Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы и несомненно пригодится другим специалистам ДОУ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Звездочка»
«Развитие любознательности детей посредством опытноисследовательской
деятельности и экспериментирования в ДОУ»
Статья из опыта работы
подготовила
старший воспитатель
Худякова Наталья Сергеевна
станица Егорлыкская2015год
Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали,
что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком различны, то
сам принцип познания остается одни и тем же – ребёнок, как и взрослый, познаёт
окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром,
активного экспериментирования с ним.
Я считаю, что каждый воспитатель вправе выбирать свои методы и формы
работы, свою педагогическую технологию, но обязательно во благо ребенка. Я
использую технологию опытно
исследовательской деятельности и
экспериментирования.
Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что
снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей,
понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим –
зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней,
пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и
они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти
к ним на помощь.
Я рассматривают экспериментирование как метод, близкий к идеальному!
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются
осознанными и более прочными.Вот на этом и основано активное внедрение
детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Опытно экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды
деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость
ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности,
умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях,
создавать творческую личность.
В моей группе созданы различные центры активности.
И детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида
деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок
и т.д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого
ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого.
Тема исследования или опыта может быть подсказана фантазией ребёнка,
поэтому в центрах присутствуют довольно простые материалы: бумага, картон,
пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое.
Такие материалы найти довольно просто. А вот специальные инструменты и
простейшие приборы собраны в минилаборатории «Маленький исследователь»
силами коллег, родителей и друзей детского сада.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой
обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.
Доминирующую роль в этом направлении играет поисковоисследовательская
деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий,общения, игры.
Я отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиямисследованиям,
самостоятельной поисковой деятельности детей.
И вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг!
Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой
природой. В зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния
воды, т.к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов.
Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной, когда происходит
пробуждение природы. На большом картографе можно вместе с детьми отмечать
все изменения, которые происходят со снегом, солнцем, деревьями, животными,
птицами, насекомыми. Можно также отмечать рост и развитие растений, которые
мы сажаем в группе. Дети с удовольствием каждое утро приходят к ним и
интересуются, что произошло с посадкой. Я с детьми проводила и такие длительные
опыты, которые наглядно помогают понять зависимость жизни растений от воды,
кислорода и света: «выпрямляющийся стебель», «дыхание листа», «в погоне за
светом».
Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте
раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению,
умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их
изменениях.
Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт
возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к
самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Многие наши «исследования» начинаются с вопросов, которые возникают у
детей в процессе наблюдения ими явлений окружающего мира.
Составной частью моей работы по развитию любознательности детей
посредством опытноисследовательской деятельности и экспериментирования в
ДОУ являются досуги, праздники, стенды, газеты, практикумы и другие формы
работы с родителями, способствующие обмену семейным опытом по обучению
ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска.
Результаты у моей работы есть!
Мои малыши
творческие личности, способные к активному познанию
окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности, они
с удовольствием идут в детский сад, непринужденно вступают во взаимодействие с
взрослыми и детьми, охотно играют вместе, участвуют в конкурсах, смотрах,
выставках.Они будут успешны в школе.
Вместе с ними «расту» и я как педагог. Мы экспериментируем, познаём, играем и
развиваемся вместе!
Многому можно научиться самому: петь, танцевать, рисовать, красиво
говорить, – но еще труднее научить этому других.
Увлечь детей и коллег тем, что интересно тебе, чем увлекаешься сам, это большой
труд!
Моя работа интересна детям, родителям и педагогам.Очень люблю свою работу, не смотря на все преграды и проблемы, которые
неизбежны. Люблю своих детей. Уважаю своих коллег, они такие разные, но очень
гармонично дополняют меня. Являясь активным членом творческой микрогруппы
ДОУ, своим опытом делюсь с коллегами.
«Завтра никогда не бывает сегодня. Разве можно проснуться поутру и сказать:
«Ну вот, сейчас, наконец, завтра»?
Поэтому я спешу, сегодня раскрывать детям «тайны» этого мира, используя
для этого опытноисследовательскую деятельность и экспериментирование. В
результате они тянут из клубка познания красную нить мировидения и жизненных
ценностей. Мотает её каждый ребёнок на свой клубочек, получая уроки познания,
самостоятельного взаимодействия, активного экспериментирования с этим миром.
Уважаемые коллеги!
Все становится на свои места и выстраивается в единую красивую схему, когда
вы видите, что ребёнок занимает активную позицию деятеля, взаимодействуя с
окружающей средой, другими детьми и взрослыми. Что он успешно решает
значимые лично для него задачи и проблемы, и при этом самоизменяется.Станет
понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно!Использованная литература:
1. Крылова Н.М. «Детский сад – дом радости. Программа целостного,
комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как
индивидуальности», Пермь «Книжный мир» 2005г.;
2. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в
мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под
ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с, (Программа развития).
3. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом:
занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В.
Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
4. Короткова Н.А. «Познавательноисследовательская деятельность старших
дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
5. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.:
Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
6. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для
дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
7. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников:
Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ,
2003. – 64с.
8. Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления
дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
9. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» //
Дошкольное воспитание. 2005. №1.
10. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детейсреднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.:
ДЕТСТВОПРЕСС, 2007. – 128с.
11. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным
миром. М: Педагогическое общество России,2007
12. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская
деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3