Развитие любознательности детей 7-9 лет.

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 07.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Любознательность ребенка может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность. Временная периодическая, но систематически возникающая и положительно эмоционально окрашенная направленность ребенка на познавательный материал приводит к любознательности. Любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.Одним из главных условий развития способности задавать вопросы является позиция взрослого. Он учит ребенка видеть и формулировать проблему - ставить вопрос и отражать результаты познания. Отсюда значимым является отношение взрослого к спонтанным детским вопросам. Взрослый должен предоставить ребенку возможность самостоятельного поиска ответов, что в дальнейшем научит его думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Заняв такую позицию, взрослый открывает путь к формированию самостоятельности и критичности детской мысли. В то же время он должен постоянно побуждать детей "спрашивать".
Иконка файла материала Развитие любознательности-Нестеренко.doc
Развитие любознательности  детей 7­9 лет.  Из опыта работы руководителя   образцовой шоу­группы «Поющие Звёзды» Нестеренко Н.М.   основой Любознательность   ребенка   может являться возникновения устойчивого   познавательного   интереса, направленного на определенный предмет и определенную   деятельность.   Временная периодическая,   но   систематически возникающая положительно эмоционально окрашенная направленность ребенка   на   познавательный   материал приводит и       к любознательности.   Любознательность   позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.    По определению С.И.Ожегова "Любознательный ­ склонный к приобретению новых знаний, пытливый".   Не   менее   существенной особенностью любознательности   является то,   что   она   может   быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление,       работоспособность повышая ребенка. При наличии интереса или любознательности   знания   быстрее переходят в область активного ихиспользования, достоянием личности.   становятся   внутренним   Как   показали   наблюдения,   критериями уровня   развития   любознательности   и   форм   её проявления   являются:   стремление   длительно рассматривать, наблюдать, выяснять свойства и особенности явлений; эмоционально­ познавательная активность детей в   беседах,   в   обсуждении   виденного   и наблюдаемого; детские вопросы. предметов и       Вопрос   ­   форма   мысли,   выраженная   в   языке предложением, которое произносят   или пишут,   когда   хотят   что­нибудь   спросить,   то есть узнать какую­то информацию.  Причины возникновения вопросов у детей:   Во­первых,   ребенок   пытается   найти "новому" место   среди   ранее   усвоенных   знаний, подобрать соответствующее определение.  Во­вторых,   вопросы   появляются,   когда возникает   противоречие   между   прошлым опытом   ребенка   и   тем,   что   он   видит   и узнает.  В­третьих,   школьник   ставит   вопросы   и   когда   хочет   убедиться   в (это тогда, правильности   своего   вывода   категория вопросов­гипотез).   Вопросы   возникают   и   из непосредственного   восприятия, и из потребностей ребенка, и из общения   с   окружающими людьми, и из взаимодействия собстановкой.   Вместе   с   тем   многие   вопросы возникают на почве собственного размышления и интересов   ребенка,   когда   он   пытается сопоставлять,   сравнивать   и   в   связи   с   этим стремится заглянуть за пределы видимого; когда   например, он, не довольствуется простым созерцанием живых существ, неба,   солнца,   звезд,   прослушивания песен и музыкальных произведений, а хочет   знать,   откуда   они   и   как произошли.   Таким   образом,   с   помощью   вопросов дети стремятся познать то, что им еще не известно и не   совсем   понятно.   Вопросы   носят   познавательный и характер   свидетельствуют   о   развитии   любознательности, стремлении познать окружающий мир. Одним   из   главных   условий   развития   способности   задавать   вопросы является   позиция   взрослого.   Он учит   и формулировать проблему ­ ставить вопрос   и   отражать   результаты познания. значимым является   отношение   взрослого   к спонтанным   детским   вопросам. Взрослый   должен   предоставить   Отсюда     ребенка   видетьребенку возможность самостоятельного   поиска   ответов, что   в   дальнейшем   научит   его думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший   вопрос.   Заняв   такую позицию, взрослый открывает путь к формированию самостоятельности   и   критичности детской мысли.   В то же время он должен постоянно побуждать детей "спрашивать". Роль   взрослого   в   этом процессе   сводится   к   тому,   чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие интеллектуальную активность   ребенка и умение задавать вопросы.    На все вопросы детей надо  ­ ­ не стремиться   сразу  отвечать   на  вопросы   детей,  а спланировать   с   ребенком   план   действий   по самостоятельному нахождению ответов отвечать точно и доступно.  Более   того,   нужно похвалить   за   хороший вопрос, за желание узнать. Но   еще   лучше,   если   с пониманием   относится   к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно   находить ответы на вопросы.     Взрослые должны научить ребёнка задавать вопросы,формулировать вопросы так, чтобы они провоцировали ответ.   Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что­то не стыдно. Стыдно не узнать, если можно это сделать. Мы стараемся убедить детей, что задавать вопросы ­ это полезно: "Ты больше будешь знать, когда найдешь ответы". Поощряем детей, задающих вопросы. Например, Ваня спросил: Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар? Сам же и ответил: что молния это искра. "Молодец, ты задал хороший вопрос,   значит,   ты   следишь за  ходом  мысли,  думаешь"  и хвалим   ребенка   за  стремление  собственными силами   найти   ответы   на   возникающие   вопросы:   "Мне   понравился   твой вопрос", "Как он у тебя возник". Любознательность   детей     прежде   всего,   7­9   лет выражается,   в   их многочисленных   вопросах,   с   которыми   они обращаются   к   взрослым.   