построить систему индивидуальной работы так, чтобы учение каждого ребенка происходило при максимальном напряжении его сил.  3. Информировать родителей об успехах и проблемах их детей, привлекая родителей к совместной деятельности.  При   подготовке   и   проведении   уроков   я   руководствуюсь   следующими принципами: 1.   Принцип   разностороннего   развивающего   воздействия   на   интеллект ребенка. К   своим   урокам   я   подбираю   и   составляю   такие   упражнения,   которые способствуют не только формированию знаний, умений и навыков по данной теме, но и вырабатывают ряд интеллектуальных качеств. 2. Принцип действенного подхода к обучению. Я стараюсь так организовать урок, чтобы дети искали свои пути   решения заданий, так как при этом у них активизируется мыслительная деятельность и совершенствуются интеллектуальные качества. 3. Принцип обоснованного ответа. Формирую задания так, чтобы детям приходилось обосновывать свою точку зрения, свой вариант их решения. 4. Принцип позитивной мотивации Для   успешного   процесса   познания   создаю   на   уроке   особые   условия   – атмосферу   радости,   удивления,   восторга.  Широко   использую   создание «ситуации   успеха»,   внушаю   ученикам   веру   в   свои   силы,   что   все   у   них получится. 5. Принцип гуманизма и сотрудничества  Своих   учеников   люблю   всем   сердцем,   принимаю   каждого   со   своими особенностями и недостатками, стараюсь понять и помочь. Мне интересны мои ученики как личности. Я уважаю их выбор во всем, даже в том, в чем я не 7 8 совсем   согласна.   Могу   поспорить,   посоветовать,   но   не   давлю   на   них   и   не стараюсь ломать их убеждения.  Конкретное содержание интеллектуального развития на разных ступенях начального   обучения   мы   дифференцируем   в   зависимости   от   возрастных особенностей   детей.   Основная   задача   развития   первоклассников   состоит   в совершенствовании   сенсорно­перцептивной   сферы,   наглядно­образного мышления, формирования предпосылок овладения учебной деятельностью. Во 2­м классе совершенствуется наглядно­образное мышление и закладываются основы формирования словесно­логического мышления и внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития. Основной упор   в   интеллектуальном   развитии   учащихся   3­4­х   классов   делается   на формирование   словесно­логического   мышления, совершенствование внутреннего плана действия.   развитие   внимания, Психологические   особенности   младших   школьников   определяют специфику их интеллектуальной деятельности. Их мышление, память носят преимущественно конкретный характер, сопряжены с конкретными объектами. Поэтому для   полноценного формирования ведущих психических процессов важно развитие сенсорной сферы, восприятия, внимания, воображения. Главная задача, решаемая в процессе  развития восприятия,  ­ научить школьников   выделять   и   анализировать   отдельные   признаки   или   свойства воспринимаемых   объектов   (цвет,   форма),   осмысливать   увиденное,   активно включая   в   процесс   восприятия   мыслительную   деятельность.   Для   развития осмысленного   восприятия   мы   используем   задания   на   сравнение.   Учащимся предлагаются   парные   картинки,   имеющие   незначительные   отличия.   Задача детей ­ обнаружить эти отличия. Считаем эффективными задания, в которых надо определить, что не дорисовано. Детям показываются рисунки знакомых им предметов с отсутствующей деталью и прошу определить, чего в предметах не хватает. Примеры заданий: табурет без одной ножки, слон без одного бивня, 8 9 собака без одной лапы и т. п. Большой популярностью у детей пользуется игра "Подбери узор". Детям демонстрируются "коврики", имеющие разные узоры с "дырками"   различной   конфигурации.   Задача   учащихся   ­   подобрать соответствующую заплатку. Мы   придаем   особое   значение   формированию   устойчивости   внимания, определяемой длительностью сохранения его концентрации, распределению, т. е.   умению   контролировать   выполнение   одновременно   двух   или   больше действий.   Для   этого   используются     упражнения   "переплетенные   линии", всевозможные "корректурные пробы", т. е. вычеркивание из таблицы какого­ либо одного или нескольких указанных символов.  Основным направлением в  развитии памяти  младших школьников мы считаем   формирование   у   них  опосредованного   запоминания,   т.   е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков­ символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и   отношения   между   какими­либо   из   них   и   некоторой   системой   условных знаков.   