«Развитие познавательной активности детей, используя метод эксперимента».
Оценка 4.9

«Развитие познавательной активности детей, используя метод эксперимента».

Оценка 4.9
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
08.11.2018
«Развитие познавательной активности детей, используя метод эксперимента».
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний.К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний.
«Развитие познавательной активности детей, используя метод эксперимента»..docx
«Развитие познавательной активности детей, используя метод эксперимента».                                                                                                 Развитие   исследовательских   способностей   ребёнка   ­   одна   из   важнейших   задач   современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. К   старшему   дошкольному   возрасту   заметно   нарастают   возможности   инициативной преобразующей   активности   ребенка.   Этот   возрастной   период   важен   для   развития   познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При   этом   главным   фактором   выступает   характер   деятельности.   Как   подчеркивают   психологи,   для развития   ребенка   решающее   значение   имеет   не   изобилие   знаний,   а   тип   их   усвоения,   который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства,   наряду   с   игровой   деятельностью,   огромное   значение   в   развитии   личности   ребенка,   имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Причины   встречающейся   интеллектуальной   пассивности   детей   часто   лежат   в   ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость   или   в   игру.   В   связи   с   этим   особый   интерес   представляет   изучение   детского экспериментирования. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые   ребенком   практические   действия   выполняют   познавательную,   ориентировочно­ исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Китайская пословица гласит: “Расскажи ­ и я забуду, покажи ­ и я запомню, дай попробовать ­ и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитатели должны делать больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как? ” и “почему? ” Работая с детьми 5­6 лет, выявилась проблема того, что дети, получив начальные знания о предметах, явлениях,   не   проявляли   активного   интереса     к   окружающей   их   действительности,   мало   задавали вопросов об окружающем их мире, предметах, мало интересовались взаимосвязями  явлений, не могли самостоятельно проанализировать объект, явление, сделать заключения.   Проанализировав   данное   положение,   необходимо   использовать   более   эффективные   методы   и приемы   работы.   Для   изучения   уровня   интереса   детей   к     познавательно   –   исследовательской деятельности провели диагностику. Диагностика по методике Л.Н.Прохорова «Выбор деятельности». Данная   методика   исследует     вид   деятельности,   выявляет   место   детского   экспериментирования   в предпочтениях детей. По результатам  диагностики всего  30% детей отдали предпочтение  экспериментальной деятельности. Выявила причины низкого интереса  данной деятельности: 1. Неустойчивый познавательный интерес. 2. Дети н видят проблему. 3. Не выдвигают идеи. 4. Нет стремления к самостоятельности. 5. Пользуются доказательствами при помощи взрослого. Главная цель   организовать детскую познавательно – исследовательскую   деятельность,   чтобы воспитанник   упражнял   себя   в   умении   наблюдать,   запоминать,   сравнивать,   действовать,   добиваться поставленной цели,  помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными, мобилизовать силы   дошкольников   в   познании   реальности,   самостоятельном   раскрытии   ее   связей,   отношений, закономерностей, в преобразовании и применении опыта.  В   целях   систематизации   развивающей   работы   с   детьми   разработан   перспективный план, конспекты непосредственно образовательной деятельности, картотека опытов, игры, упражнения, схемы, карточки.  Планирование деятельности предполагает в первую очередь создание условий, которые способствуют развитию самостоятельной деятельности.  Работа  с детьми построена по трём взаимосвязанным направлениям: 1. Живая   природа (характерные   особенности   сезонов,   многообразие   живых   организмов,   их приспособление к окружающей среде и др.). 2. Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.). 3. Человек (функционирование   организма;   рукотворный   мир:   материалы   и   их   свойства, преобразование предметов и явлений и др.) .  Одно из направлений детской экспериментальной деятельности ­ опыты.  Опыты проводим     в   непосредственно образовательной   и самостоятельной   деятельности по теме: "Волшебница Вода" проводили опыт: "Наливаем ­ выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды   в   лёд"   и   др.   В   процессе   проведения   опытов   задействованы   все   дети.   Такие   опыты   чем­то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ­ дети всё проделываю сами. Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать? ", обращаться с просьбами:   "Давайте   сделаем   так",   "Давайте   посмотрим,   что   будет,   если   сравнивать   два   состояния одного и того же объекта», и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым у детей развивается любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций. Данная деятельность не задаётся  заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Каждая неделя  посвящена определенной познавательной теме: «Какие   предметы   могут   плавать»,   «Свет   и   тень»,   «Песочная   страна»,   «Подушка   из   пены»,   и   др. Изучая новую тему, используем определенную структуру: • постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи); •выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; • проверка гипотез; • подведение итогов, вывод; • фиксация результатов; Для положительной мотивации деятельности детей используем различные стимулы: • внешние стимулы (новизна, необычность объекта); • тайна, сюрприз; • мотив помощи; • познавательный момент (почему так); • ситуация выбора.    