Развитие навыков беглого чтения младших школьников
Оценка 4.6

Развитие навыков беглого чтения младших школьников

Оценка 4.6
Педсоветы +1
docx
чтение
1 кл
16.02.2018
Развитие навыков беглого чтения младших школьников
Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Современным родителям понятно, насколько в наше время необходимо ребенку умение читать.
Развитие навыков беглого чтения младших школьников.docx
Развитие навыков беглого чтения младших школьников Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития  познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания  нравственных качеств и развития эстетических чувств. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и  развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Современным родителям понятно, насколько в наше время необходимо ребенку умение читать.  Полноценный навык чтения ­ это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам,  основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения  значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения ­ один из  показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в  процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического  процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков.  Тема, над которой я работала, называется «Развитие навыков беглого чтения младших школьников».  Беглость чтения ­ одна из базовых сторон навыка чтения, взаимосвязанная с остальными. По сути, сам процесс обучения чтению начинается с формирования беглости, умения читать по слогам, затем  следует чтение целыми словами. Наблюдение за динамикой процесса чтения позволяет сделать  выводы, что чем выше беглость, тем лучше понимание читаемого, то есть сознательность чтения,  которая обуславливает правильность. При формировании этого навыка необходимо опираться на  развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, память, мышление.  Весь процесс обучения необходимо выстраивать так, чтобы у ребенка формировался интерес к  занятиям, к чтению и книге вообще. Я в своей работе предусматриваю эти особенности и выстраиваю с их учетом. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ Способность к овладению навыками чтения и письма непосредственно связана с общим речевым  развитием детей. В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается устная речь, а в начальной  школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого  начала они влияют на развитие друг друга.  Обучение чтению проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного  чтения. 1. ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКО­БУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ. Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих  функций: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического  анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (способности  определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного восприятия  (возможности запоминания зрительного образа буквы).  Следует иметь в виду, что для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим  графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких  элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы  отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо  осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличия  многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же  буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном  развитии у ребенка пространственных представлений.  Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Однако на этом этапе единицей зрительного  восприятия в процессе чтения является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем ­ вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким  образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.  Темп чтения на этой ступени очень медленный и определяется характером читаемых слогов. Простые  слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра). Понимание читаемого  отдалено от зрительного восприятия слова, осуществляется лишь после того, как читаемое слово  произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается. Поэтому ребенок, чтобы узнать  прочитанное слово, часто повторяет его. Наблюдаются особенности и при чтении предложения.  Каждое слово предложения читается изолированно, поэтому понимание предложения и связи между  словами, составляющими его, осуществляется с большим трудом. 2. ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ. На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей  чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими  звуковыми комплексами.  Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет  слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов  в слово, особенно при чтении длинных и сложных по структуре слов.  В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети  повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам.  Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение  слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную  смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует  за ним. 3. СТАНОВЛЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ. Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и  знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко­слоговой структуре  еще читаются по слогам.  Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии быстро и  точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет  слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение. Результатом угадывания  становится расхождение прочитанного с напечатанным, большое количество ошибок. Неточность  чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения  или контроля. Если ребенок допускает большое количество ошибок, необходимо снизить темп чтения. 4. СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ. Ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов. Главным для него  становится не техническая сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а  осмысливание содержания читаемого. Смысловая догадка строится как на содержании прочитанного  предложения, так и с учетом смысла всего текста. Ошибки при чтении становятся редкими,  поскольку догадки хорошо контролируются.  Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда  ребенку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении.  Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико­ грамматической стороны речи.  Начальный этап обучения чтению начинается с узнавания букв. Буквы необходимо учить не их  полными алфавитными названиями (например, «ка», «эм», «ча»), а звуковым обозначением: «к», «м»,  «ч» и т.д. Алфавитное название букв затрудняет процесс чтения. Такая ошибка чаще всего и вызывает у ребенка трудности со сложением букв в слоги. Дети вместо «ма» читают «мэа» или «эма». В данном случае ребенку кажется, что он делает все правильно, и ему трудно понять смысл сложения букв в  слог. Я в результате своей практики пришла к следующему варианту работы: сначала выучить гласные, а затем учить согласные и сразу составлять слоги. Например, учим букву «Б»: нарисовали ее, раскрасили, написали пальчиком в воздухе, на столе, слепили из пластилина, выложили из палочек,  пуговиц, и т.д. Затем составляем слоги: БА, БО, БУ, БЫ, БЭ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ. Также их можно  рисовать, выкладывать из палочек и т.д. В такой форме ребенок быстро понимает принцип сложения  букв в слоги. Далее по той же схеме переходим к изучению следующих согласных.  На своих уроках я часто играю с детьми, например можно поиграть «в слоги»: вразброс пишем любые  слоги с выученными согласными (бо, га, зы, ду), а задача ребенка ­ их прочитать. Постепенно этот  запас увеличивается; тогда дети составляют простые слова из уже пройденных букв и слогов: луна,  сон, дом, лес, мир, каша и т.д. Прошу ребенка попытаться записать эти слова (сначала списывая, а  затем самим).Важно отметить, что особенности детей очень индивидуальны, поэтому я не тороплюсь,  не подгоняю ребенка. Пусть процесс освоения происходит в нормальных для него темпах. Главное,  чтобы регулярные занятия вызывали у маленького ученика желание вернуться к ним снова. В своей  работе на начальных этапах обучения чтению я применяю элементы методики Н.А. Зайцева, которая  опирается на слоговой принцип обучения чтению и делает этот процесс легким и увлекательным. На  следующих, более сложных этапах, когда ребенок освоил чтение словами, я использую приемы работы по формированию беглости чтения (частота тренировочных упражнений, жужжащее чтение,  ежеурочные пятиминутки чтения, многократность чтения, чтение в темпе скороговорки и т.д.), а  также применяю упражнения, направленные на развитие речевого аппарата, внимания и памяти,  расширение оперативного поля чтения, развитие смысловой догадки на различных уровнях.  1. Упражнения для развития речевого аппарата. Навык чтения во многом зависит от правильного  произношения и различения звуков речи. Такие упражнения особенно рекомендовано выполнять  детям с нарушениями звукопроизношения.  Артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Пропевание гласных. АОУЫЭ, ЯЁЮИЕ, АЯОЁУЮЭЕЫИ... АО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ... З­С­Ж, Ш­Ж­С, С­Ч­Щ... Б­В­Г­Д­Ж­З, П­Ф­К­Т­Ш­С... Ба­бя бо­бё бу­бю бэ­бе бы­би За­зя зо­зё зу­зю зэ­зе зы­зи Тра­тро­тру­три; бра­бро­бру­бри  Чтение чистоговорок. Жа­жа­жа ­ есть иголки у ежа. Жу­жу­жу ­ молока дадим ежу. Ло­ло­ло ­ на улице тепло. Му­му­му ­ молока кому? Ко­ко­ко ­ пейте, дети, молоко.  