Для   развития   ассоциативной   памяти   у   детей   используем   такие упражнения, как: а) запоминание слов с помощью картинок; б) запоминание слов путем составления рассказа; Формирование воображения у учащихся мы осуществляем с помощью заданий, стимулирующих фантазию, предполагающих воображаемые ситуации, например: 1)   задания   на   развитие   вербальной   фантазии:   а)   сочинение   сказок, историй; б) представь, что будет, если...; 2)  задания на формирование невербальной  фантазии (создание  нового объекта: животного, механизма и т. п.); 9 10 3) задания на пантомимическую фантазию (изобразить чайник, машину, поезд и пр.); 4)   задания   на   развитие   зрительного   воображения:   а)   задания   на завершение   незаконченного   рисунка;   б)   нарисовать   как   можно   больше предметов, используя геометрические фигуры. Полноценное   умственное   развитие   младших   школьников   предполагает использование   всех   трех   видов   мышления.   Для   развития   наглядно­ действенного мышления мы широко используем:   ­   традиционные   виды   деятельности   детей:   рисование,   лепку, конструирование;  ­ упражнения «переставь карточку»,  разработанные А.З. Заком;  ­   игры   Б.Н.   Никитина:   "сложи   узор",   "собери   квадрат",   "уникум", "точечки", "кирпичики";  ­ дидактические  игры:  конструктор, сборные  игрушки, мозаика,  лото, домино и др.  Для   развития  наглядно­образного  мышления   используем   такие упражнения: "лишний предмет", "раздели на группы", "нелепицы" и др. Основу этих упражнений составляют картинки, рассматривая которые ребенок должен выполнить предлагаемое задание. Одним   из   существенных   признаков  словесно­логического  мышления является оперирование понятиями. Развитие словесно­логического мышления предполагает   формирование   мыслительных   операций:   анализ,   синтез, обобщение и др. Для развития операций сравнения мы используем задачи, где надо   сравнить   сходные   предметы   (муха   и   бабочка;   стол   и   стул;   книга   и тетрадь; вода и молоко и т. п.) и назвать признаки сходства и различия.  Формирование операций обобщения, выделения главного осуществляю с помощью упражнений:  а) "найди лишнее слово"; 10 11 б)   назвать   слова,   относящиеся   к   какому­либо   родовому   понятию (деревья, спорт, звери, транспорт и т.п.);  в) дать определение понятию (велосипед, кнопка, гвоздь, самолет и т.п.);  г) подбери синонимы (антонимы) и др.  Для  развития операций  анализа  и синтеза  нами  широко  используются анаграммы, заполнения пропусков букв в словах, а также такие упражнения, в которых   надо   выполнить   анализ   между   понятиями.   Например,   песня   ­ композитор = самолет ­ ? При этом возможны варианты выбора ответа: а) аэродром, б) горючее, в) конструктор, г) летчик, д) истребитель.  Также, развивая логическое мышление, мы используем такие игровые задания, как,  например: «Составь загадку», «Составь рассказ». Длительные   наблюдения   в   процессе   работы   с   детьми   убедительно показывают, что школьники младшего возраста охотно и с большим интересом обращаются   к   умственным   играм,   задачам,   головоломкам,   которые   в   свою очередь   способствуют   развитию   у   них   творческой   активности.  Творческая активность  во   многом   определяет   успех   учебной   деятельности,   так   как высокий   уровень   творческой   активности   способствует   стремлению обучающегося   к   достижению   положительного   результата   и   побуждает   его применять ранее полученные знания, умения и навыки в новых ситуациях. Правильная   организация   учебно­познавательной   деятельности   при восприятии, осмыслении и воспроизведении нового материала будет развивать   большое все   когнитивные   процессы   обучающихся. стимулирующее значение в процессе развития интеллектуальных способностей   Прежде   всего, имеют содержание познавательной деятельности и, что ещё важнее, формы и методы её организации. 11 12 Формирование положительной мотивации по отношению  к учебно­ познавательной деятельности и процессу интеллектуального напряжения  мы считаем одной из первостепенной задач. Мы   стараемся,   чтобы   в   процессе   обучения   было   обеспечено возникновение   положительных   эмоций.  В  этом   случае   глубокие   внутренние переживания   личности   подключаются   к   когнитивным   процессам   (внимания, памяти,   запоминания,   осмысления)   и   делают   более   эффективным   процесс развития интеллектуальных способностей. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение придаем   применению   приёмов   художественности,   образности,   яркости, занимательности, удивления, нравственного переживания. Широко  используем   игру,  которая  давно  используется   как   средство возбуждения   интереса   к   учению.   