Развитие личностных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности
Оценка 4.9
Педсоветы
doc
история
7 кл—8 кл
08.07.2018
Использование ИКТ на уроках способствует эффективному решению таких педагогических проблем, как развитие коммуникационных компетенций у всех школьников; сближение обучения в школе с повседневной жизнью общества; обогащение формального учебного материала, к которому имеют доступ школьники; включение в содержание образования освоения методов, специфичных для научной деятельности (например, метод проектов) при изучении различных процессов и явлений и, в целом, овладение учащимися информационной компетентностью.
Мой практический опыт применения компьютерных технологий на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности позволяет говорить о повышении познавательной активности учащихся, учебной мотивации и, в целом, формировании информационной компетентности учащихся.
Развитие личностных компетенций учащихся на уроках истории.doc
Доклад: Развитие личностных компетенций учащихся на уроках истории,
обществознания и во внеурочной деятельности.
Человек живёт в мире людей. Его возможности и интересы не могут
быть реализованы без помощи и участия тех, кто его окружает. Человек
открыт всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. В условиях
становления гражданского общества и правового государства необходимо
осуществлять воспитание принципиально нового, типа личности. Личности
толерантной, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и
делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы. Личности
компетентной, социально активной, способной нести ответственность за свои
поступки. Личность это социально и духовно развитый человек. И во многом
становление личности происходит именно в школе. Считаю, что творческая и
проектная деятельность учащихся на уроке, и выходящая за его рамки
помогает
гражданскую ответственность,
самостоятельность и компетентность, учит их социальной активности.
учащимся развивать
Цель моей педагогической деятельности вижу в следующем: развитие
гражданской позиции и социальной активности молодёжи через творческое
проектирование на уроках истории, обществознания и внеклассной
деятельности, которая непосредственно
связанна с формированием
гражданскоправовой культуры.
Для достижения цели решаю следующие задачи:
1.Воспитание активной жизненной позиции и формирование
гражданскоправовой компетентности учащихся на основе социального
проектирования с элементами научноисследовательской деятельности.
2. Формирование позитивного отношения к жизни и толерантности.
3.Воспитание любви к родному краю и своему Отечеству, уважению
культуры своего народа и духовных традиций;
Творчество это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не
существовавшее. Творческие задания приучают учащихся
искать не
стандартные решения различных проблем, делать самостоятельные
наблюдения и выводы, приучают к самостоятельности и ответственности.
Применение творческих заданий на уроках истории и обществознания
осуществляю в системе.
В 56 классах очень важно показать ребятам сопричастность каждого из
них и их семей к процессам, происходящим в обществе. Добиться этого
можно различными способами. Например, выполнением творческого задания,
тему которого учащиеся выбирают самостоятельно.
Вот некоторые виды творческих заданий: рисунок, кроссворд, рассказ,
минисочинение, социологический опрос, презентация, реферат, исследование
и социальный проект. Творческие задания требуют изменений в методах проведения урока.
Это урокконференция, где ребята выступают со своими сообщениями, урок
выставка, где ребята выступают с презентацией своих рисунков по темам,
деловая игра и защита проекта, прессконференция. Исследовательские
работы, которые учащиеся презентуют сначала в классе, затем защищают на
общешкольной конференции, а лучшие представляются на районном и
краевом уровнях.
Учащимся 57 классов творческие задания выполнять иногда помогают
родители. Такую поддержку всегда приветствую, так как она придаёт
ребятам уверенность и «проба сил» ведёт к успеху. Так, например, в 6ом
классе на уроке обществознания, в ходе изучения темы «Человечество как
сумма поколений» ребятам были предложены в качестве практикума задания:
«Ваш семейный альбом», «Родословное древо семьи» и другие, которые
требовали поддержки со стороны семьи. Результатом совместной
деятельности семьи стали интересные плакаты с родословным древом.
Некоторые работы учащихся вышли на уровень исследовательской работы.
Систематическое выполнение творческих заданий способствует
сохранению интереса к предмету и творческой деятельности.
Уже с 5го класса часть учащихся, от выполнения творческих заданий
переходит к исследовательской деятельности, обычно это те учащиеся,
которые занимаются дополнительным образованием
в школьном
созданном благодаря собирательской и
краеведческом музее,
исследовательской деятельности учащихся школы.
Краеведение это особая методика познания окружающего мира и
воспитания подрастающего поколения через пример конкретных людей,
живущих или живших когдато в твоём родном крае. Ребята учатся работать в
архивах, осваивают разнообразные методы исследовательской деятельности.
