Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках физической культуры

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
Иконка файла материала statya_razvitie_klyuchevyh_kompetenciy.doc
Статья Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках физической культуры                                                                     Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках физической культуры         Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и  навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается  недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству,  семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую  жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и  профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускникатакого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов  её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности”. Что же такое   «компетенция»  и  «компетентность»?            Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,  умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному  кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной  деятельности по отношению к ним.  Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией,  включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и  предметное (для каждого учебного предмета), мы предлагаем трехуровневую иерархию  компетенций:  1) ключевые компетенции ­ относятся к общему (метапредметному) содержанию  образования;  2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;  3) предметные компетенции ­ частные по отношению к двум предыдущим уровням  компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках  учебных предметов.  Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне  образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.         Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:  1. Ценностно­смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения,  связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать  окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь  выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать  решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в  ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная  траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.  2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик  должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это –  особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно­нравственные основы  жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их  влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно­досуговой сфере, например, владение  эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт  освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического ивсечеловеческого понимания мира.  3. Учебно­познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в  сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической,  методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми  объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования,  анализа, рефлексии, самооценки учебно­познавательной деятельности. По отношению к  изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной  деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами  действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В  рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной  грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками,  использование вероятностных, статистических и иных методов познания.  4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор,  магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных  технологий (аудио­ видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются  умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,  организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции  обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в  учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.  5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов  взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в  группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь  представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и  др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и  достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для  ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или  образовательной области.  6. Социально­трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере  гражданско­общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя,  избирателя, представителя), в социально­трудовой сфере (права потребителя, покупателя,  клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах  экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят,  например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с  личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских  взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в  современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.  7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов  физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик.  Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что  выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному  человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры  мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены,  забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.  Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельностиличности.     Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни,  познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном  фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу,  самооценке, самосовершенствованию.  Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки  физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры  основана на решении следующих задач: • формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных  умений и навыков; • развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической  подготовленности учащихся; • воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности; • формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и  избранным видом спорта; • воспитание моральных и волевых качеств; • развитие опыта межличностного общения.         Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и  другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций  обучающихся. На данный момент нет единой точки зрения, сколько и какие компетенции  должны быть сформированы у обучающихся.       