Развитие моторики у детей
Оценка 4.6

Развитие моторики у детей

Оценка 4.6
Игры +1
doc
воспитательная работа
Детсад
13.12.2018
Развитие моторики у детей
Развитие мелкой (тонкой) моторики рук Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Развитие моторики у детей.doc
Развитие моторики у детей Развитие мелкой (тонкой) моторики рук Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному   младенцу   можно   массировать   пальчики   (пальчиковая   гимнастика), воздействуя   тем   самым   на   активные   точки,   связанные   с   корой   головного   мозга.   В раннем   и   младшем   дошкольном   возрасте   нужно   выполнять   простые   упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.  И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации   движений   руки   должна   стать   важной   частью   подготовки   к   школе,   в частности, к письму. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук   расположены   очень   близко.   Стимулируя   тонкую   моторику   и   активизируя   тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук. 1.   Ребенок   опускает   кисти   рук   в   сосуд,   заполненный   каким­либо   однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 ­ 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку   в   предложенный   сосуд   и   старается   отгадать   его   содержимое,   не   ощупывая пальцами его отдельные элементы. 2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке. 3  Опознание   предмета,  буквы,  цифры   на   ощупь   поочередно   правой   и  левой   рукой. Более сложный вариант ­ ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает. 4.   Лепка   из   пластилина   геометрических   фигур,   букв,   цифр.   Для   детей   школьного возраста   лепка   не   только   печатных,   но   и   прописных   букв.   Затем   опознавание слепленных букв с закрытыми глазами. 5. Исходное положение ­ сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками   делается   по   два   шлепка   каждым   пальцем   по   большому   пальцу,  начиная   от второго к пятому и обратно.  6.   "Резиночка".   Для   этого   упражнения   можно   использовать   резинку   для   волос диаметром 4­5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой. 7.   Перекатывание   карандаша   между   пальцами   от   большого   к   мизинцу   и   обратно поочередно каждой рукой. 8. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст ­ 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы. Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того 1 как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные,   но   одноцветные.   Тут   пришли   друзья­фломастеры   и   подарили   снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки. Т.к.   снежинки   получаются   ажурными,   необходимо,   чтобы   бумага   была   попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук. 9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки") Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую­либо "фигуру" (какие­то пальцы согнуты, какие­то выпрямлены ­ любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки ­ повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки. 10. Игры с рисованием.  Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму ­ то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для взрослого, а взрослый ­ для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим. 11. Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие­то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. Возьмите   яркий   поднос.   Тонким   равномерным   слоем   рассыпьте   по   подносу   любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия.   Позвольте   малышу   самому   нарисовать   несколько   хаотических   линий.   Затем попробуйте вместе нарисовать какие­нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.  Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.   Из   пуговичной   мозаики   можно   выложить   неваляшку,   бабочку,   снеговика, мячики, бусы и т.д.  Дайте   ребенку   круглую   щетку   для   волос.   Ребенок   катает   щетку   между   ладонями, приговаривая: "У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник". Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит   указательным   и   средним   пальцами,  как   ножками,  по   этим   клеткам,  стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой 2 рукой, а можно ­ и двумя одновременно, говоря:  "В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд: Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами: Медвежат, волчат, бобрят". "Пальцы, как пчелы, летают по сотам И в каждую входят с проверкою: что там? Хватит ли меда всем нам до весны, Чтобы не снились голодные сны?". Насыпаем   в   кастрюлю   1   кг   гороха   или   фасоли.   Ребенок   запускает   туда   руки   и изображает, как месят тесто, приговаривая:  "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут­будут из печи Булочки и калачи". Насыпаем   в   кружку   сухой   горох.   Ребенок   на   каждый   ударный   слог   перекладывает горошины   по   одной   в   другую   кружку.   