Нарушение интеллекта у ребёнка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотьемлимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин затрудняющих формирование у детей олигофренов двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации. Системное изложение основных недостатков развития двигательной сферы учащихся вспомогательной школы может быть представлено в следующих классификационных показателях.
1. Нарушение физического развития: отставаниеНарушение интеллекта у ребёнка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотьемлимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин затрудняющих формирование у детей олигофренов двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации. Системное изложение основных недостатков развития двигательной сферы учащихся вспомогательной школы может быть представлено в следующих классификационных показателях.
1. Нарушение физического развития: отставание
Реферат
"Развитие ловкости у детей с
умственной отсталостью через
подвижные игры"
Цели и задачи
1. Наблюдение за физическим развитием умственно отсталых детей.2. Сбор и анализ литературы по теме – развитие у детей такого качества как
ловкость.
3. Выработка практических рекомендаций по данной проблеме.
4. Подбор и рекомендация игр для проведения работы по развитию у детей
такого физического качества как ловкость.
ВведениеНарушение интеллекта у ребёнка в преобладающем большинстве случаев
сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой
неотьемлимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной
из главных причин затрудняющих формирование у детей олигофренов
двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые
отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на
социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности,
последующей трудовой адаптации. Системное изложение основных недостатков
развития двигательной сферы учащихся вспомогательной школы может быть
представлено в следующих классификационных показателях.
1. Нарушение физического развития: отставание в длине и массе тела,
нарушение осанки, деформация стопы, нарушения в развитии грудной клетки и
т.д.
2. Недостатки в развитии основных движений: неточность движений в
пространстве и времени, неумение выполнять ритмичные движения, грубые
ошибки при дифференсации мышечных усилий, низкий уровень развития
функции равновесия, отсутствие лёгкости и плавности в движениях и т. д.
В процессе физического развития детей олигофренов необходимо
руководствоваться тем, что активная двигательная деятельность ребёнка
способствует развитию всех зон коры больших полушарий мозга, содействует
улучшению координации межцентральных связей, формированию двигательных
взаимодействий, повышению умственной работоспособности. Если занятия
физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных
недостатков условие активного общего развития, то для детей олигофренов
физическая культура является вместе с тем одним из основных средств
устранения отклонений в двигательной сфере.
Отсюда следует, что одной из главных задач физического воспитания во
вспомогательной школе является: формирование и совершенствование
двигательных умений и навыков, коррекция и компенсация нарушений
физического развития и психомоторики, а в частности развития такого
физического качества как ловкость.Литературный обзор
Следует отметить, что в современной теории физического воспитания методика
развития ловкости является наименее разработанной. До настоящего времени
отсутствует чёткое понимание природы ловкости, разноречивы данные о её
структуре и возрастных особенностях проявления, не разработаны научно
обоснованные критерии оценки уровней развития ловкости в спорте, в трудовой
деятельности в условиях повседневной жизни. Многие рекомендации по
методике развития ловкости не имеют достаточного экспериментального
обоснования. Анализ литературных источников показывает, что проблема
развития ловкости нуждается в глубокой теоретической и экспериментальной
разработке.
Особый интерес в этой области вызывает работа И.М.Туревского,
В.П.Филина, Л.Б.Комфона. В своей книге «Зигзаги ловкости» они особенно
глубоко затрагивают эту проблему. Авторы представляют свой опыт по данной
проблеме, результаты собственных исследований. Дают рекомендации, приводят
различные упражнения и игры, развивающие ловкость. А главное приводят
разнообразные тесты для оценки различных проявлений ловкости. Также
интересна книга В.И.Ляха – «Координационные способности школьников», в
которой автор подробно останавливается на данной проблеме. Приводит
интересные высказывания, даёт полезные советы для практической работы.
Делится опытом работы с детьми.
Также для подбора тестов определяющих развитие ловкости стоит
обратиться к работе Бубе.Х, Штюблер.Х, Трогш.Ф. «Тесты в спортивной
практике». Сделанный ими подбор тестов позволяет наиболее эффективно
проводить тестирование и наблюдать школьников.
В свою очередь статья БеляеваЛ.В., ГригорьеваВ.М. «Игры народов
СССР» позволяют оценить роль игры в развитии у детей ловкости. Подобрать
игры соответствующие любому возрасту, физической и психической
подготовленности. Даются рекомендации по их применению.
