Развитие критического мышления на уроках литературы
Оценка 4.7

Развитие критического мышления на уроках литературы

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
классное руководство
5 кл—6 кл
25.03.2018
Развитие критического мышления на уроках литературы
На уроках литературы обучающийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Данные задачи позволяет решить технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Развитие критического мышления важно для человека в современном мире, так новый век требует творческой деятельности. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
крит мышл на ур литер 5-6 кл.doc
«Развитие критического мышления на уроках литературы в 5­6 классах» I. Введение. Актуальность темы, обоснование его необходимости и новизны. Освоение   ФГОС   ставит   задачу   по   формированию   «целостной   системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной   ответственности   обучающихся,   то   есть   ключевых   компетенций,   определяющих современное   качество   содержания   образования».   [12,   с.15]   Современный   школьник должен   получить   не   только   знания,   но   и   умение   применить   их   на   практике, ориентироваться в нестандартных условиях.    На уроках литературы обучающийся должен уметь   работать   с   текстом,   а   для   этого   необходимы   творческий   подход   к   решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию.   Данные задачи позволяет  решить  технология  развития  критического  мышления   через  чтение  и  письмо (РКМЧП),   которая   позволяет   создать   на   уроке   атмосферу   партнерства,   совместного поиска   и   творческого   решения   проблем.   Развитие   критического   мышления   важно   для человека   в   современном   мире,   так   новый   век   требует   творческой   деятельности.  Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной  деятельности. Развитие критического мышления через чтение и письмо без преувеличения можно назвать   одной   из   центральных   проблем   современной   школы.   Ее  актуальность обусловлена   обновлением   содержания   обучения   постановкой   задач   формирования   у школьников приемов самостоятельной работы и осознанного подхода к учебному процессу. Кроме   того,   развитие   критического   мышления   учащихся   способствует   формированию мировоззрения личности учащегося, интенсификации учебно­воспитательного процесса и как   следствие   формированию   личности,   соответствующей   требованиям   современного общества.                   В  нашем образовательном учреждении БОУ ВО «ООШ «Созвучие» единая методическая тема на 2013­2014 уч.год – «Повышение качества образования на основе внедрения ценностно­ориентированных технологий». В рамках этого направления внедрение   технологии   развития   критического   мышления   помогает   реализовать поставленные перед учебным заведением цели и дает хорошие результаты.  Цель данной работы  ­   обобщить   и   проанализировать   имеющиеся   наработки   по использованию приемов ТРКМЧП; выявить педагогические и психологические  условия, способствующие развитию критического мышления. Задачи:  1) проанализировать, систематизировать и обобщить подходы к пониманию  критического мышления;  2)  определить и систематизировать теоретические положения об особенностях  деятельности учителя литературы по развитию критического мышления;  3) расширить представление о возможностях развития критического мышления учащихся в  процессе преподавания литературы;   4) предложить методические рекомендации по развитию критического учащихся (на  примере урока литературы в 5 кл. по сказке Г.Х.Андерсена «Соловей»). В данной работе рассматривается технология «развития критического мышления»: ее цели, задачи, методы и приемы, а также принципы организации урока с применением 1 технологии   «развития   критического   мышления».   Кроме   того,   представлен   опыт проведения урока в рамках технологии РКМ. В   реферате   рассматриваются   особенности   применения   технологии   развития критического мышления на уроках литературы. Привлекательность данной технологии в возможности   развивать   критическое   мышление   через   чтение   и   письмо,   через   развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников, но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.  II. Основная часть.  2.1. Теоретическое осмысление технологии развития критического мышления. Современный   этап   педагогической   практики   характеризуется   переходом   от информационно­объяснительной   техники   обучения   к   деятельностно­развивающей, формирующей   широкий   спектр   личностных   качеств   ребёнка.   Среди   деятельностно­ развивающих   технологий   обучения   выделяют   технологию   критического   мышления   как одну из наиболее перспективных, характерной особенностью которой является перевод учебного   процесса   на   субъект   –   субъектную   основу,   реальная   индивидуализация   и дифференциация учебного процесса. Степень изученности проблемы.  В основу технологии РКМ положены идеи и положения теории Жана Пиаже об этапах умственного развития ребёнка; Льва Семёновича Выготского   о   зоне   ближайшего   развития   и   о   неразрывной   связи   обучения   и   общего развития   ребёнка;   Карла   Поппера   и   Р.Пола   об   основах   формирования   и   развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли  «переложить»  положения  данных теорий на язык практики,  причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и   критерии   оценки   результата.   Именно   поэтому   их   разработками   может   пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.5 Американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит разработали структуру   технологии   развития   критического   мышления,   состоящую   из   трех   стадий: вызова,   осмысления   содержания   и   рефлексии,   а   также   методические   приёмы (перепутанные   логические   цепочки,   маркировка   восприятия   текста   с   использованием значков   «V»,   «+»,   «­»,   «?»,   заполнение   кластеров,   таблиц).   Вслед   за   американскими коллегами   российские   педагоги   и   исследователи   С.И.Заир­Бек   и   И.В.Муштавинская представили   образовательную   технологию   развития   критического   мышления   в   виде следующих этапов: 1) вызов, 2) осмысление содержания, 3) рефлексия. Под критическим мышлением американские авторы понимают проявление детской любознательности,   выработку   собственной   точки   зрения   по   определенному   вопросу, способность   отстоять   ее   логическими   доводами,   использование   исследовательских методов. О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, В.М. Синельников, С.И. Векслер. В основу моей деятельности легли прежде всего работы по развитию критического мышления, с которыми я познакомилась в журналах “Русский язык” + …  «Развитие критического мышления» как общепедагогическая технология. 2 Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин).6 Технология   «Развитие  критического   мышления»  разработана в  конце  XX века  в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий   коллективных   и   групповых   способов   обучения,   а   также   сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. «Технология РКМЧП   представляет   собой   целостную   систему,   формирующую   навыки   работы   с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого   информационного   пространства,   развитие   качеств   гражданина   открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие» [6, 34]. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Критическое   мышление   –   это   «один   из   видов   интеллектуальной   деятельности человека,   который   характеризуется   высоким   уровнем   восприятия,   понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю» [8, 57]. Как   же   можно   определить   критическое   мышление?   Д.   Клустер   предлагает   пять пунктов, определяющих данное понятие. Во­первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Во­вторых,   информация   является   отправным,   а   отнюдь   не   конечным   пунктом критического   мышления.   В   своей   познавательной   деятельности   ученики   и   учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря   критическому   мышлению   традиционный   процесс   познания   обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. В­третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. В­четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. В­пятых,   критическое   мышление   есть   мышление   социальное.   Всякая   мысль проверяется   и   оттачивается,   когда   ею   делятся   с   другими.   Когда   мы   спорим,   читаем, обсуждаем,   возражаем   и   обмениваемся   мнениями   с   другими   людьми,   мы   уточняем   и углубляем   свою   собственную   позицию.   Поэтому   педагоги,   работающие   в   русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды   парной   и   групповой   работы,   включая   проведение   дебатов   и   дискуссий,   а   также различные виды публикаций письменных работ учащихся. научность (базируется на деятельном подходе); оптимальность (личностный, системный контактный подходы);  воспроизводимость процесса обучения и его результатов; эффективность; качественную и количественную оценку результатов обучения; перевод учебного процесса на субъект – субъектную основу;  программирование деятельности учителя и ученика. Как совершенная педагогическая технология, ТРКМЧП имеет всё её признаки:         Путем   введения   в   обучение   элементов   технологии   критического   мышления   на уроках литературы идет большая организация самостоятельной деятельности учащихся. Развивается творческий потенциал ребёнка и увеличивается активность.  Технология критического мышления характеризуется тем, что предполагает:   четкое   определение   целей   обучения,   а   его   содержание   представлено   в объёме, достаточном для достижения этих целей;  учет потребностей обучаемых; 3  организацию   процесса   обучения   в   соответствии   с   подготовленностью обучаемых;   возможность выбора той или иной программы обучения; применение различных форм и методов обучения, подчинённых общей цели учебного предмета (возможность работать в парах, группах, общаться с товарищами),   литературы;  целенаправленное   формирование   и   развитие   предметов   русского   языка   и   использование дидактических и целесообразных средств обучения; ориентацию   учащихся   на   усвоение   не   только   учебного   содержания,   но   и приёмов учебной деятельности;  коррекцию знаний учащихся после проверки успешности реализации частных и интегрированных целей обучения; Сущность   технологии   развития   критического   мышления   состоит   в   том,   что учащиеся   самостоятельно   добывают   знания,   используя   разнообразные   формы   работы   и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо. Учитель   же   управляет   деятельностью   обучаемых,   а   так   же   мотивирует   их деятельность. Появилась   большая   заинтересованность   учащихся   в   предмете.   Повышается активность на уроке, даже  самые  слабоуспевающие  и безразличные к учебе школьники стали проявлять заинтересованность в собственных достижениях, добиваться успеха.  Следует отметить и проблемы, связанные с внедрением данной технологии:  1. 2. 3. От учителя требуется прежде всего нестандартный подход к каждому уроку. Времени на подготовку каждого урока тратится очень много. Имеют   место   материальные   (приобретение   бумаги, ксерокопирование, сканирование и т.д.), поскольку для каждого ученика почти на каждом уроке   необходимо   подготовить   пакет   с   текстами,   групповыми   и   индивидуальными заданиями. затраты   Не хватает дополнительной литературы для учащихся. 4. Урок по технологии критического мышления композиционно предполагает 3 этапа: вызов, осмысление содержания, рефлексию.  Если   посмотреть   на   3   стадии   занятия,   то   с   точки   зрения   традиционного   урока, совершенно очевидно, что они есть на каждом обычном уроке, а именно – сначала идет введение в проблему, потом следует изучение нового материала и, наконец, закрепление материала. В   чем   же   различие?   Элементы   новизны   содержатся   в   методических   приемах, которые ориентируют на создание условий развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много, но объединяет их ещё и то, что все они направлены, в конечном счете, на развитие речи.  Приёмы технологии «Развития критического мышления». Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они   думают   и   вспоминают,   делятся   рассуждениями   друг   с   другом,   читают,   пишут, обсуждают прочитанное.  Рассмотренные   далее   приемы   отражают   лишь   небольшую   часть   имеющихся методических   разработок   в   этой   области.   Они   помогают   учащимся   стать   более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе.  4 Название приема 1) ИНСЕРТ   Мозговая 2) атака 3)   Групповая дискуссия 4)   Чтение   с остановками и вопросы Блума   Сущность  звуковой   аналог   условного   английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная записи   для эффективного   чтения   и   размышления.   Прием осуществляется в несколько этапов. система     I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: V   «галочкой»   помечается   то,   что   уже известно учащимся; ­   знаком   «минус»   помечается   то,   что противоречит их представлению; +   знаком   «плюс»   помечается   то,   что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что­то неясно, возникло желание узнать больше. II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. III   этап:   Учащимся   предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу. IV   этап:   Последовательное   обсуждение каждой графы таблицы. 1   э   т   а   п:   Учащимся   предлагается подумать   и   записать   все,   что   они   знают   или думают, что знают, по данной теме; 2 э т а п: Обмен информацией. Возможна   индивидуальная,   парная   и групповая   формы   работы.   Парная   мозговая атака   очень   помогает   учащимся,   для   которых сложно   высказать   свое   мнение   перед   большой аудиторией.   Обменявшись   мнением   с товарищем,   такой   ученик   легче   выходит   на контакт со всей группой.  Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Значение Развитие аналитического мышления, является   средством   отслеживания понимания материала. Активизация имеющихся   знаний   на стадии   «вызова»   при работе с   фактологическим материалом. Форма   групповой дискуссии   способствует развитию   диалогичности общения,   становлению самостоятельности мышления. Прием   организации   чтения   с Пошаговый   анализ использованием разных типов вопросов. текста.  Подготовительная работа: 1. чтения. Учитель   выбирает   текст   для 2. Текст заранее  делится  на смысловые 5 5) Кластеры 6) Синквейн. части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д. 3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся   различных   мыслительных   навыков Учитель   дает   инструкцию   и   организовывает процесс   чтения   с   остановками,   внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. Это   способ   графической   организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные   процессы,   которые   происходят при   погружении   в   ту   или   иную   тему   (схемы, таблицы, линии времени, фишбоун, рисунки). Последовательность действий: 1.   Посередине   чистого   листа   (классной доски)   написать   ключевое   слово   или предложение,   которое   является   «сердцем» идеи, темы. Способ   мотивации мыслительной деятельности до изучения темы   или   формой систематизации информации   по   итогам прохождения материала. 2.   Вокруг   «накидать»   слова   или предложения,   факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)   выражающие   идеи, 3.   По   мере   записи,   появившиеся   слова соединяются   прямыми   линиями   с   ключевым понятием.   У   каждого   из   «спутников»   в   свою очередь   тоже   появляются   «спутники», устанавливаются новые логические связи. Происходит   от   французского   слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.  Правила написания синквейна: 1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная   ОДНИМ   словом,   обычно   именем существительным); 2.   (вторая   строка   –   описание   темы   в ДВУХ словах, как правило,  именами прилагательными); 3. (третья строка – описание действия в рамках   этой   темы   ТРЕМЯ   словами,   обычно глаголами); Используется   как способ синтеза материала. Лаконичность   формы развивает   способность резюмировать информацию,   излагать мысль   в   нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. 4.   (четвертая   строка   –   фраза   из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме); 5.   (пятая   строка   –   ОДНО   слово   – синоним к первому, на эмоционально­образном или уровне повторяющее суть темы).   философско­обобщенном   7) «Продвинута Особая   организация   лекции   с применением активной учебной модели вызов – Учитель видоизменяет 6 традиционную   форму лекции, чтобы стимулировать   учащихся к активному слушанию и критическому мышлению. Прием   позволяет активизировать, приводить в действие все полученные   ранее   знания ребят. Приём   позволяет знания каждого     проверить буквально ученика.  Возможность   содержание увязать текста   со   своим   личным опытом. Развитие внимания и логического мышления.  я лекция». осмысление – рефлексия.  Прием 8) “Корзина идей, понятий, имен ” 9)   Составление маркировочно й таблицы Прим   10) “бортовой журнал” 11) Перепутанные логические цепочки. Каждый ученик вспоминает и записывает в   тетради   всё,   что   знает   по   той   или   иной проблеме (1­2 минуты), потом идет обсуждение этой   проблемы   в   паре   (2­3минуты),   а   дальше “все   знания   по   порядку   складываются   в “корзину”,  причем,   действительно   все:   и правильные, и неправильные. Одна из форм контроля эффективности чтения   с   пометками.   В   таблице   три   колонки “знаю”,   “хочу   узнать поподробнее”.   В   каждую   колонку   необходимо разнести необходимую информацию.   “узнал   новое”, Обе колонки таблицы ведутся учеником индивидуально,   и   только   потом   идёт   обмен мнениями   в   парах,   и   над   “двухчастным дневником”.   термины». В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые   Дополнительным моментом   является   расположение   на   доске ключевых   слов   в   специально   «перепутанной» логической   последовательности.   После знакомства с  текстом, на стадии  «рефлексии» учащимся   восстановить нарушенную последовательность. предлагается   В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются   5­6   событий   из   текста   (как правило,   историко­хронологического   или естественно­научного). Демонстрируются перед классом   нарушенной последовательности.   Учащимся   предлагается восстановить порядок хронологической   или   причинно­следственной цепи. правильный заведомо в         12) Таблица «З­ Х­У»   («Знаю   – Хочу   знать   – Узнал») 1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же   в   процессе   обсуждения   прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто». Один   из   способов графической   организации и логико­смыслового структурирования материала.   13) Технология   применения:   Два   ученика Развитие 7 Взаимоопрос. 14)   Прием «Письмо   по кругу»   Прием 15) «Напиши письмо»   Прием 16) «Нарисуй счастье»  Приемы и 17) устной   письменной рефлексии читают   текст,   останавливаясь   после   каждого абзаца,   и   задают   друг   другу   вопросы   разного уровня по содержанию прочитанного. Предполагает групповую форму работы. Детям   нужно   не   только   поразмышлять   на заданную тему, но  и согласовать свое мнение с членами   группы.   У   каждого   члена   группы   – тетрадь,   ручка,   каждый   записывает   несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь   соседу,   который   должен   продолжить его   размышления,   тетради   предаются   до   тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину. Например, после изучения произведения написать   письмо   от   имени   какого­либо персонажа.  коммуникативных навыков. Развитие творческого воображения, мышления. Развитие творческого воображения,   мышления, развитие письменной речи.   Можно   дать   задание   нарисовать   месть, добро,   зло.   (   Например,   задание:   «Нарисуйте понятие  СЧАСТЬЕ  после   изучения   русских народных сказок»).  Этот   прием   дает возможность   выразить внутренний   мир   через зрительный образ.    Варианты вопросов в конце урока или в конце изученной темы:  1. Что   на   уроке   показалось   вам интересным?   Необычным?   Что   вызвало затруднения? Какие   предположения подтвердились? 2. 3. Над   чем   стоит   поразмышлять   в дальнейшем? 4. 5. Самая плохая новость, что… Я понял…   Устная   рефлексия публично и свое учит формулировать обозначать отношение к объекту.     Письменная     позволит рефлексия ученикам остаться наедине   со   своими мыслями, учит внутреннему диалогу.   Приемов   ТРКМЧП   очень   много,   это   многообразие   помогает   делать   уроки насыщенными,   разными,   непохожими,   а   работу   обучающихся   деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение. Организация урока с применением технологии РКМ. Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии. Исследователи   утверждают,   что   такая   структура   урока   соответствует   этапам человеческого  восприятия:   сначала   надо настроиться,  вспомнить,  что тебе  известно по этой теме, затем познакомиться  с новой информацией,  потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применить. Этапы урока. 8 Этапы урока Цели этапа Возможные приёмы и методы Цели приёмов и методов 1.Вызов Активизация каждого  ученика; Актуализация знаний; Развитие связанной  речи; Развитие логического  мышления. Анализ заголовка по особым  вопросам; Подобрать определение  заголовку; Рассказ­предположение. Активизация каждого  ученика; Расширение словарного  запаса, умения давать  характеристику; Развитие мышления, устной  и письменной речи.  Составление списка  "известной информации",  рассказ ­ предположение по  ключевым словам;  ­ систематизация материала (графическая): кластеры,  таблицы;  ­ верные и неверные  утверждения;  ­ перепутанные логические  цепочки и т.д. 2.Осмысление Организация активного   восприятия текста;   Направление усилий   на   степень понимания текста   двухчастного Чтение с остановками; Заполнение дневника; Постановка   вопросов   раз Методы   активного   чтения:   ­ маркировка с использованием значков   "v",   "+",   "­",   "?"   (по мере чтения ставятся на полях справа);   ­   ведение   различных   записей типа   двойных   дневников, бортовых   ­   на поставленные   в   первой   части урока вопросы и т.д.ного типа.   журналов;   поиск   ответов Открытый финал. 3.Рефлексия   и Обобщение систематизация приобретённого читательского опыта; Обобщение   на   уровне личностных впечатлений     сочинения­ Написание синквейна; Написание размышления.   Заполнение   кластеров, ­ установление таблиц, причинно­следственных   связей между   блоками  информации;   ­ возврат к ключевым словам, и верным неверным утверждениям;   ­   ответы   на   поставленные вопросы;         активного Организация чтения; Отслеживание уровня понимания текста; Развитие образного мышления.   Развитие   умения   выделять главное; Обобщение   на   уровне личностных впечатлений. Превращает   информации, изучаемой   на   уроке,   в собственное знание 9 столов; ­   организация   устных   и письменных   ­ организация различных видов дискуссий;   ­   написание   творческих   работ (пятистишия   ­   синквейны, эссе);   ­   исследования   по   отдельным вопросам темы и т.д.  Этапы урока и направления деятельности учителя и учащихся.  I. Стадия вызова . Деятельность учителя  Вызов   уже   имеющихся   знаний   по активизация изучаемому учащихся,   мотивация   для   дальнейшей работы.  вопросу,     II. Стадия осмысления. Деятельность учителя     Сохранение интереса к теме при непосредственной   работе   с   новой информацией,   постепенное   продвижение от знания "старого" к «новому». III. Стадия рефлексии  Деятельность учителя  Задача учителя ­ вернуть учащихся к первоначальным записям ­ предположениям, внести изменения, дополнения, Деятельность учащихся    Ученик   "вспоминает",   что   ему известно   по   изучаемому   вопросу   (делает предположения), систематизирует информацию   до   ее   изучения,   задает вопросы, на которые хотел  бы получить ответ.   Деятельность учащихся  Ученик   читает   (слушает)   текст,   методы используя   предложенные развития критического мышления.  Форма организации деятельности – групповая   (активный   поиск   знаний   через сотрудничество   и   взаимодействие   в группе).  Деятельность учащихся  Учащиеся   соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.    