Различные   дидактические   игры   при правильном введении в учебный процесс оказывают значительное воздействие на отработку различных  мыслительных операций. В   качестве   важного   метода   поддержания   мотивации   используем создание «ситуации успеха», когда обучающийся получает удовлетворение от познавательной  деятельности. Мы заботимся  о том, чтобы  каждый ребенок осознавал   своё   продвижение   вперёд,   а   также   следим   за   тем,   чтобы   успехи обучающихся были по достоинству отмечены и оценены мною.  Наша система работы предусматривает такое осуществление учебного процесса,   при   котором     на   каждом   этапе   урока   формируется   целый   ряд интеллектуальных качеств личности.  Считаем очень важным формировать умение самоанализа и самооценки. Для этого в конце каждого урока при подведении итогов   задаем учащимся следующие   вопросы:   Что   понравилось   на   уроке?   Что   узнали   нового?   Что 12 13 показалось   трудным?   Что   следует   повторить?   Какое   задание   было   самым интересным? Хорошим подспорьем нам служит специальная организация регулярных факультативных занятий, в содержание которых входит: 1)   развитие   познавательных   процессов   (ощущений,   восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения); 2)   создание   психологических   предпосылок   овладения   учебной деятельностью, т. е. таких психологических качеств и умений, без которых учебная деятельность не может осуществляться успешно (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т. е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований); 3)   формирование   психологических   новообразований   младшего школьного   возраста   (внутреннего   плана   действия,   т.   е.   умения   выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами;   произвольности   в   управлении   не   только   двигательными,   но, главным   образом,   интеллектуальными   процессами,   т.е.   школьник   должен научиться произвольно управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать,   подчинять   мыслительную   деятельность   поставленной   задаче, рефлексии,   т.е.   умению   осознавать   свои   психические   процессы,   ход   своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки). Занятия проводятся один раз в неделю. Основная цель этих занятий ­ формирование   позитивных   личностных   характеристик   школьников   путем целенаправленного   развития   их   когнитивной   сферы. концептуальными принципами проводимых мною занятий являются:    Ведущими а) создание ситуации успеха; б) раскрепощенность в творчестве; в) усложнение предлагаемых заданий;  13 14 г) учет индивидуальных возможностей каждого ребенка;  д) чередование заданий различной направленности;  е) комплексный характер занятий. Занятия   имеют   определенную   структуру,   которая   включает   вводную часть, основную и заключительную. Задача   вводной   части   ­   создание   у   учащихся   определенного положительного   эмоционального   фона,  без   которого   эффективное   усвоение знаний   невозможно.   Этот   позитивный   эмоциональный   настрой,   постоянно создаваемый   на   развивающих   занятиях,   постепенно   должен   у   учащихся закрепиться   и   переноситься   на   другие   школьные   уроки.   Для   создания положительного   эмоционального   фона   мы   просим   детей   улыбнуться   друг другу   и   сказать   добрые   слова.     Эти   слова   несут   положительную   энергию, помогают   создавать   атмосферу   доверия,   тепла,   дружелюбия   и   хорошего настроения. Задания   для   основной   части   занятия   подбираются   с   учетом   их направленности   на   соответствующие   познавательные   процессы   и   с   точки зрения   удобства   для   коллективной   работы   в   классе.   Для   достижения развивающего эффекта применяем многократное выполнение заданий одного типа.   С  целью   предотвращения   снижения   интереса   учащихся   к   повторению однотипных   заданий   мы   стремимся   обеспечить   разнообразие   внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней психологической   направленности.   В   ходе   занятий   по   интеллектуальному развитию  реализовывается  принцип "спирали", т.е. возвращение  к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.  Задача   заключительной   части   урока   состоит   в   подведении   итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у   них   возникали   при   выполнении   заданий.   Существенным   моментом   здесь 14 15 являются ответы учащихся на вопрос: чем же мы занимались и чему научились на данном занятии?  