Во всех приведённых изданиях авторы пытаются, так или иначе затронуть
проблему развития у детей ловкости, дать практические рекомендации, советы.Ловкость и её проявления
Одним из первых попытался определить сущность ловкости доктор
Большинство отечественных и зарубежных авторов рассматривают ловкость
как комплексное двигательное / физическое и психологическое / качество, либо
как совокупность определённых способностей.
Ф.Лагранж.
Ловкость – пишет автор – зависит гораздо больше от мозга, чем от чего
либо и это качество не всегда выражается особенностями строения тела.
Ловкость есть качество, прежде всего врождённое: человек делается сильным,
но ловким родится.
Большинство исследователей таких как – А.П.Матвеев, В.М.Зациорский,
В.И.Платонов определяют ловкость как «Вопервых – способностью быстро
овладевать новыми движениями /способность быстро обучаться/ и вовторых,
как способность перестраивать двигательную деятельность в соответствии с
требованиями внезапно меняющейся обстановки».
Ловкость – есть способность двигательно выйти из любого положения, т.е.
способность справиться с любой возникшей двигательной задачей.
1. Правильность движений
/ т.е. адекватно и точно /
2. Быстрота
/ т.е. скоро /
3. Рациональность движений
/ т.е. целесообразно и экономично /
4. Находчивость
/ т.е. изворотливо и инициативно /
Из всех выделенных черт ловкости на первое место можно поставить
находчивость. Вся суть двигательной ловкости заключается, прежде всего, в
способности найти выход из любого положения, в наличии у центральной
нервной системы средств к разовому импровизированному, но адекватному
решению неожиданной или нешаблонной задачи.
Условно ловкость включает в себя следующие компоненты:
1. Ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных
со сменой позы / «телесная ловкость» /.
2. Ловкость, проявляемая в действиях, связанных с передвижением
в условиях усложнённой и меняющейся обстановки./ например, бег и передвижение на лыжах по пересечённой месности, слалом,
преодоление препятствий, лазание, перелезание и т.д. /
3. Ловкость, проявляемая в упражнениях с изменяющимся
сопротивлением. / перетягивание, борьба и т.п. /
4. Ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами. / броски и
ловля, перебрасывания, женглирование, метания и т.п. /
5. Ловкость, проявляемая в упражнениях требующих согласованных
усилий нескольких участков. /садиться и вставать вдвоём, держась за руки;
поднимать вдвоём или втроём партнёра или какуюлибо тяжесть; перепрыгивать
вдвоём, втроём через препятствие держась за руки и т.п. /.
6. Ловкость, проявляемая в командных упражнениях требующих
тактически согласованных действий, в играх с тактическим противодействием и
взаимодействием участников. / «Баскетбол», «Мяч капитану» /
Основополагающим принципом является утверждение о том, что ловкость
накапливается с двигательным опытом. Можно утверждать, что каждый новый,
хорошо усвоенный двигательный навык повышает и общий уровень ловкости.
Особенно плодотворно для общего развития двигательной ловкости овладение
разносторонними, несходными между собой двигательными навыками, которые
будут взаимно дополнять друг друга. Многие исследователи указывают на
возможность тренировки ловкости путём специальных воздействий на главные
признаки, нашедшие своё отражение в её развёрнутом определении.
Правильность движений / их адекватность и точность /
лучше всего развивать с первых шагов «закладки» нового двигательного навыка.
В начальной стадии формирования двигательного навыка возможно, по мнению
Н.А.Бернштейна «снисхождение» по части скорости и силы, но никоим образом
не в отношении правильности и точности. «Выработка и повышение точности в
какомнибудь одном навыке – пишет он, очень заметно улучшает её и во
множестве других».
Пример: Бег с захлёстыванием голени. В первую очередь обращать внимание
на правильность положения туловища, головы. Пятки должны доставать до
ладоней и т.д. Только потом выполнять в быстром темпе и с увеличением
частоты шагов.
Быстрота
как существенный признак ловкости, также относительно
хорошо поддаётся тренировке. Не принижая роли «моторной» быстроты
выделяется особое значение для проявления ловкости быстроты
«психологической» т.е. – быстроты находчивости, решимости, реакции и тому
подобное. И в этом случае подчёркивается значение развития антицитации, то
есть умения предвидеть и предугадывать.
