Уроки разработаны на основе Технологии развития критического мышления. Основа технологии – трёхфазная структура урока (вызов, осмысление, рефлексия).
Суть первой стадии – пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации. Сначала каждый ученик вспоминает все, что знает по проблеме, затем происходит обмен информацией. Ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.В результате обсуждения формулируется цель урока. На второй стадии – осмыслении, ученики решают задачи, помогающие им: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. Эта стадия предусматривает активную работу со схемами, с текстом. Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Применение описанной выше технологической модели соответствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных способностей.
Развитие критического мышления 7–8-е классы.doc
"Развитие критического мышления". 7–8е классы
Уроки разработаны на основе Технологии развития критического мышления. Основа технологии – трёхфазная структура
урока (вызов, осмысление, рефлексия).
Суть первой стадии – пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации. Сначала каждый ученик
вспоминает все, что знает по проблеме, затем происходит обмен информацией. Ученики должны выяснить, в чем совпали
имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.В результате обсуждения формулируется цель урока. На
второй стадии – осмыслении, ученики решают задачи, помогающие им: получить новую информацию; осмыслить ее;
соотнести с уже имеющимися знаниями. Эта стадия предусматривает активную работу со схемами, с текстом. Третья
стадия – рефлексия. Здесь основным является: обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся
собственного отношения к изучаемому материалу.
Применение описанной выше технологической модели соответствует реализации личностноориентированного подхода в
обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников,
развития их индивидуальных способностей.
Список литературы:
1. Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011.
2. С.И. ЗаирБек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
Тип урока: Введение в курс.
Цели урока:
1. Воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности.
2. Содействие становлению социального поведения, формированию способности к личному самоопределению
3. Формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём.
4. Овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию, анализировать полученные данные
5. Освоение учащимися способов познавательной и коммуникативной деятельности, необходимых для участия в
жизни гражданского общества и правового государства.
6. Формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции
в общественной жизни; для осуществления гражданской деятельности, развития межличностных отношений; для
соотнесения собственного поведения с нравственными ценностями и нормами поведения.
Задачи:
Образовательные:
формирование и углубление представлений о уникальности каждого человека, о единстве в нём биологического и
социального;
определение факторов, влияющих на становление личности в обществе;
Развивающие:
развитие навыков анализа и мотивация к самостоятельному анализу социальной информации;
обучение навыкам выявления причинноследственных связей;
мотивация к самостоятельному выявлению проблем и поиску способов их решения;
обучение способам получения и анализа новейшей информации.
развитие навыков критического чтения, осмысления и анализа;
формирование навыков внесения конструктивных предложений;
Воспитательные:
развивать умение формулировать собственную позицию по жизненно важным проблемам
создавать условия для личностной рефлексии
Содержательные элементы: Человек, индивид, индивидуальность, личность. Биосоциальная сущность человека. Этапы
социализации. Поиск смысла жизни. Человек и общество. Правовой статус человека. Науки, изучающие человека и
общество.
Результаты:
Личностные:
1. Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни.
2.
Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны
3. Ценностные ориентиры, основанные на уважении к правам и свободам человека как высшей ценности
Предметные:
1. Относительно целостное представление об обществе
2.
Знание базовых понятий школьного курса «Обществознания»
3.
Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей
в пределах своей дееспособности
4. Умение находить нужную социальную информацию в различных источниках, преобразовывать в соответствии с
решаемой задачей, давать оценку процессам, происходящим в обществе
5. Приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.
6. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии,
аргументировать собственную точку зрения.
Метапредметные:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность
2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций
3. Овладение различными видами публичных выступлений и следование этическим нормам
4. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности
Используемые интерактивные технологии, методические приемы:
«Мозговой штурм»
1.
2. Составление кластера
3. Составление сравнительной таблицы
4. Беседа «Ваши предположения»
5. Синквейн, ПОПСформула
Кластер. Последовательность действий проста и логична: написать ключевое слово или предложение, которое является
«сердцем» идеи, темы, записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы,
по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою
очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая
графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.
Приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие) помогает высказывать аргументированную точку зрения,
как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её
словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста:
«Я могу это подтвердить…», делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому
высказыванию, но может его в чёмто повторить. Синквейн стихотворение, состоящее из пяти строк. Лаконичность
формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких
выражениях. Оснащение урока:
УМК под редакцией Боголюбова Л.Н.;
Компьютер, презентационное оборудование, компьютерная презентация.
Вводный урок. Обществознание. 7 класс.
Этап урока
Действия учителя
Действия ученика
Приём
Стадия
вызова
Формулирование проблемы: «Что меняется в
жизни человека, при достижении возраста 14
лет?»
Мозговой штурм,
составление
кластера
Стадия
осмысления
Работа над понятиями: паспорт, гражданин,
государство, право и дееспособность, права и
обязанности.
Определение
понятий
беседа
Врем
я
57
минут
30
минут
Вспомните, какие вопросы мы обсуждали в 6
классе?
Участие в беседе
беседа
Как вы думаете, что может быть включено в
программу 7 класса?
Давайте сопоставим ваши предположения и
содержание оглавления учебника 7 класса
Какие рубрики учебника и чем именно помогали
нам учиться? (Вспомни. Обсудим вместе.
Поэтическое слово. Жил на свете человек.
Путешествие в прошлое. Проверь себя. В классе
и дома. Словарь. Заключение)
Какие новые рубрики появились в учебнике 7
класса? Почему?
*
*
*
*
предположение
беседа
составление
кластера
беседа
Что может вам помочь, кроме учебника,
разобраться в курсе обществознания?
дополнить кластер составление
кластера
В 7 кл. вы продолжите изучать не только курс
обществознания, но и курс истории. Сравните.
Участие в беседе,
заполнение
таблицы
Составление
сравнительной
таблицы
Стадия
рефлексии
Составление синквейна (напомнить правила)Как
вы думаете, где могут пригодиться ваши знания?
Обществознание –
это…
синквейн
Домашнее
задание
Чтение вводной
статьи учебника
57
минут
Вводный урок. Быть личностью. Обществознание. 8 класс. Этап урока
Действия учителя
Действия ученика
Приём
Анализ текста, ответы на вопросы ПОПСформула
Врем
я
710
минут
Стадия вызова
Изложение притчи о
баснописце Эзопе и
рабовладельце Ксанфе,
формулирование вопросов
Стадияосмысления Давайте попытаемся
ответить на вопросы.
Кто я?
Какой я?
Зачем я?
Почему я такой?
Как вы думаете, на каком
этапе жизни человек
начинает задумываться над
подобными вопросами?
Выделяют три этапа
становления человека:
адаптация,
индивидуализация,
интеграция. Предположите,
что подразумевают эти
стадии?
Стадия рефлексии Проанализируйте текст. Мы
начали урок с притчи об
Эзоп и Ксанфе и завершаем
высказыванием И. Канта. А
теперь дайте свой вариант
ответа. Личность это
Участие в беседе, составление
кластера; ранжирование факторов,
влияющие на становление
личности, составление диаграммы,
сопоставление результатов с
данными в рабочей тетради (тема
1, задание 5, стр. 6)
Кластер «Простые
вопросы»;
составление
диаграммы
2530
минут
Участие в беседе, заполнение
таблицы в рабочей тетради (тема
1, задание 4, стр. 6);
работа с текстом учебника
Сравнительная
таблица
Предположения.
Анализ текста, ответы на
вопросы.Составление синквейна.
ПОПСформула
синквейн
710
минут
Домашнее задание
Прочитать параграф 1, ответить
на вопросы. Рабочая тетрадь .
"Развитие критического мышления". 7–8-е классы
"Развитие критического мышления". 7–8-е классы
"Развитие критического мышления". 7–8-е классы
"Развитие критического мышления". 7–8-е классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.