Одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка – формирование орфографической зоркости. Как и многих учителей начальных классов меня волновала и волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы.Что же такое орфографическая зоркость?
Орфографическая память - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
При выполнении разнообразных упражнений, которые обеспечивают зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала постепенно формируется орфографическая зоркость.
Развитие орфографической зоркости.docx
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
Одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского
языка – формирование орфографической зоркости. Как и многих учителей
начальных классов меня волновала и волнует проблема: безграмотного
письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы.
У меня, как и у многих учителей, возникают вопросы:
Как развивать орфографическую зоркость?
Как учеников научить писать грамотно и безошибочно?
Как помочь учащимся писать грамотно?
Я всегда на уроках русского языка ставлю цель повышение грамотности
и развитие орфографической зоркости у учащихся.
Первое с чего я начинаю работу в классе это:
• изучаю степень развития орфографической зоркости учащихся класса;
• разрабатываю «орфографические разминки» для учащихся, которые
обеспечивают формирование грамотного письма;
Что же такое орфографическая зоркость?
Орфографическая память это умение замечать орфограммы, то есть
те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор
написания.
При выполнении разнообразных упражнений, которые обеспечивают
зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание
орфографического материала постепенно формируется орфографическая
зоркость.
1.
Зрительная память срабатывает при запоминании
непроверяемых написаний.
2. Слуховая память – зависит от развития фонематического слуха.
3. Речедвигательная память (кинестезическая).
4. Проговаривание играет большую роль в формировании
орфографического навыка. Проговаривание слова так как надо писать. Профессор М. Р. Львов выделил шесть этапов, которые должен пройти
каждый школьник для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико
орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида)
орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е.
составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более
обобщенном виде те же этапы представляет.
Орфографическую зоркость необходимо развивать постепенно, на
разнообразных занятиях: при чтении, при письме диктантов, при списывании,
осложняя их соответствующими заданиями. Установка самих учащихся на
работу очень важна для успешного развития орфографической зоркости.
Развивать орфографическую зоркость можно используя следующие
приемы:
1.
Списывание.
При списывании ученик работает по следующему плану:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
прочитай внимательно предложение.
Повтори его, не смотря в текст.
Найди в предложении все орфограммы.
Прочитай предложение, как пишется.
Повтори еще раз предложение, проговаривая все звуки.
Диктуя себе по слогам запиши предложение и подчеркни
орфограммы.
7)
Сравни списанное с текстом, особое внимание обрати на
орфограммы.
Часто я предлагаю детям «устное списывание». Ученик вслух читает
текст «как написано»(орфографически) в течение 510 минут, затем учитель называет любое слово из прочитанного «как произносится»(орфоэпически), а
ребёнок диктует его запись. Так же я предлагаю по желанию наиболее
понравившиеся отрывки из книг записывать в читательский дневник.
На каждом уроке я выделяю время для списывания, иногда это одно
предложение. Списывание я усложняю грамматическими заданиями.
Еще можно использовать выборочное списывание, которое является
подготовительной работой к выборочным диктантам. Вот некоторые задания:
1)
2)
Выпиши словосочетания.
Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть
слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
3)
Распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида
орфограмм; выпиши слова с определённым видом орфограмм.
4)
5)
6)
Спиши слова определённой части речи.
Выпиши родственные слова, словасинонимы, антонимы.
Выпиши предложение, соответствующее схеме; восклицательные
предложения, повествовательное, побудительное, вопросительное;
предложения, выражающие основную мысль текста и т.д.
Комментированное письмо.
2.
Учениккомментатор должен объяснять орфограммы.
3.
Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую
написать.
4.
5.
Письмо с проговариванием.
Письмо по памяти.
Этапы:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
Орфографическое чтение учителя
Орфографическое чтение детьми
Орфографический разбор.
Запоминание текста.
Орфографическое чтение слов с орфограммами.
Запись.
Проверка. 6.
Скоростное письмо.
Для выработки скорости письма я предлагаю списывание на время. Этапы:
Дети читают текст вслух вместе с учителем.
Чтение хором (самостоятельно).
Считают количество предложений в тексте
Чтение по предложениям
Объяснение орфограмм (коллективно).
Орфографическое чтение.
Запись текста на время.
Проверка написанного.
Диктант
Объяснительный диктант
Выборочный диктант
Предупредительный диктант
Свободный диктант
Зрительнослуховые диктанты
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
7.
1)
2)
3)
4)
5)
Зрительнослуховые диктант.
Цель: развивать точность зрительного восприятия.
Текст записывается на доске заранее 13 предложения. Лучше каждое
записать с новой строки. В ходе работы текст закрывается, но не стирается.
