Развитие критического мышления
Оценка 4.6

Развитие критического мышления

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
классное руководство
6 кл
25.03.2018
Развитие критического мышления
Из перечисленных выше проблем могут возникнуть последствия, как скудность интеллекта, скованность мышления, бедность и блёклость состояния знаний, а значит, и умений и навыков. Такое искоренить трудно, но можно. Как? Я постоянно нахожу приёмы, которые помогают мне заинтересовать обучающихся. Научить ученика осмысливать и передавать информацию – вот главная моя задача, как учителя. Помогут решить указанные выше проблемы уроки, которые призваны: 1) развивать творческую активность учащихся; 2) развивать познавательный интерес; 3) формировать человека с активной жизненной позицией.
крит мышл на уроках биологии.doc
«Развитие критического мышления».  В своей педагогической практике я столкнулась с проблемами: 1) активность учащихся низкая; 2) учащиеся не умеют анализировать, оценивать информацию; 3) не могут грамотно построить ответ; 4) большинство детей механически запоминают информацию; 5) домашнее задание не выполняют.           Причинами выше перечисленных проблем являются:          1) сама личность. Это привычка   паразитировать, сформировавшаяся за годы  безделья, и неверие в свои силы, и страх перед неудовлетворительными оценками, и неподготовленность на данный момент;     2) родители перестали должным образом уделять внимание своим детям. Из  перечисленных  выше  проблем   могут  возникнуть   последствия, как скудность   интеллекта,   скованность   мышления,   бедность   и   блёклость состояния знаний, а значит, и умений и навыков. Такое искоренить трудно, но можно.   Как?   Я   постоянно   нахожу   приёмы,   которые   помогают   мне заинтересовать обучающихся.Научить   ученика   осмысливать   и   передавать информацию – вот главная моя задача, как учителя. Помогут решить указанные выше  проблемы уроки, которые призваны: 1) развивать творческую активность учащихся; 2) развивать познавательный интерес; 3) формировать человека с активной жизненной позицией. Что оцениваем, если говорить о навыках критического мышления? Можно выделить: 1) умение анализировать учебную проблему; 2) оценивать предлагаемые решения; 3) соотносить свое решение с возможными вариантами других учеников; 4) выбирать эффективные задачи и т.д.. Но не все навыки можно оценить с помощью оценки. Например, как оценить способность ученика отказаться от своего мнения в пользу мнения другого, умения конкретно выражать свои суждения, умение работать в группе.  Некоторые умения и навыки проверяются. Для этого есть традиционные методики. Например, тесты, в которых есть вопросы на воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез.       Критическое   мышление   –   подход   в   обучении,   который   развивает мыслительную деятельность ребёнка, развивает его творческий потенциал, чтобы   он   мог   применить   полученные   знания   в   жизни   и   легко   мог адаптироваться в окружающей среде.       Я   использую   на   своих   уроках   биологии   приёмы   формирования критического мышления. Вовлечённые в процесс критического мышления, они добывают знания, вместе выдвигают идеи, используют приобретённые знания и умения в жизни, учатся формулировать свои мнения и идеи.    На своих уроках я использую разные приёмы и их начинаю применять с пятого класса. Ведь учителя биологии сталкиваются с тем, что дети не справляются   с   программой   из­за   своего   неумения   читать.   Текст   – сообщение, информация. А задача читателя – понять смысл прочитанного. Когда ученик сталкивается с более сложным текстом, у него возникают трудности в обучении. Причины непонимания текста может быть разными: ­ незнание отдельных слов и выражений; ­ слово имеет несколько значений, нужно выяснить, в каком именно  значении употреблено это слово. Поэтому я даю детям следующие упражнения: Задание №1. Найти непонятные слова и выражения. Выяснить их значения. Задание №2. Найти слова в непривычном употреблении. Задание №3. Найти слова, употребляемые в переносном смысле.    Чтобы дети хорошо осмысливали текст, я даю им упражнения, которые направлены   на   установление   связей   между   тексом   и   смысловой целостностью: Задание №1. Придумайте заглавие к тексту (к абзацу), чтобы оно отражало его суть. Задание №2. Составьте план не словами, а рисунками, схемами, знаками.       В   этом   случаи   информация   осмысливается   глубже:   её   приходится переводить из речевой в образную.      Часто я даю и такое задание. Составьте вопросы к тексту: чей список вопросов будет самым длинным (кто отметит мелкие подробности текста). Многие   могут   просто   сказать,   что   работа   с   текстом   не   дело   учителя биологии. Но не жду, что кто­то придёт и научит моего ученика, ведь я испытываю   с   ним   трудности,   обучая   его   своему   предмету.   Значит,   я должна ему помочь.       Работая   с   текстом,   я   использую   приём   «Чтение   с   остановками».   Я разбиваю   текст   на   логические   куски.   