Развитие лидерства. Новый взгляд на управление современной школой.
Оценка 4.7

Развитие лидерства. Новый взгляд на управление современной школой.

Оценка 4.7
Лекции +1
docx
администрации
Взрослым
16.01.2017
Развитие лидерства. Новый взгляд на управление современной школой.
В период модернизации системы образования центральным звеном успешности становится поиск новых подходов к управлению школой. В настоящее время практика управления с позиции функционирования перестает быть эффективной. Сегодня процесс управления школой следует рассматривать с позиции ее развития, потому что разносторонне развитую личность можно сформировать только в условиях развивающейся школы. Современная школа – это открытая организационная система. Как и всякая система, школа характеризуется такими свойствами, как целостность, целенаправленность, управляемость, открытость, связь с социумом, способность к саморазвитию и др. Учет этих особенностей - важнейшее условие эффективного управления, но одновременно и основная трудность практики управления школой.Статья
СТАТЬЯ Лидерство.docx

Развитие лидерства.

Новый взгляд на управление современной школой.

(заметки для руководителя)

 

 

В период модернизации казахстанской системы образования центральным звеном успешности становится поиск новых подходов к управлению школой. В настоящее время практика управления с позиции функционирования перестает быть эффективной. Сегодня процесс управления школой следует рассматривать с позиции ее развития, потому что разносторонне развитую личность можно сформировать только в условиях развивающейся школы.

Современная школа – это открытая организационная система. Как и всякая система, школа характеризуется такими свойствами, как целостность, целенаправленность, управляемость, открытость, связь с социумом, способность к саморазвитию и др. Учет этих особенностей - важнейшее условие эффективного управления, но одновременно и основная трудность практики управления школой.

Лидерство, как оно работает.

Долгое время лидерство понималось, как умение руководить, за все отвечать. Принципиальная разница между управлением и лидерством в том, что управление понимается, как система запланированных нами, верно исполняемых действий. Лидерство же – совсем иное понятие. Это управленческий комплекс, который призван менять ситуацию, улучшая ее.

 

О глобальных вызовах в мире и необходимости  изменений  

в системе образования.

Если говорить о причинах, вызвавших необходимость изменений в подходах к управлению, то они заключаются в следующем. Технологические изменения, происходящие в мире, оказывают огромное влияние на изменения в образовании в целом и в школе, в частности.

Только задумайтесь: в современном мире происходят 4 главные движения, которые оказывают влияние на все, происходящее в мире:

1.движение людей в мировом пространстве,

2.движение финансов,

3.движение информации (интернет появился в 1990 г.),

4.движение культур (наука, музыка, спорт, мода, ресторанная культура и т.д.).

Как это влияет на нас, можно представить. А вот то, что в связи с этим людям необходимо иметь «5 умов», мы должны не только сами понимать, но и донести это до учащихся, так как именно им жить и далее в быстро меняющемся мире. Какие это умы?

1.дисциплинированный разум – изучить какой-либо предмет, науку – это то, как мы видим мир;

2.творческий, креативный разум;

3. аналитический ум - получая различную информацию, мы должны уметь синтезировать и анализировать ее;

4.уважительный (толерантный) разум – мы живем в изменяющемся культурном мире, нам необходимо уважение к другим культурам;

5.этический разум – каждый должен задуматься, что я должен и могу сделать доброго и полезного для людей.

Английский деятель образования Питер Друкер говорил: «Школы настоящего времени скоро исчезнут». Интерпретируя  эту мысль, можно сказать, что  быстро меняющийся мир заставляет меняться все вокруг.  Действительно, задача современной школы звучит так: учить учащихся  как учиться (эффективным способам и приемам обучения), а не только что учить (фактический учебный материал).

Таким образом, учитывая вышеперечисленные факты, мы еще раз убеждаемся, что и в системе образования необходимы перемены. И они происходят в настоящем, но сегодня мы говорим о переменах в подходах к управлению школой.

