Развитие познавательной детельности учащихся

  • Семинары
  • docx
  • 28.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии. Виды деятельности самостоятельной работы. Пример применения одного из видов самостоятельной работы с помощью карт-пазлов с использованием политической, физической и контурной карт с подробным описанием. Преимущества данной формы организации самостоятельной работы на уроке. Роль учителя в проведении самостоятельной работы.Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии. Виды деятельности самостоятельной работы. Пример применения одного из видов самостоятельной работы с помощью карт-пазлов
Иконка файла материала статья.docx
Гаськова М.А, учитель географии                                                                                          МБОУ  «Усть­ Баргузинская СОШ                                                                       им. Шелковникова К.М» Развитие познавательной деятельности учащихся Развитию  самостоятельной деятельности учащихся на уроках в последнее время уделяется большое  внимание. К наиболее распространенным видам самостоятельной работы относят работу с  учебниками, географическими картами, решение задач, выполнение упражнений, самостоятельные  наблюдения, лабораторные работы и др. Все эти виды самостоятельной деятельности учащихся  достаточно хорошо освещены в методической литературе. Сравнительно новой формой развития познавательной деятельности учащихся является  использование карт­пазлов в курсе географии материков и океанов. Карты­ пазлы представляют собой географические тематические и контурные карты, выполненные на картонной основе, которые в  отличие от мозаик, имеют одинаковую конфигурацию, что во много раз увеличивает сложность  выполнения заданий. При работе с такими картами возникает множество вопросов: на каком этапе изучения материала их  можно использовать, какова роль учителя при организации самостоятельной деятельности, каковы  ощутимые результаты этой работы? В настоящее время мы имеем в наличии 14 средних по размеру (35*25 см) тематических карт, 4  контурные карты и одну большую политическую. Имеющиеся карты отвечают основным темам курса  географии материков и океанов. Покажем несколько вариантов использования карт­ пазлов  на примере изучения темы «Австралия». На первом уроке по изучению темы мы демонстрируем учащимся одну из таких карт, объясняем ее  особенности и суть работы с ней. Наша цель­ заинтересовать учащихся, повысить мотивацию  деятельности, вызвать желание работать с картой. Осознание целей деятельности ­непременное  условие ее организации. Дальнейшая работа с картой проходит на последующих уроках, прежде всего  при закреплении, обобщении и повторении материала. Использование карт­ пазлов позволяет отработать знание номенклатуры, в данном случае  географических объектов по Австралии. При этом использовать самые разные формы  самостоятельной деятельности: индивидуальные, парные , групповые. Определенный интерес вносит элемент соревновательности. Учитель стимулирует выполнение  задания вопросами : «Кто лучше?», «Кто быстрее соберет карту?». По желанию учителя учащиеся  могут получать дополнительные задания традиционного типа : найти географический объект; дать  ему характеристику; объяснить взаимосвязи компонентов природы. На первый взгляд может показаться, что роль учителя при такой работе крайне незначительна.  Однако, как и при других видах самостоятельной деятельности учащихся , руководящей  роли  учителя придается решающее значение.  Самостоятельная работа является необходимым элементом учебного процесса и должна быть  управляемой , как и весь учебный процесс. Учитель дает задание, консультирует, контролирует,  наконец, оценивает работу учащегося. К примеру, если ученик испытывает затруднение в сборе краты, учитель может задать наводящие вопросы по трем­ четырем соедененным между собой пазлам,  например : «С каким государством граничит Россия на юге?», «Что находится к северу от объекта?».На итоговом уроке, после ряда проведенных тренировочных работ, карты собирают на оценку. По­  прежнему учитывается скорость выполнения работы. Каковы преимущества данной формы организации самостоятельной деятельности учащихся? По нашему мнению их несколько. Прежде всего возрастает интерес к предмету; самостоятельная  работа учащихся приобретает качественно иной уровень ; учащиеся во много раз быстрее усваивают  номенклатуру; возникает элемент соревновательности в знании географической карты. Кроме того, самостоятельная деятельность учащихся может перейти на качественно иной, творческий уровень. От сбора готовых карт постепенно переходим  к самостоятельному созданию карт­ пазлов.  Желающим предлагаем задание сделать подобную карту. При оценке работы учитываем сложность  выполняемого задания, степень самостоятельности, оформление