Учащиеся   читают   его   и останавливаются   в   определенном   месте   (   по   усмотрению   учителя,   это может быть многоточие в середине предложения, конец абзаца). Затем я задаю   вопросы   о   дальнейшем   развитии   мысли   (Как   вы   считаете,  о   чём пойдёт   речь   в   тексте   дальше?).   Ученики   высказывают   свои   суждения, читают текст дальше и сопоставляют свои предложения с прочитанным.      Ученики с текстом на уроке могут работать и так. Во время чтения делать   карандашные   заметки   на   полях   («+»   ­   я   это   знал   до   прочтения текста, «V» ­это новая для меня информация, «?» ­ это мне непонятно), записывать в колонку ключевые слова, подтверждающие высказанные во время стадии вызова версии, а также слова, характеризующие новую для каждого ученика информацию.     Из выше сказанного можно сделать вывод, что обучающиеся не просто читают и ли слушают текст, а они преломляют его через призму своих целей и вопросов. В своей практике я использую приём «Знаю, хочу знать, узнал» (ЗХУ).    Учащиеся чертят в тетради таблицу. В ней три графы: 1­ знаю, 2 – хочу знать;   3­узнал.   Таблица   заполняется   по   ходу   урока.   В   начале   урока   в первую  графу учащиеся записывают то, что знают  на сегодня по данной проблеме. Затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотят получить ответ. В конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.    Часто на своих уроках биологии применяю приём «Ассоциации». Что я делаю: ­ пишу ключевое слово или словосочетание ; предлагаю учащимся написать слова, которые приходят на ум по выбран ной теме. У разных детей   бывает   записано   разное   количество   слов.   Я   прошу   обменяться идеями в парах, в группе. Это приводит к взаимному обучению учащихся. Этот приём помогает ученикам расширить свой словарный запас по той или   иной   теме,   а   также   развивает   коммуникативные     умения.   Ребята обмениваются своими идеями и таким образом взаимно обогащаются.   «Пятистишья»   ­      этот   приём   помогает   ученику   самостоятельно мыслить  и творить. Структура пятистишья следующая: 1) первая строка – одно слово, описывающее тему (существительное); 2) вторая строка – два слова, описывающие тему (два прилагательных); 3)   третья   строка   –   три   слова,   выражающее   действие   их   по   теме   (три глагола); 4) четвертая строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме; 5) пятая строка – одно слово (синоним слова из первой строки), которое подчеркивает   сущность   темы.   Каждый   ученик   тратит   5   минут,   чтобы написать пятистишье.  «Инсценировка» ­ этот приём заставляет ученика мыслить, помогает ему   раскрыться   в   ходе   работы,   учит   общению.   За   неделю   до   урока   я определяю тему. Каждый ученик сам себе выбирает роль, а значит, стиль изложения своих мыслей  на заданную тему. Затем они обсуждают свои наработки в группах. Такая работа развивает такие качества ребёнка, как: сотрудничество, ответственность, толератность, критическое мышление.   Урок   –   тренинг.  Это   урок   активной   мыслительной   и   речевой деятельности   учащихся,   форматом   организации   которого   является групповая работа (работа в четвёрках). Уроки   тренинги   могут   быть   использованы   как   при   изучении   нового материала+,   закрепление   пройденного.   Однако   особо   целесообразно   их использовать при обобщении и систематизации знаний учащихся.       Главным  действующим   лицом  на  уроке – тренинге  является  ученик. Знания, полученные учащимися на уроках,   выстраиваются в систему и становятся средством для доказательства выбора, происходит обобщение знаний и мощное развитие критического мышления.     Все   приёмы,   рассмотренные   мной   выше,   направлены   на   развитие   критичеческого мышления школьников на уроках биологии.      В настоящее  время моя работа  по развитию критического  мышления у учащихся продолжается, так как я увидела определённые результаты  своей работы: ­   возросла   мыслительная   возможность   учащихся,   появилась   гибкость   в мышлении; ­ возросла способность у обучающихся самостоятельно строить понятия и оперировать ими; ­ возросла способность передавать другим свою информацию, шлифовать её, понимать и принимать точку зрения другого человека; ­ дети стали лучше анализировать получаемую информацию; ­ повысилась мотивация учащихся к образовательному процессу.   Приёмы перечисленные выше нужно использовать по мере необходимости для   достижения   конкретных   целей.   А   общие   идеи:   приоритет   каждого суждения, не авторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт ­ это не может существовать отдельно и использоваться от случая к случаю.

Развитие критического мышления

Развитие критического мышления

Развитие критического мышления

Развитие критического мышления

Развитие критического мышления

Развитие критического мышления

Развитие критического мышления

Развитие критического мышления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018