На факультативных занятиях в силу своей необязательности, отсутствия оценок трудно поддерживать высокий уровень познавательной активности и дисциплины, если организовывать их так же, как уроки. Поэтому мы включаем игровые,   соревновательные   элементы,   поддерживаю   доброжелательную, заинтересованную атмосферу, используем коллективную работу, налаживаем сотрудничество   с   детьми.   Это   позволяет   проводить   занятия   на   высоком познавательном уровне, поддерживать деловую и в то же время свободную атмосферу. Существенной особенностью занятий по интеллектуальному развитию в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной  стороны учения на его процессуальную сторону. На уроках   но   оценивание интеллектуального   развития   не   ставятся   отметки, осуществляется  обязательно.  Ученики  на  них  избавляются   от "отметочной" психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, поскольку все ответы детей я принимаю, внимательно выслушиваю, и в итоге коллективного обсуждения дети приходят к правильному решению. У учащихся  постепенно формируется отношение к этим занятиям, как к средству развития своей личности. Главным критерием эффективности таких занятий являются:  а) радость познания;  б) постоянное достижение новых результатов;  в) приобретение нового интеллектуального опыта. Общая атмосфера на уроках интеллектуального развития создает особый положительный   эмоциональный   фон:   раскованность,   интерес,   желание научиться   выполнять   предлагаемые   задания.   Осознание   своих   успехов способствует   раскрытию   психологических   возможностей   учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. 15 16 Этот эмоциональный фон, положительное отношение учеников к нашим заданиям имеют определенное последействие и постепенно распространяются на   обычные   школьные   уроки.   Так   родители   отмечают   после   занятий   по интеллектуальному   развитию,   что   и   ученики   более   активны,   внимательны, успешнее справляются с учебными заданиями. Сами дети говорят, что после наших занятий они быстрее выполняют домашние задания, лучше учатся. Тем самым   уроки   интеллектуального   развития   становятся   одним   из   способов формирования   положительного   отношения   и   интереса   к   учению   в   целом: учащиеся в результате этих занятий достигают значительных успехов в своем развитии.   Они   приобретают   также   необходимые   интеллектуальные   умения, которые применяются школьниками в учебной работе на предметных уроках, что   приводит   к   первым   успехам   ребенка,   а   это   означает,   что   возникает   и интерес к учебе. В   целом,     для   поддержания   и   гармонизации   процесса   развития интеллектуальных способностей, во время занятий мы стараемся выполнять следующее: 1. Поощрять самостоятельные мысли и действия ребёнка. 2. Не мешать желанию ребёнка сделать что­то по своему. 3. Уважать точку зрения воспитанника. 4.   Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятия. 5. Безоценочно  относиться к детскому творчеству. 6. Творить   и  играть  иногда  с  детьми  вместе  –  в качестве  рядового участника процесса. 7. Больше внимания уделять организации процесса интеллектуального и творческого напряжения, а не результатам. 16 17 8. Использовать «творческие» методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами и др. 9. Поддерживать   на   занятиях   положительный   эмоциональный   фон   у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности каждого ребёнка. На классных часах мы с детьми любим проводить игры, развивающие эрудицию, расширяющие кругозор. Например, такие как: «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Умники и умницы», «КВН», «Звездный час».  Целью таких игр является обобщение приобретенных знаний и умений.  По   замыслу   детей   в   классе   создана   рубрика   «Хочу   все   знать!».   В большой конверт ребята опускают листы с самыми удивительными вопросами о жизни, которые их интересуют. Еженедельно вопросов набирается немало. Среди   них,   например,   такие:   «Почему   в   Африке   нет   зимы»,   «Что   такое космос»,   «Почему   лампочка   горит».   Затем   эти   вопросы   служат   темами будущих  бесед,  дискуссий,  ребята   сами   стараются   отыскать   ответы  на   эти вопросы. Соревнуются: кто быстрее и точнее. Таким образом, престиж знаний повышается.   Большинство   наших   учеников   с   удовольствием   посещают факультативное   занятие   «Шахматы».   Также   шахматы   и   шашки     являются любимыми играми детей на перемене.  