Сначала   одной   рукой,   затем   двумя   руками одновременно, попеременно   большим  и средним  пальцами,  большим  и  безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.  Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще ­ так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.  Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это ­ "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог: "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы". То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.  Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.  Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.  Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно  "кусаем"   ногтевые   фаланги  (от   указательного   к   мизинцу   и  обратно)   на ударные слоги стиха:  "Сильно кусает котенок­глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!". Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.  Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. 3 На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: "Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку". Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.  Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: "Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех". Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого. 12. Игры ­ шнуровки Марии Монтессори: ­ развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; ­   развивают   пространственное   ориентирование,   способствуют   пониманию   понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; ­ формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); ­ способствуют развитию речи ; ­ развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев   и   всей   кисти   руки   (мелкая   моторика),   а   это   в   свою   очередь   влияет   на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры­ шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость. Следует   помнить,   что   развитие   тонкой   координации   движений   и   ручной   умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять. Оказывается,   что   у   большинства   современных   детей   отмечается   общее   моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности ­ руки, общая неготовность большинства   современных   детей   к   письму   или   проблем   с   речевым   развитием.   С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Однако даже если речь ребенка в норме ­ это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4­5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы ­ невыполнимая и опасная задача ­ значит, и ваш ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей   узнают   только   только   перед   школой.   Это   оборачивается   форсированной нагрузкой  на  ребенка: кроме  усвоения новой информации, приходится  еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение ­ есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. 4 Развитие общей моторики Упражнения на повышение уровня активации. Данные   упражнения   повышают   потенциальный   энергетический   уровень   ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность. 1.   Самомассаж   ушных   раковин.   Мочка   уха   зажимается   большим   и   указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно. 2. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук. 3. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались.   Затем   хлопки   выполняются   кулаками,   ориентированными   тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь. 4.   Самомассаж   головы.   Пальцы   рук   слегка   согнуты.   Плавными   поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке. 5. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно, затем ­ от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой. 6. Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней. В этот блок упражнений можно включать различные виды общих и точечных массажей, упражнения   по   развитию   мелкой   моторики,   хождение   босиком   по   поверхностям различной фактуры и т. п. Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса. Общий   принцип   этих   упражнений   ­   сильное   напряжение   мышц   с   последующим   их расслаблением. 1. "Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно  поднимает  прямые  ноги,  руки  и  голову.  Поза  держится  максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе. 2.   Исходное   положение   ­   лежа   на   спине,   ноги   вместе,   руки   по   швам.   Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго. 3. И.п. ­ лежа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимается верхняя часть туловища, ноги лежат на полу. 4. "Снеговик". Исходное положение ­ стоя. Детям предлагается представить, что они ­ только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала  "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается  вариант "растаять", начиная с ног. 5.   "Дерево".   Ребенок   сидит   на   корточках,   голова   спрятана   в   колени,   колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". Oт сильного порыва ветра "дерево"   должно   сломаться.  Ребенок   резко   сгибается   в   талии,  расслабляя   верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной. 6. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты 5 вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит расслабившись с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации. 7. "Кощей бессмертный". Исходное положение ­ сидя на полу на коленях и на пятках (после освоения упражнения сидя можно переходить к и.п. стоя). Руки разведены в стороны. Руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Далее ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания. 8.   "Марионетки".   Дети   представляют,   что   они   куклы­марионетки,   которых подвешивают   за   разные   части   тела.   Та   часть   тела,   за   которую   подвешена   кукла, напряжена и не двигается. Все остальное расслаблено и болтается. Куклу начинают дергать за веревочку в различном темпе. 9. "Кулачки". Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются. 10.   "Яйцо".   Для   этого   упражнения   нужна   достаточно   большая   прочная   простыня, которая расстилается на полу. Ребенок садится на корточки, голову прячет в колени и обхватывает колени руками. Ведущий собирает простыню так, чтобы ребенок оказался в "яйце" и крепко держит края простыни над головой "цыпленка", начиная при этом раскачивать "яйцо" из стороны в сторону. Раскачивание продолжается 3­5 минут до полного расслабления. Затем "цыпленок" должен "вылупиться из скорлупы", активно работая головой, локтями и пытаясь распрямить все тело. Ведущий при этом в течение 1­2 минут удерживает ребенка в "яйце". Упражнения для развития крупной моторики, формирования одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве 1.   "Бревнышко".   Из   положения   лежа   на   спине   (ноги   вместе,   руки   вытянуты   над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону. 2. "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону. 3. "Письмо в воздухе". И.п. ­ лежа на спине, руки вытянуты  вперед перед  грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма ­ при пропуске букв, их   заменах,   "зеркальном"   написании   и   других   ошибках.   При   этом   вначале   педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои. Этот   прием   также   помогает   снять   у   ребенка   страх   перед   школьной   доской   или тетрадью. 4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии   ­   вертикальные,   горизонтальные,   наклонные,   перпендикулярные;   затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты. 5. И.п. ­ сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Одна рука сжимается в 6 кулак, большой палец наружу. Разжимается. Сжимается в кулак, большой палец внутрь. Разжимается. Другая рука при этом неподвижна. Меняем руки. То же двумя руками вместе. Затем смещаются фазы движения (одна рука   сжимается,   другая   одновременно   разжимается).   При   хорошем   усвоении   этого упражнения можно добавить сюда движения языка и глаз в различных сочетаниях. 6. И.п. ­ сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Поочередно каждой рукой   выполняются   движения   кулак   ­   ребро   ­   ладонь.   После   освоения   то   же упражнение выполняется навесу, руки согнуты в локтях. 7. И п. ­ сидя на коленях (стоя). Руки присогнуты в локтях. Одна рука выполняет движение кулак ­ ладонь, другая одновременно выполняет движение кулак ­ ребро ­ ладонь. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения. 8. И.п. ­ лежа на спине, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой. Правая рука и правая нога сгибаются, локоть касается колена. Возвращаемся в и.п. То же повторяем левой рукой и левой ногой. Затем упражнение делается встречно левой ногой и правой рукой и наоборот. 9. И.п. ­ лежа на спине. Согнутые в коленях ноги стоят на полу, руки сложены лодочкой и вытянуты вверх перед собой. Сложенные руки кладем на пол с одной стороны от тела (при   этом   рука   сверху   "ползет"   по   другой   руке),   а   ноги   с   другой   стороны. Одновременно переводим руки и ноги в противоположную сторону. 10. И.п. ­ лежа на спине. Ноги прямые, руки в стороны. Одна нога сгибается в колене, поднимается и отводится наружу (или во внутрь), кладется на пол. Возвращается в исходное положение. То же ­ с другой ногой. Затем работают две ноги одновременно. 11. И.п. ­ сидя на коленях (стоя). Для этого упражнения нужен тугой, но не упругий продолговатый предмет (тряпочная "сарделька"). Ведущий бросает предмет ребенку, ребенок его  ловит,  при этом  двигая  только руками. Затем  предмет  нужно поймать одной рукой. Когда упражнение освоено, ребенку дается задание поочередно закрывать то один, то другой глаз, ловя предмет то правой, то левой рукой. 12. Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям. 13.   Ползанье   на   животе.   Сначала   по­пластунски.   Затем   только   на   руках,   ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону). 14.   Ползанье   на   животе   при   помощи   рук.   При   этом   нога   от   колена   поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной). 15. Ползанье на спине без помощи рук и ног ("Червячок"). 16. Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При освоении этих упражнений можно положить ребенку на плечи плоский предмет (книгу), и поставить задачу его не уронить. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ошущение положения своего тела в пространстве. 17. Отработка сочетанных движений глаз, языка, головы, рук и ног при ползанье на четвереньках. 7 18. "Паучок". Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях   и   приподнимается   над   полом,   опираясь   на   ладони   и   стопы.   Шагает одновременно   правой   рукой   и   правой   ногой,   затем   левой   рукой   и   левой   ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям ­ вперед, назад, вправо, влево). То же,   только   шагает   одновременно   разноименная   рука   и   нога.   После   освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях. 19.   "Слоник".   Ребенок   становится   на   четыре   конечности   так,   чтобы   вес   был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест. 20.   "Гусята".   Отрабатывается   "гусиный"   шаг   с   прямой   спиной   по   четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз. 21. Шаг на месте. Ребенок марширует на месте, высоко поднимая колени. Руки висят вдоль тела. 22. И.п. ­ стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая вниз. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней. То же, но смена   ладоней   через   шаг,  затем   через   два.   После   освоения   добавляются   различные глазодвигательные упражнения в различных сочетаниях. 23. И.п. ­ стоя на четвереньках. Ребенок выпрямляет и приподнимает над полом одну ногу, отводит ее сначала в одну, потом в другую сторону. Остальные части тела при этом неподвижны. То же с закрытыми глазами. После освоения одновременно с ногой вытягивается вперед разноименная рука. Затем одноименная. 24. И.п. ­ стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем   равновесие.   Затем   сменяем   ногу.   После   усвоения   можно   подключать различные пальчиковые и др. движения. 25. "Ласточка". И.П. ­ стоя на одной ноге, вторая нога вытянута назад параллельно полу,   туловище   наклонено   вперед,   руки   в   стороны.   То   же   с   закрытыми   глазами. Сменить ногу. 26. "Бревнышко" по стене. И.п. ­ стоя, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой, спина соприкасается со стеной. Ребенок делает несколько поворотов сначала в одну сторону, затем в другую так, чтобы постоянно прикасаться к стене. То же с закрытыми глазами. 27.   Встать   у   стены,   ноги   на   ширине   плеч,   ладони   лежат   на   стене   на   уровне   глаз; передвигаться вдоль стены вправо (3­5 метров), а затем влево. То же приставным шагом ­ двигаются одноименные рука и нога (руки параллельно ногам). Затем разноименные рука и нога. То же скрестным шагом с перекрестом рук (двигаются одноименные рука и нога). 28. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки").  Ведущий   (взрослый)   делает   какие­то   движения:   приседает,   поднимает   руки   вверх, хлопает в ладоши ­ а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять,   то   ускорять.   Чтобы   подключить   также   и   тренировку   внимания,   можно ввести "запрещаемые движения" (какое­то движение повторять нельзя), либо "замену движений"   (когда   какое­то   движение   надо   заменить   на   другое,   например,   когда ведущий подпрыгнет, то дети должны присесть). 8 Упражнения для развития пространственных представлений. 1.   "38   попугаев".   Ребенку   предлагается   вспомнить   мультфильм   про   слоненка, мартышку и удава. Затем предлагается измерить несколько предметов или расстояний при   помощи   различных   частей   своего   тела.   Вслед   за   этим   ребенку   дают   мелкие предметы   (буквы,   цифры)   и   просят   разложить   их   так,   чтобы   между   ними   было расстояние в его ладонь, а от каждого из них до края стола ­ его указательный палец. Рекомендуется предложить как можно большее количество вариантов расположения предметов (на расстоянии стопы, от колена до пятки, от локтя до кисти и т. д.). 2. "Маркеры". Маркируется левая рука ребенка при помощи браслета, колокольчика, яркой тряпочки и т. п. 3. Каждое из направлений закрепляется определенным движением. Например: "вверх" ­ прыжок, "вниз" ­ присесть, "вправо" ­ прыжок с разворотом направо, "влево" ­ прыжок с разворотом налево. 4. "Зеркало". Упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом   этапе   упражнение   выполняется   в   положении   сидя   на   коленях   и   на   пятках. Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела. 5.   "Телевизор".   Это   упражнение   аналогично   предыдущему,   только   движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой рукой за левое ухо). 6. "Найди клад". В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т. п.). Найденная ребенком вещь дарится ему. 7. Графические диктанты на листочках в клеточку. 8. Копирование нарисованных фигур разной степени сложности. 9. Составление ребенком планов (комнаты, квартиры и т. д.) 10. Педагог рисует план, по которому ребенок должен найти предмет в комнате или здании. Групповые игры 1. Любые игры по типу "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри". 2. "Ритм по кругу". Дети садятся в круг на колени и на пятки. Число участников в кругу   не   должно   быть   кратно   трем.   