Развитие личности младшего школьника через формирование УУД.
Оценка 4.6

Развитие личности младшего школьника через формирование УУД.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
4 кл
19.04.2019
Развитие личности младшего школьника через формирование УУД.
Учится и воспитывается человек не только в начальных классах школы, но и в средних, и в старших, и всю жизнь. Но в начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника - очень ответственная задача. Нельзя воспитывать ребёнка, не обучая, и обучать не воспитывая.
Развитие личности младшего школьника через формирование УУД..docx
«Развитие личности младшего школьника через формирование  универсальных учебных действий» Учитель начальных классов: Фадеенко В.И. («Ямальская школа­интернат»)     Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу жизни общества.  Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей.  Личность, развивающаяся в таких условиях, подвергается угрозе нравственной дезориентации и  опасности утраты общечеловеческих ценностей. Помочь школьникам сформировать ясное  представление нравственных приоритетов призваны: семья, школа, внешкольные учреждения,  средства массовой информации. Начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном  возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание. Основным видом деятельности  ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и  развитии всех его психических свойств и качеств.     Начальной школе отведена роль: интеграции, обобщения и осмысление новых знаний, умение  связывать новые знания с жизненным опытом. Формирование у каждого ребенка умения учиться –  учить себя. Учится и воспитывается человек не только в начальных классах школы, но и в средних, и в  старших, и всю жизнь. Но в начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника ­ очень ответственная задача. Нельзя  воспитывать ребёнка, не обучая, и обучать не воспитывая.  Нам приходится одинаково знакомить всех детей с порядками в школе, старательно учить  тому, что предусмотрено программой, водить всех на одни и те же экскурсии. Но дети очень  отличаются друг от друга. Они по­разному включаются в работу, воспринимают и осознают  объясняемый на уроке материал. Каждый из них представляет собой неповторимую  индивидуальность.       Приоритетная цель школьного образования в наши дни ­ это развитие у ученика способности  самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и  оценивать свои достижения.     Ученик начальной школы является любознательной, интересующейся, активно познающей мир  личностью, умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности, уважающей и  принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа, личностью  доброжелательной, умеющей слушать партнёра, уважающей своё и чужое мнение, готовой  самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.     Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено  Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения как одна из  важнейших задач образования.       Новые социальные запросы  определяют цели образования, как общекультурное, личностное и  познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования  как   «научить учиться».        Достижение умения учиться становится возможным благодаря  формированию системы  универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться» т.е.  способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного  присвоения нового социального опыта.  В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия  обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений. В начальной школе необходимо сформировать личностные универсальные учебные действия. Они  обеспечивают знание моральных норм, способность соотносить поступки и события с принятыми  этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в  социальных ролях и межличностных отношениях.      Личностные универсальные учебные действия входят в три следующие основные блока: • самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника –развитие  самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые  стороны своей личности; • смыслообразование – поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя»)  понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого  разрыва; • морально­этическая ориентация – знание основных моральных норм и их выполнение;  развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.      Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в результате усвоения разных  предметных дисциплин.  Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной  деятельности обучающихся раскрывает возможности для формирования определенных способностей  ребенка. Например:      На уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом  развития ценностно­смысловой сферы и коммуникации. Обучающиеся учатся: уважать  мнение  собеседника, чётко выражать свои мысли, аргументировать своё мнение, принимать позицию  собеседника.     Математика является основой развития у обучающихся познавательных действий, планирования,  систематизации, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных  навыков, формирования приёмов решения задач.     На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и  регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения,  установления связей, моделирование, ориентация в структуре языка и усвоение правил.    На уроке окружающего мира  обучающиеся учатся: готовить рассказ, описывать устно, объяснять.    На уроке технологии учатся: планировать, преобразовывать, оценивать продукт, ставить задачи,  применять практические способы решения, достигать результат.     Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие  виды заданий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; самооценка  события, происшествия; дневники достижений и др.. Например: Личностные УУД: 1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок. 2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок. 3.Первоклассникам очень нравятся соревнования, поэтому на этапе  самоопределения можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ученик  получает какой­то символ, знак. Регулятивные УУД.            1. При объявлении темы и целей урока задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к  самостоятельной постановке задач. Научить детей целеполаганию, формулированию темы  урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную  ситуацию для определения обучающимися границ знания – незнания.  2. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. При  этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую  очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате  организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно  оценивать его ответ. 3. При самооценке работ обучающихся можно применить метод «шкалирования».  4. Все мы применяем такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.  Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и  критерии оценивания.  5. Этап рефлексии способствует формированию способности анализировать деятельности на  уроке свою и  одноклассников.  Познавательные УУД: 1.При проблемном обучении создаётся ситуация противоречия между известным и  неизвестным. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению обучающихся к умению самостоятельно добывать знания, а не  получать их в готовом виде. 2. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной  или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска  решений, проектной деятельности. Цель проектного обучения: овладеть общими УУД в процессе  творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание. 3. Значение педагогической игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор  ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на  другой и тем самым снимает усталость.   У школьников формируется способность доказывать свою точку зрения, подтверждать ее  выводами, полученными в процессе обсуждения в команде. В процессе игры материал усваивается  значительно лучше, а его закрепление идет намного продуктивнее. 4.На уроках математики и русского языка  можно использовать различные символы, таблицы,  алгоритмы, схемы­опоры для решения задач при составлении краткой записи. Использование таких  схем приносит результаты.  Коммуникативные УУД: 1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности обучающихся на уроке,  которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы: возрастает  познавательная активность и творческая самостоятельность  обучающихся; ученики более точно оценивает свои возможности; приобретают навыки, необходимые  для жизни в обществе, формируются умения решать конфликтные ситуации,  слушать собеседника,   эмоционально сопереживать,  работать в группе.  Групповая поддержка вызывает чувство  защищенности, и даже самые робкие дети преодолевают страх.  2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети учатся  высказывать суждения с использованием терминов и понятий. 3.Можно использовать речевые упражнения «Придумай продолжение текста». 4. Творческие пересказы текста от лица разных героев и т.д. Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую  технологию, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Все ученики должны  получить глубокие и прочные знания, быть всесторонне развиты и хорошо воспитаны. При этом  каждый школьник должен иметь возможность развиваться в соответствии со своими склонностями и  способностями, полностью реализуя свой природный потенциал.      Рекомендации по развитию личностных универсальных учебных действий. • Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные  личные особенности. • В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый – это тот человек, который  «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и  позитивные личные качества и способности.  • Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально­психологические  особенности каждого ученика.  • Помните, что главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы  формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с  изучением предмета.  Учебный процесс не должен проходить серо и уныло. Он должен быть интенсивным и  увлекательным, а стиль общения – мягким и доброжелательным.  Необходимо надолго удержать в  ребёнке чувство радостного удивления перед школой, сделать ребёнка в школе счастливой  развивающейся личностью.      «Знания, добываемые насильно, душат разум» (А. Франс).

Развитие личности младшего школьника через формирование УУД.

Развитие личности младшего школьника через формирование УУД.

Развитие личности младшего школьника через формирование УУД.

Развитие личности младшего школьника через формирование УУД.

Развитие личности младшего школьника через формирование УУД.

Развитие личности младшего школьника через формирование УУД.

Развитие личности младшего школьника через формирование УУД.

Развитие личности младшего школьника через формирование УУД.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2019