Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения
Оценка 4.7

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Оценка 4.7
Работа с родителями +1
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
13.09.2018
Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения
учет психологических особенностей учеников при провдении уроков.docx
1 Психология и психофизиология восприятия учебной информации. Динамика развития личности учащегося в зависимости от его Часть 1.  индивидуальных, возрастных, гендерных особенностей Учебная   информация   относится   к   такому   типу   информации,   который нуждается в детальной, а, иногда, и длительной проработке со стороны высшей нервной  деятельности  ученика. Это  следует  из  самой  природы  восприятия  как психофизиологического процесса, в основе которого лежит механизм воздействия внешнего   стимула   на   рецептор.   Завершением   же   этого   процесса   восприятия является   создание  образа  внешнего   стимула  и  последующее  его  распознавание. Сущность   восприятия   такова,   что   для   мозга   требуется   некоторое   время   для проведения   детального   анализа   новой   информации,   выдвижения   нескольких гипотез и далее следует последовательная обработка полученных данных. Из чего мы делаем вывод, что, поскольку сама информация, в особенности при обучении, носит  незнакомый  для  мозга  характер,  она   нуждается   в  особом  оформлении  и подаче. Детский развивающийся интеллект на самом деле чрезвычайно нуждается в новой информации и впечатлениях, следовательно, педагоги должны учитывать это в своей каждодневной педагогической деятельности.  В   связи   с   этим,   нам   необходимо   определиться   с  индивидуальными особенностями  учащихся,   так   как   каждая   личность   уникальна,   а   значит, заслуживает   особого   отношения,   тем   более,   если   речь   идет   об   обучении   и моделировании учебных занятий.       Психологи выделяют три основные группы особенностей высшей нервной деятельности ребенка, которые влияют на результат обучения:  –  психофизиологические   особенности  (тип   нервной   системы,   ведущее полушарие головного мозга, ведущий канал восприятия информации); ­  особенности   развития   познавательной   сферы  (память,   мышление, внимание); ­ личностные особенности (мотивация, интересы, склонность к творчеству или аналитике, воля).  Разберемся с одним из довольно сложных понятий ­ тип нервной системы. Из школьного курса биологии известно, что Иван Петрович Павлов доказательным путем выявил существование четырех носителей этих типов, различающихся по характеру   протекания   нервных   процессов   –   холерический,   сангвинический, флегматический   и   меланхолический   темпераменты.   Наиболее   важной характеристикой   нервной   системы   является   сила   процесса   возбуждения, отражающая   ее   работоспособность,   проявляющаяся   также   в   способности 2 выдерживать высокую интенсивность процесса возбуждения, и соответственно, в способности   не   переходить   в   так   называемое   охранительное   торможение. Охранительное торможение возникает как реакция, следующая за избыточным или длительным возбуждением, она призвана оберегать нервную систему от истощения. Считается, что идеальных типов темперамента не существует. Имеет смысл говорить о «плюсах» и «минусах» нервной системы, которые важно использовать в процессе   обучения   учащихся.   Если   речь   идет   о   детях   со   слабым   типом темперамента,   важно   отметить,   что   их   ресурсы   не   велики,   они   имеют   низкую выносливость   и   довольно   утомляемы.   А   значит,   на   выполнение   заданий   им требуется   больше   времени.   Представителям   слабого   типа   нервной   системы необходимо давать время на отдых, и, разумеется, планировать деятельность так, чтобы происходило некоторое переключение одной работы на другую, поскольку монотонная   деятельность   их   утомляет,   снижая   уровень   оптимальной работоспособности.   Если   при   организации   процесса   обучения   не   будут учитываться особенности, то такие ученики будут часто впадать в так называемое охранительное торможение, сильно запаздывая с выполнением задания.  Меланхолик  –   представитель   слабого   и   неуравновешенного   типа.   Легко утомляемы,   часто   выглядят   субтильными,   болезненными,   в   раннем   возрасте плаксивы. Их не нужно оставлять без должного внимания. Возможно, им не всегда комфортно в команде, где они, как правило, находятся на «вторых ролях», но и самому   коллективу   важно   учиться   учитывать   мнения   и   особенности   других. Меланхолики очень чувствительны, углублены в свой собственных мир, поэтому могут   оказать   большую   помощь   в   работе,   утешая   других,   если   этого   требует ситуация, давая понять лидерам, что команда устала или работа пошла не по тому пути, который следует избрать. (холерический, Сильные   типы   темперамента     сангвинический, флегматический) хорошо выдерживают значительные и относительно длительные нагрузки,   но   их   способности   должны   быть   реализованы   там,   где   нужна   будет работа в группе, где нужно будет или лидерствовать, или заниматься презентацией достигнутого результата. Представители холерического темперамента выполняют работу с большим эмоциональным «запалом», громко и энергично комментируют происходящее, по сути, являются своеобразным двигателем всего происходящего в рабочей группе.  Сангвиники  более   уравновешены,   чем   холерики.    Они   позитивны   и настойчивы, очень энергичны, но энергия их направлена. Могут быть хорошими цензорами, выполнять экспертную работу, если того требует ход урока. Вообще, главный их «козырь» ­ умение ладить с людьми. Если холерик может легко (исходя 3 из своих психофизиологических особенностей) вступить в конфликт, то сангвиник не станет растрачивать эмоции, а будет заниматься заданной учителем проблемой.     Флегматик – человек весьма уравновешенный. Такие люди выглядят как тугодумы, но их действия очень выверены, последовательны и тщательны. Они могут долго «раскачиваться», но однажды начав, они не останавливаются, уделяя работе   большое   внимание.   Флегматики   даже   выглядят   довольно   однообразно: медлительны,   внешне   неэмоциональны,   аккуратны.   Им   можно   поручить монотонную   работу,  время   работы   нужно   или   четко   регламентировать,  или   же предоставить   время   «с   запасом».   Флегматики   не   любят   быть   на   виду,   но   они стабильнее в работе, чем представители других типов темперамента.  Учет типов темперамента поможет спланировать педагогу групповую форму работы.   Это   необходимо   учитывать,   как   в   учебной,   так   и   во   вне   учебной деятельности. На   сегодняшний   день   существует   инструментарий   для   проведения исследований   типологии   нервной   системы.   Важно   понимать,   что   данный инструментарий должен пройти апробацию и иметь вид математически надежной психологической методики. Необходимо обратить внимание на то, что применение разного рода специальных методик без соответствующей подготовки и наличия знаний может быть чревато последующими ошибками в выводах и интерпретации результатов. Поэтому рекомендуем применять очень простой метод для изучения психофизиологических особенностей учащихся – наблюдение. Зная особенности типа нервной системы, наблюдая и анализируя, педагог может с большей долей вероятности   определиться   с   тем,   кто   перед   вами:   эмоциональный,   взрывной холерик   или   невозмутимый,   подвижный легкомысленный   сангвиник   или   поэтичный,   чувствительный   меланхолик. Повторимся   –   в   природе   нет   «плохих»   или   «хороших»   типов   высшей   нервной деятельности,   есть   индивидуальные   особенности,   которые   важно   и   нужно учитывать при планировании и проведении разного рода занятий или мероприятий. Результативности   образовательного   процесса   также   могут   способствовать знания   о   различиях   между   полушариями.   Мы   знаем,   что   все   люди   делятся   на «правополушарных» и «левополушарных». Что это дает? Дело в том, что природа редко дает гармонично сложенный интеллект, а значит, у каждого человека свои сильные и слабые стороны. Например, левое полушарие отвечает за логические и лингвистические   стороны   умственных   операций,   правое   –   за   целостность, образность,   эмоциональную   окрашенность   информации.   Иными   словами   – «левопорушарные» более логичны, «правополушарные» более креативны. Конечно, нужно   заниматься   развитием   всех   качеств,   развитием   последовательности,   медлительный   флегматик, 4 творческих способностей. Но зачем ломать индивидуальность, если можно просто воспользоваться преимуществами? Данные особенности можно изучить с помощью довольно простых методик и с   большой   долей   вероятности   определить,   какой   же   тип   доминирования (правополушарный или левополушарный).  Как определить доминирующее полушарие?    1. Похлопайте в ладоши, обратите внимание на то – какая из рук будет находиться сверху другой.  2.  