Развитие лидерства.
Новый взгляд на управление современной школой.
(заметки для руководителя)
В период модернизации казахстанской системы образования центральным звеном успешности становится поиск новых подходов к управлению школой. В настоящее время практика управления с позиции функционирования перестает быть эффективной. Сегодня процесс управления школой следует рассматривать с позиции ее развития, потому что разносторонне развитую личность можно сформировать только в условиях развивающейся школы.
Современная школа – это открытая организационная система. Как и всякая система, школа характеризуется такими свойствами, как целостность, целенаправленность, управляемость, открытость, связь с социумом, способность к саморазвитию и др. Учет этих особенностей - важнейшее условие эффективного управления, но одновременно и основная трудность практики управления школой.
Лидерство, как оно работает.
Долгое время лидерство понималось, как умение руководить, за все отвечать. Принципиальная разница между управлением и лидерством в том, что управление понимается, как система запланированных нами, верно исполняемых действий. Лидерство же – совсем иное понятие. Это управленческий комплекс, который призван менять ситуацию, улучшая ее.
О глобальных вызовах в мире и необходимости изменений
в системе образования.
Если говорить о причинах, вызвавших необходимость изменений в подходах к управлению, то они заключаются в следующем. Технологические изменения, происходящие в мире, оказывают огромное влияние на изменения в образовании в целом и в школе, в частности.
Только задумайтесь: в современном мире происходят 4 главные движения, которые оказывают влияние на все, происходящее в мире:
1.движение людей в мировом пространстве,
2.движение финансов,
3.движение информации (интернет появился в 1990 г.),
4.движение культур (наука, музыка, спорт, мода, ресторанная культура и т.д.).
Как это влияет на нас, можно представить. А вот то, что в связи с этим людям необходимо иметь «5 умов», мы должны не только сами понимать, но и донести это до учащихся, так как именно им жить и далее в быстро меняющемся мире. Какие это умы?
1.дисциплинированный разум – изучить какой-либо предмет, науку – это то, как мы видим мир;
2.творческий, креативный разум;
3. аналитический ум - получая различную информацию, мы должны уметь синтезировать и анализировать ее;
4.уважительный (толерантный) разум – мы живем в изменяющемся культурном мире, нам необходимо уважение к другим культурам;
5.этический разум – каждый должен задуматься, что я должен и могу сделать доброго и полезного для людей.
Английский деятель образования Питер Друкер говорил: «Школы настоящего времени скоро исчезнут». Интерпретируя эту мысль, можно сказать, что быстро меняющийся мир заставляет меняться все вокруг. Действительно, задача современной школы звучит так: учить учащихся как учиться (эффективным способам и приемам обучения), а не только что учить (фактический учебный материал).
Таким образом, учитывая вышеперечисленные факты, мы еще раз убеждаемся, что и в системе образования необходимы перемены. И они происходят в настоящем, но сегодня мы говорим о переменах в подходах к управлению школой.
По словам английского профессора в области образования Джона Весборна, лидерство – это перемены. Существует много определений понятия «лидер». Но ясно одно – чтобы внести перемены, надо быть лидером. Мир меняется, и мы должны меняться вслед за ним. Лидер не только идет дальше, он трансформируется – изменяется. Перемены – это не просто, все люди разные. Для большинства людей перемены – это изменения личностного характера. Загвоздка как раз в том, что необходимы личностные изменения. Если лидер хочет внести перемены, то ему необходимо быть вовлеченным в них самому. То есть нам самим необходимо задуматься, что нужно изменить в себе и вокруг себя, чтобы начать перемены.
Черты/особенности лидеров
Как уже стало понятным, лидерству необходимо обучаться, развивать в себе черты лидера. В своей книге «Семь шагов эффективного лидера» Стефан Кови выделил 7 навыков лидера.
1. Про-активность. Человек не должен останавливаться на проблемах, контролировать их, он должен искать возможности, чтобы двигаться вперед и концентрироваться на будущем.
2. «Начинай думать с конечного результата». Думай о том, чего бы ты хотел достичь, каким бы хотел стать ты и твой коллектив, твои ученики.
3. «Лидер ставит все по порядку», т.е. ставит перед собой приоритеты.
4. Развитие навыка «выиграл-выиграл». Развитие мышления, настроенного на победу: и лидер, и его последователи выигрывают.
5. Стремиться понимать, а затем быть понятым. Эта черта поведения наиболее важна в создании отношений в процессе обучения. Из исследований известно, что учителя и руководители наиболее худшие слушатели, т.к. сами хотят произвести впечатление. Действительно, эффективный лидер умеет очень хорошо слушать. Существует правило - 20:80. Говори 20%, слушай 80%.
