Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой
Оценка 5
Научно-исследовательская работа +1
docx
история
Взрослым
07.02.2018
Материал посвящен учителям , учитель делится опытом работы как способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся используя межпредметную связь с литературой , учитель на уроках и во внеклассной работе использует художественную литературу , поэтические строки для постановки и решения проблемно- познавательных задачИз опыта работы учителя истории
Развитие мыслительной деятельности учащихся при обучений истории.docx
Восточно- Казахстанская область
Кокпектинский район
КГУ «Мариногорская средняя школа»
Кездикпаева Гуляим Самаркановна
Учитель истории и обществоведения
Педагогический стаж -31 год
Развитие мыслительной деятельности учащихся при
обучений истории
Каждая эпоха диктует свои требования к знаниям
учащихся.Но самым главным во все времена для учителя я
считаю – пробуждение мысли ученика. В своей
педагогической деятельности я ставлю следующие цели :
1.Знать свой предмет , ее основы , современное состояние ,
связь с другими науками, связь с жизнью и практикой.
2. Пробудить мысль ученика.Человек должен быть
тружеником в сфере мысли.
3.Воспитать патриота своей страны
Годы накопления опыта , удач , ошибок , изучение новинок
педагогической литературы , инновации, применение
метода опережающих заданий , изучение фактического
материала блоками П.М. Эрдниева , особенно заинтересовал
меня опыт учителя из Удмуртии В.А. Турова , его мысль о
генерализации –выделения главного , существенного ,
сообщение детям не только информации , а передача ее
через свои эмоции. Любой фактический материал должен
быть средством самопознания и саморазвития .У меня
сложилась собственная система работы , за плечами 31 год
педагогического стажа . Усвоение знаний по истории
провожу по следующей схеме
1. Знание фактов, событий, хронологии, карты
2. Эмоциональное восприятие исторических событий
3. Генерализация –выделение главного , составление
опорного конспекта
4. Связь с другими предметами/ литература , география и
др./
5. Изучение документов и источников эпохи 6. Сравнение и анализ с ранее изученным
7. Обобщение и выводы
8. Формирование мировоззрения /развитие мыслительной
деятельности/
9. Воспитание патриотизма
В наши дни человечество переживает особый период
своего развития Доминирующее значение начинает
приобретать взаимодействие между народами.
Правильное понимание единства национального и
интернационального имеет особо важное значение для
будущего человечества.Мы привыкли говорить о том , что
образование необходимо для жизни человека , и
забываем при том , что оно само представляет часть его
жизни. Процесс получения знаний должен вызывать у
учащихся интерес и удовлетворение. Этот процесс по
сути своей всегда гуманитарен. Вне зависимости от его
конкретного содержания ученик должен не только
получать определенную сумму знаний , навыков , умений ,
но и вырабатывать отношение к этому знанию ,
развивать творческие способности , стремление
критически оценивать чужую – свою точку зрения , вести
дискуссию , готовность с уважением относиться к
оппоненту. В процессе учебы , который занимает такое
большое место в жизни молодого поколения, у учеников
должны формироваться правильные навыки поведения ,
умение решать любой жизненный вопрос . Для этого
необходимы знания о человеке и обществе .Знакомя
школьников с жизнью разных народов и стран, помогая
формировать представления об образе и жизни в
прошлом и настоящем , вовлекая его в различные
жизненные ситуации , переживаемые отдельными
историческими и литературными героями , процесс
обучения не только готовит человека к будущей жизни ,
но и формирует новую реальность , в которой он
непосредственно живет.
Изучение истории тесно связано с литературой. Исходя из
содержания урока , можно подобрать поэтические
строки или цитату из художественного произведения в
качестве эпиграфа , а также использовать для постановки
проблемно-познавательной задачи .Так при изучении темы « Материальная и духовная культура Казахстана в
средние века » использую слова Казтуган –жырау «
Степная земля бесконечна как время » , как проблемную
задачу ,учащиеся самостоятельно готовят рефераты по
дополнительной литературе и интернет –ресурсам ,
решают логические задания , рассказывают поэтические
отрывки литературных произведений , слушают музыку и
воспроизводят свои ассоциации , связанные с ней
.Разнообразие наглядного материала , смена разных видов
работы , нестандартность проведения позволяют
обобщить, углубить знания по данной теме , проследить
межпредметную связь .
При изучении социально-экономической и политической
истории Казахстана в 20-30 годы я провожу урок-суд /
как повторительно- обобщающий урок / .Эпиграфом можно
взять слова :
«Век поджидает на мостовой ,
Сосредоточен, как часовой ,
Иди - и не бойся с ним рядом встать
Твое одиночество веку под стать
Оглянешься – вокруг враги ,
Руки протянешь –нет друзей …» Класс делится на группы :
Главный судья –учитель, учащиеся выступают в роли
помощников , «присяжные заседатели» , «обвинители»,
«защита » . Урок строится на основе самостоятельно
проработанного материала периодической литературы ,
интернет – ресурсов .В ходе импровизированного
судебного процесса учащиеся , используя свои знания
должны вынести оправдательный или обвинительный
приговор тоталитарной системе сталинского режима по
3 статьям :
Статья 1.Злоупотребление властью и насильственные
методы коллективизации
Статья 2.Проведение «Сверхиндустриализации» в ущерб
экономике страны и уровню жизни народа
Статья 3 .Геноцид против собственного народа Использование поэтических строк позволяет внести
определенный эмоциональный настрой и нацеливает
учащихся на решение проблемной задачи .Почему в
качестве эпиграфа взяты именно эти слова ?
Роль художественной книги на уроках истории весьма
разнообразна. Прежде всего, она помогает учителю
поддерживать внимание учащихся , интерес к предмету
.Однако при этом важно учитывать некоторые условия.
Одним из них является лаконичность приводимых отрывков
.Необходимо выбирать краткие , меткие выдержки , бьющие
в цель , либо сокращать их до минимума .Эффективность
воздействия того или иного материала на учащихся
зависит и от того , насколько эмоционально он прочитан. Я
сама очень люблю читать стихи, стараюсь чтобы учащиеся
пропускали драматические моменты истории через свое
сердце , учились сопереживать. Кроме того, после
прочтения каждого отрывка целесообразно провести
соответствующую беседу по нему либо прокомментировать
самому учителю . Так при изучении темы «Гражданская
война в Казахстане» для характеристики действий казаков
использую отрывок из произведения Антона Сорокина
«Песни Джеменея » « Казаки из отряда Анненкова грабили
киргиз , рубили юрты топорами, уничтожив аул, уезжали с
гиканьем и свистом , разбойничьими песнями. Впереди ехал
матерый казак Филарет Осетрин и гордо вез длинную
палку ,на которой болталась квадратная аршинная темная
тряпка. Это было знамя Ермака , украденное Анненковым из
музея» , при изучении темы «Национально-освободительное
движение под руководством Кенесары Касымова »можно
использовать поэтические строки А.Бокейханова :
«За годом год хромали годы , прошло их много с той поры ,
Как вольный сын степной свободы , казнен Батыр Кенесары.
Но дух его бунтарской воли , его борьбы кровавый след ,
Был маяком киргизской воли, до дней свободы , дней
побед .»
При проведений различных викторин и интеллектуальных
конкурсов использую отрывки из поэтических произведений : В каком году могло произойти такое
событие ?
« Был страшный год ,когда все страны
Боялись больше , чем огня
Батыя – внука Чингизхана
Свое соседство с ним кляня »/1237 год
Когда и по какому поводу были написаны следующие
строки Ж.Жабаева «Ленинградцы , дети мои !
Ленинградцы , гордость моя !
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской струи » 1942 год
О каком событии идет речь в стихотворений «Мглистый
день »
« Но было все , и как ,забыть о том !
Тот день, когда жизнь кончил Исатай
Батыр степной наш разбудивший край ,
Тот день когда враги в ненастный час
Потоком стрел обрушились на нас !» 1836-1838 годы
Каждая человеческая общность , сознающая себя народом ,
должна стремиться , как писал древнегреческий историк
Геродот ответить на такие вопросы «Где круга этого начало
, где конец ? Откуда мы пришли ?». В наше нелегкое время ,
когда рушатся прежние идеалы и стереотипы мышления ,
для будущего страны с многонациональным составом
необходима цементирующая идея - идея казахстанского
патриотизма , общая для всех , потому что высокий дух
народа творит чудеса. Несомненно история и литература
занимают одно из главных мест в формирований истинного
патриота своей страны . КГУ «Мариногорская средняя школа »
Из опыта работы
«Развитие мыслительной деятельности учащихся при
обучений истории, используя межпредметную связь с
литературой .» Учитель истории и обществоведения
Кездикпаева Гуляим Самаркановна
2018 год
с.Мариногорка
Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой
Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой
Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой
Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой
Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой
Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой
Развитие мыслительной деятельности учащихся по истории, используя межпредметную связь с литературой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.