Поместите   руки   перед   собой,   переплетите   пальцы,   образуя  «замочек». Одна из рук будет упорно «пытаться» переложить большой палец сверху другого пальца противоположной руки.  3. Скрестите руки на груди. Какая рука оказалась сверху? При   этом   можно   четко   определить   характер   доминирования   полушария: определить, какая рука оказалась сверху, значит, доминирует противоположное полушарие. Связан подобный «перекрест» с анатомическими особенностями мозга, поэтому   правая   половина   тела   контролируется   левым   полушарием,   а   левая половина – правым полушарием. Учитель   на   основании   наблюдений   может   сказать,   у   кого   из   учащихся доминирует левое полушарие, а у кого правое. 5 Таблица. Различия между полушариями при зрительном восприятии Правое полушарие Левое полушарие Вербальные Легко различимые Знакомые Лучше узнаются стимулы Невербальные Трудно различимые Незнакомые Лучше воспринимаются задачи Оценка временных отношений Установление сходства Установление идентичности стимулов  по названиям Переход к вербальному кодированию Оценка пространственных  отношений Установление различий Установление физической  идентичности стимулов Зрительно­пространственный  анализ Особенности процессов восприятия Аналитичность Целостность (гештальт) Последовательность (сукцессивность) Абстрактность, обобщенность,  инвариантное узнавание Одновременность  (симультанность) Конкретное узнавание Предполагаемые морфофизиологические различия Фокусированное  представительство элементарных  функций Диффузное  представительство  элементарных функций        Из предложенной таблицы мы видим, что правое «пространственное» и левое «временное» полушария имеют собственные и специфические особенности, способствующие   вкладу   в   развитие   когнитивных   функций   деятельности.   У «левополушарных», как правило, нет проблем во временной и слуховой сферах, у «правополушарных» ­ с пространственным и зрительным восприятием. [1]. Оценка временных отношений лучше осуществляется «левополушарными», а пространственных   –   «правополушарными».   в   отличие   от «левополушарных»,   «правополушарные»   легче   справляются   с   пространственно­ зрительным   анализом,   с   физической   идентификацией   объектов.   Может   быть, именно   поэтому   «правополушарные»   люди   легко   могут   представить   и распланировать   пространство,   составить   сложную   композицию   из   предметов,   Возможно, 6 вместе   с   тем,   хуже   справляются   с   запоминанием   определений   и   терминов (вербальным   кодированием   элементов).   «Правополушарным»   людям   проще представить   себе   целостный   образ,   что   хуже   дается   «левополушарным». «Левополушарные» обладают не конкретным, а абстрактным мышлением, им легче справиться с детализацией, конкретизацией. Вышеизложенное   показывает,   что   «левополушарные»   мыслят   больше «фокусно»,   «локально»,   а   «правополушарные»   обладают,   скорее,   диффузным представительством элементарных функций.         Немаловажным   для   понимания,   насколько   мы   все   индивидуальны, является разделение людей по доминированию канала восприятия информации. Действительно,   любой   человек   принимает   информацию   тремя   основными способами – с помощью зрения, слуха и через ощущения. Т.е. через визуальный, аудиальный и кинестетический каналы. Мы все пользуемся данными способами восприятия,   но   наша   природа   такова,   что   один   канал   является   избирательно предпочитаемый, поэтому людей с ведущей функцией зрения называют визуалами, слуха – аудиалами, ощущения – кинестетиками.      Визуалы – люди, для которых очень важен контакт с образом говорящего, они всегда будут поворачиваться к вам корпусом, чтобы принять транслируемую информацию.   Они   любят   чертить   схемы,   графики,   охотно   создают   слайды, рисунки.   Визуалы   частенько   употребляют   в   своей   речи   слова   «видимо», «очевидно», «красиво», «я видел» и прочее. Истинный визуал не будет одеваться в то, что  первым  попадет  под  руку. Они  любят  наряжаться  в яркое, блестящее, могут любоваться чужими прическами и нарядами, обратят внимание на смену гардероба или стрижки другого человека. Аудиалы часто употребляют выражения и слова «услышал», «вы говорили», «громко»,   «я   сказал»   ­     все,   что   быстро   и   удобно   позволяет   отобразить   их внутренний   мир.   Им   не   обязательно   поворачиваться   к   вам   лицом,   достаточно повернуть голову так, чтобы информация прямиком шла к ним через слуховой анализатор.   Визуалы   часто   обижаются   на   аудиалов,   сетуя   на   то,   что   аудиалы невоспитанны, и это объясняют тем, что те отворачиваются от лица говорящего, нарочито не слушают, якобы игнорируя. Это не так, как уже было сказано, аудиал слушает, просто ему не обязательно видеть говорящего, так как зрение не является ведущим для них каналом. Аудиалы чутко определяют людей по голосам, часто давая оценку характеру человека по телефону или прослушав его монолог.  Кинестетик   воспринимает   информацию   через   все   тело,   поэтому   в   его выражения   часто   проскальзывает   «неприятно»,   «удобно»,   «почувствовал», «логично», «уютненький». Они живут миром телесных ощущений, им очень сложно 7 ориентироваться на зрительные или слуховые стимулы. Они охотно конспектируют учебную информацию, отображая ее только в пределах своего представления о логичном   и   правильном.   Им   не   нужна   чужая   схема,   им   важно   собственное преломление через свой способ восприятия действительности. Им частенько не нравятся усилия визуалов выглядеть эффектно, ярко, им ближе теплые, мягкие свитера, ворсистые ткани, пусть приглушенных тонов, зато очень удобная и чистая одежда без претензий. Серьезный   вопрос   состоит   еще   и   в   том,   что   канал   восприятия   четко совпадает   с   характером   передачи   информации.   Поэтому,   деля   учащихся   на «визуалов»,   аудиалов»   и   «кинестетиков»,   не   забудьте   о   том,   что   и   педагог является представителем одним из трех типов каналов восприятия. Не анализируя, кем   является   педагог,   как   важный   транслятор   учебной   или   иной   информации, можно пропустить момент, когда учитель не доносит информацию тем учащимся, которые не принадлежат к его типу канала восприятия.    Следует учесть и то, что детский организм постоянно находится в развитии. Возрастные перестройки организма не могут не влиять на особенности восприятия информации. Недаром в начальной школе, по мнению учителей, у большинства ребят   хорошо   выражена   учебная   мотивация.   Учащиеся   охотно   тянут   руки, проявляя желание  отвечать на  заданные  вопросы, гордятся своими успехами  и достижениями.   Примерно   в   12­13   лет   начинается   перестройка   организма, «гормональные вихри» препятствуют поддержанию учебной мотивации, и ребенок может отставать в учебе. Есть частные случаи, когда профессиональная мечта, призвание, представления о светлом будущем настолько вдохновляют, что ребенок и в пубертатном периоде захвачен учебой и саморазвитием. Но как показывает статистика,   именно   подростковый   возраст   отличается   так   называемой мотивационной   «ямой»,   где   возникает   общий   спад   успеваемости   и   рост разнообразных   дисциплинарных   нарушений.   Вместе   с   тем,   все   приходит   в равновесие, когда учащиеся переходят подростковый «порог», приходя в 10­11 класс.   Учебная   мотивация   снова   возвращается   к   оптимальному   уровню,   все личностные перестройки проходят, и в выпускных классах приходит закономерное осознание того, что все­таки нужно успешно сдавать экзамены.  Такие   взлеты   и   падения   учебной   мотивации   являются   правилом,   а   не исключением,   и   педагогам   стоит   не   сопротивляться   природе   этого   явления,   а подстраиваться под реальность, живя с ней в согласии. Опытные учителя знают, как именно можно удержать эту планку освоения знаний в любом возрасте, важно использовать эти знания в своей деятельности. 8      Гендерные различия также дают почву для рассуждения и построения индивидуальных   планов   обучения   учащихся.   Известно,   что   девочки,   в   силу   их особенностей, успешны в освоении языков, написании сочинений, устных ответах и всего   того,   что   требует   в   реализации   вербальной   функции.   Мальчики   чаще являются аналитиками, их устные ответы не отличаются красноречием, логичны, но   не   обстоятельны.   Эти   различия   обусловлены   природной   склонностью представителей  мужского пола  к аналитической  работе, математике, физике, в общем,  к   тому,  что   требует   абстрактного   мышления.    Разумеется,  мы   должны ратовать за развитие гармонично развитой личности, однако и эти особенности также стоит учитывать в педагогической деятельности.      Литература: 1.   Марютина   Т.М.,   Кондаков   И.М.   «Психофизиология»,   курс   лекций, издательство МГУ. 2.Хухлаева   О.   Психофизиология   и   успешная   деятельность.   Журнал «Школьный психолог». №11/2010 г. Обзор подходов и методов формирования универсальных учебных Часть 2. действий в процессе преподавания учебных предметов         Сегодняшний   день   диктует   новые   требования.   Соответственно   этим требованиям стандарты второго поколения включают в себя комплексный подход к развитию качеств, которые были бы направлены не только на усвоение новых знаний,   но   и   формирование   компетентностей,   способствующих   интенсивному развитию личности школьника.      