Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
Оценка 5
Лекции
docx
родителям
Детсад
25.04.2019
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка детей к обучению в школе. Чтобы будущий ученик умело обращался с ручкой, карандашом, кистью нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. От того насколько подвижны и сильны пальцы рук у ребенка, как он умеет управлять движениями будет зависеть насколько успешно ребенок овладеет письмом. В данной статье вы найдете советы о том как можно развивать мелкую моторику у детей.
Выступление на ЕМД по теме.docx
Выступление на ЕМД по теме: «Развитие мелкой моторики как
эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму»
Подготовила: Кадонцева О. А.
Дата: 30.11.15
В современном образовании одной из актуальных проблем является
подготовка детей к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь
для ребёнка. Большая часть родителей и педагогов, думая о том, как лучше
подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и
счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка
движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой
моторики является одним из главных условий последующего успешного
овладения письмом.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом,
кистью нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они
были свободными, уверенными, согласованными. От того насколько
подвижны и сильны пальцы рук у ребенка, как он умеет управлять
движениями будет зависеть насколько успешно ребенок овладеет письмом.
Подвижность пальцев, сила кистей рук и координация движений являются
основными составляющими успешного овладения письмом.
Развивая мелкую моторику рук мы «убиваем сразу несколько зайцев».
Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за
движения пальцев и речь расположены очень близко. Стимулируя мелкую
моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь, и тем самым
способствуем развитию речи ребенка.
Кроме того, еще В.А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и
дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем
больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем
тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения,
необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского
разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Следует заметить, что слабое развитие моторики остается основной
проблемой детей, поступающих в первый класс.
Зачастую, современные первоклассники не способны проводить
достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов
геометрических фигур, начертании печатных букв, не умеют точно вырезать
по контуру фигуры из бумаги. Ребенок быстро устает, у него падает
работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие
мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к
учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Почему же у дошколят слабо развита мелкая моторика? Причин тому
несколько: одна из них заключается в неэффективном подборе игр и упражнений для развития мелкой моторики, которые ориентируются на
работу основных пальцев руки (большого, указательного, среднего), т.к.
безымянный палец и мизинец находятся вне активной зоны и в повседневной
деятельности практически не участвуют. Однако, оставляя безымянный палец
и мизинец вне поля внимания, т.е. не используя их в упражнениях, мы
снижаем эффект развития тонкой моторики. Для получения максимального
эффекта важно ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые
способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие
мелкой моторики, важно помнить и о специфике самих движений. Движения
на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. При частом
использовании движений сжатия без растяжения (и уж тем более
расслабления) возникает так называемый «перекос», что может вызвать
повышение тонуса пальцев. Упражнения должны строиться на использовании
изолированных движений каждого пальца. Для успешного развития тонкой
моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства
людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то
время как неведущая рука оказывается ущербной.
Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев
обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между
правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать
левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь неведущую руку сделать
более активной.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений
рекомендуются различные упражнения и действия с предметами.
1. Пальчиковая гимнастика.
На своих занятиях, во время физминуток мы постоянно используем
«пальчиковые игры». «Пальчиковые игры» это инсценировка какихлибо
рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют
участия обеих рук. Для получения максимального эффекта пальчиковые
упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались
сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались
изолированные движения каждого из пальцев. Движения пальцами нужно
выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная
тренировка не дает эффекта. Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг
применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и
соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной
готовностью. Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста
детей (младший возраст до трехчетырех лет) рекомендуемое время от 3 до
5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте 1015 минут в день.
2. Графические упражнения.
В своей практике для развития мелкой моторики детей я использую
различные графические упражнения. Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и
готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания
имели образносмысловую значимость. С этой целью для рисования
выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб.
Здесь можно взять задание на дорисовывание недостающих деталей у
предметов, дорисовывание узоров, рисование дорожек, обводка лекал и
трафаретов. Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя
различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по
точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом
ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и
слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
3. Штриховка.
Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Они
также способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не
отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать
плавные линии слева направо важно при формировании почерка.
Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки:
раскрашивание короткими частыми штрихами;
раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
штриховка длинными параллельными отрезками.
При штриховке необходимо соблюдать следующие правила:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,3 0, 5 см
Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами,
затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна
штриховка длинными параллельными отрезками. При первых попытках
штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет
координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок
возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование
мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной
карандаши, цветные ручки.
4. Рисование, раскрашивание.
Раскрашивание один из самых легких видов деятельности. Вместе с
тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий
зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного
аппарата пишущей руки. На занятиях мы учим детей раскрашивать аккуратно,
не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный
цвет в одном направлении. В процессе рисования у детей развиваются не
только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические
умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.
Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и
осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая
мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, мелом,
акварельными красками, гуашью.
Рисование различными материалами требует различной степени нажима
для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже
способствует развитию ручной умелости.
Для начала хорошо использовать:
обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана,
перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д.
рисование по опорным точкам;
дорисовывание второй половины рисунка;
рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.
Также можно использовать различные нетрадиционные техники.
Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на
лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму
с помощью кисти, карандаша, фломастера.
Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на
лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно
создавать фон рисунка.
Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке.
После нанесения рисунка карандашом или фломастером предают какоелибо
очертание, создают образ.
Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных
тампонов или губок. Подходит для создания фона.
Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, можно
предложить ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а
можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в
краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так
получается салют или бусы и т. д. Лучше всего рисунок закончить
фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом
делать отпечатки на бумаге.
2 Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в
композиции. На занятиях мы лепим колбаски, колечки, шарики; режем
пластилиновую колбаску стекой на множество мелких кусочков, а потом
слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или
монетку. Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д.
Выкладывание из пластилина заданные рисунки шариками, колбасками на
фанере или листе картона. Лепка геометрических фигур, цифр, букв, различных предметов,
животных и т. д.
3. Вырезание ножницами.
На занятиях особое внимание уделяется формированию умения
правильно держать ножницы в руке. А также усвоению основных приемов
вырезания: резание по прямой и округление. Получая симметричные формы
при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали
(снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают, не целую форму, а ее
половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует
продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы,
т. е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из
сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни
вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий
снежинку или звездочку.
4. Аппликации.
Из вырезанных фигурок на занятиях дети составляют различные
композиции аппликации. Кроме того, хорошо развивают мелкую моторику
рук аппликации – обрывания. Детали будущей аппликации не вырезаются, а
обрываются руками по контуру рисунка. По такому же принципу выполняется
контурная мозаика. При данных видах аппликации задействованы все пальцы
рук, выполняются в чередовании сжатия, расслабления и растяжения пальцев
рук.
5. Работа с бумагой. Оригами.
В настоящее время всё большую популярность среди педагогов и
психологов приобретает оригами. И это не случайно. Развивающий потенциал
оригами очень высок.
Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному.
Для успешного обучения изготовлению игрушек оригами с детьми в игровой
форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные
обозначения. В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на
выполнение игрушки.
В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и
готовые книги по технике оригами.
9. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее
действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами,
катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно
всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные
движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два
грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней
шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание.
Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны, сушки и т. п. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных
предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с
использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем
взрослых!
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики
очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и
воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение,
желание и возможности.
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.