Игра «Займи место»Играющие под музыку двигаются по кругу в центре, которого
находятся стулья, которых на один меньше чем играющих. После остановки
музыки каждый должен занять себе стул, сев на него. Оставшийся без стула
выбывает из игры.
Каждый игрок должен уметь предвидеть ход развития событий после
остановки музыки. Предугадать действия своих соперников и спланировать
свои. Проявить находчивость и решимость.
Рациональность движений – необходимое условие для ловкости, в
отличии от двух предыдущих признаков, не представляет собой общего
свойства. Правильность, точность, быстроту можно воспитывать вообще,
использовать свойственный им широкий перенос: рациональность движений
неотделима от самих движений и малосклонна к переносам. Поэтому о ней
приходиться заботиться применительно к каждому двигательному навыку.
Находчивость – главное ядро двигательной ловкости, прямо зависит
от накопленного двигательного опыта. Необходимо в процессе формирования
навыков сталкивать учащихся с разнообразными отклонениями и осложнениями
в заданиях. Такого рода упражнения с непре5двиденностями постепенно
превращаются для учащихся в упражнения на предвидение. И всё больше и
крепче оснащают его по самому основному стержню всей двигательной
ловкости.
Пример: «Бег по кочкам»
Учащиеся бегут по отметкам на полу. На отметки белого
цвета можно наступать, а на красные нет. При появлении красной отметки
/кочки/ нужно быстро сориентироваться, чтобы перестроить свои движения так,
чтоб не наступить на неё.
Также можно использовать игру «Сюрпризбол» /описание игры в приложении/.
Среди физических качеств ловкость занимает особое место. О нём трудно
сказать чего в нём больше физического или психического. Подчёркивая связь
двигательной ловкости с умственными способностями.
Изучая данный вопрос в своих работах, такие исследователи как
Н.А.Бернштейн, Ю.М.Портков отмечают, что двигательная ловкость – это
своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядом эта простейшая
форма находчивости постепенно перерастает в умственную находчивость.
Отсюда исходит, что умственно отсталые дети в силу своих физических, а в
большей степени психических недостатков сталкиваются с огромной проблемой
в проявлении данного качества. Р.Д.Бабенкова, Н.А.Козленко отмечают, что
кинестетическая чувствительность учеников вспомогательной школы развита
хуже,
вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при
выполнении сложных движений, где требуется управление движениями, чёткое
дозирование мышечных усилий, точность движений, перекрёстная координация
движений, пространственновременная организация двигательного акта,
словесное опосредование движений.Работа с такими детьми по развитию у них ловкости и всех его
качественных проявлений является наисерьёзнейшей задачей. Целенаправленная
и систематическая работа по данному вопросу положительно сказывается на
физических и умственных способностях детей. Приводит к положительному
результату не только в овладении трудовыми навыками и последующей
трудовой адаптации, но и социализации личности.
Подвижные игры как одно из средств развития
ловкости.
Педагоги всех времён отмечали, что игра оказывает благотворное
влияние на формирование детской души, развитие физических сил и
способностей.
Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка. Такова уж природа
детства. Ему непременно свойственны повышенная эмоциональность и
любознательность, стремление испытать свою силу, ловкость, желание
фантазировать, открывать тайны, стремиться к чемуто трудному, далёкому и
прекрасному. Без игры детям жить скучно и не интересно.
Чем же игра привлекает мальчишек и девчонок? Прежде всего, интересен сам
процесс действий, постоянно меняющаяся игровая ситуация. Приходится
самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель,
взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость
и силу.
Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребёнка
положительные эмоции, приятное волнение. В процессе игры незаметно для
детей происходит их развитие. Если в повседневной жизни, открыто
поставленные педагогические задачи, как правило, встречают со стороны детей
противоречие, то в игре они идут, охотно на встречу педагогу стремясь к
взаимодействию для достижения игрового результата. Да и вообще одно из
основных преимуществ игровой деятельности состоит в том, что в игру ребёнок
всегда вступает добровольно.