Выделяют основные виды универсальных учебных действий:  ­ личностные; ­ регулятивные; ­ познавательные; ­ коммуникативные.        Личностные  универсальные   учебные   действия   включают   такие, безусловно   важные   для   каждой   личности   навыки,   как   способность   к самоопределению, смыслообразованию, способность к нравственно­этическому оцениванию.  Что   же   такое   самоопределение?   Ребенок,   принимая   законы   социума, определяет   для   себя   собственное   место   в   жизни,   выстраивает   для   себя 9 перспективы. В этом ему помогают внутренние и ценностные ориентиры. В связи с этим   важно   понимать,   что   для   того,   чтобы   заниматься   перспективным планированием   жизненного   пути,   нужно   определиться   с   ценностями.   Важно установить смысл между каждодневной деятельностью и перспективным планом. Учитель может и должен задаваться вопросом: как сделать так, чтобы связать учебную   деятельность   и   интенсивную   личностную   работу   ребенка   по самоопределению и смыслообразованию. Учащийся с подачи учителя, приходит к самостоятельному формированию смысловой платформы: зачем ему необходимо владеть той или иной информацией? Поэтому в работе учителя есть тонкости, нюансы, требующие каждодневного участия и кропотливой работы. Нам   становится   понятно,   что   вопрос   со   смыслообразованием,   с формированием   ценностной   платформы   очень   непрост.   Морально­этические ценности формируются с раннего детства, причем основную роль в данном вопросе играет семья. Но и фигура учителя в данном вопросе не самая бесперспективная. Учителя и ученики проводят вместе достаточно много времени, поэтому слово или действие   учителя   важно   для   формирования   внутреннего   мира   ребенка.   Также многие   учебные  темы  открывают   возможность   для   обсуждения   таких  проблем, которые никогда не обсуждаются дома, с родителями или близкими друзьями.  Регулятивные  универсальные   учебные   действия   включают   такие   навыки как   целеообразование,   планирование,   контроль,   способность   осуществлять коррекцию своих действий на разных этапах учебной деятельности осуществлять оценку и прогнозирование собственных действий.   «Организационный»   блок   навыков   и   умений,   а   именно   регулятивные учебные действия включают в себя умение ставить перед собой учебные задачи. Целеполагание  –  это   осмысленные,  с  практической   точки   зрения,  действия  по планированию   и   постановке   целей.   Данный   навык   возможен,   когда   учащийся правильно соотносит то, что известно, и то, что еще предстоит узнать. Достижению высокого   и   достаточно   быстрого   результата   способствует   владение   навыками планирования,   ведь   решение   подчас   сложной   задачи   должно   выглядеть   как поэтапное, последовательное движение вперед, с преодолением промежуточных и, иногда,   второстепенных   этапов.   Успешное   достижение   результата   возможно   с выстраивания   прогноза,   навыка   предвосхищать   и   прогнозировать   уровень усвоения   информации,   как   и   временных   характеристик:   когда   и   с   какими затратами   мы   достигнем   успеха?   Безусловно,   формирование   навыка прогнозирования результативности деятельности требует способности объективно соотносить себя со всеми талантами и возможностями. 10 Результативность возможна, если учащийся понимает, к чему он стремится, какой эталон следует достичь на уроке, что предполагает правильное усвоение той или иной информации. Это важно и на промежуточных стадиях для  поэтапного сравнения с искомым эталонным результатом, своевременной коррекцией на пути следования к нему. Также необходимы навыки сравнения и оценки того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, навыки осознания качества, уровня достижения результата.  Воспитание способности регулировать свою деятельность с помощью воли – еще   один   компонент,   входящий   в   блок   регулятивных   универсальных   учебных действий. Важно своевременно мобилизовывать силы и энергию, чтобы достичь нужного результата в ситуации конфликта собственных мотивов. Всем знакома такая особенность детского и подросткового возраста ­ позиционировать себя как личность, испытать весь спектр эмоций и ощущений. Такая направленная, но очень уж энергичная социальная и внутренняя жизнь подростка так или иначе идти в разрез с необходимостью тратить время на учебу. Важно сформировать умение вовремя   сказать   «нет»   соблазну   погулять   или   «повисеть»   в   интернет­сети,   а сконцентрировать внимание на конкретной учебной задаче. Познавательные  действия – это способность к логическому построению алгоритма действий, оперирование знаками и символами. Окружающая ребенка или   подростка   действительность   целиком   и   полностью   связана   с   огромным количеством   информации,   которую   необходимо   научиться   структурировать, определять   приоритетные   направления   и   составляющие   компоненты.   Каждый учащийся, формирующий собственное мышление, должен выполнять элементарные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, распределение. Непосредственный   контакт   с   действительностью   не   требует   абстрактного мышления, а значит, и информации, закодированной в виде символов, знаков, схем. Развитие   же   мышления   от   конкретного   к   абстрактному   требует   замещения примитивных,   простых   способов   отражения   действительности   компонентами знаково­символического языка. Учащийся сам создает платформу субъективных представлений о реальности под воздействием знаний о некой системе, где особым способом все закодировано в виде знаков или символов. Важно понимать, что все, входящее   в   эту   новую   реальность,   существует   в   отрыве   от   ее   предметного носителя.   А   это   требует   значительных   интеллектуальных   усилий   со   стороны учащегося.  Коммуникативные  действия   –   способность   находить   общий   язык   с разными   людьми,   ведь   решение   житейских   или   рабочих   задач   так   или   иначе потребует навыков общения. Умение определять главное и наиболее ценное, что 11 необходимо   делать   в   группе,   правильно   оценивать   и   применять   лучшие способности,   качества   членов   группы   –   все   это   также   входит   в   данный   блок универсальных   учебных   действий.   Сюда   же   входит   такое   ценное   для   любого человека   качество   как   лидерство,   способствующее   быстрой   мобилизации   и использованию собственных ресурсов и ресурсов команды, где осуществляет свою деятельность этот лидер. Весь перечень универсальных учебных действий состоит из таких навыков и умений,   которые   не   помешали   бы   даже   вполне   оформившемуся   взрослому человеку:   все   они   имеют   отношение   к   понятиям   «успешность», «результативность», «гармоничность».        Рассмотрим способы формирования всех групп универсальных учебных действий,   которые   могут   быть   эффективны   и   на   уроках,   и   во   внеурочной деятельности.  Что именно является основой для существования некой модели действия, будь   то   эффективное   планирование   или   навыки   лидера?   Как   моделируется действительность внутри личности ученика? Что поможет школьнику обеспечить учебный результат? Безусловно, это осознанное стремление решать задачи именно таким способом, который более эффективен и психологически оправдан. Основой всему является мыслительная деятельность учащегося. Это именно та «база», с которой важно и нужно работать учителю. Еще Ж. Пиаже пришел к выводу: мысль – есть сжатая форма действия.  Как   же   побудить   ребенка   мыслить?   Как   добиться   качественно   нового мыслительного   потенциала   обучающегося   с   помощью   современной   организации образовательного процесса?  С.Л. Рубинтшейн в своей работе «О мышлении и путях его исследования» делает вывод о том, что мышление берет свое начало в проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это ситуация, которая моделируется исходя из того, что в ней может быть что­то известно, а что­то должно быть не определено, не задано и, от   этого,   может   быть   найдено,   исходя   из   знаний   и   опыта   школьника.   Ученый подчеркивал,   что   вектор   движения   мысли   будет   задан   тем,   что   исходит   от неизвестного компонента к исходным данным проблемной ситуации. К примеру, морально­нравственная   основа   личности   формируется   ежедневно,   опираясь именно   на   задачи   подчас   острого   выбора   между   необходимым,   нравственно оправданным   и   правильным.   Урок   истории   с   его   рассмотрением   вопросов социального развития общества, роли личности в формировании законов может стать одним из важнейших поводов побеседовать с учащимся о его мировоззрении, его   личных   ценностях   и   предпочтениях.   Доказательств,   что   личность   каждого 12 человека   может   быть   полезной   или,   напротив,   трагически   разрушительной   в истории   общества,   как   известно,   предостаточно.   Почему   бы   не   обернуть   эти исторические примеры в «обертку» для грамотно выстроенных аналогий, где не нарочито может быть задан один из проблемных вопросов: Как вам представляется историческое   развитие   Франции,   если   бы   не   произошла   Великая   французская революция? Монархия – это благо или зло для любого развитого общества?     