Развитие критического мышления

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Из перечисленных выше проблем могут возникнуть последствия, как скудность интеллекта, скованность мышления, бедность и блёклость состояния знаний, а значит, и умений и навыков. Такое искоренить трудно, но можно. Как? Я постоянно нахожу приёмы, которые помогают мне заинтересовать обучающихся. Научить ученика осмысливать и передавать информацию – вот главная моя задача, как учителя. Помогут решить указанные выше проблемы уроки, которые призваны: 1) развивать творческую активность учащихся; 2) развивать познавательный интерес; 3) формировать человека с активной жизненной позицией.
Иконка файла материала крит мышл на уроках биологии.doc
«Развитие критического мышления».  В своей педагогической практике я столкнулась с проблемами: 1) активность учащихся низкая; 2) учащиеся не умеют анализировать, оценивать информацию; 3) не могут грамотно построить ответ; 4) большинство детей механически запоминают информацию; 5) домашнее задание не выполняют.           Причинами выше перечисленных проблем являются:          1) сама личность. Это привычка   паразитировать, сформировавшаяся за годы  безделья, и неверие в свои силы, и страх перед неудовлетворительными оценками, и неподготовленность на данный момент;     2) родители перестали должным образом уделять внимание своим детям. Из  перечисленных  выше  проблем   могут  возникнуть   последствия, как скудность   интеллекта,   скованность   мышления,   бедность   и   блёклость состояния знаний, а значит, и умений и навыков. Такое искоренить трудно, но можно.   Как?   Я   постоянно   нахожу   приёмы,   которые   помогают   мне заинтересовать обучающихся.Научить   ученика   осмысливать   и   передавать информацию – вот главная моя задача, как учителя. Помогут решить указанные выше  проблемы уроки, которые призваны: 1) развивать творческую активность учащихся; 2) развивать познавательный интерес; 3) формировать человека с активной жизненной позицией. Что оцениваем, если говорить о навыках критического мышления? Можно выделить: 1) умение анализировать учебную проблему; 2) оценивать предлагаемые решения; 3) соотносить свое решение с возможными вариантами других учеников; 4) выбирать эффективные задачи и т.д.. Но не все навыки можно оценить с помощью оценки. Например, как оценить способность ученика отказаться от своего мнения в пользу мнения другого, умения конкретно выражать свои суждения, умение работать в группе.  Некоторые умения и навыки проверяются. Для этого есть традиционные методики. Например, тесты, в которых есть вопросы на воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез.       Критическое   мышление   –   подход   в   обучении,   который   развивает мыслительную деятельность ребёнка, развивает его творческий потенциал, чтобы   он   мог   применить   полученные   знания   в   жизни   и   легко   мог адаптироваться в окружающей среде.       Я   использую   на   своих   уроках   биологии   приёмы   формирования критического мышления. Вовлечённые в процесс критического мышления,они добывают знания, вместе выдвигают идеи, используют приобретённые знания и умения в жизни, учатся формулировать свои мнения и идеи.    На своих уроках я использую разные приёмы и их начинаю применять с пятого класса. Ведь учителя биологии сталкиваются с тем, что дети не справляются   с   программой   из­за   своего   неумения   читать.   Текст   – сообщение, информация. А задача читателя – понять смысл прочитанного. Когда ученик сталкивается с более сложным текстом, у него возникают трудности в обучении. Причины непонимания текста может быть разными: ­ незнание отдельных слов и выражений; ­ слово имеет несколько значений, нужно выяснить, в каком именно  значении употреблено это слово. Поэтому я даю детям следующие упражнения: Задание №1. Найти непонятные слова и выражения. Выяснить их значения. Задание №2. Найти слова в непривычном употреблении. Задание №3. Найти слова, употребляемые в переносном смысле.    Чтобы дети хорошо осмысливали текст, я даю им упражнения, которые направлены   на   установление   связей   между   тексом   и   смысловой целостностью: Задание №1. Придумайте заглавие к тексту (к абзацу), чтобы оно отражало его суть. Задание №2. Составьте план не словами, а рисунками, схемами, знаками.       В   этом   случаи   информация   осмысливается   глубже:   её   приходится переводить из речевой в образную.      Часто я даю и такое задание. Составьте вопросы к тексту: чей список вопросов будет самым длинным (кто отметит мелкие подробности текста). Многие   могут   просто   сказать,   что   работа   с   текстом   не   дело   учителя биологии. Но не жду, что кто­то придёт и научит моего ученика, ведь я испытываю   с   ним   трудности,   обучая   его   своему   предмету.   Значит,   я должна ему помочь.       