Статья на тему "Метод проектов"
Оценка 4.7

Статья на тему "Метод проектов"

Оценка 4.7
Лекции
docx
классное руководство +1
Взрослым
12.05.2019
Статья на тему "Метод проектов"
В статье рассматриваются истоки проектной деятельности в зарубежной и отечественной педагогической мысли. Использование новой научно-методической основы и развитых информационных ресурсов позволило включить метод проектной деятельности в круг наиболее востребованных образовательных технологий. Так же проектная деятельность обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, интеграцию теоретического знания с практическим опытом и способствует развитию творческой активности.
Статья Метод проектов.docx
Статья «Метод проектов»      Сегодня нельзя получить «образование на всю жизнь» как это было еще  несколько десятилетий назад. В связи с этим основное требование, которое  предъявляют на современном этапе работодатели, бизнесмены к выпускникам  образовательных учреждений, — это умение учиться самостоятельно. Наиболее адекватно цели формирования человека, умеющего  учиться самостоятельно, отвечает метод проектов. Этот метод придает  современному педагогическому процессу следующие особенности, отвечающие  социальному заказу общества:      • преподаватель в меньшей степени играет роль распространителя  информации. Центр тяжести переносится на обучающегося, который активно  строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой  образовательной среде;      • изменяется форма общения преподавателя и обучающегося: обучение  превращается в творческое сотрудничество педагога и учащегося;      • появляются новые модели занятий и контроля усвоения материала  (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ и т.д.).      Можно сказать, что метод проектов интегрирует в себе такие педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве, развивающее обучение,  разноуровневое обучение.      Прежде чем перейти к рассмотрению сущности метода следует обратиться  немного к истории его становления и развития.      Метод проектов возник в начале прошлого столетия в США. Его  основоположником является американский философ и педагог Дж. Дьюи, а  теоретическое обоснование методу проектов дал его ученик У. Х. Килпатрик.      Дж. Дьюи является представителем гуманистического направления в  философии и педагогике. Главной цельювоспитания, по его мнению, является  содействие самореализации личности, осуществлению ее желаний и интересов.  «Учение должно быть ориентировано на развитие познавательной активности и  вооружение детей методами самостоятельных открытий». Целью образования  являются не знания сами по себе, а умение добывать знания, когда они нужны.  Подготовить ребенка к будущей жизни — значит дать ему возможность владеть  собой; это значит так его воспитать, чтобы он умел полностью использовать все свои  способности.      Уильям Херд Килпатрик — американский педагог, ученик и последователь  Дж. Дьюи — отвергал традиционную школу, основанную на передаче учащимся  готовых знаний, вне связи с реальными запросами и жизненными потребностями  детей. Целью образования У. Х. Килпатрик считал воспитание человека, который  склонен и может самостоятельно мыслить и принимать решения. Он отстаивал  тезис о том, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях  динамично меняющегося общества, где человека ждут столкновения с еще неизвестными проблемами будущего.      Учение У. Х. Килпатрик рассматривал не как усвоение и запоминание  определенных знаний, а как умение ориентироваться в конкретных жизненных  ситуациях.      «Ребенку принадлежит право наслаждаться детством, и в школе он должен  жить полноценной жизнью, отвечающей его потребностям и интересам,  способностям развития». В этой фразе наиболее ярко отражена гуманистическая сущность педагогики Дж. Дьюи. Он резко критиковал современную ему  американскую школу за то, что детям процесс учения не доставляет  удовольствия. Чтобы ребенок имел возможность «наслаждаться детством», по  мнению Дж. Дьюи, необходимо организовывать обучение детей через  целесообразную деятельность учащихся, сообразуясь с их личной  заинтересованностью в приобретаемых знаниях. Как это сделать? Во­первых,  необходимопоставить перед ребенком проблему, взятую из реальной жизни,  знакомую и значимую для него. Во­вторых, проблема должна быть такой, чтобы  для ее решения требовалось приложить не только уже имеющиеся знания, но и новые знания, которые еще  предстоит приобрести.      В России метод проектов также появился в начале прошлого века. В 1905  году под руководством русского, а впоследствии советского педагога С. Т.  Шацкого небольшая группа сотрудников активно использовала проектные  методы обучения.      Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко  внедряться в школу как наиболее отвечающие задачам коммунистического  воспитания молодежи. Но делалось это недостаточно продуманно и  последовательно, в связи с чем в 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод  проектов был осужден и, соответственно, запрещен к использованию в советских школах. В то время как за рубежом этот метод успешно развивался (его  переняли многие страны Западной Европы и другие страны мира), в нашей  стране он был надолго забыт и стал возрождаться на рубеже XX и XXI веков. В  начале XXI века стартовала гуманитарная программа компании Intel «Обучение  для будущего». Целью данной программы является обучение педагогов  технологии организации проектной деятельности учащихся. Россия попала в  число стран, где эта программа реализуется.     Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую  эволюцию. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес учащихся к  определенным проблемам, их решение поможет овладеть некоторой суммой  знаний и умениями практически применять полученные знания в конкретных  условиях. Метод проектов — личностно ориентированный метод обучения,  основанный на самостоятельной, творческой деятельности учащихся по  разработке учебной проблемы и оформлению практического результата. Он всегда предполагает решение  какой­то проблемы. Решаемая проблема должна быть значимой в  исследовательском, творческом плане (например, исследование  демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния  кислотных дождей на окружающую среду и т.д., а результаты проектной  деятельности должны быть, что называется, «осязаемы». Если это теоретическая проблема, то должно быть конкретное ее решение, если практическая —  конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной  жизни. Например, доклад в соответствующие службы о демографическом  состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы. Можно организовать совместный выпуск газеты,  альманаха с репортажами с места событий; разработать совместный  планмероприятий и практической деятельности по охране леса, водоемов в разных местностях и т.д.      Начиная работать над проектом, учащиеся попадают в ситуацию энтропии  высокого уровня: выработана цель, но отсутствуют способы ее достижения —  их нужно выработать самостоятельно. При этом формируется умение принимать интеллектуальные решения.      Проекты можно выполнять в рамках урочной, внеурочной или внеклассной  деятельности.      Метод проектной деятельности:      • не только дает учащимся знания, но и развивает их познавательные навыки:  умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в  информационном пространстве. В ходе работы над проектом учащиеся  приобретают опыт практической самостоятельной деятельности по получению и использованию новой информации (в том числе при помощи сети Интернет);      • обучает работать как в группе, так и самостоятельно;      • воспитывает толерантность по отношению к инакомыслию, другим  нестандартным способам деятельности;      • формирует умение самостоятельно принимать различные решения;      • прививает коммуникативные умения (как в непосредственном общении, так  и в сети Интернет);      • обучает анализу, сравнению и сопоставлению фактов и явлений;      • развивает у учащихся умение генерировать идеи, гипотезы и прогнозировать их становление и разрешение.      В результате у учащихся развивается критическое и творческое мышление.  Критичность мышления означает не только поиск фактов, их анализ и  логическое выстраивание для познания нового, нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументиро­ ванном рассуждении, но и размышление над достоверностью найденных фактов.      Кроме того, в ходе выполнения проекта (особенно телекоммуникационного)  учащиеся осваивают не только содержание предмета, но и информационные  технологии.

Статья на тему "Метод проектов"

Статья на тему "Метод проектов"

Статья на тему "Метод проектов"

Статья на тему "Метод проектов"

Статья на тему "Метод проектов"

Статья на тему "Метод проектов"

Статья на тему "Метод проектов"

Статья на тему "Метод проектов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2019