Развитие межпредметных связей на уроках информатики через проектно–исследовательскую деятельность учащихся

  • Домашнее обучение
  • Лабораторные работы
  • Научно-исследовательская работа
  • Педсоветы
  • Плакаты
  • Повышение квалификации
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад на тему Развитие межпредметных связей на уроках информатики через проектно–исследовательскую деятельность учащихся. Исследовательская деятельность - один из видов познавательной деятельности человека, связанная с поиском ответа на задачу, решение которой заранее неизвестно. С исследованием сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков. Исследовательская работа с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Иконка файла материала razvitiemejpredmetnyixsvyazeynaurokaxinformatikicherezproektno.doc
Развитие межпредметных связей на уроках информатики через проектно–исследовательскую деятельность учащихся        Одно   из   направлений   развития   образования   России,   обозначенное   Президентом   Российской   Федерации   Дмитрием   Анатольевичем   Медведевым   в   Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" является развитие системы поддержки талантливых школьников, общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка,   стимулирование   и   выявление   достижений   одаренных   ребят.   Приоритетными становятся   задачи   поддержки   и   развития   творческой   индивидуальности   и исследовательской   активности   ребенка,   формирование   познавательной   компетентности, проявляющейся   в   стойких   личностных   интересах   к   той   или   иной   форме   учебной деятельности.    Исследовательская деятельность ­ один из видов познавательной деятельности человека, связанная   с   поиском   ответа   на   задачу,   решение   которой   заранее   неизвестно.   С исследованием   сопряжены   развитие   наблюдательности,   внимательности,   аналитических навыков.        Исследовательская   работа   с   точки   зрения   обучающегося   ­   это   возможность максимального   раскрытия   своего   творческого   потенциала.   Это   деятельность,   позволит проявить   себя   индивидуально   или   в   группе,   попробовать   свои   силы,   приложить   свои знания,   принести   пользу,   показать   публично   достигнутый   результат.   Это   деятельность, направленная   на   решение   интересной   проблемы,   сформулированной   зачастую   самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности ­ найденный способ решения проблемы ­ носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Нередко затруднения и непонимание, с которыми   школьники   сталкиваются   на   одном   из   этапов   изучения   курса   информатики, вызывают, неприятие этого предмета и как следствие пассивность на уроках.       Важной   задачей   учителя   является   развитие   активности   учащихся   на   уроках информатики, их побуждения к получению знаний, пробуждения интереса к изучаемому предмету. Применение элементов проектной и исследовательской деятельности на уроках информатики   позволяет   учителю   увлечь,   заинтересовать,   показать   красоту   заданий   и возможные варианты применения на практике.  Результатами проектно­исследовательской деятельности в рамках предмета информатика:     практические и специальные знания учащихся; опыт   профессиональных   проб   ­   это   те   полезные   навыки   и   первичный профессиональный опыт в области современных информационных технологий; продукты ­ проекты, творческие работы, портфолио.       Но   малые   проекты   не   ограничиваются   рамками   урока,   интерес   детей   доделать, рассмотреть   вопрос   с   другой   позиции,   перерастает   в   проектные   и   исследовательские работы   более   высокого   уровня,   и   расширяют   свои   границы,   объединяя   несколькодисциплин.   Результатами   таких   совместных   усилий   стали   исследовательские   работы учащихся МБОУ «Гимназия №1». Остановимся подробнее.     В 2008­2009 учебном году наша школа отмечала юбилей. Ребята загорелись увековечить это событие. На уроках информатики учащиеся познакомились с работой сканера и решили перевести   в   электронный   вид   документы   школьного   музея.   Но   информация, представленная в виде документов, порой не так интересно выглядит, как если бы все увидеть своими глазами. Работа в программе Movie Maker и проблема, поставленная на уроке перед учащимися, создать фильм с описанием самого значимого события этого года, натолкнула учащихся на идею создания видеофильма о школе. Так работа переросла в научно­исследовательский проект по литературе, истории и информатики "Памятные даты этого года»        За   страницы   урока   вышла   тема   по   изучению   презентаций.   Детям   было   предложено придумать и создать презентацию к урокам по разным предметам. Учащимся интересно работать "под заказ" учителя­предметника и получать оценку не только по информатике, но и по соответствующему предмету. Было создано много презентаций по разным темам и по многим предметам.  Но некоторым  ребятам захотелось  защиту  докладов  провести  в сопровождении презентаций. Так были сделаны работы  Великая Отечественная война в творчестве поэтов и писателей Мытищинского района, История человека в истории страны и др.      При изучении графического, текстового редактора на уроках информатики учащимся предлагается   написать   статью   в   школьную   газету   или   выполнить   рисунок   для   ее иллюстрации.    Но не всегда тема урока наталкивает учащихся на практическое применение своих знаний в рамках других предметов. Иногда дети сами ставят вопросы, как правило, опережающего характера, о том, как можно сделать то или иное дело с применением техники.     Так в 2010/2011 учебном году, Морозов Михаил, ученик 9 класса, и под руководством учителя информатики  и ИЗО создала проект  «Ланшафтный дизайн­ проект пришкольного участка».В 2011­2012 учебном году ученик 9 класса Егоров Андрей создал сайт на тему: «Экологичексий проект школы»       Практический   вопрос   применения   программы,   изучение   которой   предполагается   в старших классах, решался ученицей 9 класса Морозовой Марией. Она с учителем биологии и   информатики   создали   модель   биоритмов   человека   задача   оказалась   со   многими параметрами и неизвестными. Но большое количество входных данных не меняет сути, а только   усложняет   процесс   вычислений.   С   использованием   компьютера   задача   стала выглядеть проще, а решение ­ красивее, а девочка познакомилась с темой "Моделирование.     Проекты и исследовательские работы в рамках учебной и внеурочной деятельности по информатике позволяют учителю развить в учащихся неподдельный интерес, расширить границы своего предмета и найти ту область, в которой ребенку легче воспринимать новую информацию   и   применять   на   практике   получаемые   знания,   совершать   первые профессиональные   пробы   и   обрести   понимание   того,   какими   компетенциями   должен обладать специалист сферы информационно­коммуникативных технологий.Источники.  1. А.В.Леонтович   "Исследовательская   деятельность   учащихся"   (сборник   статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т. 2. Босова   Л.Л.   Исследовательская   деятельность   на   уроках   информатики   ,   С­Пб: БИНОМ, 2010. 3. Леонтович А.В. Разговор об исследовательской  деятельности: Публицистические статьи и заметки/Под ред. А.С. Обухова. М.: Журнал "Исследовательская работа школьников", 2006. Интернет­ресурсы.  1. Пахомова   Н.   Ю.   Внедрение   проектной   деятельности   учащихся   в   учебно­ воспитательный процесс URL:[http://isoproject.ru/vmk2­1­paper1.doc] 2. Телёпина   И.   В.   Формирование   ключевых   компетенций   через   проектную URL: деятельность [http://sh1rasskazovo.68edu.ru/nauchnaya_konferenciya.files/doklad_proektdeyt.doc]     учащихся