Доклад. Изобразительное искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Методы и фформы.
Оценка 4.9

Доклад. Изобразительное искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Методы и фформы.

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
дефектология
1 кл
05.11.2019
Доклад. Изобразительное  искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Методы и фформы.
Важным средством всестороннего развития УО учащихся и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии является изобразительное искусство (раскрашивание, лепка, аппликация) с умственно отсталыми детьми. ИЗО находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка. Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики на уроках.
Методы и формы. Изобразительное искусство с детьми..docx
Изобразительное  искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления и социальной адаптации являются чрезвычайно важными. В процессе изобразительной деятельности происходит формирование и закрепление у детей способности определять цвет, форму и величину предметов. Формируются навыки аккуратной работы с материалами и безопасной работы с инструментами. Обогащается эмоциональный опыт детей. Расширяется и закрепляется их представление о родной природе зимой, весной, летом, осенью. Детям раскрывается красота окружающего мира. Развивается мелкая моторика. Роль развития мелкой моторики рук очень велика. С развитием мелкой моторики рук напрямую связано развитие умственных способностей и речи. Стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. А чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует ускорению дефектов речи. В норме если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление. Ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Развитие мелкой моторики у УО детей играет не менее важную роль, чем у их сверстников, обучающихся в массовой школе. Важным средством всестороннего развития УО учащихся и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии является изобразительное искусство (раскрашивание, лепка, аппликация) с умственно отсталыми детьми. ИЗО находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку, по словам В. Сухомлинского «способности детей находятся на кончиках их пальцев». Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики на уроках. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ИЗО совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие (у большинства наших детей восприятие фрагментарное, а не целостное) , обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Изобразительная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно- моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся. Коррекционно-развивающее влияние изобразительной деятельности на личность ребенка может осуществляться при соблюдении следующих психолого-дидактических положений: -неукоснительное и систематическое соблюдение принципа коррекционной направленности обучения на всех этапах работы; -активизация интеллектуальной деятельности учащихся в процессе их работы; в ходе такой активизации учитель побуждает детей к предварительному осмыслению структуры выполнения, определению последовательности построения схемы рисунка, сопоставлению рисунка с образцом, осуществлению контроля за выполняемыми ручными действиями и т.п.; -побуждение учащихся к словесному обозначению выполняемых ими действий и их результата; -словесное обозначение (учителем) демонстрируемого рисунка и процесса создания (в дидактических целях) детского шедевра; -формирование интереса к изобразительной деятельности и повышение мотивации изобразительной деятельности; -организация пропедевтического периода обучения; в этот период закладываются основы перцептивных действий, т. е. формируется умение обследовать предметы и их свойства (форма, величина, цвет, пространственные отношения). Эффективность коррекционной работы на ИЗО возрастает, если выполняемые детьми задания: -активно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую и двигательно- моторную сферы; -соответствуют ближайшим возможностям умственно отсталых детей; -активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность; -позволяют формировать и закреплять умения и навыки; -предусматривают закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале; -способствуют всестороннему развитию; -имеют практическое и общественное значение; -доставляют радость и чувство удовлетворения; -могут быть выполнены (как правило) в течение одного урока. Принципиально важное значение в осуществлении целенаправленного учебно-воспитательного процесса имеет содержание обучения. Сложность заданий зависит от возраста и уровня развития УО учащихся. На первом году обучения формируется кинестетическая основа движения пальцев рук в процессе выполнения упражнений для кистей рук, при выполнении последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матрёшками, кубиками, настольным конструктором, составлении узоров из крупной и мелкой мозаики, палочек, складывании разрезных картинок, обводке, раскрашивании, штриховке, шнуровке. Лепка и аппликация на клеевую основу, пластилинография и другие нетрадиционные виды работ. Сегодня я поделюсь своим опытом в области рисование карандашами и красками и аппликация. 1.