Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой
Оценка 5

Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой

Оценка 5
Научно-исследовательская работа +1
docx
история
Взрослым
07.02.2018
Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой
Материал посвящен учителям , учитель делится опытом работы как способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся используя межпредметную связь с литературой , учитель на уроках и во внеклассной работе использует художественную литературу , поэтические строки для постановки и решения проблемно- познавательных задачИз опыта работы учителя истории
Развитие мыслительной деятельности учащихся при обучений истории.docx
Восточно- Казахстанская область Кокпектинский район КГУ «Мариногорская средняя школа» Кездикпаева Гуляим Самаркановна Учитель истории и обществоведения Педагогический стаж -31 год Развитие мыслительной деятельности учащихся при обучений истории Каждая эпоха диктует свои требования к знаниям учащихся.Но самым главным во все времена для учителя я считаю – пробуждение мысли ученика. В своей педагогической деятельности я ставлю следующие цели : 1.Знать свой предмет , ее основы , современное состояние , связь с другими науками, связь с жизнью и практикой. 2. Пробудить мысль ученика.Человек должен быть тружеником в сфере мысли. 3.Воспитать патриота своей страны Годы накопления опыта , удач , ошибок , изучение новинок педагогической литературы , инновации, применение метода опережающих заданий , изучение фактического материала блоками П.М. Эрдниева , особенно заинтересовал меня опыт учителя из Удмуртии В.А. Турова , его мысль о генерализации –выделения главного , существенного , сообщение детям не только информации , а передача ее через свои эмоции. Любой фактический материал должен быть средством самопознания и саморазвития .У меня сложилась собственная система работы , за плечами 31 год педагогического стажа . Усвоение знаний по истории провожу по следующей схеме 1. Знание фактов, событий, хронологии, карты 2. Эмоциональное восприятие исторических событий 3. Генерализация –выделение главного , составление опорного конспекта 4. Связь с другими предметами/ литература , география и др./ 5. Изучение документов и источников эпохи 6. Сравнение и анализ с ранее изученным 7. Обобщение и выводы 8. Формирование мировоззрения /развитие мыслительной деятельности/ 9. Воспитание патриотизма В наши дни человечество переживает особый период своего развития Доминирующее значение начинает приобретать взаимодействие между народами. Правильное понимание единства национального и интернационального имеет особо важное значение для будущего человечества.Мы привыкли говорить о том , что образование необходимо для жизни человека , и забываем при том , что оно само представляет часть его жизни. Процесс получения знаний должен вызывать у учащихся интерес и удовлетворение. Этот процесс по сути своей всегда гуманитарен. Вне зависимости от его конкретного содержания ученик должен не только получать определенную сумму знаний , навыков , умений , но и вырабатывать отношение к этому знанию , развивать творческие способности , стремление критически оценивать чужую – свою точку зрения , вести дискуссию , готовность с уважением относиться к оппоненту. В процессе учебы , который занимает такое большое место в жизни молодого поколения, у учеников должны формироваться правильные навыки поведения , умение решать любой жизненный вопрос . Для этого необходимы знания о человеке и обществе .Знакомя школьников с жизнью разных народов и стран, помогая формировать представления об образе и жизни в прошлом и настоящем , вовлекая его в различные жизненные ситуации , переживаемые отдельными историческими и литературными героями , процесс обучения не только готовит человека к будущей жизни , но и формирует новую реальность , в которой он непосредственно живет. Изучение истории тесно связано с литературой. Исходя из содержания урока , можно подобрать поэтические строки или цитату из художественного произведения в качестве эпиграфа , а также использовать для постановки проблемно-познавательной задачи .Так при изучении темы « Материальная и духовная культура Казахстана в средние века » использую слова Казтуган –жырау « Степная земля бесконечна как время » , как проблемную задачу ,учащиеся самостоятельно готовят рефераты по дополнительной литературе и интернет –ресурсам , решают логические задания , рассказывают поэтические отрывки литературных произведений , слушают музыку и воспроизводят свои ассоциации , связанные с ней .Разнообразие наглядного материала , смена разных видов работы , нестандартность проведения позволяют обобщить, углубить знания по данной теме , проследить межпредметную связь . При изучении социально-экономической и политической истории Казахстана в 20-30 годы я провожу урок-суд / как повторительно- обобщающий урок / .