Алгоритм:
Дается установка на запоминание одного предложения
Учащиеся закрывают глаза и зрительно представляют
предложение.
Запись предложения по памяти
Проверка.
Зрительные диктанты провожу ежедневно и параллельно со
слуховыми.
6)
7)
Диктант с постукиванием.
Учитель во время диктанта постукивает по столу, когда
произносит слово с орфограммой. Это заставляет ученика задуматься.
8)
9)
«Проверяю себя».
Во время этого диктанта, учащиеся спрашивают у учителя, как
пишется то или иное слово.
10) Словарный диктант.
8.
Орфографические минутки Использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная
деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это помогает
делать учебный процесс интереснее и позволяет добиться успехов в работе.
В работе большую сложность у детей вызывают «словарные слова».
Можно выделить следующие причины:
1)
При знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как
правило, пассивная роль.
2)
Работа над непроверяемыми написаниями ведется на уроке в
отрыве от орфографической работы.
Работу над освоением "словарных " слов я веду в несколько этапов.
1)
2)
3)
4)
Предъявление слова
Работа над "слуховым " образом слова.
Запись слова с "окошком ".
Работа над "зрительным" образом слова.
На уроке обобщения провожу «Словарное лото» «Орфографические
пятиминутки», выборочное списывание, различные виды диктантов:
выборочный, объяснительный, свободный.
Для проверки привлекаю ассистентов, популярной является
взаимопроверка. При фронтальной работе использую средства обратной связи
— «перфокарты», «светофоры», «сигнальные» карточки.
Параллельно с изучением новых орфографических правил постоянно
провожу работу над повторением изученных правил. Работу дифференцирую
по уровням, часто работаем в парах.
Игровые упражнения, развивающие фонематический слух и
орфографическую зоркость.
Упражнение 1. «Лото» I вариант. Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны
6слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из вас написано
название картинки?». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.
II вариант. Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую
схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает
тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.
Упражнение 2. «Магазин»
Учитель раскладывает на своём столе различные предметы. Среди них
те, названия которых начинаются на один и тот же звук, например: клоун,
кукла, кубик; мышка, мишка, мячик, матрёшка и т. п. – Вы пришли в магазин.
Сегодня продаются игрушки, названия которых начинаются на звук [к] или
[м]. Эти игрушки вы можете взять. Будьте внимательны, не берите игрушку, за
которую не платили! Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки,
название которой начинается, допустим, на звук [к](кот, кукла), не взять
игрушку, название которой начинается на звук [к,] (кегли, кепка).
Упражнение 3. «Лиса, собаки, зайцы и охотники».
Предварительно дети находят в слове первый звук. Лисы охотятся за
зайцами, а охотники с собаками – за волками. Волком будет звук [к], собакой
– [к,], остальные звуки – зайцами, а дети – охотниками. Как только ученики
услышат[к] в словах, которые я произношу, «стреляют» – хлопают в ладоши!
Упражнение 4. «Математическая грамматика».
Ребёнок должен выполнить действия на карточке («+», «–») и при
помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.
Например:ко+шар–ар+камыш–мыш ? (кошка).
Упражнение 5. «Собери цветок».
На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например,
ш). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [ш], [щ], [с],[ж]. Ученик должен среди этих «лепестков»
с картинками выбрать те, где есть звук [ш].
Упражнение 6. Игра «Найди лишний звук!».
1. Из каждого слова надо «убрать» по одному звуку. Сделать это так,
чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим
значением. Например: экран – кран (Беда, всласть, горсть, краска, полк,
склон, тепло.)
2. Теперь, наоборот, добавить один звук, чтобы получилось совершенно
новое слово. Например: шар – шарф.( Дар, клад, лапа, роза, рубка, стол, укус,
усы.)
3. В словах заменить один согласный звук. Например: Дочка точка.
(Булка, галка, зубы, киска, клин, корж лапка, ногти, норка, орёл, песок,
полено, рамочка, свет, тоска).
Упражнение 7. «Звери заблудились».
Заблудились, потерялись в лесу индюк, петух, курица, собака, кошка,
мышка, корова, лошадь, свинья. Один ребенок завет зверей, а другой слушает
внимательно и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен
показывать, какой слог тянулся, когда 1 ученик звал зверей. Если ученики
верно выполнят работу, звери снова соберутся вместе.
Использование перечисленных выше игр позволяет первоклассникам
овладеть следующими умениями:
1) называть звуки, из которых состоит слово; 2) не смешивать понятия
«звук» и «буква»; 3) определять роль гласных букв, стоящих после букв,
обозначающих согласные звуки, парные по мягкости; 4) определять
количество букв и звуков в слове и т.д.