Таким   образом,   технология   развития   критического   мышления   предлагает определенные  методы,  приемы  и стратегии,  объединяющие  процесс  обучения  по видам учебной   деятельности   в   пошаговой   реализации   каждой   стадии   занятия.   технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии. Особенности преподавания литературы в 5 и 6 классах. Рассмотрим   особенности   процесса   преподавания   литературы   в   5   и   6   классах,   с точки зрения целесообразности использования в нем элементов технология РКМ. 10 Как отмечают методисты, основная особенность процесса изучения литературы в 5 и   6   классах   состоит   в   постепенном   переходе   от   литературного   чтения   к   постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования   в   начальной   и   средней   школе.   Учащиеся   читают   приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу,  произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах.   Основные   учебные   цели:   1)   формирование   личностного   отношения   к прочитанному; 2) осмысление  литературы как словесного  вида  искусства  на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы. На первом этапе изучения литературы в основной школе (5­6 классы) формируется потребность   в   систематическом   чтении   и   анализе   художественных   произведений, развивается   эмоциональная   сфера   школьников.   Одна   из   важнейших   задач   –   включение учащихся в творческую деятельность, увеличение  доли их самостоятельности. На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова,   умения   осознанного   чтения,   способности   общения   с   художественным   миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико­литературные понятия, изучаемые в 5­6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Особенности   преподавания   литературы   в   5­6   классах,   требующие   именно применения технологии РКМ: ­ потребность в систематическом чтении и анализе художественных произведений; ­ увеличение доли самостоятельности пятиклассников; ­ задача учителя – развить речь учащихся (технология РКМ как раз и направлена на развитие   речи   учащихся,   умение   вести   беседу,   вступать   в   дискуссии,   отстаивать   свою точку зрения). Самые важные направления в преподавании литературы в 5 классе: работа с теоретическими понятиями, анализ текста, развитие творческих способностей. К одной и той же задаче можно подходить по­разному, в зависимости от знаний в данной   области,   особенностей   своего   характера.   Мыслящий   человек   ­   это   интересный человек, человек, самостоятельно добивающийся жизненной цели, удачно и твердо идущий по жизни! Можно говорить об успешной адаптации молодого человека в обществе, ведь у него всегда будет свое мнение, убедительная аргументация своей позиции! Таким образом, апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках   русского   языка   и   литературы,   я   могу   сказать,   что   она   позволяет   достигнуть качественно   нового   уровня   знаний,   а   именно,   позволяет   увеличить   объем   и   качество речевой   деятельности   обучающихся.   Использование   технологии   развития   критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат.  11 2.2. Личный практический опыт по изучаемой проблеме.  Конспект урока литературы в 5 классе.  В ходе апробации технологии развития критического была разработана система  уроков в 5 классе. Один из них по сказке Андерсена «Соловей».  В 5 классе на изучение сказки Андерсена «Соловей» отводится два часа. Данному  уроку предшествовало занятие по теме: «Г.К.Андерсена «Соловей»: комментированное  чтение сказки». На этом уроке были рассмотрены следующие аспекты: биографический  очерк о писателе, введение в художественный мир сказки Андерсена, комментированное  чтение сказки с применением приемов развития критического мышления (чтение с  остановками, инсерт – особая система маркировки текста, создание маркировочной  таблицы с графами «знаю», «хочу узнать», «узнал новое», работа в малых группах –  взаимоопрос, рефлексия собственной деятельности по первичному восприятию  текста.  Тема: «Сказка Г.К.Андерсена «Соловей»: понятие об истинном  искусстве».  Тип рока – урок­обобщение (в рамках технологии развития критического  мышления).  Цели урока:  1) образовательная – сформировать понятие об истинном искусстве на примере  сказки Андерсена «Соловей», выявить основную идею сказки – идею бессмертия  подлинного искусства и невозможности его замены «механизмом», подвести учащихся к  тому, что соловей ­ образ свободного певца, образ искусства, который говорит языком  самой природы обо всём на свете; только оно способно победить смерть и даже те злые  силы, которые живут в душе самого человека; искусство делает человека лучше, чище,  красивее;  2) развивающие ­ развитие критического мышления посредством разнообразных  заданий и видов деятельности, развитие воображения, памяти, формирование навыка  анализа текста, развитие умения слушать и слышать собеседника (групповая работа),  развитие умения ставить цели и анализировать свою деятельность; 3) воспитательная ­ воспитывать в детях  способность видеть истинное искусство,  чувство доброты, умение прощать и сострадать; Оборудование: портрет Г.К.Андерсена, мультимедийный проектор, презентация  «Г.Х.Андерсен «Соловей»: понятии об истинном искусстве», иллюстрации к сказке,  толковый словарь С.И.Ожегова, раздаточный материал (таблицы, лист самоанализа  деятельности на этапе рефлексии). По ходу урока  представляется мультимедийная презентация. Сценарий урока. I. Стадия вызова . Деятельность учителя  Вызов уже имеющихся знаний по  изучаемому вопросу, активизация  учащихся, мотивация для дальнейшей  работы.  Деятельность учащихся    Ученик "вспоминает", что ему  известно по изучаемому вопросу (делает  предположения), систематизирует  информацию до ее изучения, задает  вопросы, на которые хотел бы получить  12 ответ. На слайде презентации эпиграф к уроку:   «Я не знаю, что называется искусством,  красотою в искусстве, его правилами. Верно, в  том заключается оно, чтобы человек какими  бы словами, в какой бы форме ни говорил мне,  но заставлял бы меня видеть перед собою  живых людей, чувствовать веяние живой  природы, заставляя трепетать лучшие струны моего сердца».  Деятельность учителя ­ На прошлом уроке мы с вами  познакомились с основными моментами  биографии Г.