Эти   вопросы возникают   из   потребности   ориентировки   в окружающем их мире. Причинами постановки вопросов   является   обычно возникновение неопределенности в чем­либо, проявление чего­то неизвестного, загадочного, необычного,   действующего   на воображение детей, нарушение привычного порядка и вообщеразличные   заметные   изменения   в   мире   вещей   и   процессов,   окружающих ребенка.   Пробуждению вопросов и активности, а, следовательно, любознательности содействует такая форма работы   с   детьми,   когда они   становятся   перед новой   ситуацией   или новым   материалом,   в котором не все объяснено и основная активность рассчитывается на умственную деятельность ребенка, направляемую нами.     При проведении занятий, экскурсий и др. видов деятельности детей я внесла   некоторые   изменения   в   методику   проведения.   Стала   специально готовить детей к тому, что они должны были делать на экскурсии   в   парке,   на водоеме,   в   лесу,   ставила перед детьми задачу: познавательную   понаблюдать за окружающими   предметами и   явлениями,   заметить новое   для   них,   сравнить   с тем, что они видели раньше, отметить   в  этом   новом   неожиданное,   интересное,  непонятное,  постараться найти ему объяснение.   Во   время   экскурсии   детям   предлагаю задавать вопросы мне  и друг другу. При этом я не   давала   готовых   ответов,   а   предлагала   им подумать,   стараясь натолкнуть их на решение необычных и новых для них "загадок природы". Все это делалось с целью выявления уровня их любознательности и повышения их познавательной активности.   понаблюдать   самим, Затем   на   своих   занятиях   я   предлагаю детям   зарисовать   то,   что   им   понравилось   вовремя   экскурсии,   а   также просила   их   рассказать   другим детям, которые не участвовали в экскурсии,   о   том,   что   они видели,   и   что   им   более   всего понравилось.  Я веду детей туда, где они могли наблюдать   природу,   стараясь активизировать   их   внимание   и интерес к нужным предметам и вопросов и стараются  самостоятельно найти на них ответ.  Стараюсь   посещать   с   детьми   музыкальные   концерты,   регулярно   смотрим спектакли   в театре «Золотой ключик»,   различные представления и шоу в цирке. Сама провожу экскурсии по местам боевой славы героев Крыма. Все   это   помогает   мне   раскрыть эмоциональный   и   интеллектуальный   мир ребенка  Особое внимание уделяю анализу детских вопросов как одной из форм проявления любознательности   и   показатель   освоения картины   мира.   Существует   несколько групп вопросов. Первую   группу   составляют   вопросы, направленные   на   выяснение   внешних признаков предметов, например: "Какие иголки у сосны ­ длинные или короткие? А   у   елки?".   "Почему   цветы   цветут?", "Почему   одна   трава   растёт   высокая,   а другая   низкая?",   "У   домашних   цветов   Детям разные   листья.   Почему?". предлагалось наблюдать и установить различие,   сравнить   и   выяснить самостоятельно различие.образ Во вторую группу вошли вопросы, выявляющие   жизни животных, например: "Где бабочки ночуют?", "Что кушают медведи?", "Зачем   носорогу   два   рога?", "Почему   птицы   летают?",   "Зачем верблюду   два   горба?", "Почему   у слона длинный хобот?"     Третью   группу   вопросов составляли географические сведения,   например:   "   Откуда течёт ручей?", "Почему земля круглая", "Почему на Севере не тает лёд?", "Как появились горы?". Четвертая   группа   вопросов   ­   о   явлениях природы,   например:   "Какая   вода   в   ручье течет?", "Откуда идет дождь?" "Почему греет солнце?", "Что такое закат?", "Откуда берётся метель? ", "Для чего нужны облака?".    Пятая   группа   ­   об   общественных   сторонах жизни, например: "Чей это парк?", "Для кого он устроен?", "Кто деревья сажал?", "Для чего тут церковь?". Шестая группа вопросов   ­   о   строении   человека, например:   "Почему   на   голове   растут волосы?",   "Зачем   человеку   ногти?",   " Откуда в глазах появляются слёзы?". Седьмая   группа вопросов   ­   о человеческих взаимоотношениях,   например:   "Почему   взрослые ссорятся?", "Что такое любовь?", "Как я появился?" Восьмая группа вопросов – о музыке и композиторах ­ «Почему   композитор   выбрал   такие   средства музыкальной Какие выразительности?»,знаменательные события для страны происходили   в это время?,   «Почему   в   этом произведении играют те или иные музыкальные инструменты?»     Девятую группу составляют вопросы,   направленные   на средства   передачи   голосом и музыкальным инструментом эмоций. Например: «Как играла скрипка, что она хотела изобразить?, «Почему, когда грустно   поем   тихо?   А   когда   весело….   то   тоже   тихо?,   «Почему   о   любви говорим и поем шепотом?»   Детям 7­9 лет любопытно узнать об образе жизни человека, о способах передвижения   человека   и   животных   в   разных   сферах   (на   земле,   в   воде, воздухе,   под   землей),   о   труде   взрослых,   о разных профессиях. Они готовы представить себя на месте другого человека и понять, что именно трудно или легко сделать, как нужно поступить   в   той   или   иной   ситуации, запомнить   некоторые   правила   и   нормы       Они определенных поведения в обстоятельствах.   могут воспроизвести   длинные   цепочки разных   действий,   направленных   на достижение осмысленного результата. Чем   большими   знаниями   ребёнок обладает,   тем   больше   растёт   и   его любознательность. Самые лучшие ученики получаются из детей любознательных, так как   процесс   получения   знаний   им интересен.Таким образом, любознательные дети более инициативны, целеустремленны, трудолюбивы, настойчивы, уверены в себе, что способствует успеваемости в школе.   Следовательно,   развитие   любознательности   выступает   в   качестве одной из важных задач современного образования.

Посмотрите также