По словам английского профессора в области образования Джона Весборна, лидерство – это перемены. Существует много определений понятия «лидер». Но ясно одно – чтобы внести перемены, надо быть лидером. Мир меняется, и мы должны меняться вслед за ним. Лидер не только идет дальше, он трансформируется – изменяется. Перемены – это не просто, все  люди разные. Для большинства людей перемены – это изменения личностного характера. Загвоздка как раз в том, что необходимы личностные изменения. Если лидер хочет внести перемены, то ему необходимо быть вовлеченным в них самому. То есть нам самим необходимо задуматься, что нужно изменить в себе и вокруг себя, чтобы начать перемены.

 

Черты/особенности лидеров

Как уже стало понятным, лидерству необходимо обучаться, развивать в себе черты лидера. В своей книге «Семь шагов эффективного лидера» Стефан Кови выделил 7 навыков лидера.

1. Про-активность. Человек не должен останавливаться на проблемах, контролировать их, он должен искать возможности, чтобы двигаться вперед и концентрироваться на будущем.

2. «Начинай думать с конечного результата». Думай о том, чего бы ты хотел достичь, каким бы хотел стать ты и твой коллектив, твои ученики.

3. «Лидер ставит все по порядку», т.е. ставит перед собой приоритеты.

4. Развитие навыка «выиграл-выиграл». Развитие мышления, настроенного на победу: и лидер, и его последователи выигрывают.

5. Стремиться понимать, а затем быть понятым. Эта черта поведения наиболее важна в создании отношений в процессе обучения. Из исследований известно, что учителя и руководители наиболее худшие слушатели, т.к. сами хотят произвести впечатление. Действительно, эффективный лидер умеет очень хорошо слушать. Существует правило - 20:80. Говори 20%, слушай 80%.

6.Синергия. Признание того, что другие тоже могут быть энергичными и успешными. Если люди отличаются от нас, это не значит, что они не правы. Руководители должны укреплять доверие и взаимопонимание, чтобы было меньше конфликтов.

7. «Заточите пилу». Эффективные лидеры  в течение всей жизни продолжают обучение, учатся новому, разрабатывают стратегии, чтобы хорошо выполнять свою работу.

 

Что еще необходимо в развитии лидерских качеств? Есть три составляющие в человеке, в его поведении, мировосприятии: 1) то, во что мы верим, 2) что мы говорим и 3) что мы делаем. Все три составляющие в нас, как в лидерах,   должны быть гармоничны, созвучны – верить, говорить, делать.

 

Кроме того, существует 11 стратегий эффективного лидера:

1.Необходимо четко формулировать цели и задачи.

2.Быть последовательным.

3.Быть полным решимости и энтузиазма.

4.Иметь высокие надежды.

5.Укреплять доверие.

6.Контролировать и поддерживать людей, которые решают вопросы.

7.Вырабатывать диалог в обучении.

8.Осуществлять энергичное и эффективное управление.

9.Руководствоваться изменениями и всегда искать методы улучшения.

10.Продолжать заниматься и развиваться профессионально и контролировать, чтобы все подчиненные имели такую возможность.

11.Постоянно развиваться и совершенствоваться культурно.

 

Лидерство часто связывают с успешностью. На сегодняшний день существует много литературы о лидерстве. Одна из книг - работа Дэниэла Гоумена «Эмоциональный интеллект», 1995 г. В ней, в частности,  говорится, что самые успешные люди не обязательно самые интеллигентные или интеллектуальные, а у очень умных людей не обязательно есть все необходимые жизненные навыки. Оказывается, показателем успешности является не только интеллект, но и эмоции - эмоциональный интеллект, который включает в себя посвященность, чувствительность, рефлексивность. У настоящих лидеров высокий эмоциональный интеллект. Самые успешные люди рефлексивны. Кроме того, для лидера важно развитие компетенций, таких, как

· персональная компетентность – то, как мы управляем собой (такие качества, как самосознание, самоуправление: саморегулирование + мотивация),

· социальная компетентность – то, как мы управляем отношениями.

