Обмен опытом на педагогических чтениях на тему "Деятельность педагога в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов" в секции "Конструирование внеурочной деятельности в логике системно - деятельного подхода". В докладе говорится о формах работы. Какие приёмы и методы использую. всё это демонстрировалось наглядно.Представлен материал, в котором делилась с коллегами методами и приёмами работы в театральной студии "У Лукоморья".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19 общеразвивающей направленности» города Можги
«Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Тема выступления
средствами театрализованной деятельности»
Тематическое направление выступления:
«Конструирование внеурочной деятельности в логике системнодеятельного
подхода».
Ф.И.О.: Мельникова Людмила
Леонидовна
Занимаемая должность: музыкальный
руководитель
Квалификационная категория: первая
Контактный телефон: 8 912 764 21 13г. Можга
2016 г.
Слайд 1. Главная задача государства и общества
по отношению к детям – обеспечение
оптимальных условий для развития их
индивидуальных способностей, приобщение к
общечеловеческим ценностям.
Общение – одна из самых важных
человеческих потребностей, основной способ
жизни человека и условие его развития. Только в
общении и в отношениях с другими людьми
человек может почувствовать и понять самого
себя, найти своё место в мире, стать социально
ценной личностью.
Слайд 2. Поэтому целью театральноигровой
деятельности с детьми дошкольного возраста
является
коммуникативных
способностей детей средствами театрализации.
развитие
Слайд 3. Театрально – игровая деятельность
реализуется как на музыкальных занятиях, так и в
работе театрального кружка «У Лукоморья» для
детей дошкольного возраста.
Слайд 4. Для работы с детьми по театрально
игровой деятельности
были поставлены
следующие задачи:
1. Учить
общаться
процессе
театрализованной деятельности, используя
формы монолога и диалога.
в
2. Способствовать проявлению творческих
способностей, опираясь на возможности
каждого ребёнка.
3. Развивать память, внимание, воображение.
4. Обогащать двигательный опыт ребёнка
новыми видами движений, средствами
выразительности в передаче образа.5. Воспитывать доброжелательное отношение
друг к другу.
Актуальность работы по данной теме
заключается в том, что в детском саду
театрализованная деятельность является одной из
самых доступных видов искусств для детей. Она
даёт возможность ребёнку удовлетворить его
любые желания и интересы, познакомить с
окружающим миром во всём его многообразии,
активизировать словарь и звуковую культуру
речи.
Слайд 5. В связи с этим проблема развития
ребёнка во взаимодействии с окружающим его
миром,
становится особо актуальной на
современном этапе.
Небольшой объём мимики,
слабость
артикуляционной и мелкой моторики, проблемы в
развитии речевых функций также снижают
коммуникативные
детей
дошкольного возраста.
возможности
Необходимо осознать, что театрализация
создаёт максимально благоприятные условия для
гармоничного развития ребёнка.
Слайд 6. На занятиях кружка использую
следующие формы работы:
Игровые тренинги на развитие психических
процессов.
Сочинение сказок, придумывание сюжетов.
Совместное посещение спектаклей и их
обсуждение и многое другое.Содержание программы состоит из 4 разделов,
работа над которыми проходит параллельно.
Слайд 7. 1 раздел: «Основы театральной
культуры» предполагает знакомство детей с
устройством театра, театральными атрибутами,
театральными терминами,
театральными
профессиями.
Слайд 8. 2 раздел: «Музыкально
театрализованные игры» направлен на
развитие эмоциональной сферы ребёнка, умение
перевоплощаться, передавать различные
характеры и настроения персонажа.
Слайд 9. 3 раздел: «Творческая мастерская»
включает в себя упражнения и игры на
развитие песенного и танцевальноритмического
творчества и помогает раскрыть творческие
способности детей в инсценировании песен,
стихов, придумывание сюжетов, образов.
4 раздел: «Работа над
Слайд 10.
спектаклем» объединяет в себя все этапы
подготовки спектакля: знакомство с пьесой,
обсуждение, распределение и разучивание
ролей,
совместный подбор костюмов,
декораций, репетиции.Слайд 11. Структура занятия содержит такие
этапы: «Театральная игра», «Ритмопластика»,
«Культура и техника речи»,
«Основы
театральной культуры».
Поэтому содержание
разнообразно.
занятий кружка
Содержание занятий разнообразно:
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
игрыдраматизации;
упражнения для социальноэмоционального развития детей;
коррекционноразвивающие игры;
упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
задания для развития речевой интонационной выразительности;
игрыпревращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
упражнения для развития детской пластики;
ритмические минутки (логоритмика);
пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного
кукловождения;
упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
театральные этюды;
отдельные упражнения по этике во время драматизации;
подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
знакомство не только с тексом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой,
движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой.
В работе использую театральноигровую
технологию:
Слайд 12. Движения.
Обучаю образным движениям,
используя
«гимнастику жестов», в которых дети усваивают –
жест ласки, радости, злости, плача, просьбы,
прислушивания, испуга, согласия, отказа и др.Слайд 13. Музыкальнодвигательные этюды.