Первый   ребенок   хлопает   в   ладоши   один   раз, следующий ­ два раза, следующий ­ три раза, следующий опять один раз и т. д. Ведущий задает   различный   темп   игры,   меняет   направление   игры   (то   по   часовой   стрелке,   то против).  Далее упражнение усложняется. Дети садятся полукругом. Педагог отстукивает какой­ то ритм. Дети по команде его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: "Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. И так   до   команды   "Стоп".   Опоздавший   со   своим   хлопком,   не   выдержавший   паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко". 9 3. "Слепой скульптор". Водящему завязывают глаза. Одного из участников игры педагог ставит в любую позу. Это ­ натурщик. Водящий должен ощупать предложенную ему фигуру и "слепить" из другого ребенка точно такую же (не зеркальную). Затем можно увеличивать   число   натурщиков   (составлять   скульптурные   группы   из   двух   ­   трех человек). Очень важно, чтобы после окончания своей работы "скульптор" с открытыми глазами мог поправить допущенные ошибки. 4. "Зоопарк".   Ребенок  изображает  различных   животных  или  птиц.  Остальные   члены группы должны отгадать изображае мое животное. 5. Дети стоят в кругу; через одного надо то приседать, то подпрыгивать, то наклоняться в быстром темпе. 6.   "Ладушки".   Дети   встают   друг   напротив   друга   в   парах,   согнутые   в   локтях   руки поднимаются   к   плечам   таким   образом,  что   ладони   обеих   рук   "смотрят"  на  ладони партнера. Дети выполняют сначала хлопок своими руками, возвращают руки в исходное положение. Затем хлопок по рукам партнера. Исходное положение. Хлопок своими руками.   И.п.   Хлопок   правой   рукой   по   правой   руке   партнера.   И.п.   Хлопок   своими руками. И.п.   Хлопок   левой   рукой   по   левой   руке   партнера.   Повторять   цикл,   постепенно увеличивая темп, пока кто­либо из партнеров не перепутает последовательность. 7.   Этюды   по   "Согласованным   действиям":   пилка   дров,   гребля,   перемотка   ниток, перетягивание каната, игра в воображаемый мячик и т. д. Детям необходимо постоянно помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения движений. Данные этюды отрабатываются сначала парами, затем всей группой. 8.  "Хлопки".   Дети   свободно   двигаются   по   комнате.  На   один   хлопок   ведущего   они должны подпрыгнуть, на два ­ присесть, на три ­ встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений). 9.   "Канон".   Дети   стоят   друг   за   другом   таким   образом,   что   руки   лежат   на   плечах стоящего   впереди.   Услышав   первый   сигнал   (по   договоренности),   первый   ребенок поднимает правую руку. На второй сигнал второй ребенок поднимает левую руку, на третий ­ третий поднимает правую и т. д. Затем аналогично руки опускаются вниз. 10. "Передай мяч". Игра проводится в форме командного соревнования. Дети в каждой команде стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передает мяч второму сверху над головой, второй третьему ­ снизу меж ду ногами и т. д. Другой вариант   ­   передача   мяча   сбоку   с   поворотом   корпуса   то   вправо,   то   влево.   Третий вариант ­ комбинированный. 11.   "Паровоз".   Дети   разбиваются   на   команды   по   4­5   человек,   выстраиваются паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади держит стоящего впереди за талию). Все закрывают глаза, кроме первых, которые медленно начинают движение. Их задача ­ аккуратно,   молча   вести   "паровоз",   огибая   препятствия,   не   сталкиваясь   с   другими; задача   остальных   ­   максимально   "прислушиваться"   к   стоящему   впереди,   наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади.  По команде педагога дети останавливаются, первый встает в конец паровоза и т. д., пока каждый не побывает в роли ведущего.  Усложнение упражнения: дети становятся друг за другом на четвереньки, держа того, кто впереди, за щиколотки. Двигается одновременно правая рука и правая нога, затем 10 левая рука и левая нога. "Головной" сначала дает команды вслух, затем продолжает движение молча. Выигрывает та команда, чьи движения были более согласованными. 12. Показ стихов. Участник группы показывает в пантомиме известное стихотворение или басню, остальные должны отгадать название произведения. 13. Дети разбиваются на две команды. Первый ребенок с закрытыми глазами ощупывает предложенный   ему  предмет  или  слово   из  нескольких  букв (используются  буквы   от детской   магнитной   азбуки).   Затем   с   помощью   пантомимы   показывает   следующему члену команды, какой предмет ему предъявили. Следующий ребенок называет данный предмет третьему члену команды, тот опять показывает его с помощью пантомимы четвертому, а четвертый с закрытыми глазами находит этот предмет из предложенных или   составляет   слово   ­   название   данного   предмета.   Участники   команды   постоянно меняются   местами.   Выигрывает   команда,   правильно   отгадавшая   большинство предметов. 11

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2018