Работая   с   текстом,   я   использую   приём   «Чтение   с   остановками».   Я разбиваю   текст   на   логические   куски.   Учащиеся   читают   его   и останавливаются   в   определенном   месте   (   по   усмотрению   учителя,   это может быть многоточие в середине предложения, конец абзаца). Затем я задаю   вопросы   о   дальнейшем   развитии   мысли   (Как   вы   считаете,  о   чём пойдёт   речь   в   тексте   дальше?).   Ученики   высказывают   свои   суждения, читают текст дальше и сопоставляют свои предложения с прочитанным.      Ученики с текстом на уроке могут работать и так. Во время чтения делать   карандашные   заметки   на   полях   («+»   ­   я   это   знал   до   прочтения текста, «V» ­это новая для меня информация, «?» ­ это мне непонятно),записывать в колонку ключевые слова, подтверждающие высказанные во время стадии вызова версии, а также слова, характеризующие новую для каждого ученика информацию.     Из выше сказанного можно сделать вывод, что обучающиеся не просто читают и ли слушают текст, а они преломляют его через призму своих целей и вопросов. В своей практике я использую приём «Знаю, хочу знать, узнал» (ЗХУ).    Учащиеся чертят в тетради таблицу. В ней три графы: 1­ знаю, 2 – хочу знать;   3­узнал.   Таблица   заполняется   по   ходу   урока.   В   начале   урока   в первую  графу учащиеся записывают то, что знают  на сегодня по данной проблеме. Затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотят получить ответ. В конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.    Часто на своих уроках биологии применяю приём «Ассоциации». Что я делаю: ­ пишу ключевое слово или словосочетание ; предлагаю учащимся написать слова, которые приходят на ум по выбран ной теме. У разных детей   бывает   записано   разное   количество   слов.   Я   прошу   обменяться идеями в парах, в группе. Это приводит к взаимному обучению учащихся. Этот приём помогает ученикам расширить свой словарный запас по той или   иной   теме,   а   также   развивает   коммуникативные     умения.   Ребята обмениваются своими идеями и таким образом взаимно обогащаются.   «Пятистишья»   ­      этот   приём   помогает   ученику   самостоятельно мыслить  и творить. Структура пятистишья следующая: 1) первая строка – одно слово, описывающее тему (существительное); 2) вторая строка – два слова, описывающие тему (два прилагательных); 3)   третья   строка   –   три   слова,   выражающее   действие   их   по   теме   (три глагола); 4) четвертая строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме; 5) пятая строка – одно слово (синоним слова из первой строки), которое подчеркивает   сущность   темы.   Каждый   ученик   тратит   5   минут,   чтобы написать пятистишье.  «Инсценировка» ­ этот приём заставляет ученика мыслить, помогает ему   раскрыться   в   ходе   работы,   учит   общению.   За   неделю   до   урока   я определяю тему. Каждый ученик сам себе выбирает роль, а значит, стиль изложения своих мыслей  на заданную тему. Затем они обсуждают свои наработки в группах. Такая работа развивает такие качества ребёнка, как: сотрудничество, ответственность, толератность, критическое мышление.   Урок   –   тренинг.  Это   урок   активной   мыслительной   и   речевой деятельности   учащихся,   форматом   организации   которого   является групповая работа (работа в четвёрках).Уроки   тренинги   могут   быть   использованы   как   при   изучении   нового материала+,   закрепление   пройденного.   Однако   особо   целесообразно   их использовать при обобщении и систематизации знаний учащихся.       Главным  действующим   лицом  на  уроке – тренинге  является  ученик. Знания, полученные учащимися на уроках,   выстраиваются в систему и становятся средством для доказательства выбора, происходит обобщение знаний и мощное развитие критического мышления.     Все   приёмы,   рассмотренные   мной   выше,   направлены   на   развитие   критичеческого мышления школьников на уроках биологии.      В настоящее  время моя работа  по развитию критического  мышления у учащихся продолжается, так как я увидела определённые результаты  своей работы: ­   возросла   мыслительная   возможность   учащихся,   появилась   гибкость   в мышлении; ­ возросла способность у обучающихся самостоятельно строить понятия и оперировать ими; ­ возросла способность передавать другим свою информацию, шлифовать её, понимать и принимать точку зрения другого человека; ­ дети стали лучше анализировать получаемую информацию; ­ повысилась мотивация учащихся к образовательному процессу.   Приёмы перечисленные выше нужно использовать по мере необходимости для   достижения   конкретных   целей.   А   общие   идеи:   приоритет   каждого суждения, не авторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт ­ это не может существовать отдельно и использоваться от случая к случаю.