Чтение и четкое проговаривание скороговорок. • Утром, присев на пригорке, Учат сороки скороговорки. • От топота копыт пыль по полю летит. • Шел Егор через двор с топором чинить забор. • Проворонила ворона вороненка. Здесь необходимо отметить, что, если ребенок не выговаривает определенный звук или произносит  его неправильно, ему не нужно проговаривать скороговорки, насыщенные этим звуком. Если у  ребенка имеются значительные нарушения звукопроизношения (например, ребенок не выговаривает  несколько звуков) или другие нарушения речи, обязательны занятия с логопедом. Чтение скороговорок в темпе. Скороговорки читаются четко в высоком темпе. 2. Работа над развитием зрительной памяти. В процессе обучения чтению ребенок должен запоминать  буквы, слоги, слова и их последовательность, чтобы воспроизвести слово и предложение. От уровня  развития зрительной памяти зависит беглость чтения.  Упражнения: Прием сравнения парных картинок, отличающихся по нескольким признакам: детям дается установка  ­ посмотреть и запомнить первую картинку. Затем предъявляется вторая картинка. Задача учащихся ­  определить, что изменилось.  Игра «Что пропало?».  На стол выкладывается ряд картинок или выставляется ряд игрушек. Учащиеся запоминают их, после чего одна картинка (игрушка) убирается. Дети должны назвать, что пропало.  Второй вариант: картинки не убираются, но изменяется их последовательность. Задача детей ­  восстановить измененную последовательность предметов. Далее вариант усложняется: вместо игрушек и картинок выкладываются карточки (или кубики) со  знакомыми буквами. Работа продолжается по той же схеме.  Приём «фотографирования» картинок заключается в показе детям предметных картинок. Дается  несколько секунд для запоминания, после чего картинки убираются, а учащиеся должны перечислить  те предметы, которые запомнили.  Прием фотографирования карточек с речевым материалом. Начинаем работу с запоминания четырех  букв.  В Л О Н Для запоминания одной буквы дается 1,5 секунды.  В конце работы количество букв увеличиваем, а время запоминания одной буквы уменьшаем до 0,5  секунды. Таким образом, на запоминание 6 букв даем 3 секунды. Затем переходим к запоминанию слогов. Мо­ро­ли­со; ту­не­му­ду...  Здесь на запоминание одной буквы даем 1 секунду. Итого на 8 букв ­ 8 секунд.  Прием фотографирования слов.  Лев, мак, слон, тигр. На запоминание одной буквы даем 0,5 секунды. Итого 7 секунд на запоминание данных четырех слов.  Просим ребенка исключить по смыслу одно слово и объяснить. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову.  Чтение слов на карточке за короткое время. Детям предлагается карточка с написанным словом и дается одна секунда на то, чтобы успеть  «узнать» слово. Слова желательно брать простые (вода, вата, море, лето, корова, собака, молоко),  затем короткие слова со стечением согласных (кран, утро, тигр), а далее ­ более сложные слова  (лодка, цветок, пирамида, бабочка, чистота, девушка, портфель). Предъявляем слово и быстро  убираем. Если не получилось, можно предъявить его еще раз на то же время.  Хорошо помогает чтение скороговорок на скорость, по очереди. Чтение текста через слово. Слово  учитель, слово ребенок. Дети невольно начинают читать быстрее, им легче прочитать одно слово, а  пока читает учитель, ребенок может немного отдохнуть.  Интересно ставить ударение в разные места. Младшие школьники часто «теряют» окончания при чтении, большинство из них начинают  выдумывать вместо чтения, поэтому я использую такие упражнения, как тренировка в чтении  однокоренных слов разных частей речи. (Н­р: вода, водный, водяной, водопад, водопровод, водянистый, наводнение. Родина, родной, родимый, родитель, родить. Спросить, спрашивали, спросят, спрошу, спросим, спросили, спросил, поспрашиваю, переспрошу,  выспросить). При чтении этих слов используется прием многочтения. Первый раз слова читаются плавно, хором,  вместе с учителем. Второй раз ребенок тренируется прочитывать слова вполголоса медленно и в  нормальном темпе. В третий раз дети читают вслух. При этом необходимо выяснить значения слов. Этот прием необходим для выработки внимательности к читаемым словам. Чтение слов, записанных пирамидкой. Например: бури снег  ветры весна ураганы ручьи  разыграйся побежали заморозить зазеленела По такому принципу составляю каждый раз новую пирамидку. Такие пирамидки необходимо читать  пирамидки слов в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, быстро. Иногда прошу детей читать  пирамидки за определенное время. Задача ­ правильно прочитать слова и вспомнить запомнившиеся.  