Развитие мотивационной основы связного говорения
Оценка 4.9

Развитие мотивационной основы связного говорения

Оценка 4.9
Научные работы
docx
дефектология +1
Детсад—2 кл
17.04.2017
Развитие мотивационной основы связного говорения
Опираясь на положение о том, что роль мотивации в деятельности человека не сводится к функции «запуска», активации, т.е. некого психологического побудителя речи: мотив опосредствует результаты деятельности на всех ее уровнях, влияет на операционную структуру деятельности, на количественные и качественные ее показатели, можно выделить две группы мотивов: - мотивы, направленные на оформления высказываний в «лингвистическом плане»; - мотивы, направленные на оформление речи в «нелингвистическом плане». Для активации содержательной и языковой сторон речевого высказывания я использую следующие приемы.
ПУБЛИКАЦИЯ555555555.docx
1. Игры на установление правильного расположения картинок  восстановить  заданный   порядок   картинок   –   событий   по   ранее Одной серии с последующим составлением рассказа или его фрагмента.  В этих играх требуется: А)  отобрать  из   ряда   предложенных   сюжетных   картинок   те,   которые иллюстрируют   прочитанный   логопедом   рассказ,   расположить   их   в последовательности протекания событий; Б) прочитанному рассказу, т.е. по памяти; В)   найти   место   «пропавшей»   картинки   в   ряду   других.   Вариантом   этого приёма является метод речевого восстановления недостающего звена в ряду других; Г)  найти  «ошибку» логопеда и восстановить  деформированный  порядок в серии картинок. Этот вид работы развивает «соревновательные мотивы»: кто быстрее   обнаружит   неправильность   в   системе   расположения   наглядного материала; Д)  найти  «лишнюю»   картинку   среди   заданных,   расположить   картинки   в соответствии с логикой происходящих на них событий; Е)  расположить  картинки   серии   соответственно   опорным   словам   или словосочетаниям,   предложенным   логопедом.   Опорными   словами   могут служить как наименования предметов, так наименование действий; Ж)  самостоятельно   расположить  картинки   в   последовательности будущего   рассказа,   составить   по   ним   забавный   (смешной),   грустный (печальный) рассказ; З) найти «ошибку» в чтении текста через восстановление порядка протекания событий на основе правильного расположения картинок. 2.   Игры   эвристического   характера   направлены   на   нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных картинок: А) найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить ее место в ряду заданных; Б)  «распутать»  две сюжетные канвы, состоящие их двух наборов картинок (вначале   предлагаются   эпизоды   диаметрально   противоположные:   «делают снежную   горку»   ­   «ловят   рыбу»;   затем   эпизоды   более   близких   ситуаций: «ловят рыбу» ­ «случай на реке»; Г)  подобрать  к   сюжетной   картинке   отдельные   предметные   изображения (субъекты и объекты ситуации); Д) подобрать к каждой картинке предметные изображения и расположить их в  последовательности изложения (рассказывания) и т.д. 3. Игры на «воображение» связанны с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а затем   самостоятельно.   Например,   детям   можно   предложить   набор предметных картинок, на основе которых они должны придумать какое­либо событие.   Можно   использовать   игру   «Мим»,   в   основу   которой   положена вербализация небольшой пантомимы. Такая игра является плодотворной для всех детей, имеющих какие бы то ни было речевые нарушения, поскольку требует соотнесения предметных изображений с паралингвистическими (поза,   жест,   мимика)   и   с   языковыми   средствами   языка.   Она   развивает   у учащихся   с   ОНР   естественный   переход   от   предметно­образного   кода внутренней речи к коду натурального языка. 4. Игры с «семантические абсурды», когда школьникам предлагается найти соответствие между текстом и иллюстрацией к нему: найти в тексте слова, фразы, части, не подходящие по смыслу и заменить их адекватными. Эти игры подготавливают  детей к развитию  поисковой деятельности, направляя их внимание   на   выбор   поисковых   средств,   адекватных   как   смысловым,  так   и синтаксическим отношениям сообщения. 5.Ассоциативные   игры,   цель   которых  –   актуализация   процесса   отбора слова   из   долговременной   памяти   и   систематизация   имеющегося   у ребёнка словаря.  Система   подобных   упражнений   носит   подготовительный характер   (к   пересказу   своими   словами)   и   может   производится   как   на изолированных словах, так и на словах, взятых из текста. Проведение этой игры связано с разнообразными заданиями на нахождение: ­ любого слова к заданному слову: свежая (газета, рубашка, почта, новость и т.д.); ­ слова (слов) близкого по смыслу к заданному (подбор синонимов); ­ слова (слов) противоположного значения (подбор антонимов); ­ слов  объединенных тематическим признаком (все слова «про лес», «улицу», «кто что потерял» и т.д.); ­   слов   относящихся   к   одной   лексико   –   грамматической   группе   (слов   – предметов, слов – действий, слов – качеств); ­   слов   для   адекватного   завершения   смысла   высказываний   («Витя   закинул удочку и вытащил …» (окуня, червя, консервную банку и т.д.); ­ слов с нарастанием или убыванием значения (усмехнулся – рассмеялся – захохотал). 6. Чтение как специальный прием, создающий базу для интереса к разным типам связного  сообщения: сказка, рассказ, стих. Этому способствует чтение с различными установками, нацеливающими на придумывание начала, конца, середины к прочитанному  тексту.           Развитие   мотивационной   основы   связной   речи   предполагает   хорошее знание логопедом ведущих мотивов, свойственных как всем ученикам группы, так и каждому ученику в отдельности, поэтому форма подачи материала и организация     игровой   деятельности   может   быть   любой,   в   зависимости   от контингента обучающихся детей с ОВЗ и от выдумки и фантазии логопеда.

Развитие мотивационной основы связного говорения

Развитие мотивационной основы связного говорения

Развитие мотивационной основы связного говорения

Развитие мотивационной основы связного говорения

Развитие мотивационной основы связного говорения

Развитие мотивационной основы связного говорения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2017