Все   темы   усложняются   по   содержанию,   по   задачам,   способам   их   реализации   (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаются  правила: 1. Тема должна быть интересна детям, должна увлекать их. 2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).  3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.    В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты.  Их элементарность заключается: 1. В характере решаемых задач: они неизвестны только детям. 2. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. 3. Они практически безопасны. 4. В такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.    Для качественной и продуктивной работы, стимулирования самостоятельной исследовательской деятельности детей, оборудован уголок экспериментирования «Маленькие исследователи»,  где созданы условия   для   совместного   и самостоятельного   экспериментирования,   развития   поисковой   активности  детей. Основное оборудование уголка:  1. Приборы – «помощники»: лабораторная посуда, лупа, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы. 2. Природный материал:  камешки, глина, песок, ракушки,  птичьи перья, спил и листья деревьев, семена, шишки и т.д.;  3. Бросовый материал: проволока, кусочки поролона, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители:   гуашь,   акварельные   краски;   зубочистки,   шпажки,     пластиковые   трубочки   от   сока, деревянные палочки от мороженного и др.  4. Медицинские   материалы:     пипетки,   вата,   бинт,     мерные   ложки,     резиновые   груши,   марлевые салфетки. 5. Прочие материалы:  зеркала,  воздушные шары мука, соль, крахмал, цветные и прозрачные стёкла, сито и др.      Одна из задач ­ помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. В поисково­ исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему   любознательность,   упорядочить   свои   представления   о   мире.   Поэтому   надо   учить   не   всему,   а главному,   не   сумме   фактов,   а   целостному   их   пониманию,   не   столько   дать   максимум   информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.       Прогнозируемые  результаты деятельности:  1. У детей разовьется потребность активно познавать окружающий мир. 2.   Разовьются   начальные   навыки     наблюдения,   анализа,   умения   классифицировать   предметы   по определенному признаку, доказательно объяснять полученный результат; 3.   Разовьется   умение:   применять   разные   способы   детского   экспериментирования,   ставить   новые вопросы и самостоятельно искать на них ответы, применять полученные знания и умения в жизни, 4. Сформируется понимание необходимости соблюдения элементарной техники безопасности.  Механизм     оценки   результата  развития   познавательной   активности   в   процессе   экспериментально   ­ исследовательской   деятельности   осуществляется   в   форме   мониторинга   качества   ее   развития, проводится дважды в год: на начало и в конце учебного года по следующим критериям: 1. Познавательные   способности:     умение   наблюдать,   сравнивать,   анализировать,   сопоставлять результат, классифицировать, делать выводы,  обобщать. 2. Практические навыки: умение пользоваться  алгоритмом  познания, приборами – помощниками; использование пиктограмм, схем, использование безопасных приемов работы. 3. Социально­личностные   качества:   познавательная   активность,   коммуникативность, самостоятельность, инициатива, пытливость, сообразительность. Обследование проводится  с помощью следующих инструментов по балловой системе: 1. Наблюдений педагогом за детьми в процессе экспериментальной деятельности; НОД, самостоятельной детской деятельности, режимных моментах, и др. 2. Вопросов и ответов по процессу деятельности, результатам деятельности,  ­ вопросов предметного характера (кто, что?), ­ вопросов, направленных на изучение способов действия ( как?), ­вопросов, устанавливающих  местоположение (где, откуда?), ­вопросов причинно­следственного содержания (почему, что если?). 3.   Дидактических   игр   и   заданий:   «До   и   после»,   «Чудесный   мешочек»,   «Заколдованная   коробочка», «Пробуем, нюхаем», «Шум или звук?». 4.Викторин «Что, где, когда?», «Хочу все знать». 5. Анкетирования родителей. 6.Наблюдений родителями за детьми в процессе проведения  игр, прогулок и др. Оценка деятельности, происходит по уровневой системе: Высокий   уровень:   Любит   экспериментировать,   в   процессе   экспериментирования   проявляет   яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового; стремиться  самостоятельно, экспериментировать   для   получения   нового   знания,   решения   проблемы;   способен   к   мыслительному экспериментированию, рассуждает, выдвигает и проверяет гипотезы. Средний   уровень:   Принимает   заинтересованное   участие   в   экспериментировании,   организованном взрослым; стремится экспериментировать сам, но нуждается в помощи взрослого; в речи отражает ход и результат экспериментирования, задает вопросы. Низкий уровень: Не интересуется экспериментированием, не проявляет никаких ярких положительных эмоций,   познавательных   чувств,   в     процессе   работы,   организованной   взрослым;   не   инициирует экспериментирование.    В завершении хотелось бы вспомнить слова К. Е. Тимирязева:  «Люди, научившиеся наблюдениям и   опытам,   приобретают   способность  сами   ставить   вопросы   и   получить   на  них   фактические   ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл.

«Развитие познавательной активности детей, используя метод эксперимента».

«Развитие познавательной активности детей, используя метод эксперимента».

«Развитие познавательной активности детей, используя метод эксперимента».

«Развитие познавательной активности детей, используя метод эксперимента».

«Развитие познавательной активности детей, используя метод эксперимента».

«Развитие познавательной активности детей, используя метод эксперимента».

«Развитие познавательной активности детей, используя метод эксперимента».

«Развитие познавательной активности детей, используя метод эксперимента».

«Развитие познавательной активности детей, используя метод эксперимента».

«Развитие познавательной активности детей, используя метод эксперимента».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2018