Смыслообразование невозможно без рефлексии, задача учителя при любой ситуации, при обсуждении любой темы урока пояснить, – зачем учащемуся та или иная   информация,   тот   или   иной   навык.   Привязка   к   жизни   и   ее   требованиям серьезно стимулирует учебную мотивацию. Например, на вопрос: зачем изучать семейства растений?   (из курса биологии) ­ можно резонно заметить, что знание особенностей   разных   представителей   дает   основу   для   дальнейшего   повышения фармакологических знаний, ведь каждый человек хочет быть здоровым и хорошо выглядеть. А это возможно, если целенаправленно и грамотно следить за своим организмом с помощью лечебных чаев, компрессов и прочих весьма увлекательных для взрослеющих детей средств. Мальчики часто увлекаются идеей выживания в экстремальных ситуациях, а что может быть хуже, если «экстремал» не понимает разницу между шиповником и волчьей ягодой.  Нравственно­этическое оценивание – один из важнейших навыков каждого цивилизованного человека. Наша жизнь ежедневно предоставляет поводы для того, чтобы мы сделали для самих себя вывод: хорош ли наш нравственный выбор или нет.   Такая   деликатная   сфера   как   нравственные   ориентиры   личности   должна обсуждаться в предельно доверительной обстановке, где учитель не имеет права на директивные   методы   убеждения,   где   каждое   слово   и   движение   может   быть интерпретировано   классом   неправильно.   Предельно   корректно,   аккуратно   и однозначно,   без   наличия   каких­либо   полутонов   нужно   обсуждать   те   или   иные поступки, слова, действия, которые, к примеру, совершают литературные герои. Литература обладает огромным ресурсом для формирования личности учащегося с его индивидуальной позицией, мнением по многим животрепещущим и важным вопросам. В любом случае вопросы о любви, смысле жизни, значении преданности и дружбы в течение жизни задает себе каждый человек. Поэтому нельзя не помнить об этом, так как учебный предмет «литература» дает неоспоримое преимущество в этом отношении перед другими не менее интересными и полезными школьными предметами. Целеполагание – это осмысленное действие по планированию и постановке целей. Иногда учащимся кажется, что ничего особенного, нового и интересного они больше не услышат и не увидят, ведь не первый год они обучаются в школе, 13 изучают   математику   и   русский   язык,   в   общем,   все   заранее   предопределено   и известно. Задача педагога ввести интригу в процесс обучения, заинтересовать там, где, кажется, уже ничего не может быть нового и мотивирующего. Например, при объяснении учебного материала из курса «химии», где учащиеся изучают свойства бензойной кислоты, можно поднять проблему современной промышленности: где применяются   химические   вещества,   в   том   числе   и   бензойная   кислота?   Такие предметы как химия и биология – благоприятная среда для разрешения многих, казалось   бы,   не   научных,   бытовых   вопросов.   Ребята   охотно   постигают   темы, которые   не  оторваны   от   практики:   что   содержится   в  современных   стиральных порошках, что такое ПАВ (поверхностно­активные вещества), как нужно выбирать изделия их тканей, обувь  и косметику? Особая тема для разговора – питание. Интрига может быть в том, что в конце урока учащиеся научатся правильно читать этикетки   молочных,   кондитерских   или   иных   продуктов.   Привязка   к каждодневному быту снимет проблему обсуждения «зачем мне нужная химия» или «почему   так   много   физики   еженедельно»,   поскольку,   оборачивая,   где   это возможно,   тему   урока   в   практическую   составляющую,   мы   делаем   учебную деятельность осмысленной.  Помимо   поиска   насущного   интереса   в   изучаемом   материале,   можно побудить   найти   несколько   иную,   пожалуй,   парадоксальную   цель   урока,   где возможно   увидеть   необычное   в   обычном.   Это   полезно   не   только   с   позиции формирования   навыков   целеполагания   у   учащихся,   это   важно   для   общего мотивирования   и   оптимизации   всего   процесса   обучения.   Например,   на   уроке биологии   мы   задаемся   традиционным   и   главным   для   генетиков   всего   мира вопросом: в силу каких причин молекула ДНК спонтанно удваивается? Тему по изучению теории происхождения жизни на Земле можно построить на обосновании для самого себя, одной из пяти ведущих теорий о происхождении биологической жизни.   Согласитесь,   достичь   цель   –   найти   ответ   на   самый   сложный   вопрос, стоящий перед всем научным миром Земли, достаточно амбициозно, вместе с тем, она   соответствует   запросам   молодых   людей,   ведь   известно,   что   они,   в   силу возраста, открыты миру и готовы преодолеть любые преграды на своем жизненном пути.   Кто   знает,   может   быть   именно   на   таком   уроке   будущий   ученый   или высококвалифицированный   специалист  выберет  себе  профессиональную  дорогу, мотивировав себя в начале решением подобной сложной задачи. Навык   планирования   ­   один   из   самых   актуальных,   если   речь   идет   о деятельности вообще. Только практическим путем к освоению навыка планировать свою работу прийти невозможно, поэтому учитель может ознакомить учащихся с приемами   эффективного   планирования,   а   потом   дать   задание,   которое   будет 14 включать в себя не только изучение учебного материала (предметные знания), но и отработку новых навыков в процессе работы над проблемой. Для этого можно разделить   класс   на   мини­группы   (это   прием   активно   и   давно   используется учителями), дать задание – разрешить некую учебную задачу (например, выстроить предположение о том, что было бы, если бы Гоголь не сжег второй том «Мертвых душ»).  Работа   с   малыми   группами   имеет   свою   специфику:   она   требует психологической   гибкости,   находчивости   и   виртуозного   владения   учебным материалом   со   стороны   учителя.   Данный   подход   несет   очень   много дополнительных   «бонусов»   в   отношении   результативности   работы   учителя. Учащиеся не только направленно, но, в сущности, на собственных ресурсах идут к обозначенной цели, не только учатся планировать работу в группе, укладываться во   временной   регламент,   они   учатся   эффективной   коммуникации,   учатся понимать,   что   есть   главное,   а   что   второстепенное,   как   использовать   сильные стороны каждого члена группы.  Навык   прогнозирования   можно   развить,   если   предварительно   выстроить алгоритм   решения   рабочей   задачи   и   время   от   времени   побуждать   учащихся задаваться одним и тем же вопросом: достигли ли конечного результата, цели, которую   поставили   в   начале   урока?   Этот   прием   можно   использовать   при организации парной работы, работы в малых группах, коллективной работы класса. Можно   разнообразить   этот   самоконтроль   и   периодически   выстраиваемое прогнозирование вопросами:   ­ Что мешает достижению стопроцентного результата?  ­ Что можно предпринять, если мы знаем, что наша задача трудновыполнима (невыполнима, сложно выполнима)?  Еще   один   полезный   компонент   успешного   развития   учащегося   –   логика. Логика как функция тренируется с помощью кропотливых и последовательных усилий. В высшей степени это абстрактное мышление, где весь фокус внимания сосредоточен не на предмете, а на его свойствах и характеристиках.  В качестве тренировки логики у учащихся можно поставить конечную задачу, обозначенную темой урока. Затем выяснить, какие есть варианты решения поставленной задачи. Далее (начните осторожно, а потом класс оценит и освоит этот прием) необходимо выбрать один из вариантов достижения цели, разделив его на «блоки», логически следующие друг за другом. Что это дает? В результате учащиеся сами ищут пути достижения цели, учатся четко их оформлять, определять оптимальный способ решения поставленной задачи. Разбивая путь на «составляющие», ребята не только анализируют, но осуществляют индуктивное расщепление. 15 В   рамках   обсуждаемого   вопроса   о   развитии   универсальных   учебных действий   можно   выделить   три   основные   фактора,   способствующие   мотивации: стремление к компетентности, потребность в связи с другими и личный выбор.  Растущий человек устроен так, что коммуникативная функция в школьном возрасте является не только ведущей, но и в некоторой степени определяющей его развитие.   Поэтому   выполнение   учебных   задач,   сопряженных   с   необходимостью решать   их   сообща   или   в   «паре»   является   тренировкой   не   только интеллектуальных, но и коммуникативных функций. Важно направить работу на развитие ораторских способностей учащихся. Не секрет, что молодое поколение несколько косноязычно, это связано с уменьшением непосредственного общения и длительным   пребывания   в   сети   Интернет,   формированием   так   называемого «клипового мышления», при котором ребятам сложно связывать в сознании факты, сведения   и   свойства,   не   избавившись   от   внешних,   нелогичных   и   очень эмоционально   окрашенных   представлений.   