«Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»

  • Семинары
  • doc
  • 01.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы и несомненно пригодится другим специалистам ДОУ.
Иконка файла материала Статья Опытно-исследовательская деятельность и экспериментирование в ДОУ».doc
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Звездочка» «Развитие любознательности детей посредством опытно­исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ» Статья из опыта работы подготовила  старший воспитатель  Худякова  Наталья  Сергеевна станица Егорлыкская2015год                     Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком различны, то сам принцип познания остается одни и тем же – ребёнок, как и взрослый, познаёт окружающий   мир   в   процессе   самостоятельного   взаимодействия   с   этим   миром, активного экспериментирования с ним.            Я считаю, что каждый воспитатель вправе выбирать свои методы и формы работы,   свою   педагогическую   технологию,   но   обязательно   во   благо   ребенка.   Я использую   технологию   опытно­   исследовательской   деятельности   и экспериментирования.            Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой.   Так   дети   впервые   воспринимают   природу,   её   явления,   тянутся   к   ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь.              Я рассматривают экспериментирование как метод, близкий к идеальному! Знания,   почерпнутые   не   из   книг,   а   добытые   самостоятельно,   всегда   являются осознанными   и   более   прочными.Вот   на   этом   и   основано   активное   внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.             Опытно ­ экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума,   развивает   стремление   к   познанию   мира,   все   познавательные   способности, умение   изобретать,   использовать   нестандартные   решения   в   трудных   ситуациях, создавать творческую личность.            В моей группе созданы различные центры активности. И   детям   предоставлена   возможность   свободного   перехода   от   одного   вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и   т.д.   Оборудование,   материалы   и   обстановка   способствуют   развитию   каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого.             Тема исследования или опыта  может быть подсказана фантазией ребёнка, поэтому в центрах присутствуют   довольно   простые материалы:   бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. Такие   материалы   найти   довольно   просто.   А   вот   специальные   инструменты   и простейшие   приборы   собраны   в   мини­лаборатории   «Маленький   исследователь» силами коллег,  родителей и друзей детского сада.              Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Доминирующую     роль   в   этом   направлении   играет   поисково­исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий,общения, игры.               Я отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям­исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей.  И вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг!              Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой природой. В зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния воды, т.к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов. Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной, когда происходит пробуждение природы. На большом картографе можно вместе с детьми отмечать все изменения, которые  происходят со снегом, солнцем, деревьями, животными, птицами, насекомыми. Можно также отмечать рост и развитие растений, которые мы   сажаем   в   группе.   Дети   с   удовольствием   каждое   утро   приходят   к   ним   и интересуются, что произошло с посадкой. Я с детьми проводила и такие длительные опыты, которые наглядно помогают понять зависимость жизни растений от воды, кислорода   и   света:   «выпрямляющийся   стебель»,   «дыхание   листа»,   «в   погоне   за светом».                        Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается   причина   наблюдаемого   явления,   дети   подводятся   к   суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях.                       Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность   понять,   почему   всё   происходит   так,   а   не   иначе,   побуждает   к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.           Многие наши «исследования» начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений окружающего мира.                      Составной частью   моей работы по  развитию любознательности детей посредством   опытно­исследовательской   деятельности   и   экспериментирования   в ДОУ являются  досуги, праздники,   стенды, газеты,  практикумы  и  другие формы работы   с   родителями,   способствующие   обмену   семейным   опытом   по  обучению ребёнка  умениям и навыкам исследовательского поиска.             Результаты у моей работы есть!  Мои   малыши   ­     творческие   личности,   способные   к   активному   познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности,  они с удовольствием идут в детский сад, непринужденно  вступают во взаимодействие с взрослыми   и   детьми,   охотно   играют   вместе,   участвуют   в   конкурсах,   смотрах, выставках.Они будут успешны в школе. Вместе с ними «расту» и я как педагог. Мы экспериментируем, познаём,  играем  и развиваемся вместе!                      Многому можно научиться самому:   петь, танцевать, рисовать, красиво говорить,  – но еще труднее научить этому других.  Увлечь детей и коллег  тем, что интересно тебе, чем увлекаешься сам, это большой труд!           Моя работа интересна детям, родителям и педагогам.Очень   люблю   свою   работу,   не   смотря   на   все   преграды   и   проблемы,   которые неизбежны. Люблю своих детей. Уважаю  своих коллег, они такие разные, но очень гармонично дополняют меня. Являясь  активным членом  творческой микрогруппы ДОУ, своим опытом делюсь с коллегами.           «Завтра никогда не бывает сегодня. Разве можно проснуться поутру и сказать: «Ну вот, сейчас, наконец, завтра»?         Поэтому я спешу,  сегодня  раскрывать детям «тайны» этого мира, используя для   этого  опытно­исследовательскую   деятельность   и   экспериментирование.  В результате они тянут из клубка познания красную нить мировидения  и жизненных ценностей. Мотает её каждый ребёнок на свой клубочек, получая  уроки  познания, самостоятельного взаимодействия, активного экспериментирования с этим миром.       Уважаемые коллеги!      Все становится на свои места и выстраивается  в единую красивую схему, когда вы видите, что    ребёнок занимает активную позицию деятеля, взаимодействуя с окружающей средой, другими детьми и взрослыми. Что   он       успешно решает значимые лично для него задачи и проблемы,  и при этом  самоизменяется.Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно!Использованная литература: 1. Крылова   Н.М.   «Детский   сад   –   дом   радости.   Программа   целостного, комплексного,   интегративного   подхода   к   воспитанию   дошкольника   как индивидуальности»,  Пермь «Книжный мир» 2005г.; 2. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под  ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,­ (Программа развития). 3. Дыбина   О.В.   Рахманова   Н.П.,   Щетина   В.В.   «Неизведанное   рядом: занимательные   опыты   и   эксперименты   для   дошкольников»/   Под   ред.   О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с. 4. Короткова   Н.А.   «Познавательно­исследовательская   деятельность   старших  дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1 5. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой.  Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.:  Педагогическое общество России, 2005. – 80 с. 6. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для  дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с. 7. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников:  Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ,  2003. – 64с. 8. Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления  дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2. 9. Соловьева   Е.   «Как   организовать   поисковую   деятельность   детей»   // Дошкольное воспитание. 2005. №1. 10. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детейсреднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.:  ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2007. – 128с. 11.  Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007 12.   Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская  деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3