6.Синергия. Признание того, что другие тоже могут быть энергичными и успешными. Если люди отличаются от нас, это не значит, что они не правы. Руководители должны укреплять доверие и взаимопонимание, чтобы было меньше конфликтов.
7. «Заточите пилу». Эффективные лидеры в течение всей жизни продолжают обучение, учатся новому, разрабатывают стратегии, чтобы хорошо выполнять свою работу.
Что еще необходимо в развитии лидерских качеств? Есть три составляющие в человеке, в его поведении, мировосприятии: 1) то, во что мы верим, 2) что мы говорим и 3) что мы делаем. Все три составляющие в нас, как в лидерах, должны быть гармоничны, созвучны – верить, говорить, делать.
Кроме того, существует 11 стратегий эффективного лидера:
1.Необходимо четко формулировать цели и задачи.
2.Быть последовательным.
3.Быть полным решимости и энтузиазма.
4.Иметь высокие надежды.
5.Укреплять доверие.
6.Контролировать и поддерживать людей, которые решают вопросы.
7.Вырабатывать диалог в обучении.
8.Осуществлять энергичное и эффективное управление.
9.Руководствоваться изменениями и всегда искать методы улучшения.
10.Продолжать заниматься и развиваться профессионально и контролировать, чтобы все подчиненные имели такую возможность.
11.Постоянно развиваться и совершенствоваться культурно.
Лидерство часто связывают с успешностью. На сегодняшний день существует много литературы о лидерстве. Одна из книг - работа Дэниэла Гоумена «Эмоциональный интеллект», 1995 г. В ней, в частности, говорится, что самые успешные люди не обязательно самые интеллигентные или интеллектуальные, а у очень умных людей не обязательно есть все необходимые жизненные навыки. Оказывается, показателем успешности является не только интеллект, но и эмоции - эмоциональный интеллект, который включает в себя посвященность, чувствительность, рефлексивность. У настоящих лидеров высокий эмоциональный интеллект. Самые успешные люди рефлексивны. Кроме того, для лидера важно развитие компетенций, таких, как
· персональная компетентность – то, как мы управляем собой (такие качества, как самосознание, самоуправление: саморегулирование + мотивация),
· социальная компетентность – то, как мы управляем отношениями.
Всегда нужно понимать свои «+» стороны и уметь управлять собой. Когда мы научимся понимать себя, мы будем понимать других. А обратная связь, общение с другими дадут возможность управлять собой, своими особенностями, менять себя.
Лидерство, как и успешность, предполагает определенный личностный рост. В английском языке есть глагол GROW – «расти». В интерпретации к теме лидерства его можно представить так:
G – goal – цель – чего я хочу,
R – reality – реальность – что происходит,
O – option – опции – что я мог бы сделать,
W – will – будет – что я буду делать.
Подходы к развитию лидерства в коллективе
Профессиональное развитие педагога – это его собственная профессиональная и личностная активность, готовность обучаться. Важно – каждому учителю вести исследование в действии в рамках класса, школы. Задача лидеров – заместителей и помощников директора - научить учителей с помощью лидеров, прошедших курсы повышения квалификации по уровневым программам, заниматься исследованием в действии.
Выделяют 6 областей профессиональной практики, в которых может проявить себя лидер:
· лидерство в преподавании и обучении,
· развитие себя и других,
· осуществление изменений,
· инновации и перемены,
· осуществление управления школой,
· вовлечение и работа с сообществом.
Чтобы происходили перемены, каждый член коллектива должен делать что-то из этих обязанностей! Лидерство напрямую связано с развитием, так как несет в себе позитивные изменения, движение вперед, внутреннее развитие человека, системы - в данном случае развитие школы.
Таким образом, лидерство выступает, как обоснованная необходимость современной действительности, в том числе в системе образования, так как отвечает современным вызовам и тенденциям, происходящим в настоящее время.
Майкл Фуллан в своей работе «Нравственный императив» отметил, что нужны три составляющих, чтобы повысить потенциал учителя и потенциал коллектива школы
(С-потенциал = навыки и знания учителей * мотивация * возможности).
Если упустить хоть одну из составляющих, не будет возможности построить потенциал коллектива и отдельного учителя. Необходимо помнить об этом, чтобы строить инновации. Кто и как должен организовать эту работу?
Источник решения проблем - распределенное лидерство. Современный руководитель - лидер должен уметь распределять руководство. Его задача - развитие лидерства на всех уровнях. Как это осуществить? Развитие лидерства на всех уровнях в школе происходит через повышение квалификации лидерства для учителей. В английских школах работают внутришкольные и межшкольные программы развития лидерства среди молодых учителей, а также других групп учителей.
