Развитие интереса у младших школьников к математике через внеурочную деятельность
Оценка 4.8

Развитие интереса у младших школьников к математике через внеурочную деятельность

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
математика +1
1 кл—4 кл
30.01.2017
Развитие интереса у младших школьников к математике  через внеурочную деятельность
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Особенно важно развивать интерес школьников не только во время занятий, а так же во внеурочной деятельности. В статье описаны несколько вариантов развития интереса.Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Особенно важно развивать интерес школьников не только во время занятий, а так же во внеурочной деятельности. В статье описаны несколько вариантов развития интереса.
Развитие интереса у младших школьников к математике через внеурочную деятельность.doc
Развитие интереса у младших школьников к математике  через внеурочную деятельность Как показывает школьная практика, не всегда удается учителю и родителям научить ребёнка мыслить творчески, сохранить его любознательность и интерес к изучению учебных предметов. Конечно,   дети   отличаются   друг   от   друга   анатомо­физиологическими   задатками,   однако, наследственность   лишь  частично  определяет  способности  ребёнка.  Во  всяком  случае,  большую роль   (если   не   самую   большую)   в   развитии   личности   ребенка   играет   воспитание.   Об   этом,   в частности, свидетельствуют многочисленные исследования педагогов и психологов. Чтобы вызвать в ребёнке стремление к развитию своих задатков, необходимо воспитывать в нём   потребность   в   познании   нового,   так   как   именно   эта   потребность   оказывает   существенное влияние на процесс, а затем и уровень развития умственных способностей. Развитие познавательных потребностей невозможно без наличия следующих условий: ­ веры в успех; ­ ощущения чувства радости от результатов умственной деятельности; ­ возможности развивать интересы ученика в зависимости от индивидуальных особенностей. На практике большие возможности для реализации указанных условий открываются во время внеклассных   занятий   с   младшими   школьниками:   кружки,   игры­путешествия,   праздники математики, олимпиады и экскурсии математические. Внеклассные занятия ­ это наиболее доступная форма внеклассной работы. Такие занятия проводятся   после   уроков   со   всем   классом.   Продолжительность   такого   занятия   30­45   минут. Проводятся 1­2 раза в месяц. Они могут быть посвящены одной теме, или по содержанию связаны с классной   работой,   но   здесь   предлагаются   задания   повышенной   трудности:   ребусы,   логические упражнения, задачи с «изюминкой», загадки. Работа может быть организована в форме игры. При   проведении   внеклассных   занятий   с   целью   развития   интереса,   важно   использовать красочные рисунки, плакаты, вводить сказочных героев. На таких занятиях рекомендуется вести учёт выполнения заданий, путём подсчёта очков. Это даёт возможность выявить победителей и наградить их. Ведение   внеклассной   работы   предполагает   наличие   в   классе   математического   уголка. Математический уголок ­ это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно­оформленное место. Задачи организации уголков занимательной математики: 1) формирование у учащихся интереса к математической деятельности. 2) стремление к достижению положительного результата, настойчивость, самостоятельность; воспитание   у   детей   потребности   занимать   своё  свободное   время  интересными, 3) требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми; 4) стремление   достичь   того,   чтобы   занимательный   математический   материал   стал средством   не   только   организации   полезного   досуга,   но   и   становления   творчества, совершенствования своего профессионального мастерства. В   уголок   помещается   разнообразный   занимательный   материал:   вырезки   из   газет, занимательные вопросы, задания, ситуации, рекордные новости, цифровые данные и многое другое. Математическая газета ­ это один из видов внеклассной работы по математике. Такая газета будет пользоваться успехом, если её содержание будет отражать жизнь класса, если занимательный материал  будет в известной степени связан с программным материалом,  то газета может быть использована для проведения разумного отдыха детей в отдельные перемены, в группе продлённого дня, во время прогулки. Газета, обычно содержит различные головоломки, упражнения в форме вопросов, заданий, загадки; задачи­смекалки, ребусы, шарады, кроссворды, задачи­шутки, рисунки, которые особенно привлекают   внимание   детей   к   газете,   делают   её   занимательной   и   интересной.   