Рисование цветными карандашами и красками : -«подружка - кисточка» раскрашивание листочка бумаги. -«карандаш умелец»- штрихи в разных направлениях. -«лужи»- рисование пятнами по мокрому листу. -«осенние краски»- рисование по мокрому листу или сухой кистью. -«цветные дорожки для машинок»- рисование полосок широкими кистями. -«снегопад»- рисуем сухой кисточкой гуашевыми красками на цветной бумаге. -«тарелочка»- рисуем и раскрашиваем круги. -«вода» - учимся равномерно распределять краску по поверхности листа. -«волны» - рисуем по шаблону. -«зеленый огурец»- рисуем цветными карандашами. -«травка»- рисуем карандашом или фломастером. -« буквы и цифры», что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии. В этом учебном году я решила попробовать нетрадиционную технику «печать губкой» и ватными палочками. -«краски осени». Материалы: красная, жёлтая и оранжевая гуашь, губка, прищепка. Ход работы: - опустить губку в желтую краску. -Слегка касаясь листа, сделай траву и одно дерево желтым. -Так же покрась еще два дерева: одно сделай оранжевым, другое – красным. 2.Аппликация из двух заготовок, а также детям очень нравится «обрывная аппликация», аппликация из ватных дисков, аппликация объёмная (сминаем салфетки или кусочки ваты в комочек). -«разноцветный узор»- рвем цветную бумагу на большие и маленькие кусочки, выкладываем на листы бумаги. -«листопад»- -«наливное яблочко» -«осенний ковер» наклеивание сухих листьев или цветных бумажных заготовок. -«снеговик»- выложить из смятой в шарики бумаги или ватных дисков. -«дует ветер, играет снежинками»- наклеивание кусочков бумаги в определенном порядке. -«украсим тарелочку» - аппликация из заготовок. -«огуречная грядка»- аппликация. -«грядка с помидорами»- аппликация. -«подснежники» аппликация из ватных дисков На втором году обучения появляются упражнения на развитие умений узнавать изделия из дерева, бумаги, пластилина, ткани тактильно, рисование восковыми мелками и красками, упражнения на развитие динамической организации движений, игры с пальчиками и обучение приёмам самомассажа рук с использованием различных массажёров (мячи, валики, кольца, шишки, каштаны, орехи). При выполнении аппликации начинают использовать клей и кисть, а также ножницы . На третьем году обучения - упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей рук, «рисуночное письмо». Упражнения на развитие общей и мелкой моторики усложняются. На четвёртом году начинается обучение простым мудрам ( пальчиковая гимнастика), совершенствуется рисуночное письмо. Штриховка, дорисовка, графические ряды. При лепке из пластилина и пата учат использовать стеку. Отрабатывается написание гласных и некоторых согласных букв. Все это индивидуально для каждого ученика. Чтобы УО учащийся умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений. Зачастую, УО учащиеся не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у них отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как неведущая рука оказывается ущербной. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь неведущую руку сделать более активной. Так, Куликова Люся (3 класс ) еще не определилась с ведущей рукой. Она берет пишущий инструмент то в правую руку, то в левую. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции. • пальчиковая гимнастика в стихах, • игры с палочками, • игры с шариками, • самомассаж пальчиков, • массаж пальчиков массажером. • штриховка, • работа с трафаретами, рамками Монтессори, • контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам); • дорисовка (по принципу симметрии); • волшебные узоры, • лабиринты. • работа с пластилином, • работа с бумагой, • знакомство с тетрадью; • ориентировка в пространстве листа;  работа с бельевыми прищепками.  Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки. Сегодня мы с вами поработаем творчески . Каждый из вас сделает свой шедевр. Работа на осеннюю тематику, в которой мы будем использовать сразу 5 различных техник: -сухая кисть, рисование пятнами по мокрому листу, печатать губкой, обрывная аппликация, аппликация из салфеток или ваты ( в отличие от наших детей).Не забываем , что на уроке мы применяем только одну технику.

Доклад. Изобразительное искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Методы и фформы.

Доклад. Изобразительное  искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Методы и фформы.

Доклад. Изобразительное искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Методы и фформы.

Доклад. Изобразительное  искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Методы и фформы.

Доклад. Изобразительное искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Методы и фформы.

Доклад. Изобразительное  искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Методы и фформы.

Доклад. Изобразительное искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Методы и фформы.

Доклад. Изобразительное  искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Методы и фформы.

Доклад. Изобразительное искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Методы и фформы.

Доклад. Изобразительное  искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Методы и фформы.

Доклад. Изобразительное искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Методы и фформы.

Доклад. Изобразительное  искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Методы и фформы.

Доклад. Изобразительное искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Методы и фформы.

Доклад. Изобразительное  искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Методы и фформы.

Доклад. Изобразительное искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Методы и фформы.

Доклад. Изобразительное  искусство с детьми, обучающимися по индивидуальной программе. Методы и фформы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2019