Развитие коммуникативной компетентности у будущих специалистов
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
классное руководство
Взрослым
29.04.2019
Статья о способах формирования коммуникативной компетентности у студентов среднего профессионального образования. Актуальная проблема в сфере образования, так как многие студенты очень тяжело могут выразить свои мысли вслух. Необходимо помочь обучающимся в освоении данной компетентности. Для этого применяются соответствующие методики и способы.
Антонова О.В..docx
Доклад на заседании ПЦК СЭД,
председатель комиссии, преподаватель Антонова О.В.
Развитие коммуникативной компетентности у будущих
специалистов
Одним из инновационных подходов в подготовке профессиональных
кадров является вооружение студентов умениями творчески и разносторонне
решать профессиональные задачи. Профессиональная подготовка во всех
видах деятельности это взаимоотношения в обществе, и главной задачей
становиться подготовить коммуникабельно развитую личность. А это
возможно благодаря общению.
В настоящее время для повышения качества образования одним из
востребованных становится компетентностный подход.
Общение специалиста многогранно, многофункционально и он должен
уметь общаться в различных сферах своей деятельности, используя и
вербальные и невербальные средства общения, уметь понимать других людей.
Именно будущему специалисту в процессе обучения обязательно должны
даваться навыки правильного, «профессионального», компетентного общения,
т.е. необходимо развивать у него профессиональную коммуникативную
компетентность как необходимое условие успешной реализации личности в
процессе профессиональной деятельности.
И одной из основных компетенций является коммуникативная
компетентность, которая рассматривается, как способность человека
действовать в конкретной жизненной ситуации, выстраивать общение и
взаимодействие с другими людьми.
«Коммуникативная компетентность это такой уровень обученности
взаимодействию с окружающими, какой требуется индивиду, чтобы в рамках
своих способностей и социального статуса успешно функционировать в
данном обществе». Люди не просто обмениваются знаниями, но стремятся при этом выработать общий смысл, что возможно, если информация не просто
принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса
совместное постижение предмета общения.
Коммуникативная компетентность
относится к базовым
компетентностям современного человека. Развитие коммуникативной
компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Формирование и
становление коммуникативной компетентности может быть через чтение
проблемных лекций и докладов с активным участием будущих специалистов,
проведение деловых игр, тестирование, анкетирование, индивидуальные
беседы и тренинги, работы парами, в командах и т.п.
Компетентность в «обращении», т.е. поведенческий компонент в
общении прежде все включает в себя свободное владение вербальными и
невербальными средствами поведения. К ним относится звуковая речь с
использованием многочисленных фонетических и невербальных элементов,
письменная речь и собственно невербальные средства (такие, как поза,
аранжировка пространства и т.д.). Нередко такую часть компетентности
обозначают понятием «техника общения». Техника общения является важным
элементом профессиональной деятельности, ориентированной на общение.
Это, в первую очередь, соотносится с выполнением социальных ролей.
Поведенческий компонент компетентности в общении, таким образом,
заключается в умении эффективно использовать разнообразные средства
общения. Таким образом, в успешности труда в профессиях особое внимание
уделяется знаниям, умениям, способностям профессионала в общении.
Деятельность специалиста в любой сфере это взаимоотношения в
обществе, носит коммуникативный характер и во многом состоит из процесса
общения.
Коммуникация между специалистом и людьми, которым необходима
поддержка и психологическая помощь, представляет собой общественно
коммуникативную активность специалиста по работе в процессе обмена информации, взаимовлияния и отношения людей друг к другу. Общение здесь
носит, как правило, контактный, непосредственный, межличностный характер.
Умение вести дискуссию,
отстаивать свою точку зрения,
подкрепленную аргументами, лаконично излагать свою мысль, умение
слушать и слышать оппонента – важные умения, необходимые для
формирования коммуникативной и социокультурной компетенций.
Таким образом, формирование и становление коммуникативной
компетентности студентов позитивно влияет на профессиональный уровень
будущих специалистов, их творческую самореализацию, совершенствование
их деятельности. Изучение основ способствует осмыслению будущими
специалистами ее значимости для профессиональной деятельности.
Лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум
информации о поведении людей, понимать язык невербального общения,
высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их
реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях
с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Такие люди,
как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свойственна
контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность,
тенденция к психологической близости в общении.
Уровень развития социального интеллекта в большей степени
определяет успешность адаптации при поступлении на работу, чем уровень
развития общего интеллекта. Люди с высоким социальным интеллектом
обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию
оптимального психологического климата, проявляют больше интереса,
смекалки и изобретательности в работе.
Лица с низким социальным интеллектом могут испытывать трудности в
что усложняет
понимании и прогнозировании поведения людей,
взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Низкий
уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться другими психологическими характеристиками (например,
развитой эмпатией, некоторыми чертами характера, стилем общения,
коммуникативными навыками), а также может быть скорректирован в ходе
активного социальнопсихологического обучения.
Социальный интеллект является профессионально важным качеством
для профессий типа «человек – человек» и позволяет прогнозировать
успешность деятельности специалистов по земельноимущественным
отношениям, техников, юристов, операционных логистов.
Концепция подготовки специалиста включает:
определение состава профессионально значимых качеств, которыми
должен владеть специалист;
построение на этой основе модели готовности специалиста к
профессиональной деятельности;
изучение профессиональной среды специалиста и проведение анализа
для разработки учебноинформационной модели профессиональной среды;
коррекция и самостоятельное достижение поставленных целей
обучения на длительный период времени.
Стратегия подготовки специалиста должна учитывать следующие
моменты:
подготовка должна основываться на современной науке;
основной задачей и целями подготовки должно являться наиболее
полное соответствие требованиям квалификационной характеристики
работника;
подготовка специалистов должна осуществляться по нескольким
взаимосвязанным направлениям, теоретические знания должны быть
подкреплены практическими навыками работы в конкретных условиях.
Студенты, овладевшие коммуникативной компетентностью, смогут
успешно и результативно решать профессиональные задачи.
Развитие коммуникативной компетентности у будущих специалистов
Развитие коммуникативной компетентности у будущих специалистов
Развитие коммуникативной компетентности у будущих специалистов
Развитие коммуникативной компетентности у будущих специалистов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.