При   подборе материалов для математической газеты, учитель должен ориентироваться не только на сильных учеников, но и средних, и слабых. Учёт сделанных заданий, позволяет отметить и поощрить не только тех, которые всегда активны, но и слабых, проявивших сообразительность, возбуждая тем самым у них интерес к математике. Для   младших   школьников   присуща   неудержимая   любознательность,   которую   следует поддерживать и направлять. Организация кружков ­ это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности. Но это только одна из причин, вызывающих необходимость организации кружков. Для более углубленной работы с детьми, проявляющими особый интерес к математике, начиная со второго ­ третьего класса, учитель организует математические кружки. Участие в математическом кружке содействует развитию у детей математического образа мышления:   краткости   речи,   умелому   использованию   символики,   правильному   применению математической   терминологии,   умению   делать   доступные   выводы   и   обобщения,   обосновывать расширению   кругозора   учащихся   в   различных   областях   математики.   Кружки   создаются   на добровольных началах и должны проводиться систематически (2­3 раза в месяц), с постоянным количеством  учащихся. На занятиях  кружка дети  знакомятся  с  новыми  приёмами  вычислений; знакомятся со способами решения задач повышенной трудности, узнают интересные исторические сведения по математике. Члены кружка помогают учителю в изготовлении наглядных пособий, в проведении экскурсий, оформлении математического уголка, или составлению газеты. Методика проведения кружка должна быть такой, чтобы учащиеся не только с интересом работали на самом занятии, но и активно готовились к нему. Название «викторина» произошло от латинского слова «виктория» ­победа. Викторина ­ это одна из форм организации состязания, соревнования между командами. Организация викторины требует не так уж много времени. Они проводятся внутри класса, где между собой соревнуются команды и отдельные ученики. Дети выполняют задания, решают примеры, отвечают на вопросы в устной и письменной форме. Участие в викторине добровольное. Викторины проводятся с целью повышения интереса учащихся к математике, для выявления любителей математики с последующим привлечением их в математические кружки, где они могут проявить свои способности. Содержание и количество заданий для викторины зависит от того, в каких условиях, и с каким составом учащихся, она проводится. Для викторины учитель обычно подбирает вопросы разной трудности, чтобы в ней могли участвовать   большинство   учащихся.   Ответ   на  каждое   задание,   вопрос  викторины   должен   быть оценен определённым количеством очков. Викторина может включать: а) задания для повторения основных разделов из всех изученных тем; б) задания для повторения одной темы; в)   задания,   взятые   из   основных   разделов   всех   изученных   тем,   с   включением   элементов занимательности. Чаще всего викторины носят обзорный характер с элементами занимательности. Олимпиада ­ это массовая и многоступенчатая форма соревнования, которая охватывает всех учащихся целого региона или его части. Многоступенчатое построение позволяет принять в ней участие большому числу учащихся, и выявить среди них самых одарённых. Олимпиады проводятся раз   в   год   с   целью   повышения   интереса   учащихся   к   математике,   расширения   их   кругозора, выявления наиболее способных учащихся, подведения итогов работы математических кружков или клуба   юных   математиков,   повышения   общего   уровня   преподавания   математики   в   начальных классах. Школьные олимпиады проводятся в два тура. В первом туре с более лёгкими заданиями для   всех  учащихся.  Во  второй   тур  попадают  только  те  ученики,  которые   набрали   наибольшее количество очков в первом туре. Олимпиада позволяет ребёнку «открыть» себя, даёт возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах, в среде окружающих. В целом олимпиада служит развитию мышления и творческой инициативы ребёнка. Важно тщательно продумывать задания и задачи, которые предлагаются на различных этапах олимпиады.  Они не должны  дублировать  материал  учебника,  быть стандартными.  Необходимо, чтобы они  вызывали  интерес учащихся. При проведении олимпиад даются задания из  различных разделов математики: элементов алгебры и геометрии. В   практике   некоторых   школ   встречается   особая   форма   внеклассной   работы   с   младшими школьниками,   именуемая   клубом.   Клуб   организуется   в   школе,   где   несколько   параллельных классов. Он может быть создан специально для внеклассной работы по математике или как форма, объединяющая внеклассную работу секций по различным предметам. Например, в школах очень распространён   клуб   «юных   математиков»   (КЮМ),   он   работает   еженедельно,   члены   клуба собираются   для   выпуска   газет,   для   оформления   математических   уголков,   для   проведения репетиций и различных игр. Один ­ два раза в месяц проводятся сборы всех членов клуба. Они проводятся   под   руководством   учителя,   который   организует   эту   работу   и   планирует   всю   её деятельность.   Один   раз   в   полугодие   в   клубе   проводятся   соревнования   между   командами параллельных классов. К соревнованиям команды готовятся задолго до назначенного дня. Весь сценарий по проведению соревнований штаб клуба готовит также заранее, распределяя роли между командами. Члены штаба на этих соревнованиях образуют судейскую комиссию. Каждой команде даётся   определённое   название.   