Успешная   организация   учебно­познавательной   деятельности обучающихся младших классов невозможна без применения индивидуального подхода.  Помимо   комплекса   характеристик   таких   составляющих интеллектуальной   сферы   как   восприятие,   внимание,   мышление,   память, воображение, мы всегда принимаем во внимание особенности эмоциональной и волевой   сферы   ребенка,   а   также   –   особенности   темперамента,   скорости протекания   различных   реакций.   Стараемся   учитывать   направленность личности каждого ребёнка. В русле дифференцированного и индивидуального подходов, задания для обучающихся подбираются с таким расчетом, чтобы те 17 18 из   них,   которые   нуждаются   в   стимулировании,   получили   бы   на соответствующем этапе доступные для них задания, а затем уже переходили к более сложным упражнениям. Именно   поэтому   одно   из   важнейших   мест   в   системе   нашей   работы занимает   диагностика   развития   интеллектуальных   способностей     учащихся. Диагностика   позволяет   получить  возможность   отслеживать   динамику интеллектуального развития моих учеников, результативность моей системы работы, и что самое важное ­ оказывать эффективное влияние на процесс их обучения   и   воспитания   используя   при   этом   обоснованный дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку.  Диагностика развития первоклассников, является  базой для построения всей дальнейшей работы с каждым конкретным учащимся, группой учащихся, класса в целом.  В дальнейшем я ежегодно отслеживаю результаты развития интеллектуальных способностей, и сравниваю их с полученными прежде.  Для   исследования   уровня   интеллектуального   развития   школьников   я использую набор методик, (разработанных Л.Ф. Тихомировой, А.В. Басовым) В набор включены методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций   на   вербальном   уровне,   а   также   задания,   позволяющие   оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками: 1. Общая осведомленность.  (Методика   направлена   на   выявление   круга   представлений   ребенка   об окружающем   мире,   умения   рассуждать   и   обосновывать   свои   выводы). 2.  Сложение   чисел  с   переключением  (шкала   не  используется   в  первичной диагностике).  18 19 (Методика   направлена   на   изучение   психического   темпа,   устойчивости   и колебаний   внимания,   переключаемости,   утомляемости.   Позволяет   оценить понимание   и   способность   следовать   словесной   инструкции,   скорость формирования новых способов действия). 3. Исправь ошибки   (методика   направлена   на   изучение   внимательности,   сформированности функции контроля). 4. Воспроизведение рассказа.  (методика направлена на определение некоторых сторон речевого развития: понимания речи, а также уровня смысловой памяти). 5. Смысловая память.  (Оценивается   способность   ребенка   к   смысловому   запоминанию). 6. Составление фразы из трех слов. 7. Составление фразы из четырех слов. (Методики   6   и   7   направлены   на   оценку   способности   к   речевому   синтезу способности к установлению смысловых логических связей). 8. Сравнение понятий. 9. Классификация (исключение лишнего понятия). 10. Простые аналогии (анализ отношений понятий). 11. Выделение существенных признаков. (Методики 8, 9, 10 направлены на изучение основных мыслительных операций на вербальном уровне). О   возрастании   уровня   развития   интеллектуальных   способностей   моих учащихся   косвенно   свидетельствует   и   повышение   качества   успеваемости учащихся.  У  большинства детей к 4 классу были сформированы устойчивые познавательные   интересы,   умения   и   навыки   мыслительной   деятельности, 19 20 активно проявлялась творческая инициатива и самостоятельность в поисках способов решения задач.  Объективно   дети   стали     более   любознательными,   научились   более критически мыслить, у них стали активно функционировать более сложные, опосредованные   формы   памяти,     развились   предпосылки   к   абстрактному словесно­логическому   мышлению,   обозначился   достаточно   высокий   уровень произвольности в управлении как двигательными, так и интеллектуальными процессами. Все эти качества позволили детям более легко адаптироваться к переходу в среднее звено. В   заключение   хочется   отметить,   что   я   не   случайно   построила   свою деятельность   таким   образом,   так   как   я   учитель   школы   №49,   основой концептуальной   идеи   которой   является   формирование   активной   и самостоятельной деятельности учащихся.  20

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников" Из опыта работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2018