В начале работы учащиеся могут допускать ошибки в чтении слов. При каждодневных тренировках к  концу обучения дети читают слова практически безошибочно.  3. Развитие смысловой догадки. Смысловая догадка ­ это психический процесс ориентации на предвидимое будущее.при  использовании этого приема у детей развивается логика, значительно убыстряет процесс чтения.  В своей работе я использую использовали следующие увлекательные и любимые детьми упражнения: Чтение слов с пропущенными буквами.  К. Ш. А С. Б. КА К. О. О. ИЛ К. Р. ВА С. Л. В. Й С. ОН Б. Г. М. Т В. Р. НА Ребенку даются слова из определенной лексической темы. Разгадав их, дети должны сказать, как это  все называется одним словом. В некоторых случаях тема задается сразу: это мебель, посуда, птицы и  т.д.  Чтение слов с перепутанными буквами.  В начале работы слова с перепутанными буквами дети разгадывают с опорой на цифры:  ФИТЛУ ПИГАСО ПАКТИ 3 5 1 4 2 3 6 5 2 1 4 3 2 4 1 5  Далее я усложняю задание, не давая опоры на цифры.  Здесь лексическая тема задавалась заранее. Деревья: НЁКЛ, БУД, ЗЁРЕБА  Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях. Гроза. Гроза надвига.... Огромная лиловая ту... медленно выплыва... из­за ле.... Сильный ветер загуд... в выши.... Дере... забушева.... Крупные кап... дож... резко застуча... по листь...,  но вот солн... опять засия.... Как всё засверка... вокруг. Как пахнет земляни... и гри...  Чтение текстов с пропущенными словами. Над городом повисли снеговые .... Вечером началась .... Снег повалил большими .... Холодный ветер  выл, как дикий.... На конце пустынной и глухой ... вдруг показалась девочка. Она была худа и бедно.... Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и ... ей идти.  В своей работе я использую такие упражнения, как зрительные диктанты. Зрительные диктанты способствуют развитию оперативной памяти, совершенствуют навык беглого  чтения и орфографическую грамотность. При систематическом использовании они дают ощутимый  результат. При проведении детям дается установка, что нужно запомнить не только фразу дословно,  но и как правильно пишутся слова. Ребенку дается предложение и при этом определенное время на  запоминание. Затем предложение закрывается, и дети называют это предложение или записывают его  в тетрадь. (Примеры используемых зрительных диктантов: Тает снег. Небо хмурое Трещат морозы.  Наступила осень. В лесу много берез Ярко светит солнце. Пролетело жаркое лето. Солнышко светит и греет.) В итоге работы дети допускают меньше ошибок, у них появляется интерес к выполнению  задания, улучшается внимание.  Важнейшую роль в успешном овладении навыком чтения играет мотивация, то есть наличие интереса,  желания и стремления читать. Наличие мотивации к какому­либо виду деятельности ­ залог  успешного осуществления этой деятельности.  Приемы, стимулирующие интерес к чтению: А) Прием щадящего чтения.  Он заключается в том, что дети прочитывают несколько строчек, после чего им дается отдых. Для  этого мы используем иллюстрированные энциклопедии, познавательные детские книги с картинками и краткими пояснениями к ним. То, что дети прочитали ­ мы обсуждаем. Дети делятся впечатлениями,  отвечают на вопросы по тексту. Б) Ежедневный само замер скорости чтения. Данный прием в значительной степени усиливает  мотивацию ребенка к чтению и стимулирует заинтересованность в достижении лучшего результата.  Суть заключается в том, что ребенок ведет таблицу достигнутых результатов. После разнообразных  тренировок в развитии навыка беглого чтения ему предлагается текст для прочтения. Засекается одна минута, по истечении которой ребенок отмечает то место, на котором остановился, подсчитывает  количество прочитанных слов и записывает итог в таблицу. В процессе обучения ни в коем случае не  следует заставлять ребенка. Обучение должно приносить удовольствие. За время работы над этой темой я сделала вывод: только регулярные занимательные занятия  помогают достичь желаемого результата.

Развитие навыков беглого чтения младших школьников

Развитие навыков беглого чтения младших школьников

Развитие навыков беглого чтения младших школьников

Развитие навыков беглого чтения младших школьников

Развитие навыков беглого чтения младших школьников

Развитие навыков беглого чтения младших школьников

Развитие навыков беглого чтения младших школьников

Развитие навыков беглого чтения младших школьников

Развитие навыков беглого чтения младших школьников

Развитие навыков беглого чтения младших школьников

Развитие навыков беглого чтения младших школьников

Развитие навыков беглого чтения младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018