«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей»

  • Работа с родителями
  • docx
  • 22.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Происходит это потому, что взрослые меньше говорят с детьми. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Теле-, аудио- и видеосистемы заставляют их выступать в роли потребителей наслаждающей зрителей информации, а не собеседников. Дети редко принимаются что-то мастерить своими руками – у них отсутствует навык практической ловкости. Ведь даже современные игрушки и вещи устроены максимально удобно для их использования, но не «работают» на развитие движений руки, детские пальчики недополучают элементарную техническую «подпитку», что, в свою очередь, оставляет пассивными клетки головного мозга.
Иконка файла материала Мелкая моторика.docx
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей» "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский В последние время наблюдается значительное увеличение количества детей с  отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время  является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем  возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Научно  установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой  зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев и  кистей рук. Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее  влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания  тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством  взаимодействия ее с нижележащими структурами. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций  стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким  образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи —  такой же, как и артикуляционный аппарат.Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со  стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания  окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием  действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается  в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6­7 годам в основном  заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга,  развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был  подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Выполняя пальчиками  различные упражнения, к которым относится: массаж, пальчиковая  гимнастика, лепка из пластилина, а также задания, требующие достаточной  точности и согласованности движений кистей рук: разные виды плетений из  бумаги (например: плетение букв из цветных полос), выкладывание различных узоров, букв из семечек, дети  достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую  подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект!