Опираясь на положение о том, что роль мотивации в деятельности человека не сводится к функции «запуска», активации, т.е. некого психологического побудителя речи: мотив опосредствует результаты деятельности на всех ее уровнях, влияет на операционную структуру деятельности, на количественные и качественные ее показатели, можно выделить две группы мотивов: - мотивы, направленные на оформления высказываний в «лингвистическом плане»; - мотивы, направленные на оформление речи в «нелингвистическом плане». Для активации содержательной и языковой сторон речевого высказывания я использую следующие приемы.
ПУБЛИКАЦИЯ555555555.docx
1. Игры на установление правильного расположения картинок
восстановить заданный порядок картинок – событий по ранее
Одной серии с последующим составлением рассказа или его фрагмента. В
этих играх требуется:
А) отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок те, которые
иллюстрируют прочитанный логопедом рассказ, расположить их в
последовательности протекания событий;
Б)
прочитанному рассказу, т.е. по памяти;
В) найти место «пропавшей» картинки в ряду других. Вариантом этого
приёма является метод речевого восстановления недостающего звена в ряду
других;
Г) найти «ошибку» логопеда и восстановить деформированный порядок в
серии картинок. Этот вид работы развивает «соревновательные мотивы»: кто
быстрее обнаружит неправильность в системе расположения наглядного
материала;
Д) найти «лишнюю» картинку среди заданных, расположить картинки в
соответствии с логикой происходящих на них событий;
Е) расположить картинки серии соответственно опорным словам или
словосочетаниям, предложенным логопедом. Опорными словами могут
служить как наименования предметов, так наименование действий;
Ж)
самостоятельно расположить картинки в последовательности
будущего рассказа, составить по ним забавный (смешной), грустный
(печальный) рассказ;
З) найти «ошибку» в чтении текста через восстановление порядка протекания
событий на основе правильного расположения картинок.
2. Игры эвристического характера направлены на нахождение
недостающего элемента ситуации среди предложенных картинок:
А) найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить ее место в ряду
заданных;
Б) «распутать» две сюжетные канвы, состоящие их двух наборов картинок
(вначале предлагаются эпизоды диаметрально противоположные: «делают
снежную горку» «ловят рыбу»; затем эпизоды более близких ситуаций:
«ловят рыбу» «случай на реке»;
Г) подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения
(субъекты и объекты ситуации);
Д) подобрать к каждой картинке предметные изображения и расположить их
в последовательности изложения (рассказывания) и т.д. 3. Игры на «воображение» связанны с придумыванием небольшого сюжета и
последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а
затем самостоятельно. Например, детям можно предложить набор
предметных картинок, на основе которых они должны придумать какоелибо
событие. Можно использовать игру «Мим», в основу которой положена
вербализация небольшой пантомимы. Такая игра является плодотворной для
всех детей, имеющих какие бы то ни было речевые нарушения, поскольку
требует соотнесения предметных изображений с паралингвистическими
(поза, жест, мимика) и с языковыми средствами языка. Она развивает у
учащихся с ОНР естественный переход от предметнообразного кода
внутренней речи к коду натурального языка.
4. Игры с «семантические абсурды», когда школьникам предлагается найти
соответствие между текстом и иллюстрацией к нему: найти в тексте слова,
фразы, части, не подходящие по смыслу и заменить их адекватными. Эти игры
подготавливают детей к развитию поисковой деятельности, направляя их
внимание на выбор поисковых средств, адекватных как смысловым, так и
синтаксическим отношениям сообщения.
5.Ассоциативные игры, цель которых – актуализация процесса отбора
слова из долговременной памяти и систематизация имеющегося у
ребёнка словаря. Система подобных упражнений носит подготовительный
характер (к пересказу своими словами) и может производится как на
изолированных словах, так и на словах, взятых из текста. Проведение этой
игры связано с разнообразными заданиями на нахождение:
любого слова к заданному слову: свежая (газета, рубашка, почта, новость и
т.д.);
слова (слов) близкого по смыслу к заданному (подбор синонимов);
слова (слов) противоположного значения (подбор антонимов);
слов объединенных тематическим признаком (все слова «про лес», «улицу»,
«кто что потерял» и т.д.);
слов относящихся к одной лексико – грамматической группе (слов –
предметов, слов – действий, слов – качеств);
слов для адекватного завершения смысла высказываний («Витя закинул
удочку и вытащил …» (окуня, червя, консервную банку и т.д.);
слов с нарастанием или убыванием значения (усмехнулся – рассмеялся –
захохотал).
6. Чтение как специальный прием, создающий базу для интереса к разным
типам связного сообщения: сказка, рассказ, стих. Этому способствует чтение с различными установками, нацеливающими на придумывание начала, конца,
середины к прочитанному тексту.
Развитие мотивационной основы связной речи предполагает хорошее
знание логопедом ведущих мотивов, свойственных как всем ученикам группы,
так и каждому ученику в отдельности, поэтому форма подачи материала и
организация игровой деятельности может быть любой, в зависимости от
контингента обучающихся детей с ОВЗ и от выдумки и фантазии логопеда.
Развитие мотивационной основы связного говорения
Развитие мотивационной основы связного говорения
Развитие мотивационной основы связного говорения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.