Появлению у учащихся орфографической зоркости способствуют
упражнения, требующие от них внимательной работы со звукобуквенным
составом слова и развивающие фонематический слух. Упражнение 8. Орфографический диктант. Учитель диктует слова, а
ученики записывают только орфограммы, которые встречаются в них.
Например: часы ча, машина ши, Марина М,роща – ща и т.д.
Упражнение 9.Учитель предлагает прослушать слова. Затем просит
запомнить и записать те слова, в которых есть безударная гласная а, о или е.
Упражнение 10.Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями
и проверяют диктант, исправляя ошибки товарища карандашом.
Упражнение 11.«Сосчитай сколько слов». Упражнение можно
использовать на уроке чтения. Учитель читает небольшой текст. Задание:
сосчитать, сколько слов в нём начинается или заканчивается на определённый
звук. Затем предлагается пересказать услышанное. Главное, чтобы ребёнок
натренировался быстро улавливать основной смысл, мог его словесно
выразить, не допуская грамматических ошибок.
Упражнение 12. Учитель показывает предметные картинки и
предлагает запомнить только те, в названии которых есть изучаемая
орфограмма. Учащиеся получают задание запомнить только те названия
картинок, в которых есть сочетания гласных после шипящих, а затем записать
эти названия.
Упражнение 13.Дифференциация звучания и написания слов. Учитель
читает слово. Затем даёт задание ученику: «Произнеси слово так,как
услышал; произнеси слово так, как будешь писать; объясни почему(выдели
орфограмму); запиши слово, а буквы, которые пишутся по правилу,
подчеркни.
Упражнение 14.«Какие слова спрятались?». Предлагаются слова с
недописанными элементами. Надо прочитать слова и правильно их написать.
Упражнение способствует усилению концентрации и устойчивости внимания.
Упражнение 15.«Музыкант». Учитель называет слово. Ученики
определяют количество звуков в слове, при подсчете звуков кончики пальцев рук, последовательно касаются стола). Упражнение способствует развитию
мелкой моторики и фонематического анализа.
Упражнение 16. «Выбери три слова»
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с
учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1й набор: воробей, ворона, ворота, град, клад, подъезд, подъем, склад.
2й набор: варенье, вьюга, гриб, дубки, рыбка, ручьи, чулок, чум.
Двое учеников берут карточки по очереди, выигрывает тот, у кого
первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму. Игру можно
использовать на закрепление любых тем по русскому языку.
Упражнение 17. Игра «Буквы спорят и побеждают». На карточках
написаны слова на определённую орфограмму, нужно выбрать букву и
доказать её написание. «к(о, а)за» объяснение «в слове «коза» надо
проверитькакую букву написать «А» или «О», я выбираю О, проверочное
слово «кОзы»;
Упражнение 18. «Четвертый лишний»: водительское, водичка,
водитель, переводит;
Упражнение 19. «Напиши правильно» Ученик должен объяснить и
записать предложение: Серёжа (З,з)айцев пошел кормить (З,з)айцев. Толя (М,
м)орозов прячется дома от (М, м)орозов.
Упражнение 20. Работа с пословицами и поговорками. Прочитать
пословицу, объяснить её смысл, орфограммы, прочитать орфографически,
записать: Пока дитя растет, говорят: дитятко, не ушибись, а вырастет, так:
дитятко, не ушиби. В чужую душу не влезешь.
Упражнение 21. Использование загадок, метаграммы. Я цвет одинаковый часто имею:
и с г зеленею, и с к зеленею.
Но с я: вам со мною рискованно быть:
могу и до слёз довести, и убить.
Лук – луг
Упражнение 22.
Задачи – шутки.
Ударение в словах
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
Упражнение 23.
Омофоны: лес лез, занос – за нос; население – на селение, забег – за
бег;
Упражнение 24
Придумать рифмовку со словами «задача – удача» и т. д.
Особое внимание я уделяю проверке работ в тетрадях. У большинства
детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь ее зачеркиваю, у
более сильных учащихся подчеркиваю все слово с ошибочным написанием.
Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. У
более слабых учащихся исправляю лишь трудные для них орфограммы,
остальные зачеркиваю.
Успех всей работы по развитию орфографической грамотности зависит
от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:
четкое планирование всей работы;
систематический и разносторонний характер работы по
орфографии;
разнообразные тренировочные упражнения;
постоянный контроль над усвоением пройденных орфограмм
Развитие орфографической зоркости
Развитие орфографической зоркости
Развитие орфографической зоркости
Развитие орфографической зоркости
Развитие орфографической зоркости
Развитие орфографической зоркости
Развитие орфографической зоркости
Развитие орфографической зоркости
Развитие орфографической зоркости
Развитие орфографической зоркости
Развитие орфографической зоркости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.