РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы
Оценка 5

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы

Оценка 5
Семинары
docx
чтение
Детсад
14.02.2019
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно учиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К. Д. Ушинский Как же и для чего обучать детей, как донести до них большой объем знаний при дефиците знаний, при дефиците времени, как представить им слепок целого мира без узкой направленности образования? Путь решения проблемы в комплексном представлении фактов, на которых будут построены знания. Именно таков характер мнемотаблиц.
Из опыта работы Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехнических навыков.docx
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Дюймовочка» РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы Воспитатель: Бочарова Наталья Анатольевна г. Байконур 2017/2018 учебный год «Учите ребенка каким­нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно учиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К. Д. Ушинский Историческая справка Мнемотехника, или искусство  памяти, возникает, как  специфическая практика,   в   античную   эпоху.   Согласно   легенде,   на   пиру,   строенному фессалийским   аристократом   по   имени   Сколас,   поэт   Симонид   Неосский, прозванным «медоречивым», исполнил заказанную ему хозяином лирическую поэму. Как только Симонид вышел из зала, крыша здания обрушилась, и все участники   пира  погибли   под  ее.  Симаниду  удалось   помочь  родственникам погибших опознать изуродованные тела, так как он запомнил расположение гостей   за   общим   столом.   В   результате   был   сформулирован   принцип упорядочивания информации по методу мест (loci). Первенство Симонида  в изобретении мнемотехники было признано еще при жизни: он получил приз хора в Афинах как изобретатель  вспоможения памяти (ок. 477 г. до н.э.). Детальную процедуру запоминания и воспроизведения длинных речей разработал   Цицерон.   Он   учил,   что   искусная   память   состоит   из   «мест   и   Содержания, образов».   следует визуализировать в максимально ярких и неожиданных образах и вообразить   которых   необходимо   запомнить, размещенными   в   виде   цепочки   в   знакомом   оратору   месте.   После   этого достаточно,   просто   совершить   мысленную   прогулку   в   данном   месте, «собирать» распределенные в нем образы, извлекая из них ключевые идеи. Метод «мест и образов» гениально использовал Данте Алигьери при создании «Божественной   комедии»     Последовательно   и   с «географической»   точностью   описывая   свое   путешествие   сквозь   девять (1307­1321). кругов   ада,   автор   предложил   читателю   систематизированный   и   крайне удобный   для   запоминания   перечень   грехов,   проиллюстрировав   его красочными образами страдающих грешников. Теоретическое обоснование данной проблемы В   наше   время,   последствия информационного взрыва коснулись не только взрослых, но и детей. Ребенок с   время   новейших   технологий, самого   рождения   подвергался   самому   настоящему   информационному прессингу. Очень часто педагоги и родители способствуют усилению этого прессинга. Мы хотим, чтоб наши дети соответствовали темпу времени, все быстро  усваивали,  хорошо  запоминали.  Книги  и  обучающие  программы  по телевидению, видео­ и аудиозаписи, наконец, компьютеры. Поток информации растет с каждым годом. В то же время дети часто не готовы к ее усвоению. Ребенок   не   всегда   способен   самостоятельно   разобраться   в   этом   обилии знаний, тем более что­то запомнить. Как же и для чего обучать детей, как донести до них большой объем знаний   при   дефиците   знаний,   при   дефиците   времени,   как   представить   им слепок целого мира  без узкой направленности образования? Путь решения проблемы в комплексном представлении фактов, на которых будут построены знания. Именно таков характер мнемотаблиц. Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминать») – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих   объем   памяти   путем   образования   дополнительных ассоциаций. Примером мнемонического приема может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой впервые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Подобные приемы чрезвычайно эффективны при работе с детьми. Однако для повышения эффективности работы памяти использование искусственных   приемов   мнемотехники   имеет   лишь   второстепенное   и вспомогательное значение, поскольку основной опорой запоминания являются не   искусственные,   а   логически   оправданные,   осмысленные   связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается (между его отдельными частями), так и между запоминаемым материалом и чем­либо уже хорошо известным. Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней крепко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а так же тренировка ассоциативного мышления. Мы не   можем   запомнить   то,   что   ускользнуло   от   нашего   наблюдения.  А   после наблюдения (зрительного или слухового, может, даже осязательного опыта) запоминание   можно   только   в   случае,   если   объект   ассоциируется   в   нашем сознании с чем­либо, что мы уже знаем и помним. Большинство ассоциативных привязок с чем­то известным происходит бессознательно.   Многие   не   ощущают   развития   процессов,   протекающих   в подсознании и тем не менее то, что прочно ассоциируется – запоминается, а то   что   не   образует   прочных   ассоциативных   связей   забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Человек не может запомнить то, что не наблюдал, а запоминать и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка тоже построена на интересе. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование   мнемотехники   для   дошкольников   в   настоящее   время становится все более актуальным. Цель   обучения   с   ее   использованием   –   развитие   памяти   (разных видов:   слуховой,   зрительной,   двигательной,   тактильной),   Мышления, внимания, воображения. Известно,   что   главное   содержание   памяти   дошкольника   составляют представления: ­ конкретные образы людей; ­ явлений природы; ­событий; ­ предметов; их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для   рассказывания,   рисования,   игр.   Без   них   ребенок   не   может   усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.   Для   того   чтобы   избежать   отрывочности   представлений, формирующихся у малыша, следует организовать его активную деятельность, специально включая материал для запоминания. На   протяжении   всего   дошкольного   детства   у   ребенка   происходят изменения в образах памяти. Представления становятся не отрывочными и фрагментарными, а связными и систематизированными. Они объединяются в группы,   категории,   что   придает   образам   памяти   «картинность».   На   этой основе   ребенок   постепенно   учиться   управлять   своими   представлениями, воспроизводить то или иное событие; благодаря памяти изменяется процесс восприятия. Образная память как бы соединяет в единое целое отдельные ощущения,   а   отдельные   признаки,   свойства,   качества   складываются   в целостный образ. Память включается в наблюдения, но в то же время сама зависит от умения субъекта наблюдать. Развитие   памяти   неразрывно   связано   с   развитием   мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно­следственные связи, делает выводы.   В   его   сознании   образы   связывают   настоящее   и   прошлое,   образуя единое целое. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуалезируется. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Дошкольный   возраст   –   это   возраст   образных   форм   сознания,   и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и   т.п.).  Использование   обобщений   позволяет   ребенку   обобщить   свой непосредственный   опыт.   Как   установлено   исследованиями   психологов   Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление – развитие образного   мышления,   воображения,   памяти   состоит   в   овладении   ребенком способности к замещению и пространственному моделированию. Способность   к   замещению   является   фундаментальной   особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность  к   замещению   и  различным   преобразованиям,  умения  находить взаимосвязи,   то   надо   учить   его   «читать»   графическую   аналогию. Графическая аналогия – умение обозначать каким­либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, то есть пользоваться «заместителями». МНЕМОНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА Мнемонические   средства   –   идеальные   и   материальные   объекты, предназначенные   для   облегчения   протекания   процессов   памяти. (Например,   в   качестве   мнемонические   средства   для   запоминания букв может быть использована гибкая проволока, цепочка, набор счетных палочек и т.д.) МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ Классификация предметов Соотнесение слов с картинками и символами Проговаривание вслух инструкции Запоминание стихотворения во время его пропевания и т.д. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие мышления с помощью мнемотехники» Овладение   родным   языком,   развитие   речи   –   самые   важные приобретения   ребенка   в   дошкольном   детстве,   но   это   сложнейшая   задача дошкольного воспитания. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная   связь   речевого   и   умственного   развития   детей.  «Ребенок   учится мыслить,   учась   говорить,   но   он   так   же   совершенствует   речь,   учась мыслить»   (Ф.   А.   Сохин).  Развитие   связной   речи   происходит   постепенно вместе   с   развитием   мышления   и   связанно   с   усложнением   детской деятельности и общения с окружающими людьми. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и   речи   ребенка   –   моделирование,   благодаря   которому   дети   учатся обобщенно   представлять   существенные   признаки   предметов,   связи   и отношения в реальной действительности. Широкую известность приобрели работы   Л.   А.   Венгера   и   его   учеников   по   проблемам   моделирования   в различных видах деятельности. Для   обучения   связной   речи   используются   схематические  Сначала изображения   персонажей   и   выполняемых   ими   действий. создается   картинно­схематический   план   смысловой   последовательности частей   прослушанных   текстов   художественных   произведений.   Постепенно формируются обобщенные представления о логической последовательности текста,   на   которые   он   ориентируется   в   самостоятельной   речевой деятельности. Обучение   моделированию   целесообразно   начинать   в   дошкольном возрасте, так как, по данным Л. С. Выготского, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой, дошкольный возраст – период наиболее интенсивного становления и развития личности.   Развиваясь,   ребенок   активно   усваивает   основы   родного   языка   и речи, возрастает его речевая активность. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста, факторы ее развития, методы и приемы обучения изучали многие исследователи (Е. А. Флерина, Е. И. Радина, Э. П. Короткова, В. И. Логинова, Н. М. Крылова, В. В. Гербова, Г. М. Ляминаида и др.), но предлагаемые методы и приемы развития связной   речи,   более   ориентированные   на   представления   фактического материала для детских рассказов, интеллектуальные процессы, значимые для построения текста, в них отражены мало. Проанализировав свою работу с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, пришла к выводу,  что   необходимо   искать   более эффективные   методы   обучения   детей   связному   рассказыванию, пересказыванию близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Прежде всего это приемы, помогающие ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ из опыта работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2019