Х.Андерсена и начали изучение его сказки «Соловей». В основном, мы  работали с текстом, сегодня же мы будем в  большей степени анализировать текст и  рассуждать. Попробуйте сформулировать  тему исходя из прочитанной на слайде  презентации цитаты. О чем мы будем  говорить?  (Что такое истинное искусство). ­ Как вы понимаете слово искусство? Какие ассоциации у вас возникают при  произнесении этого слова?  И.А.Бунин Деятельность учащихся Учащиеся зачитывают эпиграф,  формулируют тему (о чем он),  высказывают мнение о том, как этот  эпиграф соотносится со сказкой Андерсена,  исходя из этого сами определяют тему  урока:  «Понятие об истинном искусстве на  примере сказки Г.Х.Андерсена «Соловей». Прием «Кластер» (создание схемы, отражающей понимание детьми слова  «искусство»). Ребята обсуждают в парах  полученные ответы и затем зачитывают свои варианты. (См. приложение 1).  (Возможный ассоциативный ряд:  искусство, творчество, мастерство,  созидание, художественная деятельность;  вдохновение, музыка, театр, скульптура,  литература, красота, восторг, восхищение,  образность, гармония. Ребята формулируют вывод о том,  что такое искусство.  На слайде презентации тоже вариант кластера по слову искусство.  Учащиеся формулируют цели  ­ Какие цели мы поставим перед  собой на уроке? урока. Можно использовать  вспомогательные слова («узнаем»,  «научимся»).  На слайде презентации тема и цели урока. ­ Чтобы достичь поставленных целей, мы посмотри, как интерпретируется тема  искусства в сказке Андерсена «Соловей».  13 II. Стадия осмысления. Деятельность учителя     Сохранение   интереса   к   теме   при непосредственной   работе   с   новой информацией,   постепенное   продвижение от знания "старого" к «новому». Деятельность учащихся  (слушает)   текст,   методы Ученик   читает   используя   предложенные развития критического мышления.  Форма   организации   деятельности   – групповая   (активный   поиск   знаний   через сотрудничество   и   взаимодействие   в группе).  ­ Прежде чем работать в группах, вспомним основные моменты, которые были  разобраны на прошлом уроке.  ­ Где происходит действие сказки? (В Древнем Китае, в чудесном дворце  императора). ­ А что же было самым чудесным, чудом из чудес в его владениях? (Соловей). ­ Знал ли император, что в его владениях живет соловей? (Нет). ­ А кто во дворце знал об этом? (Бедная девочка­кухарка) + Почему только она? (Она из  народа и умеет видеть истинную красоту…).  ­ Откуда император узнал о соловье? ­ Ребята, как же так получилось, что весь мир знал о соловье, о нем даже писали в книгах, а император не знал?  Складывается впечатление, что они жили в разных мирах. (Мы с вами делали  сопоставительную характеристику этих миров).  Эпизод поиска соловья. Автор с иронией описывает это. Помните, придворные  настолько далеки от истинной жизни, что путают истинное пение соловья и мычанием  коровы и кваканьем лягушек. И в какой­то момент мы даже сочувствуем им, потому что  они не знают реальной красоты мира, не видят ее. Помните, они привязывали даже  колокольчики к цветам, чтобы сделать их прекраснее, придать внешний эффект  великолепия, т.к. реальной красоты они не понимали, не могли оценить.  Деятельность учителя  Деятельность учащихся  ­   Дома   вам   нужно   было   сопоставить   двух соловьев.   Сейчас   вы   отразите   ваши размышления в виде таблицы.  Работа   в   малых   группах  (в   паре)   по составлению таблицы. (Ребята вспоминают термин «антитеза»).  Возможный вариант таблицы:  Настоящий соловей «Маленькая серенькая птичка». Пение хватало за сердце и на глазах  выступали слезы («Слёзы так и текут у  меня из глаз, а на душе становится так  радостно, словно матушка целует  меня!..», «Я видел на глазах императора  слезы – какой еще награды желать мне!») Нельзя заставить петь (никогда  нельзя знать заранее, что именно он будет  петь). Душа Искусственный соловей «Весь обсыпан бриллиантами,  рубинами и сапфирами», «хвостик отливал  золотом и серебром». Пел, как заведенная шарманка («33  раза пропел одно и то же и не устал»). Можно заводить много раз. Механизмы  14 (Основные моменты таблицы отражены в слайде презентации).  Деятельность учителя  ­ Теперь поработаете в группах по   предложенным   карточкам­ заданиям. (См. приложение 3).  Деятельность учащихся  1 группа. Лингвисты.  Задания:   1)   Найти   в   словаре   Ожегова   определение искусства.  2)   Соотнести   определение   искусства   в   словаре   и трактовку   данного   понятия     в   сказке   Андерсена (подтвердить свою позицию примерами из текста).  2 группа. Искусствоведы. 1) Анализ собственных иллюстраций к сказке Андерсена (иллюстрации   заранее   были   выполнены   учащимися дома). 2)   Анализ   иллюстраций   художников   к   сказке   (См. приложение).  3 группа. Художники.  Задание:   1)   Представить   в   виде   цветовой   палитры основные эпизоды сказки (ассоциативные цвета). Почему именно   такие   эпизоды   выбрали?   Обоснуйте   выбор цветов. (См. приложение 4,5). 2)   Прием   «Нарисуй   счастье».   Нарисовать   понятие искусство. (См. приложение 6). 4 группа. Литературоведы­исследователи.  Задания:   1)   Сопоставьте   образы   соловьев   в   сказке Андерсена «Соловей» и в сказке О.Уайльда «Соловей и роза»   (в   данной   группе   заранее   подготовленные ученики).  2) Рассмотрите специфику трактовки темы искусства в данных произведениях. Иллюстрации к сказке представлены и в презентации. Учитель   направляет   мысли учащихся,   помогает   обобщать высказывания.  Презентация своих открытий.  В группах идет обмен мыслями, затем от каждой группы ученик   высказывает   свои   ответы,   размышления­ открытия.   Участники   других   групп   задают   вопросы, чтобы прояснить то, что непонятно.  III. Стадия рефлексии  Деятельность учителя   вернуть   учащихся   к Задача   учителя­ первоначальным записям ­ предположениям, внести изменения, дополнения, Деятельность учащихся  Учащиеся соотносят "новую" информацию  со "старой", используя знания, полученные  на стадии осмысления.  Прием «синквейн». Отразить понятия  искусство, соловей (живой), соловей  (искусственный»). Задание выполняется в  малых группах. (См. приложение 2). (Анализ выполнения задания). 15 «Болезнь Просмотр   мультфильма.   