Исследователи игровой деятельности
/Н.П.Вайзман, А.А.Дмитриев/ подчёркивают её уникальные возможности в
физическом и нравственном воспитании школьника, особенно в развитии
познавательных интересов, выработке воли и характера, формирование умения
ориентироваться в окружающей действительности. Можно говорить, что игрысодействуют и умственному развитию, что так необходимо для детей
олигофренов. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, мгновенно
реагировать на действия соперника и партнёра. Игры развивают так называемую
внутреннюю речь и логику. Ведь играющему приходится выбирать и совершать
из множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению,
целесообразную. Всё это очень важно и в огромной мере способствует развитию
у детей олигофренов такого качества как ловкость. Подвижные игры, которые
включают в себя разнообразные двигательные действия /ходьба, бег, прыжки,
метания / позволяют преодолеть у учащихся вспомогательной школы нарушения
пространственной ориентировки.
Можно использовать такие игры как «У ребят порядок строгий», «Слушай
сигнал» 12 класс, «К своим флажкам» 3 класс, «Делай, как я говорю», «Кто
быстрей» 4 класс.
Улучшают выполнение движений на точность 23 класс «Делай
как я», «Мяч в корзину», 34 класс «ловкие».
координацию «Салки мартышки» 34 класс.
равновесие «Лучший поворот» «Кто сделает меньше шагов»
Важное значение для развития рук имеют игры с мелкими предметами,
малыми мячами «снайперы», «бестас». Они повышают тактильную и мышечно
двигательную чувствительность, совершенствуют движения рук и пальцев. Для
развития ловкости полезно обновлять знакомые игры, вводить дли играющих
решение новых задач на координацию движений. Проводить игры с более
сложными правилами коллективных и индивидуальных действий.
Игра «Салки» /Водящий должен осалить любого игрока, коснувшись его
рукой, и он стаёт водящим. Можно усложнить игру, придать ей новую
направленность, введя новое правило «нельзя осаливать игрока выполняющего
задание» приседание, повороты и т.п.
Игра «Охотники и утки» разнообразить игру, усложнить её, поставить,
перед детьми новые задачи можно проводя игру с двумя мячами.
По моему мнению, прежде чем объяснять правила игры, необходимо
поставить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру.
Рассказ должен быть кратким, логичным, последовательным.
Рекомендуемый план:
1. Название игры.
2. Роль игроков и их место расположения.
3. Ход игры и цели.
4. Её правила.
Для лучшего усвоения игры рассказ лучше сопровождать показом.
В своей работе я стараюсь, как можно шире использовать
различные спортивные и подвижные игры. Практически не проходит не одногоурока, чтобы в нём не присутствовала какая либо игра. Они помогают
разнообразить уроки, придать им положительную эмоциональную окраску,
добиться поставленной перед уроком задачи.
Для развития внимания применяю такие игры как «Карлики и великаны»,
«Слушай мою команду», «Группа смирно».
Интересная игра для развития памяти и мышления «Угадайка» /дети
должны вспомнить – сколько окон в классе? , какого цвета парты? и т.п./
Для развития ловкости я все игры, любой направленности / на развитие
силы, скоростных качеств, ориентировки в пространстве и времени / стараюсь,
как можно чаще изменять. Вносить в них постоянно какуюто новизну. Можно
слегка изменить правила, сменить ориентиры, сделать двух водящих, изменить
исходное положение. Всё это позволяет ставить перед ребятами всё новые и
новые задачи. Заставлять детей мыслить, принимать решения в кратчайшие
сроки, согласовывать свои действия с действиями соперника и партнёров по
команде, уметь предвидеть ход развития событий.
Пример: «Салки»
Игрок должен осалить любого из играющих задев его рукой за плечо
1. Нельзя осаливать игрока выполняющего задание /приседания/
2. Нельзя осаливать игрока находящегося в домике /в обруче/
3. Догонять игроков можно только:
а) на двух ногах
б) на одной ноге
4. Догоняя, любого из игроков водящий должен строго выполнять все
движения, которые выполняет данный игрок.
5. Нужно не осалить, игрока задев его за плечо, а выдернуть у него хвост.
6. Отметить зоны, куда игрокам забегать нельзя, а водящему можно.
7. Использовать двух водящих одновременно и т.п.