Рассмотрим формирование ключевых компетенций в процессе физического воспитания. Ряд отечественных педагогов В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской,  в процессе  изучения учебного предмета «Физическая культура» выделяют следующие  ключевые компетенции: Проявление ключевых компетенций в области физической культуры Ключевые компетенции Сфера проявления компетенции 1.  Общекультурна я Сфера  культурно­ историческая Виды деятельности в составе компетенции Обобщенные  виды  деятельности;  способность   присваивать  исторический   опыт Социальная значимость для обучающегося Личностная значимость для обучающегося Познание  культурно­ исторических  основ физической культуры,  осознание роли  физической  культуры в  Определение  значения  систематических занятий  физкультурой  для улучшения  здоровья,  повышенияформировании  способности к  достижению  всестороннего  физического и  духовного  развития,  здорового образа  жизни;  сохранение  здоровья и  высокой  работоспособнос ти; подготовка к  труду и защите  Отечества Познание основ  физического  развития и  воспитания с  целью  формирования  духовно богатой  и физически  здоровой  личности Владение  разными видами  информации;  умение вести  дискуссию по  проблемам  развития спорта и занятий  физической  культурой;  уровня  физической  подготовленност и и  профилактики  заболеваний;  развитие  интереса и  привычки к  систематически м занятиям  физической  культурой и  спортом Приобретение  знаний,  необходимых  для занятий  физической  культурой и  спортом; знание  основ личной и  общественной  гигиены;  владение  знаниями о  правилах  регулирования  физической  нагрузки в  условиях  проведения  утренней  зарядки,  регулярных  занятий спортом Умение  анализировать и  оценивать  деятельность  друзей,  одноклассников; умение давать  рекомендации  для  самостоятельны 2. Учебно­ познавательная сфера науки,  искусства  способность  учиться всю  жизнь, владение  знаниями,  умениями и  навыками 3.  Коммуникативн ая  сфера общения  владение  устным и  письменным  общениемвыработка  собственной  позиции по  данным вопросам Понимание  пользы занятий  физическими  упражнениями  для здоровья  человека,  повышения его  трудоспособност и и увеличения  продолжительнос ти жизни, а также роли физических  упражнений в  профилактике  профессиональны х заболеваний, в  борьбе с  производственны м травматизмом Владение  приемами  самореализации;  личное и  жизненное  самоопределение х занятий  физкультурой,  опираясь на  современные  физкультурно­ оздоровительные технологии Умение  использовать  средства  физической  культуры для  подготовки к  профессиональн ой деятельности; владение  современными  требованиями к  научной  организации  труда и отдыха Владение  приемами  личностного  самовыражения  и саморазвития;  умение  контролировать  физическое  состояние  организма 4. Социальная сфера  общественных  отношений  (политика, труд, религия,  межнациональны е отношения,  экология,  здоровье) способность  брать на  себя  ответственность  участвовать в  совместном  принятии  решений 5. Личностная  сфера  социально ­  культурная определение  основных  жизненных целей и способов их  достижения.  Активная  адаптация к  социокультурно му окружению  для достижения  основных  жизненных целей      Формирование ключевых компетенций  требует от учителя определенной программы  действий: Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся Цели физического Средства физической Формируемыевоспитания 1. Воспитание бережного  отношения к собственному  здоровью, приобретение  умений и навыков в  индивидуальных занятиях  физической культурой,  ориентированных на  повышение  работоспособности,  предупреждение заболеваний 2. Овладение технологиями  современных  оздоровительных систем  физического воспитания компетенции Личностная Социальная, компетентность в  оздоровительно­ реабилитационной  деятельности культуры, умения и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье Комплексы лечебной  физической культуры. Оказание первой помощи при  травмах. Определение индивидуальных  особенностей физического  развития и подготовленности. Понимание значения здорового  образа жизни, профилактика  вредных привычек средствами  физической культуры Комплексы профессионально­ прикладных физических  упражнений. Простейшие приемы аутогенной  тренировки и релаксации для  снятия утомления и повышения  работоспособности. Знание особенностей физической работоспособности человека,  факторов положительного  влияния физических упражнений на здоровье и формирование  здорового образа жизни 3. Обогащение двигательного  опыта профессионально­ прикладными упражнениями,  ориентированными на  подготовку к предстоящей  жизнедеятельности Общая и прикладная физическая подготовка. Владение способами  двигательной деятельности. Умение выполнять тестовые  задания, определяющие  индивидуальный уровень  физической подготовленности Учебно­познавательная,  компетентность в  двигательной  деятельности с учетом  индивидуальных  особенностей  физического развития и  медицинских показаний Общекультурная,  личностная 4. Усвоение системы знаний о занятиях физической  культурой, их роли и  значении в формировании  здорового образа жизни и  социальной ориентации Знание особенностей  индивидуального здоровья,  физического развития,  возможностей их коррекции  посредством занятий  физическими упражнениями;  владение методикой организации индивидуальных форм занятий  физическими упражнениями;  умение выполнять  индивидуальные комплексыупражнений, использовать  приобретенные знания и умения  в практической деятельности             Внедрение компетентностного подхода в физическое воспитание школьников  поможет сформировать у обучающихся: • способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе; • умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать; • готовность замечать проблемы и искать пути их решения; • умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания; • умение уживаться с другими; • готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой  опыт и обратную связь с окружающими); • умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.  Литература: 1. Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход – М.,  ГУ ВШЭ, 2002г. 2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов  образования//Высшее образование сегодня. №5, 2003 г. 3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативная целевая основа  компетентностного подхода в образовании – М., Исследовательский центр проблем  качества подготовки специалистов, 2004 г. 4. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Под ред. В.А. Козырева,  Н.Ф. Радионовой – СПб, 2004 г.