Эпиграфом можно взять слова : «Век поджидает на мостовой , Сосредоточен, как часовой , Иди - и не бойся с ним рядом встать Твое одиночество веку под стать Оглянешься – вокруг враги , Руки протянешь –нет друзей …» Класс делится на группы : Главный судья –учитель, учащиеся выступают в роли помощников , «присяжные заседатели» , «обвинители», «защита » . Урок строится на основе самостоятельно проработанного материала периодической литературы , интернет – ресурсов .В ходе импровизированного судебного процесса учащиеся , используя свои знания должны вынести оправдательный или обвинительный приговор тоталитарной системе сталинского режима по 3 статьям : Статья 1.Злоупотребление властью и насильственные методы коллективизации Статья 2.Проведение «Сверхиндустриализации» в ущерб экономике страны и уровню жизни народа Статья 3 .Геноцид против собственного народа Использование поэтических строк позволяет внести определенный эмоциональный настрой и нацеливает учащихся на решение проблемной задачи .Почему в качестве эпиграфа взяты именно эти слова ? Роль художественной книги на уроках истории весьма разнообразна. Прежде всего, она помогает учителю поддерживать внимание учащихся , интерес к предмету .Однако при этом важно учитывать некоторые условия. Одним из них является лаконичность приводимых отрывков .Необходимо выбирать краткие , меткие выдержки , бьющие в цель , либо сокращать их до минимума .Эффективность воздействия того или иного материала на учащихся зависит и от того , насколько эмоционально он прочитан. Я сама очень люблю читать стихи, стараюсь чтобы учащиеся пропускали драматические моменты истории через свое сердце , учились сопереживать. Кроме того, после прочтения каждого отрывка целесообразно провести соответствующую беседу по нему либо прокомментировать самому учителю . Так при изучении темы «Гражданская война в Казахстане» для характеристики действий казаков использую отрывок из произведения Антона Сорокина «Песни Джеменея » « Казаки из отряда Анненкова грабили киргиз , рубили юрты топорами, уничтожив аул, уезжали с гиканьем и свистом , разбойничьими песнями. Впереди ехал матерый казак Филарет Осетрин и гордо вез длинную палку ,на которой болталась квадратная аршинная темная тряпка. Это было знамя Ермака , украденное Анненковым из музея» , при изучении темы «Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова »можно использовать поэтические строки А.Бокейханова : «За годом год хромали годы , прошло их много с той поры , Как вольный сын степной свободы , казнен Батыр Кенесары. Но дух его бунтарской воли , его борьбы кровавый след , Был маяком киргизской воли, до дней свободы , дней побед .» При проведений различных викторин и интеллектуальных конкурсов использую отрывки из поэтических произведений : В каком году могло произойти такое событие ? « Был страшный год ,когда все страны Боялись больше , чем огня Батыя – внука Чингизхана Свое соседство с ним кляня »/1237 год Когда и по какому поводу были написаны следующие строки Ж.Жабаева «Ленинградцы , дети мои ! Ленинградцы , гордость моя ! Мне в струе степного ручья Виден отблеск невской струи » 1942 год О каком событии идет речь в стихотворений «Мглистый день » « Но было все , и как ,забыть о том ! Тот день, когда жизнь кончил Исатай Батыр степной наш разбудивший край , Тот день когда враги в ненастный час Потоком стрел обрушились на нас !» 1836-1838 годы Каждая человеческая общность , сознающая себя народом , должна стремиться , как писал древнегреческий историк Геродот ответить на такие вопросы «Где круга этого начало , где конец ? Откуда мы пришли ?». В наше нелегкое время , когда рушатся прежние идеалы и стереотипы мышления , для будущего страны с многонациональным составом необходима цементирующая идея - идея казахстанского патриотизма , общая для всех , потому что высокий дух народа творит чудеса. Несомненно история и литература занимают одно из главных мест в формирований истинного патриота своей страны . КГУ «Мариногорская средняя школа » Из опыта работы «Развитие мыслительной деятельности учащихся при обучений истории, используя межпредметную связь с литературой .» Учитель истории и обществоведения Кездикпаева Гуляим Самаркановна 2018 год с.Мариногорка

Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой

Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой

Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой

Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой

Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой

Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой

Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой

Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой

Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой

Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой

Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой

Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой

Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой

Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2018