На базе школьного краеведческого музея действует клуб «ПОИСК».
Цель организации – создание условий для формирования у подростков
любви к малой Родине, воспитание интереса к историческому прошлому
родного края, уважения к человеку, бережного отношения к природе через
различные формы поисковой и музейной работы.
Участниками клуба «ПОИСК» созданы игровые программы для детей
разного возраста. Совместно с участниками клуба «Поиск» создан модуль
музейных уроков, во время которых ребята, знакомятся с бытом и культурой
народов Пермского края. На музейных уроках учащиеся инсценируют
фрагменты свадебного обряда, который проводился в родном селе в начале
20 века, «новоселье», «игры и занятия деревенских мальчиков и девочек,
сценки из крестьянского быта села, разрабатывают и проводят игровые
программы.
Музейные уроки помогают воспитывать у учащихся уважение к
историческому наследию народов России и родного края; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Часто исследования учащихся опираются на краеведческий материал.
Учащиеся с удовольствием изучают трудовую и фронтовую жизнь своих
дедов и прадедов, ищут в семейных альбомах редкие фотографии, учатся
сопоставлять различные источники информации для установления истины.
В сентябре 2016 года учащиеся 58 классов разработали и провели
социальный проект совместно с сельским домом культуры «Дети двадцать
первого века детям военных лет». Это был концерт на основе
краеведческого материала. В подготовке и проведении концерта принимали
участие все учащиеся. Ктото создавал афиши и расклеил их, ктото готовил
концертные номера и встречал гостей. В 2017 году социальный проект был
продолжен.
и исследовательской
деятельности на развитие личности учащихся, могу сказать, что те, кто чаще
выполняют творческие задания, лучше владеют навыками работы с
первоисточниками, самостоятельны и любознательны. Такие ребята умеют
задавать вопросы и видеть проблемы, становятся социальноактивными.
Анализируя влияние творческих заданий Игровая программа «Емелина неделя»
Приложение 1.
Для 56 классов
1.Ведущий –«Слава Пермской стороне! (Харасов Сергей)
Слава нашей старине!
И про эту старину
Вам рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!»
2.Ведущий (Панькова Катя) – Добрый вечер, дорогие друзья! В 19 веке в
русских деревнях был обычай. Долгими зимними вечерами собираться
поочерёдно, то в одном, то в другом доме и рассказывать сказки. Этот период
продолжался с 14 по 23 января, т. е. целую неделю. Эту неделю называли
сказочной. Некоторые умельцы могли рассказывать сказку не один день, а два
и три. Одни любили рассказывать, а другие слушать. В одной деревне
славился своими сказками старичок по имени Емеля. Он рассказывал сказки
так, что приходили слушать из других деревень. Так и родилась поговорка:
«Мели, Емеля! Твоя неделя!»
1. Ведущий (Х.С.) – Взрослые любили послушать сказки, а молодёжь любила
ещё и поиграть. Совместные вечера – посиделки помогали молодёжи лучше
узнать друг друга. Мы тоже, хотим чтобы все, пришедшие к нам на праздник
познакомились и стали дружить.
2 Ведущий (П.Е.) Конкурс 1. Ребята, при входе вы получили напёрстки и
пуговицы, сейчас мы просим вас объединиться в 1 команду всем у кого
напёрстки.
А те, у кого пуговицы составляют 2 команду. А теперь просим занять места
в горнице.
Хозяйка дома приглашает гостей:
Милости просим, гости дорогие! Проходите в наш дом. Сегодня мы проводим
посиделки – вечер сказок. Рассаживайтесь поудобнее и слушайте. Скажите, а
все ли вы любите сказки слушать?
А сочинять? Не пробовали?
А хотите попробовать сочинить свою сказку?
Я сказку сказывать начну, а вы помогайте.
……..Давным, давно это было, УстьКачка тогда ещё графу Строганову
принадлежала. И домов в ней было совсем не много. Всего одна улица вдоль Камы реки.
Жила в одном доме семья. Хозяина звали Василий, а хозяйку Алёна и было у
них с десяток детей, мал мала меньше. Жили не тужили: в огороде овощи
растили, грибы, ягоды в лесу собирали, да рыбу в Каме ловили. И всё было
хорошо, да вот однажды ……….(предлагаем ребятам продолжить свой
вариант развития ) можно заранее когото подготовить.