Сопоставление эпизодов   болезни   императора   в   сказке   и   в мультфильме.  ­   Сейчас   нам   предстоит   самое   важное. Сформулировать   выводы,   понять   о   чем произведение. И для этого остановимся на эпизоде императора». Посмотрим   отрывок   из   мультфильма   по сказке   Андерсена   «Соловей»   (эпизод болезни императора).            ­ Почему во время болезни император остался в одиночестве? (Придворные не  умеют сопереживать, сострадать).    Почему императору было так страшно? (Страшной оказалась не смерть, а жизнь, явленная в судный день свитком добрых и  злых дел).  Как представлена тема искусства в данном эпизоде? (Автор помогает нам понять  истинную силу искусства автор, он говорит своей сказкой о том, что искусство должно  быть свободным, певец не может жить во дворце, искусство сильнее смерти). Как соловью удалось спасти императора? О чём пел соловей? О чём он просит  Деятельность учащихся Учащиеся   самостоятельно   формулируют выводы   о   том,   как   раскрывается   тема искусства в сказке.  Чтение и осмысление цитаты.  императора, что обещает ему? Зачитайте.  Деятельность учителя Учитель   направляет учащихся.    высказывания ­ Обратимся снова к эпиграфу к нашему уроку, который звучал в начале урока, но теперь   цитату   Бунина   прочитаем полностью (сначала на экране мы видели только вторую часть высказывания).  Я не знаю, кто называется хорошим  человеком. Верно, хорош тот, у кого есть душа,  есть горячее чувство, безотчётно рвущееся из  глубины сердце. Я не знаю, что называется  искусством, красотою в искусстве, его  правилами. Верно, в том заключается оно,  чтобы человек какими бы словами, в какой бы  форме ни говорил мне, но заставлял бы меня  видеть перед собою живых людей, чувствовать  веяние живой природы, заставляя трепетать  лучшие струны моего сердца.  И.Бунин Актуализация личного опыта. Искусство имеет разные грани, так и  о человеке  нельзя судить по внешности. Нам никогда не интересно будет общаться с людьми, если у  них внутри пустота;  нам не интересно будет читать книгу в красивой обложке, если в ней  нет глубокого смысла. Так и любое произведение искусства, если не содержит в себе чего­ то непреходящего, истинной красоты, то оно уйдет в небытие, потому что истинная  красота – она не внешняя, это необыкновенная сила, которая способна изменять мир и  людей, творить добро, смягчать сердца. Слышали, может, известное высказвание  Ф.М.Достоевского: «Красота спасет мир». Так и есть. Истинная красота, как и искусство,  способна созидать и преображать.  ­ Как бы вы теперь сформулировали идею произведения? Какие мысли хотел донести Прием «групповая дискуссия». Учащиеся   самостоятельно   формулируют   и 16 до   нас   автор?   Как   представлена   тема искусства в сказке?  высказывают мнение, обмениваются мыслями, совместно приходят к выводам по уроку.  Совместный вывод по уроку. Мир соловья (природа) и мир императорского дворца  – два совершенно разных мира. «Механизм» (творение человеческих рук)  противопоставляется в сказке Андерсена природе, её живому голосу – голосу соловья.  Голос природы никогда бы не достиг пределов дворца (другого мира), если бы не соловей и его песни. Соловей пел и будет петь императору о той настоящей, живой жизни, которую  не увидеть из стен дворца и которую не заменят никакие цветы с хрустальными  колокольчиками и великолепные сады. Соловей – образ свободного певца, образ искусства, которое говорит языком самой  природы обо всём на свете; только оно способно победить смерть и даже те злые силы,  которые живут в душе самого человека; искусство делает человека лучше, чище, красивее.  Важно, чтобы каждый из нас смог различать и узнавать истинное искусство.  Рефлексия. Варианты вопросов в конце урока или в конце изученной темы:  6. Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало  затруднения? 7. 8. Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Домашнее задание (по выбору):  1) Написать письмо китайского императора  своему народу (после выздоровления). 2) Сочинение на тему: «Сказка Г.К.Андерсена «Соловей»: понятие об истинном  искусстве». 3) Создайте своё произведение искусства: рассказ, стихи, картину (по желанию). Таким образом, уроки, построенные по технологии развития критического  мышления, позволяют создать в классе атмосферу открытости и ответственного  сотрудничества, способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в  процессе обучения, повышению интереса как к изучаемому материалу, так и к самому  процессу обучения. Также эти уроки формируют умение ответственно относиться к  собственному образованию и умение работать в сотрудничестве с другими. Воздействие на  зрительные анализаторы активизирует эмоциональную сферу учащихся, положительно  влияет на активность мыслительных процессов. Идет воспитание культуры умственного  труда, культуры извлечения и обработки необходимой информации. При проведении рефлексии  в конце урока все  учащиеся   отмечают  важность и пользу подобных уроков, пишут и говорят о том, что необходимо как можно больше выстраивать уроков по данной технологии.  III. Заключение.  В   ходе   апробации   технологии   развития   критического   мышления   были   сделаны следующие   выводы.   Критическое   мышление,   т.е.   творческое,   помогает   человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие   индивидуальной   ответственности   за   сделанный   выбор,   повышает   уровень индивидуальной   культуры   работы   с   информацией,   формирует   умение   анализировать   и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Поэтому учителя, работающие   в   русле   критического   мышления,   уделяют   большое   внимание   выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать 17 других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно   приблизить   учебный   процесс   к   реальной   жизни,   протекающей   за   стенами классной комнаты. Приемов ТРКМЧП много. Но, определив наиболее эффективные, используя их в системе, можно достигнуть  следующих очень хороших результатов. Ученики с интересом читают  тексты,  умеют четко аргументировать  свою позицию при  написании  сочинения, учатся сотрудничеству, работая в группах. Кроме того, у учащихся формируется умение планировать   свою   деятельность,   ставить   цели,   анализировать   результаты   своей деятельности.  