Всегда нужно понимать свои «+» стороны и уметь управлять собой. Когда мы  научимся понимать себя, мы будем понимать других. А обратная связь, общение с другими дадут возможность управлять собой, своими особенностями, менять себя.

 Лидерство, как и успешность, предполагает определенный личностный рост. В английском языке есть глагол GROW –  «расти». В интерпретации к теме лидерства его можно представить так:

Ggoal – цель – чего я хочу,

Rreality – реальность – что происходит,

Ooption – опции – что я мог бы сделать,

Wwill – будет – что я буду  делать.

 

Подходы к развитию лидерства в коллективе

Профессиональное развитие педагога  – это его собственная профессиональная и личностная активность, готовность обучаться. Важно – каждому учителю вести исследование в действии в рамках класса, школы. Задача лидеров – заместителей и помощников директора - научить учителей с помощью лидеров, прошедших курсы повышения квалификации по уровневым программам, заниматься исследованием в действии.

Выделяют 6 областей профессиональной практики, в которых может проявить себя лидер:

·        лидерство в преподавании и обучении,

·        развитие себя и других,

·        осуществление изменений,

·        инновации и перемены,

·        осуществление управления школой,

·        вовлечение и работа с сообществом.

Чтобы происходили перемены, каждый член коллектива должен делать что-то из этих  обязанностей!  Лидерство напрямую связано с развитием, так как несет в себе позитивные изменения, движение вперед, внутреннее развитие человека, системы - в данном случае развитие школы. 

Таким образом, лидерство выступает, как обоснованная необходимость  современной действительности, в том числе в системе образования, так как отвечает современным вызовам и тенденциям, происходящим в настоящее время.

Майкл Фуллан в своей работе  «Нравственный императив» отметил, что нужны три составляющих, чтобы повысить потенциал учителя и потенциал коллектива школы

(С-потенциал = навыки и знания учителей * мотивация * возможности).

Если упустить хоть одну из составляющих, не будет возможности построить потенциал коллектива и отдельного учителя. Необходимо помнить об этом, чтобы строить инновации. Кто и как должен организовать эту работу?

Источник решения проблем - распределенное лидерство. Современный руководитель - лидер должен уметь распределять руководство. Его задача - развитие лидерства на всех уровнях. Как это осуществить?  Развитие лидерства  на всех уровнях в школе происходит через повышение квалификации лидерства для учителей. В английских школах работают внутришкольные и межшкольные программы  развития лидерства среди молодых учителей, а также других групп учителей.

 

Управление инновациями в школе.

Для руководителя – лидера  важно иметь видение, образ своей школы, перспективу ее развития и подчинить всю свою работу и работу педагогического коллектива, как единой команды, достижению этой цели. Одно общее видение для всего коллектива, которое поможет достичь поставленной цели. Задача руководителя - лидера - дать коллективу навыки по достижению этой цели, мотивировать их.

В продвинутых странах, где результаты исследований PISA высокие, подход к обучению очень индивидуален – фокусируется на творческом обучении.  Здесь возможны риски, но это своего рода плюсы – учиться на своих ошибках, здесь главное – ответственность и доверие. Культура доверия складывается из понятия – «я выполняю ради себя, а значит - выполняю ради других».  В школе с высоким уровнем доверия всегда хорошие показатели. Что является показателем доверия в коллективе - степень открытости и степень готовности к риску.

Руководитель является стражем доверия в коллективе. От высокого уровня контроля – к высокому уровню доверия. Люди, которым вы доверяете, должны знать, что они должны делать и отвечать за свои дела, иметь ответственность. Как лидер, руководитель может и должен полагаться на других, проводя изменения. Если Я, как лидер,  постоянно учусь, слежу за обучением коллег, провожу диалог с коллегами, возможны изменения к лучшему.