Использую маленькие миниспектакли, которые
развивают не только музыкальность, но и
воображение детей, что способствует коррекции
личности ребёнка, её раскрепощению.
Основная их цель услышать и воспроизвести в
движениях настроение музыкального
произведения.
Например: прогулка по лесной полянке (гуляют,
нюхают цветы, собирают листочки).
Другой пример: прослушав музыку, составляем
образный рассказ; детям даётся творческое
задание: придти на речку, погреться на солнышке,
побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в
воображаемый мяч.
Этюды сложнее, это с изображением различных
эмоций, например «Звери готовятся к зиме»:
довольные медведи катят бочки с мёдом, несут
корзинки с малиной, пробуя на ходу; весёлые
белочки хвастаются шишками и орешками.
Слайд 14. Декламация.
чтение.
Выразительное
Провожу речевые упражнения, базой для
которых являются считалки, дразнилки, кричалки,
потешки, прибаутки, элементы артикуляционной
гимнастики, логоритмики, используя ИКТ.
Слайд 15. Игрыдраматизации, хороводы,
инсценировки стихов и песен.
Важную роль отвожу музыкальному
восприятию, так как это активный творческий
процесс.
Сначала слушаем произведение, выбранное
для инсценировки от начала до конца, обсуждаем
произведение в целом и отдельные персонажи, их
характер. Предлагаю детям выбрать себе образ.
Далее разучиваем текст и переходим к
исполнению.использовать
подход,
Слайд 16. В своей педагогической деятельности
стараюсь
–
деятельностный
который даёт
возможность детям не быть в роли пассивных
слушателей,
готовая
информация.
которым выдаётся
системно
навыков
Театрализованные занятия не свожу только
к подготовке выступлений, а стараюсь, чтобы они
выполняли одновременно познавательную,
воспитательную и развивающую функции. Их
содержание,
формы и методы проведения
подчиняю трём основным целям: 1) развитию речи
и
театральноисполнительской
деятельности; 2) созданию атмосферу творчества;
3) социальноэмоциональному развитию детей.
Слайд 17. Всем детям предоставлены равные
возможности для участия в инсценировке,
независимо от способностей. При таком подходе
даже самые робкие дети меньше волнуются,
выходя на сцену, они раскрепощаются, получают
удовлетворение от своей работы, что способствует
раскрытию
его
индивидуальности, творческого потенциала; имеют
возможность выразить свои чувства, переживания,
эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
личности
ребёнка,
Слайд 18. Гармонично выстроенная предметно
пространственная среда способствует становлению
и развитию деятельностной активности ребёнка.
Поэтому особое внимание уделяю оформлению
зала,
костюмам персонажей,
применению звуковых и световых эффектов, так
как всё это помогает ребёнку перенестись в
волшебный мир сказки, в котором он сам
становится героем.
декорациям,
опирается
деятельности
Слайд 19. Содержание работы по театрально
игровой
на
высокохудожественную литературу, классическую
и народную музыку. Так,
для знакомства
дошкольников с театральным искусством готовлю
и провожу праздники и развлечения, в основе
которых – иградраматизация по мотивам
авторской, народной сказки или вымышленного
сюжета.Слайд.20. Праздники в такой форме позволяют
творчески раскрыться каждому ребёнку: ктото
показывает себя в большей роли, ктото в совсем
крошечной;
стеснительные дети
проговаривают свои слова хором.
робкие,
Слайд 21. В спектакле всегда находится место
маленьким танцорам и певцам.
Слайд 22. Вместе с детьми участие принимают и
взрослые – это педагоги, помощники воспитателей,
родители. Участие взрослых способствует более
полному и яркому выражению идеи праздника.
повторений
Слайд 23. Театрализованное представление
вырастает из репетиций, которые строю не в виде
многочисленных
выученного
материала, а через раскрытие детьми характеров
сказочных персонажей.
чтобы
подготовка спектаклей не убила детскую
самобытность, чтобы участие в представлении
приносило радость каждому ребёнку.
Стараюсь,творчества,
Слайд 27. А, самое, главное, достоинство в
моей работе то, что занятия в кружке «У
Лукоморья» побуждают
детей к
способствуют развитию
деятельности,
детского
познавательной
нагляднодейственного
активности,
и
мышления,
конструкторских
Это
особенно актуально, поскольку в настоящее
время обществу необходимо поколение
молодых людей, с такими качествами
личности как инициативность, способность
творчески мыслить и находить нестандартные
решения.
комбинаторных
способностей.
Слайд 28.
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественноэстетического
Литература:
воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
3. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 37 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
4. ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
5. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоциональнонравственной
сферы у дошкольников. М.: «Скрипторий 2003», 2006.
6. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. М.: Просвещение, 1969.
7. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. –
СПб.: Речь, 2008.
8. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
9. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
10. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов
дошкольных учреждений/. М.: ВЛАДОС, 2001.11. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2001.
12. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М.: АРКТИ, 2001.
13. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М.:
Школьная пресса, 2000.
14. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
15. Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и
подростками. – СПб.: Речь, 2007.
16. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.
17. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного
возраста: Нескучалия. М.:ВЛАДОС, 2001.
18. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для
детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
19. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.:Просвещение, 1990.