При   внедрении   этой   технологии   необходимо   отметить   то,   что   не   разработана система   диагностики.   Отслеживать   результаты   можно   только   путем   наблюдения. Например,   можно   предложить   детям   карту   по   самоанализу   деятельности   на   этапе рефлексии, можно разработать индивидуальную карту деятельности ученика, в которой отмечается целеполагание, шаги постижения текста, рефлексия.  В данной работе были рассмотрены психолого­педагогические основы технологии развития   критического   мышления,   а   также   были   выявлены   наиболее   целесообразные методы и приёмы преподавания литературы в 5­6 классах в рамках данной технологии. В   ходе   работы   были  выполнены   поставленные   задачи,  а   именно:   рассмотрели понятие «критическое мышление», рассмотрели особенности преподавания литературы в 5­6   классах,   а   также   методы   и   приёмы   преподавания   литературы   в   рамках рассматриваемой   технологии.   Кроме   того,   представлен   конспект   урока   литературы,   в основу которого положена  технологии развития критического мышления. В ходе разработки темы были сделаны следующие выводы. Во­первых, технология РКМЧП   представляет   собой   целостную   систему,   формирующую   навыки   работы   с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого   информационного   пространства,   развитие   качеств   гражданина   открытого общества,   включенного   в   межкультурное   взаимодействие.   Технология   открыта   для решения большого спектра проблем на уроках литературы и в образовательной среде в целом. Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия. Во­вторых, в ходе работы в рамках этой технологии учащиеся на уроках литературы и, конечно, на других предметах, овладевают различными   способами   интегрирования   информации,   учатся   вырабатывать   собственное мнение   на   основе   осмысления   различного   опыта,   идей   и   представлений,   строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно  по отношению к окружающим. Практическая значимость данной работы состоит в том, что рассмотренные  особенности развития критического мышления, представленные методы и приемы, могут  использоваться в процессе преподавания. Апробация технологии развития критического мышления на уроках литературы   в 2012­2014   уч.г.   показала,   что   эти   занятия   повышают   интеллектуальную   активность   и самостоятельность учащихся способствует росту познавательного интереса, нравственному совершенствованию. Критическое мышление занимает важное место в структуре личности пятиклассников:   оно   закладывает   основы   теоретического   мышления,   способствует осознанной социализации, познанию и раскрытию своих и чужих ошибок и недостатков с целью их преодоления, снимает психологические барьеры, учит правильно воспринимать конструктивную,   вырабатывает   активную   жизненную   позицию.   Развитие   критического мышления   ­   это   путь   к   более   глубокому самопознанию,   формированию   адекватной самооценки, т.е. стремление к совершенствованию.  18 Библиография.   1) Андерсен Г. Х. Дания – моя родина / Г. Х. Андерсен // Литература в школе. – 2004. – N 1. – С. 5.  2) Андерсен Г. Х. Сказка моей жизни: Отрывки / Г. Х. Андерсен // Литература в школе. – 2004. – N 1. – С. 1–5.  3) Волков Е. Н. Критическое мышление: принципы и признаки. 2004. // http:// evolkov.net/ 4) Джил Андерсон «Думай, пытайся, развивайся»|| http://www.center­nlp.ru/library 5) Заир­Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.­ М.: Просвещение, 2011.  6) Загашев И. О., Заир­Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2­е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — 192 с. 7) Кларин М.В.  Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2. 8) Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С. 5­13. 9) Мокраусов  И.В.  и  др. Технология   развития  критического  мышления  через   чтение  и письмо. Самара: Профи, 2002. Самара: Профи, 2003. 10) Муравьева И.И. Андерсен (из серии «Жизнь замечательных людей).­ М., 1959. 11)   международный   журнал   о   развитии   критического   Перемена: мышления//http://www.edu.ru. 12)   Примерная   основная   образовательная   программа   образовательного   учреждения. Основная школа/ Сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011. 13) Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 14)   Столбунова   С.В.   Развитие   критического   мышления.   Апробация   технологии.   М.: Русский язык, 2003. №27 ­ 28.С.3. 19 Приложение 3 Задания группам (карточки).  1 группа. Лингвисты.  Задания: 1) Найти в словаре Ожегова определение искусства. (Искусство: 1.Творческое отражение,   воспроизведение   действительности   в   художественных   образах. 2.Умение,   мастерство,   знание   дела.   3.Самое   дело,   требующее   такого   умения, мастерства). 2) Соотнести определение искусства в словаре и трактовку данного понятия   в сказке Андерсена (подтвердить свою позицию примерами из текста).  2 группа. Искусствоведы. 1)   Анализ   собственных   иллюстраций   к   сказке   Андерсена   (иллюстрации   заранее   были выполнены учащимися дома). 2)   Анализ   иллюстраций   художников   к   сказке.  Например,   иллюстрация   к   эпизоду поиска   соловья.  Удачная   композиция.   Девочка   противопоставлена   придворным (композиционный прием). Композиционный центр – Соловей (маленький, но он озарен   солнцем).   Он   и   сам,   как   солнце,   которое   все   освящает,   оживляет   и одухотворяет. 3 группа. Художники.  Задание: 1) Представить в виде цветовой палитры основные эпизоды сказки (ассоциативные цвета). Почему именно такие эпизоды выбрали? Обоснуйте выбор цветов.  2) Прием «Нарисуй счастье». Нарисовать понятие искусство.  4 группа. Литературоведы­исследователи.  Задания:   1)   Сопоставьте   образы   соловьев   в   сказке   Андерсена   «Соловей»   и   в   сказке О.Уайльда «Соловей и роза» (в данной группе заранее подготовленные ученики).  1) Рассмотрите специфику трактовки темы искусства в данных произведениях.  20

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы

Развитие критического мышления на уроках литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018