Ведущим   становится   либо   учитель,   либо   кто   ­   то   из старшеклассников. Экскурсия так же является одним из видов внеклассной работы по математике. Экскурсии проводят с целью развития непосредственных наблюдений учащихся объёмов и явлений, связанных с изучением математики, которые являются способом формирования понятий о количественных отношениях   и   пространственных   формах.   Экскурсии   в   начальных   классах   являются   новой, необычной,   интересной   и   занимательной   формой   изучения   детьми   науки   математики. Математические экскурсии проводятся как перед началом изучения темы, так и после её изучения, причём регулярно. Математические экскурсии должны планироваться заранее, так как они требуют большой   подготовительной   работы.   Перед   проведением   математической   экскурсии   необходимо определить   цель,   выбрать   объект   и   место   проведения,   составить   план   экскурсии,   провести подготовительную беседу, подвести итог. Место для проведения экскурсии хорошо должен знать учитель. Все данные, которые дети получают во время экскурсии, заносятся в специальные тетради, а затем используют для выпуска математического уголка или газеты. Приведём лишь небольшую часть примеров, которые можно использовать в своей работе. Например:   игра   «Математическая   эстафета».   Целью   этой   игры   является   закрепление некоторых навыков быстрых вычислений. Для этой игры заранее готовятся карточки, на которых с одной   стороны   записан   пример   для   устного   вычисления,   а   с   другой   стороны   ответ   к предшествующему   примеру.   Карточки   пронумерованы,   и   набор   карточек   для   каждой   команды разный,   задания   различные   по   сложности.   Играть   могут   2   команды   по   10   человек.   Карточки раскладываются для каждой команды отдельно, и так, чтобы видны были только ответы. Участники команды по сигналу учителя становятся друг за другом, и капитаны подходят к столу и берут первые   карточки,   отдают   участникам   своих   команд.   Ученик,   получивший   карточку,   устно вычисляет,   подходит   к   столу,   и   находит   карточку   с   ответом,   совпадающим   с   собственным результатом, берёт эту карточку и быстро передаёт её следующему игроку своей команды. Последнюю   карточку   получает   капитан   команды,   который,   сделав   вычисления,   сообщает окончательный ответ руководителю. Этот ответ позволит судить о правильности производимых вычислений.   Победителем   считается   та   команда,   которая   выполнила   все   задания   правильно   и быстрее. Такое соревнование можно устроить на внеклассном занятии по математике, здесь сочетаются вычислительные навыки и игра, которые в увлекательной форме способствуют развитию интереса к вычислениям. При отработке навыков табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления можно отрабатывать вычислительные навыки с помощью интересных и увлекательных игр. Игра «Составь число»: на доске записаны примеры. К доске выходит две команды. По сигналу учителя   каждый   из   вызванных   учащихся   решает   один   из   примеров.   Затем,   выбирает   среди подготовленных   карточек   карточку   с   числом,   соответствующим   ответу   примера   (на   обратной стороне карточки написана буква). Команда, первая составившая слова, побеждает. Игра   «Проверь   себя»:   учитель   заготавливает   карточки,   на   которых   записаны   результаты умножения какого­либо  числа, например:  18. Он показывает карточку, и учащиеся  записывают примеры на умножение с таким ответом. Игра   «У   кого   больше   примеров»:   учитель   предлагает   учащимся   составить   и   записать   на листочках табличные случаи умножения со следующими числами 35, 48, 81, 56, 21, 72, 18 и т. д. Проверка   осуществляется   так:   один   из   учеников   читает   пример   с   ответом   56,   остальные подчёркивают у себя пример с этим ответом, читают другие ответы. Таким образом, использование таких игр на внеклассных занятиях по математике помогает воспитывать   неподдельный   интерес   к   изучению   табличных   случаев   умножения   и   деления, активизирует внимание учащихся и способствует прочному усвоению материала. На   внеклассных   занятиях   по   математике   также   рекомендуем   применять   элементы дидактических   игр,   позволяющих,   детям   чувствовать   себя   легко   и   расковано,   и   в   тоже   время повторять   приёмы   выполнения   арифметических   действий.   «Помочь   детям   учиться   легко   и увлечённо ­ это наш девиз». Особенно нравится детям игра «Алло, ответ верен». Она заключается в следующем: каждому ребёнку   необходимо   решить   примеры,   применяя   известные   им   приёмы   сложения   и   вычитания, умножения и деления по карточкам, а затем сообщить ответ в трубку телефона (сделанного из картона и стоящего на каждой парте). Сосед по парте подтверждает его правильность. Не менее интересной является игра «Космонавты», увлекающая детей, и способствующая развитию интереса к математике, а также развитию вычислительных навыков. Учащиеся делятся на экипажи (по рядам). У каждого экипажа своя ракета, в которую вставлена карточка, где записаны арифметические действия. Число арифметических действий соответствует числу членов каждого экипажа. По сигналу ученики выполняют действия «по цепочке». Экипаж, первый справившийся с заданиями, «отправляется в космос». «Почтальоны» ­ игра, способствующая развитию навыков устного счёта. К доске выходит две группы почтальонов. Первая группа разносит почту в квартиры с чётными номерами, вторая ­ под нечётными   номерами.   