По данному примеру можно изменить любую игру. Но любое изменение или
дополнение вношу с учётом возрастных особенностей детей, а также их
физической подготовленности. По мере освоения предыдущих правил игры.
Я вношу такие изменения в игру, чтобы ни один участник не выбывал из игры, а
лишь изменялась его задача. В результате этого ученик не просиживает на
скамейке, а вынужден вновь и вновь проявлять и совершенствовать все свои
физические и психические качества.
Пример: «Охотники и утки»
Подстреленная «утка» становиться охотником или выполнив определённое
задание / 5 приседаний, 4 отжимания и т.п. / может вновь войти в игру в качестве«утки». В результате такой постановки игры можно решать множество других
дополнительных задач, на уроке применяя различные задания для выбывших из
игры.
Особым интересом у ребят пользуются занятия спортивного кружка, в
работе которого дети принимают активное участие. Занятия в кружке являются
хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления
здоровья и закаливания занимающихся, достижения всестороннего развития,
широкого овладения физической культурой, умения самостоятельно заниматься
спортом, формирования моральных и волевых качеств. Подготовка в процессе
занятий к труду, к активной общественной деятельности. Занятия в кружке
предоставляют огромное поле деятельности непосредственно для работы над
проблемой развития у детей ловкости. На кружке дети закрепляют и
совершенствуют те знания и умения, которые они получают на уроках
физической культуры. В своей работе по проведению спортивного кружка я
опираюсь на программу по физической культуре для вспомогательной школы.
Особое значение я придаю общей физической подготовке детей, которая
является основой занятием спортом. На своих занятиях мы с ребятами
выполняем небольшие пробежки /1,52 км /, лыжные вылазки, велопрогулки.
Интересно проходят занятия с использованием спортивных снарядов и
приспособлений, находящихся в зале и в спортивном городке. Особой
популярностью пользуются занятия, проходящие в тренажёрном зале. Многие
ребята систематически посещают данные занятия, с удовольствием выполняют
на тренажёрах все предлагаемые задания.
Основной направленностью кружка всёже остаётся занятие спортивными
играми. Учащиеся начальных классов в основном играют в подвижные игры,
развивающие различные физические и психические качества. «Охотники и
утки», «Защита укрепления», «Третий лишний», «Волк и гуси», «День и ночь» и
т.п. Но постепенно игры усложняются и уже принимают особую направленность
к тому или иному виду спорта или спортивной игры.
Например:
Так игры «Перестрелка», «Сюрпризбол» направлены на прививание навыков
игры в «Пионербол», а затем и «Волейбол».
«Салки с мячом», «Сбор картошки», «Хвосты», «Мяч капитану» направлены на
прививание навыков игры в »Баскетбол».
Занятия со старшей группой в основном направлены на совершенствование
техники и тактики игры по различным видам, подготовке к общешкольным иРеспубликанским соревнованиям. Учащиеся старших классов помогают в
организации и проведении тренировочных занятий для малышей, а также
соревнований проводимых в школе.
Соревнования по различным видам помогают ребята проявить себя, используя
при этом весь свой потенциал и двигательный опыт, накопленный в ходе занятий
на уроках физической культуры, а также на спортивных кружках.
Продемонстрировать свою ловкость.
Баскетбол, пионербол, футбол, хоккей на полу, настольный теннис, шашки,
лыжи, лёгкая атлетика, гимнастика армрестлинг виды спорта, по которым
проходят соревнования в школе.
Каждое соревнование проходит при огромном соперничестве и желании
победить. Особо интересно и эмоционально проходят те соревнования, в
которых принимают участие взрослые. Желание победить в соперничестве со
своими воспитателями или учителями вызывает у детей дополнительную
энергию, желание заниматься физической культурой, вести здоровый образ
жизни. В последние годы в нашей школе уже стали традиционными встречи
между учениками и педагогами по минифутболу, баскетболу, лыжам. Интересно
проходит конкурс К.В.Г.. И не всегда педагоги празднуют победу, уступая
детям.