Управление инновациями в школе.
Для руководителя – лидера важно иметь видение, образ своей школы, перспективу ее развития и подчинить всю свою работу и работу педагогического коллектива, как единой команды, достижению этой цели. Одно общее видение для всего коллектива, которое поможет достичь поставленной цели. Задача руководителя - лидера - дать коллективу навыки по достижению этой цели, мотивировать их.
В продвинутых странах, где результаты исследований PISA высокие, подход к обучению очень индивидуален – фокусируется на творческом обучении. Здесь возможны риски, но это своего рода плюсы – учиться на своих ошибках, здесь главное – ответственность и доверие. Культура доверия складывается из понятия – «я выполняю ради себя, а значит - выполняю ради других». В школе с высоким уровнем доверия всегда хорошие показатели. Что является показателем доверия в коллективе - степень открытости и степень готовности к риску.
Руководитель является стражем доверия в коллективе. От высокого уровня контроля – к высокому уровню доверия. Люди, которым вы доверяете, должны знать, что они должны делать и отвечать за свои дела, иметь ответственность. Как лидер, руководитель может и должен полагаться на других, проводя изменения. Если Я, как лидер, постоянно учусь, слежу за обучением коллег, провожу диалог с коллегами, возможны изменения к лучшему.
Считается, что лучшая практика – это опыт, который уже применяли, и если он дает хорошие результаты где-то, а я вношу его в свою практику. А есть инновации – как что-то полностью иное, то, чего еще не было раньше. Чтобы развиваться, мы должны использовать какой-либо опыт, но изменения происходят тогда, когда мы вносим трансформационные изменения – меняя что-то полностью.
Существуют три элемента изменений – три составляющих, на которых строятся изменения:
П = R – серьезная причина для изменений (горящая платформа);
В= V – четкое видение будущего, куда мне/нам нужно идти, могу ли я нарисовать картину того, что я хочу;
П = P – план по достижению будущего;
У = C – успешность и устойчивость программы.
Лидер должен задать себе 7 вопросов:
1.что является серьезной проблемой? – формулировка проблемы
2.зачем я должен внести изменения, почему (мы должны еще и объяснить людям, почему и зачем нужны изменения)? – постановка цели
3.кого нам вовлечь в процесс изменений? - сотрудничество
4.чего мы хотим достичь, где хотим оказаться? – видение перспективы
5.какие у нас есть варианты, выбор? – выбор вариантов достижения цели
6.как нам это сделать? - планирование работы
7.каких результатов мы хотим достичь и когда мы хотим их достичь? – ожидаемые результаты
К лидерству через изменения культуры
Становление педагога - лидера предполагает изменения его культуры. Культура учителя в том, что он должен быть открытым в учебном процессе. И тогда важным становится изменение культуры школы в целом. Для этого необходимо построить отношения на доверии, партнерстве, проявлении профессиональной щедрости, открытости коллектива в целом и каждого в отдельности. Способность развиваться зависит от каждого учителя и коллектива в целом (доверие и ответственность во взаимодействии). Важно – развивать доверие в сотрудничестве.
Любые изменения идут через КУЛЬТУРУ, так как улучшение практики преподавания возможно через ЛИЧНОСТНОЕ и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ учителя.
Все еще бытует мнение, что диплома достаточно для работы на долгие годы. Нет, учитель должен повышать свой профессиональный уровень, учиться, как его ученики. В Европе – если ты считаешься хорошим учителем, ты должен постоянно доказывать это!!! Если ты не развиваешься и не работаешь над собой и своей практикой, ты не можешь и не должен работать. Если мы хотим изменить систему, изменить свою школу, способствовать ее развитию – мы должны изменить себя. НАЧНИ ИЗМЕНЕНИЯ В СЕБЕ!
В заключении хотелось бы привести высказывание английских ученых и мыслителей в области педагогики и образования, в котором отражены потенциальные возможности современного педагога, как главного образа, связанного с переменами в образовании.
«Когда даны возможности руководить, преподаватели могут влиять на работу школьных реформ. Пробуждение «спящего гиганта» - руководящего преподавателя - есть неограниченный потенциал в создании реальной разницы в темпе и качестве образования, глубине школьных изменений».
Остается выразить надежду на то, что современные управленцы - лидеры системы образования создадут все условия, чтобы этот «спящий гигант» пробудился и претворил весь свой потенциал в практику образования, на благо наших будущих поколений, на благо всего Казахстана!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.