в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился.
Происходит это потому, что взрослые меньше говорят с детьми. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Теле-, аудио- и видеосистемы заставляют их выступать в роли потребителей наслаждающей зрителей информации, а не собеседников. Дети редко принимаются что-то мастерить своими руками – у них отсутствует навык практической ловкости. Ведь даже современные игрушки и вещи устроены максимально удобно для их использования, но не «работают» на развитие движений руки, детские пальчики недополучают элементарную техническую «подпитку», что, в свою очередь, оставляет пассивными клетки головного мозга.
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей»
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский
В последние время наблюдается значительное увеличение количества детей с
отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время
является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем
возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Научно
установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев и
кистей рук.
Наблюдается также следующая закономерность: если развитие
движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие
находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то
задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может
быть нормальной и даже выше нормы.
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной
моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на
самых первых этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики
является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте
важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее
влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания
тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством
взаимодействия ее с нижележащими структурами.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется
артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций
стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким
образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи —
такой же, как и артикуляционный аппарат.Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со
стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством
повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания
окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием
действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается
в старшем дошкольном возрасте. Именно к 67 годам в основном
заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга,
развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был
подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Выполняя пальчиками
различные упражнения, к которым относится: массаж, пальчиковая
гимнастика, лепка из пластилина, а также задания, требующие достаточной
точности и согласованности движений кистей рук: разные виды плетений из
бумаги (например: плетение букв из цветных полос), выкладывание различных
узоров, букв из семечек, дети достигают хорошего развития мелкой моторики
рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но
и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую
подвижность, гибкость, исчезает
скованность движений.
Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только
тогда будет достигнут наибольший эффект!