«Весёлые старты», «Необитаемый остров», «Зимние забавы», «Царь горы»,
«Рыцарский турнир» всё это любимые забавы учащихся младших классов, в
которых соперничество ничуть не меньше чем у старшеклассников. Но всёже
наибольшей популярностью в школе пользуется игра «Зарница», которую я
провожу 2 раза в год. 23 февраля и 9 мая. В эти дни почти вся школа делиться
на две армии, которые пришивают пагоны и превращаются в два боевых лагеря
после чего развёртываются настоящие боевые действия с «убитыми» и
«ранеными». Разгромленными боевыми штабами и знамёнами, развевающимися
на ветру. Данная игра помогает найти взаимопонимание между детьми и
взрослыми, сближает их. Здесь проявляются все лучшие качества каждого.
Вся проводимая работа позволяет укреплять здоровье детей, прививать любовь
к занятиям физической культурой, развивать моральные качества, а также
физические. А в частности развивать у детей ловкость.
После такой целенаправленной работы по развитию ловкости учащиеся быстрее
усваивают новые сложные упражнения, технические приёмы. Это им помогает в
учёбе, в овладении профессиональными навыками.Описание тестов
1.
Оценка способности к кинестетическому дифференцированию.
Выполнение: К стенке крепится гимнастический мат / 1:2м /, в центре мата
крепится обруч / диаметром 0,8 м /, в центре обруча набивной мяч / 1 кг /.
Ученик, стоя спиной к мишени в двух метрах от неё, бросает теннисный мяч в
цель над головой или плечом.
После объяснения даётся одна пробная и пять зачётных попыток.
Оценка: попадание в мат 1 очко
в дугу обруча 2 очка
между обручем и мячом 3 очкав мяч 4 очка
Для младших школьников: «отлично» 8 очков
«хорошо» 6 очков
«удовлетворительно 4 очка
«достаточно» 3 очка
2. Бросок в движущуюся цель
На высоте 2,3 метра к стене крепиться верёвка длиной 0,6 метра, к которой
привязан обруч диаметром 0,8 метра.
Выполнение: Учитель отпускает обруч из горизонтального положения. Ученик
стоя в трёх метрах от стены, бросает мяч в обруч. когда тот движется в
обратную сторону. Даётся одна пробная и пять зачётных попыток.
Оценивается: Попадание в обруч 2 очка
в край обруча 1 очко
«отлично» 9 очков
«хорошо» 7 очков
«удовлетворительно» 4 очка
«достаточно» 2 очка
3. Оценка способности к ориентированию в пространстве.
Вокруг большого набивного мяча на расстоянии трёх метров по кругу
находятся малые мячи. Между ними расстояние 1,5 метра.Выполнение: Ученик стоит лицом к большому набивному мячу. По команде /
называется номер /, он поворачивается, бежит, дотрагивается до названного
мяча и возвращается обратно. После касания большого мяча поступает новая
команда. Упражнение заканчивается, после того как ученик пробежит три раза.
4. Оценка способности к динамическому равновесию /балансировке /.
Ученик, стоя в 1,5 метра от гимнастической скамейки, пальцами левой руки
под правой рукой берётся за правое ухо, на ладони вытянутой правой мяч. По
команде ученик бежит по скамейке, сталкивает набивной мяч, находящийся на
конце скамейки и возвращается обратно. Если ученик падает более трёх раз
попытка не защитывается. За каждое касание пола одна секунда штрафа.
Выполнение: Объяснение, демонстрация, одна попытка для выполнения.
/ кроме того, если было более трех ошибок нужно повторить /
5. Прыжки на разметку.
Выполнение: Ученик спрыгивает с ящика высотой 0,9 метра на
обозначенную линию / 1 метр от ящика / так, чтобы коснуться линии пятками.После объяснения ему даётся две попытки. Результат / в сантиметрах /
определяется по отклонению от линии / среднее из двух /.
Для младших школьников: «отлично» 3 сантиметра
«хорошо» 5 сантиметров
«удовлетворительно» 9 сантиметров
«достаточно» 12 сантиметров
Для старших школьников высота ящика увеличивается до 110 сантиметров,
расстояние до линии 1.52 метра.
6. Оценка способности к комплексной реакции.
Выполнение: На верхних концах двух гимнастических скамеек \ 1.2 метра /
учитель держит мяч. Ученик стоит за линией старта спиной / расстояние 1.52
метра / к скамейке / не глядя на мяч /. По сигналу учитель отпускает мяч.
Ученик поворачивается, бежит и останавливает катящийся мяч.
Оценка – расстояние, пройденное мячом / лучшая из двух попыток /.Оценки
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
«Отлично»
«Хорошо»
«Удовлетворительно»
«Достаточно»
11.0
11.9
13.3
14.3
10.8
11.6
12.8
14.2
10.8
11.5
12.4
14.2
10.5
11.3
12.0
11.0
7. Тест на балансировку.
1. Вариант на узкой стороне гимнастической скамейки выполнить 4
поворота налево / направо / в и.п. на время.
2. Вариант количество поворотов за 20 секунд. При падении те же
условия, что в оценке динамического равновесия.
Оценка
«Отлично»
«Хорошо»
«Удовлетворительно»
«Достаточно»
34 класс
7.5
8.5
10.3
11.9
Игры для развития локомоторной ловкости.
Прыжки на одной и двух ногах с продвижением специальной шайбы или без
неё в определённом порядке. /Классики/.
Африканские.Русские.
Доминиканские. Французские.
Резинка.
Серия прыжков по определённой программе с использованием натянутой
резинки. /Трудность повышается за счёт увеличения высоты поднятия
резинки/.Прыжки через скакалку.
Прыжки на двух одновременно, поочерёдно, со скрещенными ногами, со сменой
в руках ручек скакалки, на левой ноге. На правой ноге, в полуприседе, с двумя
прокрутами, с боковым вращением. Прыжки в парах стоя рядом или один за
другим.
«Сюрпризбол»
Игра проводится по правилам пионербола /волейбола/. Только вместо сетки
площадка перегорожена ширмой из материи или фанеры.
Ошибки видит судья на вышке.
Состав команды до 10 человек, каждая ошибка одно очко.
«Горизонтальбол»
К перекладине на верёвках подвязываются два мяча. По одному или два
игрока с каждой стороны стараются так ударить по мячу, чтобы он обернулсявокруг перекладины. Если он обернётся дважды, то, игрок его ударивший
получает очко. Игра идёт до 10 очков.
«Кольцепол»
На площадке, в спортивном зале играют две команды по 510 человек.
Инвентарь:
резиновое кольцо 510 сантиметров, деревянные палки
подобранные так, чтобы игрок мог, коснуться, пола только согнув ноги. /50
60 см/.
Цель игры: передовая палками кольцо друг другу, забросить его в ворота
соперника, и не пропустить в свои.
«Борьба за мяч»
В центре площадки руководитель подбрасывает мяч между капитанами. Они
стараются поймать его или отбить своему партнёру. Завладев, мячом игрок
стремиться передать мяч своему партнёру. Команда, выполнившая 10 передач
подряд, зарабатывает 1 очко. Игра длится 1015 минут. Побеждает команда,
занявшая большее количество очков.
Запрещается: вырывать мяч, бегать с мячом.
Правила можно изменять, приближая их к правилам игры в «Баскетбол».
«Мяч капитану»
Участвуют в игре две команды. В каждой команде выбирается капитан. Он
находится у лицевой линии площадки в кругу ограничивающего зону его
передвижения. Игроки каждой команды стараются перебросить мяч своему
капитану. За каждый пойманный капитаном мяч команда получает два очка.
Запрещается: бегать с мячом, толкать игрока другой команды, бить по рукам.
Можно изменять правила, приближая их к правилам игры в «Баскетбол».
«К своим флажкам»
Играющие образуют три круга. В центре каждого круга должен стоять водящий
с цветным флажком. У каждой команды свой цвет. Играющие двигаются по
кругу. По первому сигналу педагога все разбегаются по залу. По второму
сигналу, все останавливаются и закрывают глаза. В это время флажки
передвигаются. По третьему сигналу все бегут к своим флажкам. Выигрывает
команда построившаяся первой.
Игру интересно проводить под музыку.«Охотники и утки»
и уток. Утки
Играющие делятся на две равные команды. Охотников
располагаются в центре большого круга, а охотники за кругом. Охотники
перебрасывая мяч стараются осалить им уток. Осаленные утки выбывают из
игры. Когда будут осалены все утки, команды меняются местами. Выигрывает
команда , которая за меньшее время осалит всех уток.
Игру можно разнообразить, проводя ее с двумя мячами.