Дети   очень   мало   читают,   это   также никак не сказывается на развитии вербальной функции, именно поэтому мы часто слышим: «Я читал, но объяснить не могу»,­ видим смущение и скромные попытки преодолеть   искусственно   созданный   барьер   в   общении.   Учителю   необходимо помогать   строить   фразы,   учить   поиску   опорных   слов   в   тексте   учебника, способствуя развитию устной речи.     Литература: 1.   А.Г.   Асмолов.   Формирование   УУД   в   основной   школе.   От   действия   к   мысли. Издательство «Просвещение», 2010.  2. Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды. Издательство   Педагогика», 1989. 3.С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. Издательство «Питер», 2010. Обзор методик и подходов диагностики индивидуальных особенностей Часть 3. учащихся, необходимых для успешного формирования универсальных учебных действий Знание   индивидуальных   особенностей   учащихся   является   обязательным условием   результативной   профессиональной   деятельности   учителя.   Опытный учитель может надеяться на собственное чутье, сформированное за долгие годы работы, и, вместе с тем, допустить досадную ошибку. Это происходит чаще всего по одной простой причине: у каждого, даже очень опытного специалиста имеются 16 сугубо   субъективные   представления   об   окружающей   действительности. Субъективизм – следствие выработанной психологической защиты профессионала, интенсивно   работающего   в   профессиях   типа  «человек­человек».   Ведь   учителя пребывают в ситуации вынужденного общения с детьми, родителями, коллегами, где   нужно   не   только   интенсивно   и   продуктивно   общаться,   при   этом   быть результативным   и,   разумеется,   помнить   о   собственном   имидже   и   репутации. Профессиональное   выгорание   –   крайняя   степень   подобного   «приспособления» психики   специалиста   к   многолетней   интенсивной   деятельности,   что   также   не добавляет ни объективности в оценивании, ни теплоты в отношениях.  При изучении индивидуальных особенностей школьников педагоги должны быть психологически готовы к тому, что какая­либо информация о ребенке будет носить парадоксальный характер или вызывать отрицательные эмоции. Вместе с тем наградой будет тонкое и объективное (в психологическом плане) познание личности. Основное, с чем работает учитель, – это письменные работы детей и их очное присутствие   (совместные   мероприятия,   устные   ответы   на   уроках   и   пр.). Письменные   работы   –   это   огромное   «поле»   для   получения   дополнительной информации   о   ребенке.   Письмо   является   сложным   психическим   процессом, представляющим   собой   сочетание   речевых,   двигательных   и   произвольных процессов   восприятия.   Такая   привычная   «мелочь»   как   почерк   может   являться дополнительным   поводом   для   подстройки   учителя   к   индивидуальным особенностям учащегося. В психологии есть целое направление, изучающее почерки и их особенности. К примеру, хороший нажим при письме, наличие буквально «вдавленных» букв – свидетельствует о хорошем здоровье, значительной энергии пишущего. Напротив, бледный почерк указывает на астению, болезненное состояние, разумеется, если это временная характеристика. Случается, что это может быть и постоянная черта, указывающая   на   непоследовательность   и   слабость   самой   натуры.   Бесполезно требовать от астеничного учащегося каких­то особых результатов, важно понять – почему ребенок не восстанавливает свои ресурсы и приходит в школу уставшим.  Размашистый   почерк   –   склонность   к   демонстрации,   злоупотребление доверием   окружающих,   неровные   строчки   –   привычка   обманывать   или скрытничать.  Общий уровень подъема строк вверх указывает на оптимизм и творческие способности человека, а нестабильный, неровный почерк – на наличие сильного темперамента.  Наличие завитушек, акцент на букве «Я» сигнализируют об эгоцентризме, тенденции   к   внешнему   приукрашиванию.   Такая   же   манера   имеет   место,   если 17 ребенок   раскрашивает   свои   конспекты,   добавляя   волнистых   строк   цветным маркером,   фломастером   или   карандашом.   Он   как   будто   добавляет   своими действиями яркие цвета в серую и скучную действительность. Содержание для него важно, но не настолько как внешняя форма подачи.           В любом случае важно помнить, что то, как мы рисуем, пишем или говорим, является лакмусовой бумагой, которая показывает все наши личностные особенности, так как ни долго контролировать, ни скрывать свое истинное «Я» невозможно, в особенности, если речь идет о письме или рисунке.        Исходя из наблюдений, подростки часто рисуют на полях тетрадей, на титульных листах и прочих местах для попутного «самовыражения». Иногда они рисуют то, что является отображением их внутренней сути, насущных проблем, текущего   эмоционального   состояния.   Педагога   должно   насторожить   наличие рисунков в виде «крестов», «гробиков», изречений о смерти и культах, связанных с экстремизмом   или   суицидами.   Нельзя   проходить   мимо   этих   красноречивых сигналов:   это   может   быть   отрывочным   свидетельством   психологического погружения   подростка   в   трясину   собственных   страхов   или   трагичных заблуждений. Надо ли говорить, что вопрос эмоционального состояния и разного рода   пресуицидальных   состояний   являются   темой   для   отдельного   разговора, требуют   со   стороны   учителей   очень   тонкого   и   деликатного   обращения   как   в стадии   диагностики,   так   и   в   стадии   интерпретации   состояния.   Владение информацией   о   личностных   особенностях   детей,   их   текущем   эмоциональном состоянии   требуют   от   педагога   очень   тщательного   подбора   методов   работы, предельно деликатного подхода и соблюдения этики в отношениях.   Учителям   изобразительного   искусства,   технологии,   да   и   наблюдательным предметникам   часто   попадаются   «творения»   детей,   представляющих диагностический   интерес.   Как   известно,   цвет   –   ведущий   показатель психоэмоционального состояния человека. Все эмоции детей можно «прочитать» по   выражению   их   глаз,   наличию   или   отсутствию   румянца   на   щеках,   манере одеваться   и   держать   себя.   Но   более   глубокие   проблемы   (и   мы   нисколько   не претендуем, в данном случае на глубокий уровень психоанализа в данном вопросе) можно   выявить   через   манеру   рисования,   выбор   цвета   и   тематики   того,   что выполняется на свободную тему.  Вся темная палитра цветов сигнализирует о наличии внутренних проблем ребенка. Это не говорит о том, что, если ученик нарисовал яркий дом с черной трубой наверху – это уже повод «бить тревогу». Речь идет о преимущественном присутствии   темных   цветов   –   черного   (подавленность,   протест),   коричневого (отрицательные   эмоции,   физический   дискомфорт),   серого   (безразличие, 18 отстраненность).   Также   должно   насторожить,   если   ребенок   раскрашивает привычные   объекты   природного   яркого   цвета   вышеперечисленными   цветами (черная трава, коричневое солнце, серое небо). Яркие   цвета   также   несут   информацию   о   состоянии   ребенка,   только несколько иного характера. Например, желтый цвет указывает на положительные эмоции,   любознательность,   непосредственность;   красный   цвет   ­   силу   воли, возбудимость, эксцентричность; зеленый цвет ­ уравновешенность, настойчивость, независимость.   Фиолетовый   цвет   несет   информацию   о   наличии   фантазийного способа ухода от действительности, интеллектуальной незрелости, да и вообще, по сути, это сложный цвет и его присутствие в рисунках детей случается часто и является   неоднозначным.   Синий   цвет   интерпретируется   как   склонность   к концентрации, сосредоточенности на внутренних проблемах, потребность в покое. Здесь тоже можно слегка насторожиться и как будто ненароком выяснить – а что именно   вызывает   у   ребенка   потребность   концентрировать   свое   сознание   на внутренних проблемах, откуда они, эти проблемы, возникли.     Важно понимать, что дети и подростки, в силу своего возраста, отнюдь не стабильны в эмоциональном смысле этого слова. Известно, что есть определенные кризисные   состояния,   когда   переживания,   самоанализ,   сомнения   и   наличие личностных   проблем   –   следствие   возрастных   кризисов,   возникающих   вполне закономерно. Еще классик отечественной психологии Л.С. Выготский разработал концепцию   о   том,   что   естественные   этапы   развития   напрямую   связаны   с возрастными   кризисами   развития.   Школьный   возраст   характеризуется   двумя «острыми» периодами – 6­7 лет, когда ребенок приходит в первый класс, и 12­14 лет   –   это   возраст   пубертатной   перестройки   психики   и   организма.   Поэтому   не столько важен сам факт присутствия кризисного состояния у ребенка, а важно, как долго, «с какими потерями», в какой «компании» они проходят.  