Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.
Оценка 4.6

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Оценка 4.6
Домашнее обучение
docx
дефектология
1 кл
05.11.2019
Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.
Важным средством всестороннего развития УО учащихся и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии является ручной труд с умственно отсталыми детьми. Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку, по словам В. Сухомлинского «способности детей находятся на кончиках их пальцев. Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики как на уроках так и на занятиях кружка.
Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми.docx
Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.      Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни  актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего  поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют  дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого  ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его  личностного становления и социальной адаптации являются чрезвычайно  важными.       Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика,  мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Мелкая  моторика – движение пальцев рук.      Роль развития мелкой моторики рук очень велика. С развитием мелкой  моторики рук напрямую связано развитие умственных способностей и речи.  Стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов  артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать  координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную  память.       В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию  моторики рук. Но это не исключает тот факт, что при переходе ребенка в  младший школьный возраст, необходимо продолжать развитие двигательных  навыков.       Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей  площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина  проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать  кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений  пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому,  чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его  артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую  моторику. А чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести  целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа  ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и  способствует ускорению дефектов речи.      В норме если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то  соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое  мышление. Ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется.  Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести  какую – либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Развитие  мелкой моторики у УО детей играет не менее важную роль, чем у их  сверстников, обучающихся в массовой школе.      Важным средством всестороннего развития УО учащихся и весьма  эффективным способом коррекции отклонений в развитии является ручной  труд с умственно отсталыми детьми. Трудовая деятельность находится в  тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку, по словам В.  Сухомлинского «способности детей находятся на кончиках их пальцев.  Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными  возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью  соответствующей методики как на уроках так и на занятиях кружка. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности  совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие,  обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное  внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных  операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует  совершенствованию эмоционально­волевой и двигательно­моторной сферы.  Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид  деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации  учащихся. Коррекционно­развивающее влияние трудовой деятельности на личность  ребенка может осуществляться при соблюдении следующих психолого­ дидактических положений:  неукоснительное и систематическое соблюдение принципа  коррекционной направленности обучения на всех этапах работы;  активизация интеллектуальной деятельности учащихся в процессе их  работы; в ходе такой активизации учитель побуждает детей к  предварительному осмыслению структуры выполнения, определению  последовательности построения схемы рисунка, сопоставлению рисунка с образцом, осуществлению контроля за выполняемыми ручными  действиями и т.п.;  побуждение учащихся к словесному обозначению выполняемых ими  действий и их результата;  словесное обозначение (учителем) демонстрируемого образца и  процесса создания (в дидактических целях) изделия;  формирование интереса к ручному труду и повышение мотивации  трудовой деятельности;  организация пропедевтического периода обучения; в этот период  закладываются основы перцептивных действий, т. е. формируется  умение обследовать предметы и их свойства (форма, величина, цвет,  пространственные отношения). Эффективность коррекционной работы на занятиях ручного труда возрастает, если выполняемые детьми задания:  активно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность,  эмоционально­волевую и двигательно­моторную сферы;  соответствуют ближайшим возможностям умственно отсталых детей;   активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую  деятельность;  позволяют формировать и закреплять умения и навыки;  предусматривают закрепление знакомых действий на разном по  содержанию материале;  способствуют всестороннему развитию;  имеют практическое и общественное значение;  доставляют радость и чувство удовлетворения;  могут быть выполнены (как правило) в течение одного урока.  Принципиально важное  значение в осуществлении целенаправленного  учебно­воспитательного процесса имеет содержание обучения. Сложность заданий зависит от возраста и уровня развития УО  учащихся.      На первом году обучения формируется кинестетическая основа  движения пальцев рук в процессе выполнения упражнений для кистей  рук, при выполнении последовательно организованных движений и  конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матрёшками,  кубиками, настольным конструктором, составлении узоров из крупной и мелкой мозаики, палочек, складывании разрезных картинок, обводке,  раскрашивании, штриховке, шнуровке. Лепка и аппликация на клеевую  основу. На втором году обучения появляются упражнения на развитие  умений узнавать изделия из дерева, бумаги, пластилина, ткани  тактильно, рисование восковыми мелками и красками, упражнения на  развитие динамической организации движений, игры с пальчиками и  обучение приёмам самомассажа рук с использованием различных  массажёров (мячи, валики, кольца, шишки, каштаны, орехи). При  выполнении аппликации начинают использовать клей и кисть, а также  ножницы . На третьем году обучения ­ упражнения на развитие  произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей  рук, «рисуночное письмо». Упражнения на развитие общей и мелкой  моторики усложняются. На четвёртом году начинается обучение  простым мудрам ( пальчиковая гимнастика), совершенствуется  рисуночное письмо. Штриховка, дорисовка, графические ряды. При  лепке из пластилина и пата учат использовать стеку. При работе с  конструктором дети осваивают соединение деталей с помощью  отвёртки и гаек. Также в четвёртом классе дети знакомятся с работой  иглой. Отрабатывается написание гласных и некоторых согласных букв, запись своего имени, числа, названия месяца, списывание данных о  режиме дня, телефонов специальных служб, активно отрабатываются упражнения на развитие артикуляционной и общей моторики. В  рисовании – лес и деревянный дом, далее­ натюрморт, книжки­  самоделки на бытовые темы, позднее – улица, парк, пришкольный  участок.      Чтобы УО учащийся умело обращался с ручкой, карандашом,  фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к  тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком  следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности  пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные  составляющие овладением письмом.      Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто  необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим  психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на  согласованное взаимодействие всех уровней организации движений. Зачастую, УО учащиеся не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при  срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв  (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру  фигуры из бумаги, у них отмечается плохая координация движений при беге,  прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально  развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а  пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую  моторику и речь, но и умение слушать. Учителю на уроках ручного труда  необходимо создавать условия для развития мелких мышц рук. Почему же у  дошколят слабо развита мелкая моторика? Причин тому несколько: одна из  них заключается в неэффективном подборе игр и упражнений­заданий для  развития мелкой моторики, которые ориентируются на работу основных  пальцев руки (большого, указательного, среднего), т.к. безымянный палец и  мизинец находятся вне активной зоны и в повседневной деятельности практически не участвуют. Однако, оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, т.е. не используя их в упражнениях, мы снижаем эффект  развития тонкой моторики. Для получения максимального эффекта важно  ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют  развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики,  важно помнить и о специфике самих движений. Движения на сжатие,  растяжение и расслабление должны сочетаться. При частом использовании  движений сжатия без растяжения (и уж тем более расслабления) возникает  так называемый «перекос», что может вызвать повышение тонуса пальцев.  Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений  каждого пальца.      Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки.  Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней  обычно и проводится основная работа, в то время как неведущая рука  оказывается ущербной.      Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих  рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и  левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на  праворукого или наоборот. Надо лишь неведущую руку сделать более  активной.      Для укрепления и развития детской руки, координации движений  рекомендуются различные упражнения и действия с предметами  (расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек,  узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток  различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и  штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж. Приемы могут быть разными.  Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить  энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно­мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно­ моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.  • пальчиковая гимнастика в стихах, • игры с палочками, • игры с шариками, • самомассаж пальчиков, • массаж пальчиков массажером. • штриховка, • работа с трафаретами, рамками Монтессори, • контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам); • дорисовка (по принципу симметрии); • волшебные узоры, • лабиринты. • работа с пластилином, • работа с бумагой, • знакомство с тетрадью; • ориентировка в пространстве листа; • графические диктанты; • копирование (по точкам, на кальку).      Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными  предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о  застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от  навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их  ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться,  застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него.  Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше  времени. Но, зато, это послужит благому делу.      Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать  ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики.  Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки  у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и  перья в хосте у павлина, и лепестки цветика ­ семицветика. Так же прищепку  можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на  подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым  развивать помимо мелкой моторики рук, темпо­ритмическую сторону речи. Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из  них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной  поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на  листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из  проволоки можно конструировать различные фигуры, предметы, а так же  буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой  оптической дисграфии и дислексии.      Конструировать буквы так же можно из пластилина. Причем, при работе с  этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или  помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит  материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что  благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо  подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно  попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это  могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки).      Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки,  спички. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности  различные узоры и фигуры. Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы­дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же  благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.      Задача педагогов, детских психологов и логопедов – донести до родителей  значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы  заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно  превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными,  не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее  развития и совершенствования: 1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения  и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также  предплечья. 2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами,  скороговорками, звуками):  упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук  (перед собой, вверх, в стороны);  специальные упражнения на столе (выполняются сидя). 3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор,  прищепки, бусины, крупы и др.) 4. Теневой, пальчиковый театр. 5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по  клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных  предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения  выполняются только простым карандашом). 6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе  ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное  рисование каждым пальцем одной, затем другой руки. 7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами. 8. Выкладывание фигур из четных палочек. 9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером  и др. 10. Домашние дела:  перемотка ниток;  завязывание и развязывание узелков;  уход за срезанными и живыми цветами;  чистка металла;  водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка  кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы:  смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));  собирание разрезных картинок, ягод;  разбор круп и т.д. При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие  принципы: – игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные  отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия,  взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит  необходимую помощь при затруднениях; – постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к  сложному. При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать  индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны  усложняться. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по  развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на  занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда с детьми, обучающимися по индивидуальной программе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2019