«Ловкие»
Обозначаются круги диаметром 3040 см, 1520 шт. Круги располагаются друг
от друга в 4060 см. Играющим дается задание –быстро и точно пройти по
кругам. Побеждает тот, кто быстро и точнее выполнит задание.
Круги можно раскрасит двумя цветами, при этом на одни можно наступать, а на
другие – нельзя.
«Салки мартышки»
Водящий преследует кого либо из игроков, стараясь осалить, но он должен как
мартышка, подражать всем действиям преследуемого.Игрок может запрыгать на
одной ноге , на двух ногах, пойти гусиным шагом и т д. Осаленный игрок
становится водящим.
«Невод»
Выбирается один водящий. Остальные участники игры свободно располагаются
на площадке. Водящий старается осалить любого игрока. Осаленный игрок
берется за руку с водящим, и они ловят следующего игрока. Затем ловят уже
втроем и т д. Пока не останется один игрок.
Водящим запрещается отпускать руки.
«Запрещенные движения»
Играющие становятся в круг. Руководитель предлагает играющим выполнять за
ним все движения, за
исключением «запрещенного», заранее им
установленного /например запрещено ставить руки на пояс/. Руководитель подмузыку начинает выполнять разные движения, а все играющие повторяют их.
Игрок делающий ошибку делает шаг вперед.
Наказание один круг прыжков на одной ноге.
«Защита укрепления»
Играющие образуют круг в центре, которого располагается «башня» / кегли,
флажки/. Выбирается водящий, который встает на защиту укрепления. По
сигналу учителя игроки стараются, бросая мяч сбить укрепления, а водящий –
защищает его. Игрок, сбивший укрепления становится водящим.
Игру можно усложнить, проводя ее с двумя мячами или двумя водящими.
«Вороны и воробьи».
Две команды – одна «вороны», другая «воробьи» становятся на расстоянии 1,5
2,0 м лицом друг к другу. Педагог подает команду «вороны» или «воробьи»
названная команда убегает за обозначенную линию, а другая команда старается
их осалить.
Игру можно проводить с элементами О.Р.У.
Игры для развития ручной ловкости.
«Бестас»
/Казахская игра «пять камешков» /
Количество игроков до пяти. Игру начинает первый и играет до ошибки. За ним
в игру вступает следующий игрок. Продолжая игру, игрок начинает с того
действия, в котором он ошибся.
1. Игрок разбрасывает пять камешков, выбирает один, подбрасывает его вверх,
подбирает один из лежащих камней и ловит подброшенный, откладывает в
сторону.
2. То же, но подбрасываются по два камешка.
3. То же, но сначала 3 потом 1.
4. Подбросив 1, подбираются 4.
5. Один подбрасывается, 4 в руке. Указательным пальцем коснуться 4 раза
пола. Поймать камень.
6. Четыре камня раскладываются в квадрат 2020.
7. Всё выполняется левой рукой.«Быстрые ладошки»
Надо пару подобрать
Да лицом друг к другу встать
Если чистые ладошки
Значит, можно начинать!
Важно строго по порядку
Всё быстрее без оглядки
Так в ладоши ударять,
Чтоб самим на удивленье
Все 16 упражнений
Без ошибки показать.
Не прохлопать, не зевнуть
Так держать! к победе путь
Если здорово играть
Можно лучшей парой стать
В состязании проворном
Интересном и задорном
Кто точнее и быстрее
Тот всех лучше и резвее.Используемая литература
1. Бабенкова Р.Д. Юровский С.Ю.
«Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной
школе» М. Просвещение 1977г.
2. Вайзман Н.П. «Психомоторика детей олигофренов» М. Педагогика 1976г.
3. Дмитриев А.А. «Коррекция двигательных нарушений у учащихся
вспомогательной школы средствами физического воспитания» Красноярск
1987г.
4. Лях В.И. «Координационные способности школьников» М. 1986г.
5. Пагадеев Г.И. «Книга учителя физической культуры» М. Физкультура и
спорт 1998г.
6. Туревский И.М. Филин В.П. «Зигзаги ловкости» М. Просвещение 1976г.
7. Журнал «Физкультура в школе»
1982г № 3, 5.
1987г №1, 6.
1989г № 1.
1992г № 4.
8. Журнал «Дефектология
1983г № 6.