Если   ребенок   на   уроке   нарисовал   какую­то   композицию,   стоит   обратить внимание на общий тон рисунка, настроение и сам сюжет. Учащиеся начальной школы часто изображают себя и свою семью, так как их возраст не предполагает активной   социализации   и   активного   внедрения   в   общество,   как   это   выражено, например, в 12­14 лет, они еще характеризуются детской привязанностью к дому. Поэтому, имеющиеся проблемы во взаимоотношениях с членами семьи могут быть выражены предельно откровенно. Тут имеет значение, кто именно изображен на рисунке рядом с автором, где находится сама фигурка рисующего, какого она размера, что еще находится рядом с ней. Чувствующие себя одиноко дети рисуют свою   фигурку   рядом   со   значимыми   взрослыми,  но   и  на  рисунке,   как   правило, изображена дистанция между этими субъектами. Люди на рисунке не держатся за руки, располагаются вдали друг от друга, между ними могут находиться какие­то предметы или животные. 19   футуристических   диспропорций, Нарушения   интеллектуальной   сферы   также   хорошо   видны,   если   уметь «читать» детские рисунки. «Вживление» в фигурки живых людей разного рода механических   деталей,   не укладывающихся в привычный «размах» фантазии ребенка, должно насторожить учителя, потому что это может являться «сигналом» того, что интеллект ребенка требует дополнительного изучения. Это не означает, что ребенок имеет низкий уровень   интеллекта.   Мы   должны   помнить,   что   интеллект   очень   сложная   и «многоликая»   конструкция,   о   качестве   которой   невозможно   судить   исходя   из своего личного, пусть очень богатого, но очень субъективного опыта.    сюжетов, Особая   деликатная   тема   –   половое   взросление   как   естественный   и поэтапный процесс, отклонения от которого также проявляются при нарушениях психоэмоциональной и интеллектуальной сфер. Надо ли говорить, что чрезмерно четкая   детализация   половой   принадлежности   фигурок   людей,   акцент   на исключительно гендерную принадлежность «героев» на рисунке является поводом обратить внимание на наличие вероятностных проблем в этой сфере у ребенка. Следует помнить о предельном внимании и корректном отношении со стороны педагога   в   таком   вопросе   как   диагностика   важны   детали,   их   совокупность, уместность и правильность в интерпретации. Если ребенок нарисовал рисунок, на котором наблюдаются наличие брутальной стойки у мужской фигурки или ярких бус на женской, то в данном случае – это не причина для обращения к школьному психологу.   В   работе   с   детьми   педагогу   нужно   подключать   и   знания,   и наблюдательность,  и  интуицию.  Индивидуальные   качества   ребенка  –  это   целый мир, именно поэтому важно подходить к их оценке комплексно и объективно.  Размещение   рисунков   относительно   плоскости   листа   бумаги   –   отдельная тема для обсуждения. Нормальным считается рисовать свой сюжет примерно в центре. Но при заниженном уровне самооценки человек фиксирует свое внимание на   нижней   части   листа,   оставляя   очень   маленьких   зазор   между   основанием изображения   и   краем   листа.   И,   соответственно,   обратная   ситуация   –   слишком высокий уровень размещения картинки – завышенный уровень самооценки.  Детский возраст – это возраст, когда маленький человек только пробует себя во многих направлениях, и часто бывает так, что самооценка у него действительно имеет   неустойчивый   характер.   Она   может   зависеть   от   внешней   оценки   класса относительно   его   достижений,   похвалы   или   критики   учителя,   присутствия­ отсутствия   домашнего   психологического   комфорта.   Поэтому   в   любом   случае уровень самооценки – информация не лишняя, даже если мы предполагаем, что 20 этот уровень носит сугубо ситуационный характер и не может свидетельствовать о нарушениях психических функций.   Интересным и информативным является простое наблюдение за уровнем строчек в письме. Большинство людей немного приподнимает или слегка опускает свои   строчки,   первое   свидетельствует   о   высоком   жизненном   тонусе,   запасе здоровья и оптимизме, второе – о падении тонуса, плохом физическом состоянии или настроении. Обратим   внимание   на   методики   изучения   индивидуальных   особенностей, которые могут быть применены без специальной психологической квалификации, хотя и с точки зрения предельной осторожности.  Тестовые опросники. Их применение возможно, но самый лучший выход из создавшейся ситуации – это привлечь к психодиагностике школьного специалиста (психолога). Так как в арсенале хорошего специалиста могут быть разнообразные методики: ­   методики   для   изучения   уровня   и   особенностей  интеллекта  (тест Р.Кеттела, методика Векслера WISC, ряд проективных методик, ШТУР); ­ методики для изучения психоэмоциональной сферы (тест М.Люшера); ­   методики   для   изучения  индивидуально­психологических   особенностей ребенка или подростка (адаптированный подростковый опросник Шмишека); ­   методики   для   изучения   уровня   самооценки, темперамента, самоконтроля  (факторный личностный опросник Кеттелла для детей, Г.Айзенка и пр.)  тревожности, Почему же нам так необходимо изучение особенностей интеллектуальной сферы   учащегося?   По   данным   НИИ   дефектологии   РАО,   около   80   %   случаев систематической школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности [1]. Фактором высокого риска возникновения отклонений   в   интеллектуальном   развитии   ребенка   является   церебрально­ органическая   недостаточность,   формирующаяся   в   результате   негативных биологических воздействий на головной мозг ребенка. Это случается при скрытой или   явной   патология   беременности,   при   родовых   травмах,   недоношенности, асфиксии, вследствие проникновения инфекции. Разумеется,   даже   в   случае   выявления   отклонений   в   области интеллектуальной   сфере,   мы   не   вправе   даже   пробовать   корректировать   это состояние,   это   дело   специалистов   в   области   клинических   дисциплин.   Но   при известном   рабочем   альянсе   с   родителями   ребенка   возможно   мягко   и аргументировано   рекомендовать   обратиться   за   специальной   коррекционной помощью. Вместе с тем одно уже наше объективное знание о вероятной задержке 21 развития у ребенка дает возможность для принятия специальных мер в рамках педагогических   компетенций.   Зная   все   «плюсы»   и   «минусы»   структуры интеллектуально сферы ребенка, мы можем выстроить более­менее долгосрочный прогноз   успешности   учебной   деятельности   с   учетом   индивидуальных особенностей. Литература: 1. М. Н. Ильина. Психологическая оценка интеллекта у детей. Изд. Корона­Принт, 2004 г. 2. Л.С. Выготский. Лекции по психологии.      Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных Часть 4. действий, учащихся в процессе учебного занятия Основной целью школьного образования является формирование у учащихся умений учиться. Приоритетными целями школьного образования являются: • развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные цели; • проектировать пути их реализации; • контролировать и оценивать свои достижения.  Достигаются   эти   цели   благодаря   системе   формирования   универсальных учебных   действий.  Процесс   формирования   универсальных   учебных   действий (УУД) основан на теоретических положениях концепций Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Я.Гальперина. Согласно теории Д.Б. Эльконина, развитие ребенка ­ это совокупность определенных компонентов, которая включает: ­ условия развития (рост и развитие); ­   источники   (окружающая   среда,   планируемый   результат   обучения   и развития); ­ форму (характер и особенности усвоения информации); ­ движущие силы. [1] При формировании УУД важно учитывать возрастные периоды ребенка и выстраивать прогноз темпов развития личности учащегося на основе знаний его индивидуальных особенностей.  Поэтому весь процесс достижения целей и задач школьного   образования   важно   организовывать   в   соответствии   с   возрастным уровнем учащихся.  В   таблице   «Направленность   учебных   предметов   на   развитие   УУД» приводятся   основные   сведения,   позволяющие   спланировать   достижение образовательно­воспитательного результата на каждом из предметов начального 22 образования.   Особенности   и   характер   учебных   предметов   предусматривают разнообразные   смысловые   акценты   в   формировании   УУД.   Наиболее общеприменимые «регулятивные» и «коммуникативные» универсальные учебные действия возможно формировать на всех (без исключения) уроках.  В   среднем   и   старшем   звене   личностная   установка   на   самоопределение наиболее   эффективно   формируется   на   таких   предметах   как   русский   язык, история,   обществоведение;   нравственно­этическая   ориентация   ­   на   уроке литературы,   географии,   биологии;   навыки   смыслообразования   ­   на   уроках математики,   физики,   химии.   Одна   только   тема   защиты   природы   может   быть чрезвычайно актуальной для детей и их воспитания, ведь она формирует личную гражданственную ответственность за окружающий мир, расширяет представление о влиянии человека на современное состояние планеты.  Познавательные   общеучебные   действия,   такие   как   моделирование   речи, конструирование устных и письменных высказываний, эффективно формируются на уроках русского языка и литературы,   навык выбора наиболее эффективных способов решения задач – на математике. Биология, химия, физика расширяют кругозор   и   способствуют   формированию   навыков   поиска   и   работы   с   большим объемом информации.  