На   листочке   нарисован   рисунок   дома.   В   каждом   окне   вставлен   номер квартиры.  Рядом  записаны  примеры.  Номера квартир  являются  ответами  к примерам.  Каждый ученик должен сосчитать пример, и объяснить, как он считал. Учащиеся с интересом участвуют в играх такого характера, им нравится соревноваться. Чтобы   повысить   интерес   к   внеклассным   занятиям   по   математике   можно   использовать рифмованные строки, специально написанные и применение ряда алгоритмов. Например: Компонент действия.  Числа при сложении  В почёте, уважении  Называем их, подумав,  Мы слагаемыми, сумма.                 СЛАГАЕМОЕ                   СЛАГАЕМОЕ                     СУММА + = Таким   образом,  рифмованные   строки  в  интересной  и  увлекательной  форме   способствуют быстрому запоминанию компонентов арифметических действий. Изучив работы других учителей, мы пришли к выводу, что не менее интересны моменты с использованием заданий занимательного характера: 1. Какого числа не хватает? ­ Запишите пример полностью. 2. Как считать? Число, записанное на «голове», равно полусумме чисел на «ногах» Подобные   задания   занимательного   характера,   очень   нравятся   детям.   Они   способствуют созданию и поддержанию интереса к теме сложения и вычитания, и к математике вообще. Это задание можно поместить на математическом стенде, или в математической газете. Детям   очень   интересно   выполнять   такого   рода   упражнения,   а   главное   они   способствуют формированию навыков устного счёта, и развитию интереса к математике. Подводя   итог   всему   выше   сказанному,   можно   сделать   вывод:   на   практике   мы   старались использовать в своей работе занимательные элементы при изучении арифметических действий и тем самым способствовали развитию у детей познавательного интереса к знаниям и потребность к самообразованию. Давно установлено, что организованная специальным  образом внеклассная  работа активно способствует развитию умственных способностей детей и, кроме того, служит средством разумного отдыха,   наряду   с   использованием   занимательного   материала,   литературного   чтения,   занятий спортом и др. Математике в этом раду отводится особая роль. Поддержание интереса к математике будет эффективно, если сам учитель обладает высоким уровнем   подготовки,   а   также   может   творчески   использовать   и   учебный,   и   дополнительный материал. Решению этой проблемы и содействует внеклассная работа. Различные виды этой работы способствуют   развитию   познавательных   процессов:   внимания,   мышления,   памяти,   воображения. Внеклассная работа помогает усилить интерес младших школьников к математике, содействует развитию   творческих   способностей.   Внеклассная   работа   помогает   создать   в   благоприятный психологический климат. Это происходит благодаря тому, что учитель поощряет   успехи   учеников,   и   не   задерживает   внимания   на   неудачах.   Ошибки   учитель рассматривает,  как накопительный  опыт, а не повод для  порицания. Это позволяет:  сводить  к минимуму   страх   учащихся   сделать   ошибку   и   поддержать   их   попытки   и   старания   проявить активность даже при неудаче. Таким   образом,   различные   виды   внеклассной   работы   по   математике,   помогают   учителю увлечь   младших   школьников,   заставить   их   думать,   размышлять,   и   тем   самым   способствуют развитию познавательного интереса к математике. И наш опыт свидетельствует  о том, что при проведении внеклассных занятий по математике у детей развивается познавательный интерес, а также происходит благотворное влияние на успеваемость по другим предметам, т.е. приводит к положительным результатам.

Развитие интереса у младших школьников к математике через внеурочную деятельность

Развитие интереса у младших школьников к математике  через внеурочную деятельность

Развитие интереса у младших школьников к математике через внеурочную деятельность

Развитие интереса у младших школьников к математике  через внеурочную деятельность

Развитие интереса у младших школьников к математике через внеурочную деятельность

Развитие интереса у младших школьников к математике  через внеурочную деятельность

Развитие интереса у младших школьников к математике через внеурочную деятельность

Развитие интереса у младших школьников к математике  через внеурочную деятельность

Развитие интереса у младших школьников к математике через внеурочную деятельность

Развитие интереса у младших школьников к математике  через внеурочную деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017