 

Считается, что лучшая практика – это опыт, который уже применяли, и если он дает хорошие результаты где-то, а я вношу его в свою практику. А есть инновации – как что-то полностью иное, то, чего еще не было раньше.  Чтобы развиваться, мы должны использовать какой-либо опыт, но изменения происходят тогда, когда мы вносим трансформационные изменения – меняя что-то полностью.

Существуют три элемента изменений – три составляющих, на которых строятся изменения:

П = R – серьезная причина для изменений (горящая платформа);

В=  V – четкое видение будущего, куда мне/нам нужно идти, могу ли я нарисовать картину того, что я хочу;

П = Pплан по достижению будущего;

У = C успешность и устойчивость программы.

 

Лидер должен задать себе 7 вопросов:

1.что является серьезной проблемой? – формулировка проблемы

2.зачем я должен внести изменения, почему (мы должны еще и объяснить людям, почему и зачем нужны изменения)? – постановка цели

3.кого нам вовлечь в процесс изменений? - сотрудничество

4.чего мы хотим достичь, где хотим оказаться? – видение перспективы

5.какие у нас есть варианты, выбор? – выбор вариантов достижения цели

6.как нам это сделать? - планирование работы

7.каких результатов мы хотим достичь и когда мы хотим их достичь? – ожидаемые результаты

 

К лидерству через изменения культуры

Становление педагога - лидера предполагает изменения его культуры. Культура учителя в том, что он должен быть открытым в учебном процессе. И тогда важным становится изменение культуры школы  в целом.  Для этого необходимо построить отношения на доверии, партнерстве, проявлении профессиональной щедрости, открытости коллектива в целом и каждого в отдельности. Способность развиваться зависит от каждого учителя и коллектива в целом (доверие и ответственность во взаимодействии). Важно – развивать доверие в сотрудничестве.

Любые изменения идут через КУЛЬТУРУ, так как улучшение практики  преподавания возможно через ЛИЧНОСТНОЕ и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ учителя.

Все еще бытует мнение, что диплома достаточно для работы на долгие годы. Нет, учитель должен повышать свой профессиональный уровень, учиться, как его ученики. В Европе – если ты считаешься хорошим учителем, ты должен постоянно доказывать это!!! Если ты не развиваешься и не работаешь над собой и своей практикой, ты не можешь и не должен работать. Если мы хотим изменить систему, изменить свою школу, способствовать ее развитию – мы должны изменить себя. НАЧНИ ИЗМЕНЕНИЯ В СЕБЕ!

 

В заключении хотелось бы привести высказывание английских ученых и мыслителей в области педагогики и образования, в котором отражены потенциальные возможности современного педагога, как главного образа, связанного с переменами в образовании.

«Когда даны возможности руководить, преподаватели могут влиять на работу школьных реформ. Пробуждение «спящего гиганта»  - руководящего преподавателя - есть неограниченный потенциал в создании реальной разницы в темпе и качестве образования, глубине школьных изменений».

Остается выразить надежду на то, что современные управленцы - лидеры системы образования создадут все условия, чтобы этот «спящий гигант» пробудился и претворил весь свой потенциал в практику образования, на благо наших будущих поколений, на благо всего Казахстана!


 

Развитие лидерства. Новый взгляд на управление современной школой

Развитие лидерства. Новый взгляд на управление современной школой

Английский деятель образования

Английский деятель образования

Руководители должны укреплять доверие и взаимопонимание, чтобы было меньше конфликтов

Руководители должны укреплять доверие и взаимопонимание, чтобы было меньше конфликтов

O – option – опции – что я мог бы сделать,

O – option – опции – что я мог бы сделать,

Задача руководителя - лидера - дать коллективу навыки по достижению этой цели, мотивировать их

Задача руководителя - лидера - дать коллективу навыки по достижению этой цели, мотивировать их

Способность развиваться зависит от каждого учителя и коллектива в целом (доверие и ответственность во взаимодействии)

Способность развиваться зависит от каждого учителя и коллектива в целом (доверие и ответственность во взаимодействии)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017