Табл. Направленность учебных предметов на развитие УУД Смысловые акценты УУД личностные регулятивные познавательные общеучебные познавательные логические     Русский язык жизненное  самоопределение Литературное чтение нравственно­   этическая    ориентация Математика смыслообразование Окружающий мир нравственно­ этическая      ориентация целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,  оценка, алгоритмизация действий (математика, русский язык, окружающий  мир, технология, физическая культура и др.) моделирование  (перевод устной  речи в  письменную) выбор наиболее  эффективных способов  решения задач широкий спектр  источников информации смысловое  моделирование,  чтение,  произвольные  и осознанные устные  и письменные  высказывания формулирование личных,  языковых, нравственных проблем;  самостоятельное создание  способов решения проблем  анализ, синтез, сравнение,  группировка, причинно­следственные связи,  логические рассуждения,  доказательства, практические 23 поискового и творческого  характера действия коммуникативные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические  высказывания разного типа, презентация творческих продуктов Формирование УУД – это целенаправленный, комплексный по своему характеру  процесс, основанный на:  ­ проблемно–диалогическом обучении, реализующем деятельностный подход; ­ организации учебного сотрудничества; ­ работе по планированию и оцениванию учащимися собственной деятельности; ­ использовании ИКТ; ­ проектно­исследовательской деятельности.    В структурном смысле современный урок может выглядеть следующим образом. В начале урока учитель подводит учащихся к теме, ее осознанию (1 этап), через формулировку   проблемного   вопроса   выводит   класс   на   цель   и   задачи,   стоящие перед   учащимися   (2   этап).   Далее   учащиеся   планируют   способ   и   порядок совместного   достижения   поставленных   задач   на   каждом   этапе   урока   (3   этап), осуществляют   учебные   действия   по   намеченному   плану   в   группе   или индивидуально  (4 этап). Учащиеся при постоянном  взаимодействии  с учителем применяют разнообразные формы самоконтроля или взаимоконтроля (5 этап), при необходимости   формулируют   возникающие   затруднения   и   осуществляют самостоятельную коррекцию пути достижения цели урока (6 этап). Допускается оценка деятельности одноклассников, соотнесение результата деятельности групп или класса с идеальным представлением о запланированных задачах и озвученной целью урока. После рефлексивного обсуждения учащиеся записывают домашнее 24 задание,   причем   желательно   предоставить   выбор   задания   исходя   их индивидуальных особенностей и способностей учащегося (7 этап). Сегодня   речь   идет   о   достижении   цели   школьного   образования   способами, основанными   на   деятельностной   парадигме.   К   желаемому   образовательному результату можно прийти и через организацию учебного исследования. Если ученый, делая открытие, выполняет некий социальный заказ (результат должен быть практико­ ориентированным и актуальным), то исследовательская работа учащегося – это поиск путей, наработка навыков, решение собственных личностных задач.  При   организации   учебного   исследования   следует   помнить,   что   тема исследования должна быть очень интересной для самого учащегося. Потому что этот интерес он пронесет от начала исследования к его презентации на конференции или ином форуме. Мотивация – залог успеха, поэтому следует искать компромисс между реальностью, то есть тем, что вы можете воплотить в реальности вместе с ребенком, и его мечтой.  Параллельно   с   этим   следует   изучение   «проблемного   поля».   Исследование должно   быть   актуальным.   Важно   внести   что­то   свое,   имеющее   индивидуальный оттенок   и   подчерк.   Возможно,   этот   индивидуальный   оттенок   будет   иметь личностноориентиванный характер. За «проблемным полем» следует поиск и проработка гипотез. Здесь развиваются такие   УУД   как   смыслообразование   и   целый   ряд   регулятивных   УУД,   таких   как планирование и способность прогнозировать собственные действия. Деятельностный подход к реализации образовательных целей является наиболее эффективным, поскольку он практико­ориентированный. Учащиеся, как правило, не владеют перечнем необходимых, доступных и, главное, оправданных с точки зрения применения   методик.   Поэтому   предоставить   их   следует   именно   педагогам, обязательно объяснив ребенку целесообразность их применения. В этом тоже есть положительный,   с   точки   зрения   образовательного   процесса,   момент,   так   как   в проработке методологической основы лежит большой смыслообразующий компонент.  Полученная экспериментальная «база» нуждается в переработке и оформлении.  Знания   и   навыки,   приобретенные   учащимися   в   ходе   исследовательской   работы, пригодятся   им   в   высшей   школе,   в   будущей   профессиональной   жизни.   Логичность изложения   материала,   владение   научной   терминологией,   контроль   и   способность корректировать свои действия на разных этапах исследовательской деятельности – все   это   неполный   список   навыков,   которые   постигнут   учащиеся   при   работе   над учебным исследованием. 25 Целым «тренингом умений» станут для вас усилия по формированию навыков презентации. Сегодня существует множество ораторских школ, где учат убедительно, грамотно   и   эффектно   доносить   информацию,   владеть   аудиторией,   быть харизматичным. Вы можете добиться автоматического изложения материала, доклад может быть выучен наизусть, презентация создана вами. Вместе с тем, важно не только то, как именно будет выглядеть доклад, важно – какое впечатление он произведет на слушателей. В конце концов, ребенку будут задавать вопросы, и нужно ориентировать его   на   то,   что   яркий   и   действительно   интересный   доклад   вызовет   желание поучаствовать в дискуссии всех слушателей, задать докладчику вопросы, побудить аудиторию   к   мысли.   Возможные   вопросы   обычно   прорабатываются   совместно   с учителем,   но   важно   ориентировать   ребенка   и   на   некую   «неизвестность»,   которая должна быть и желаемой, и, впоследствии, им решаемой. В сложных эмоциональных ситуациях   рождается   истинный   характер,   испытывается   исследовательская мотивация, рождаются идеи и развейваются сомнения.  Важно помнить, что ваши исследования могут иметь значение для ребенка с точки   зрения   выбора   его   будущей   профессиональной   дороги.   Учащиеся   старших классов уже примерно представляют себе – чем именно они будут заниматься, куда будут   поступать,   поэтому   сфера   интересов   может   отлично   сочетаться   с   темой исследования,   в   идеале   перейти   в   будущую   тему   курсовой   или   дипломной   работ. Такая преемственность средней и высшей школы очень ценна, поскольку с малых лет формирует   нужные   для   будущего   специалиста   качества   –   последовательность, научную и профессиональную культуру, этику.  Нельзя не подчеркнуть важность коммуникативных навыков и всего того, что образуется   и   совершенствуется   в   ходе   работы   в   группе.   Известно,   что   именно коммуникативная   функция   является   ведущей,   когда   мы   говорим   о   личности учащегося   и   возрастных   периодах   его   развития.  Эти   законы   важно   учитывать   при разработке   уроков   с   элементами   групповой   работы.   Группа   обладает   большими ресурсами,   но   они   имеются,   если   в   классе   есть   внутренний   кодекс   поведения, устоявшийся «костяк», ориентированность на результат и гуманное отношение друг к другу.   В   противном   случае   вы   затратите   время   и   собственные   ресурсы   даром, впоследствии не получите никакого результата. Если   говорить   о   возрасте   учащихся,   то   он,   скорее   всего,   не   играет   в рассматриваемом вопросе никакого значения. Учащиеся старших классов могут быть совершенно   социально   не   зрелыми   (как   это   уже   было   сказано   ранее),   а   учащиеся пятых­шестых – отлично справляться при условии оптимального уровня сплочения и наличия навыков групповой работы. 26 В наш век компьютеризации очень важно уметь находить общий язык друг с другом, так как дети, получая ранний опыт общения в сети, теряют навыки эмпатии, эмоционального сопереживания и иных очень важных качеств для любого человека. Именно   поэтому   необходимо   пытаться   и   добиваться   результата   в   ходе   активных коммуникативных   процессов   в   малых   и   больших   группах   при   решении образовательных задач. Литература: 1. З.И. Дмитриенко, С.Н. Колесова, А.В. Молокова, Е.В. Погребняк,  Т.В. Смолеусова, З.В. Бродовская. Методические рекомендации по  формированию УУД средствами различных учебных предметов. Часть 5.  Моделирование современного урока с учетом психологических особенностей учащихся              Рассмотрим методы и формы организации учебного занятия, при которых наиболее полно можно учесть индивидуальные особенности.  На сегодняшний день данный метод приобрел популярность, ведь только из наиболее видимых «плюсов» этого типа урока можно назвать возможность развить творческую составляющую личности   учащегося,   привить   навыки   актуализации   знаний,   логического выстраивания   информационного   ряда,   планировать   действия   по   достижению результата.       