Вариант (Насыров Влад)
\Приезжает от графа Строганова посыльный и требует, чтобы все мужчины в
деревне с октября по март для Пашийских заводов дрова заготовляли/…
Хозяйка продолжает рассказ:….. Ну, что тут поделаешь, хозяин барин! И
стали мужики в дорогу собираться. Алёна мужа в дорогу собирает, да плачет.
Как одна с хозяйством, да с детьми справится?
А мужики Усть – Качкинские идут дорогой через лес: замёрзли, устали хотят
обогреться. Но, кругом только лес……
(вариант)( Дурнев Илья)…../и видят они вдалеке огонёк, попытались пойти в
ту сторону, но куда не ступят везде болото не застывшее, глубокое. Зима то
была не морозная. Вымокли и ещё сильнее замёрзли. ……..поможем им
пройти?/ Команды готовятся к конкурсу.
КОНКУРС (Мошев Кирилл) «Перейди болото».
Переставляя на полу 2 картонки игроки должны пройти 10 метров, обгоняя
друг друга.
Хозяйка Перешли мужики болото и увидели дом. Постучали в двери. Никто
не открывает. Зашли в дом. Никого нет. Сели за стол, поели. Ждали, ждали
хозяев, уснули и слышат сквозь сон топот лошадиных копыт и скрип ворот.
Выглядывают в окно и видят.
(вариант) (Шипицин Игорь)
\Что во двор дома приехали разбойники и разгружают награбленное с телег.
Испугались мужики, схватили свою обувь, выскочили в окно и бежать!
….Поможем им бежать?
КОНКУРС 3. «Кто быстрее»?
(бег в больших калошах, лаптях, или валенках, кто что успеет надеть. Бегут
по три человека одновременно от каждой команды.)
Хозяйка Натерпелись мужики страху! Василий думал уж и не увижу
больше детей своих. Но, с нашей помощью, убежали. Идут они дальше, идут.
Есть захотели, а котомок с едой нет. По дороге, когда от разбойников убегали
потеряли! Что делать?
(вариант) ( Сазыкин Владимир)\сделали мужики ловушки и решили птиц в
лесу поймать\……. Поможем ?
КОНКУРС «Меткий стрелок» В 5 шагах от игрока ставят игрушку уточку.
Игрок должен ударом лаптя сбить уточку. Хозяйка (Драговски Антон) Наловили птиц, поели и идут дальше.
Заблудились. Видят, идёт на встречу старичок, остановили его и спрашивают:
«как к заводам пройти?» А старичок то и говорит: « Угадаете, что у меня в
мешке. Скажу». Хозяйка Поможем угадать?
КОНКУРС ( Оксана, Сергей, Катя, Оля) « Угадай то, не знаю что!» Игроки
должны угадать что находится в мешке, куда предварительно кладут
различные вещи: ручку, марковку, ложку и т. д. Игрок должен на ощупь, не
доставая предмета, из мешка, назвать предмет.
Хозяйка Угадали мужики, с нашей помощью, что в мешке у старика и
показал он им дорогу на завод. Целых 3 месяца проработали мужики на
заводе, дрова наготовили. Домой вернулись. Радости в УстьКачке было!
Мужики с подарками домой вернулись. Василийто Алёне платок да серёжки
подарил, а детишкам по игрушке и по прянику. Долго ещё мужики
вспоминали своё первое хождение на пашийский завод. Вот и сказке конец, а
кто слушал молодец!
Ведущий 1.(Х.С.) Сегодня мы сочинили свою сказку. Понравилась она вам?..
Русская народная сказка.
Ведущий (П.Е.) Сказка без автора. Наверное потому, что сочиняли эти сказки
вот на таких же, как у нас посиделках. Сочинял не один человек, а несколько.
И сказки получались одна интереснее другой. Слушали люди эти сказки,
восхищались, забывали про сон, ахали от страха и с восторгом говорили:
«МЕЛИ, ЕМЕЛЯ! ТВОЯ НЕДЕЛЯ!»
Подводятся итоги конкурсов и раздаются призы. Краеведческая игровая программа:
«Емелина неделя»
для 58 классов
Автор:
Клабукова Галина
Николаевна и клуб «Поиск» МОУ
УстьКачкинской средней
общеобразовательной школы
с. УстьКачка Пермского
района Пермской области.
2011г.
Развитие личностных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности
Развитие личностных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности
Развитие личностных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности
Развитие личностных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности
Развитие личностных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности
Развитие личностных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности
Развитие личностных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности
Развитие личностных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.