Напомним этапы осуществления деятельности урока по методу проектов. 1. 2. 3. 4. временному регламенту). 5. самооценкой.  Определяем тему, задаем учебную мотивацию.  Планируем конечную цель проектной деятельности. Ребята осуществляют сбор и уточнение информации. Рабочий   «блок»   (учащиеся   занимаются   проектом   согласно   заданному Время на презентацию результатов, обсуждение с последующей оценкой и Наиболее   эффективной   формой   работы   на   таком   занятии     является групповая работа. Рассмотрим   систему   планирования   и   выстраивания   работы   с   малыми группами. 27 Группа – уникальное явление, где возможно раскрытие и развитие многих личностных   качеств   ее   членов.   Участники   проекта   могут   не   только   достигать учебного   результата,   но   и   осваивать   недоступные   и   даже   иногда   поначалу пугающие   личностные   «горизонты».   Например,   многие   школьники   стесняются, испытывая   неловкость   в   процессе   публичных   выступлений,   тяжело   выносят сконцентрированное на них внимание и теряют от этого много возможностей в собственной реализации.     Слабый тип темперамента (меланхолик) затрачивает много моральных сил от одной только мысли о необходимости публичного выступления и защиты своей точки зрения. В данном случае групповая работа может решить эту закономерную проблему. Педагогу остается только смоделировать  ситуацию, составив  группу таким   образом,   чтобы   она   вынудила   «сложных»   в   коммуникационном   смысле учащихся выступать с демонстрацией результата совместной работы.  Воздействие группы на личность очень велико при условии, что все детально продуманно: как ребята будут убеждать друг друга выполнять тот или иной объем работы,   какие   аргументы   будут   выдвигать.   Тогда   педагогу   останется   только координировать работу и фиксировать для планирования будущего урока.  При   планировании   групповой   формы   работы   необходимо   помнить,   что группа   должна   состоять,   желательно,   из   разнородных   по   темпераменту   и личностному   складу   ребят,   потому   что   несколько   лидеров   холерического темперамента, развивая совместную идею, «затмят» более робких учащихся, будут конкурировать   за   власть   в   группе,   не   давая   проявить   себя   другим.   Если   вы объедините   только   флегматиков,   людей   спокойных   и   медлительных,   динамика работы в группе будет низкой, они будут нуждаться в дополнительном времени, «вязнуть»   в   деталях.   Артистичные   и   обаятельные   сангвиники,   «говоруны»   и демонстраторы,   будут   поверхностны,   они   будут   уделять   внимание   не   сколько глубине   проработки   проблемного   вопроса,   сколько   внешнему   эффекту   подачи. Поэтому   всегда   объединяйте   ребят   не   столько   по   их   желанию,   сколько   по разнородности   их   личностных   особенностей,   тогда   они   будут   друг   друга дополнять, «продвигать» и контролировать.          В   групповой   работе   важно   спланировать   и   порядок   распределения функций. По началу, пока они не привыкнут, раздавайте карточки с обязательным перечнем того, что может делать каждый человек в группе. Эта хорошая привычка «родилась» в мини­тренинговых психологических группах, где были лидеры, их заместители, секретари, контролеры времени, идейные вдохновители, детальные разработчики информации, ораторы и технические исполнители. Эти «рабочие» профессии   группы   хороши   по­своему.   Замечательным   показателем   развития 28 навыков   самоорганизации   в   классе   будет   выработанный,   впоследствии,   навык самостоятельного распределения функций. В зависимости от сложности поставленной вами учебной задачи, моделируйте свой урок. Если учебная задача вполне достижима, не требует очень трудоемкой проработки,   спланируйте   действия   групп   так,   чтобы   застенчивый   ребенок обязательно   попытался   выступить   или   взял   на   себя   функции   лидера.   Или наоборот,   побудите   активного   «демонстратора»   следить   за   временем, прогнозировать результат или помогать более слабым ребятам.        Если учебная задача сложна, тема имеет значительное информационное наполнение, тогда облегчите ребятам задачу, чтобы они выполняли привычные для себя функции в группе.  Проблемное обучение включает в себя несколько структурных элементов: ­ определение (постановка) проблемы перед классом; ­ целеполагание (планирование) действий учащимися; ­ планирование ресурсов достижения результата; ­ применение технологий учащимися; ­ оценка результатов (самооценка). Проблемное   обучение  как   организованный   преподавателем   способ   активного взаимодействия учащегося с некой проблемной составляющей учебного материала, нуждается   в   определенных   психологических   условиях   его   применения. Разумеется, поставленная проблема должна быть решена, а значит, она должна быть доступна для понимания и постижения. Проблема должна вызывать интерес, содержать   некую   интригу   для   разума   решающих.   При   ее   решении   учащиеся должны   использовать   собственные   аналитические   (творческие)   способности   и имеющиеся знания. Учитель должен выстраивать прогноз успешности и характер траектории   интеллектуального   движения   каждого   учащегося,   при   этом разработать инструментарий в виде методик или техник достижения результата и выбрать форму коммуникационного взаимодействия. Хорошо не только выстроить эту   самую   траекторию,   но   и   постараться   заранее   проработать   несколько возможных   вариантов   движения   интеллектуальной   мысли   ребят.   Вы   можете наткнуться на одну поражающую и приятную вещь – учащиеся, пользуясь своей нескончаемой фантазией, творческой «жилкой», могут найти такой путь и такое решение проблемы, о котором вы можете даже не догадываться. И тут уместно вспомнить  о  том,  что есть «лево­»  и «правополушарные» личности, у  которых несколько отличаются способы постижения действительности. «Левополушарные» логики   будут   искать   линейные   способы   разрешения   проблемы   и   будут предсказуемы, хотя и эффективны. «Правополушарные» «творцы» будут идти к цели   «зигзагообразно»,   удивляя   процессом   достижения   результата, 29 парадоксальными выводами и интересными находками. Это ваш выбор – какие «двойки», «тройки» или иные количественные варианты организовывать, или же устроить турнир между «логиками» и «творцами», так как эти противоречия могут подстегивать   учебную   и   творческую   мотивацию.   Важно   понимать,   что   интерес вызывает не только полезная информация, но и та, что кажется противоречивой и парадоксальной.   Разный   тип   мышления   ребят   в   группе   может   послужить дополнительным способом поднять уровень учебной мотивации, заинтересовать и побудить учащихся глубже и шире освоить учебный предмет. Урок­экскурсия предполагает актуализацию полученных знаний, включает в себя такие структурные компоненты как: ­ сообщение учащимся темы, цели и маршрута экскурсии; ­ восприятие информации во время экскурсии; ­ индивидуальная проработка полученной информации; ­ рефлексия и «обратная связь» с учителем. В   деятельности   ребенка   существуют   две   стороны   –   познавательная   и мотивационная, которые  связаны  между  собой, поэтому  данный  тип  урока  как нельзя кстати подойдет вам, если необходимо простимулировать интенсивность процесса обучения. Урок­экскурсия – это повод поговорить о том, что учебная информация почти всегда прекрасно применима к частной, обычной человеческой жизни, обыденном выполнении  обязанностей перед семьей, обществом и самим собой. Это отличный повод поговорить о том, каков сам учитель и что именно интересует   его   самого.     В   любом   случае,   когда   мы   говорим,   мы   отображаем собственный   мир,  и   если   вам   не   самому   не  интересна   тема   разговора   на   этом уроке,   тогда   не   стоит   переводить   ее  в   плоскость   такого   неформального   стиля общения, в частности, на уроке­экскурсии.  Для повышения эффективности образовательного процесса педагог должен учитывать   индивидуальные   особенности   обучающихся.   Для   этого  при   подаче учебной   информации   пользоваться   разнообразными   приемами   достижения результата,   создавая   визуальный   ряд   образов   для  визуалов,   тщательно проговаривать   и   побуждать   повторять   за   вами   информацию  аудиалов, стимулировать   «внутреннюю»,   чувственную   или   логическую   проработку кинестетиков.  У учащихся, как правило, разные установки и различный жизненный опыт, они по­разному реагируют на стимулы, в виду того, что имеют разную скорость и силу нервных процессов. Преодоление этой проблемы – поиск индивидуальных путей   к   целому   классу   различных   учащихся.   Педагог   должен   быть   не   только транслятором нужной и важной учебной информации, а мотиватором, тренером, 30 психологом и диагностом. Разумеется, это не просто, но наградой для вас будут заинтересованные   детские   лица,   высокий   образовательный   результат,   и,   как следствие, внутренняя удовлетворенность педагога рабочим процессом.

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2018