Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
Оценка 4.9

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
математика
2 кл
02.04.2017
Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
Несколько лет назад я нашла курс доктора наук, психолога А.З. Зака. Его фамилию слышала ещё в студенческие годы. Тогда его труды потрясли меня тем, что логическое мышление развивают не только задачи, но специальные упражнения, в основе которых лежат логические операции (анализ, синтез, сравнение и т.д.). Опираясь на кардинальные положения, разработанные в отечественной психологии деятельностного подхода (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.), А.З. Зак разработал систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов.
Паймухина В.И. статья шк№61 .doc
Паймухина Валентина Ивановна                                                                           уч.нач.классов                                                                           МАОУ «СОШ №61» г.Чебоксары       Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.            Внимание к проблеме интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы  диктуется условиями современной жизни. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности  различных качеств интеллекта, побуждает меня, как учителя,  к постоянному поиску путей обновления   образовательного   процесса,   а   так   же   выявлению   и   созданию психолого­педагогических   и   организационно­педагогических   условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся   В   качестве   критериев   интеллектуального,   умственного   развития выступают:   ∙         самостоятельность мышления, ∙        быстрота и прочность усвоения учебного материала, ∙        быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, ∙        умение отличить существенное от несущественного, ∙        различный уровень аналитико ­ синтетической деятельности, ∙        критичность ума. Интеллектуальное   развитие   происходит   не   само   по   себе,   а  в   результате многостороннего   взаимодействия   ребёнка   с   другими   людьми:   в   общении,   в деятельности   и,   в   частности,   в   учебной   деятельности.       Поэтому задача педагога –   развитие   умственных   способностей   учащихся,   вовлечение   их   в активную деятельность.             Младший   школьный   возраст   характеризуется   интенсивным   интеллектуальным развитием.   Для развития учебно­познавательного интереса, как   на   уроках,   так   и   во   внеклассной   деятельности,   существует   множество различных   методов   и   приёмов.   В   своё   время   В.А.   Сухомлинский   обращал внимание педагогов на то, чтобы «чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, в   котором   ребенок   жил   до   школы,  не   был   закрыт   для   него   дверью   класса». Таким   образом,   занимательный   материал   не   перестаёт   влиять   на   развитие ребёнка и в школьном учебном процессе.              В   современной   методической   системе   обучения   всё   больший   акцент переносится на формирование у школьников общечеловеческих умений, в том числе   и   мыслительных.   На   протяжении   многих   лет,   меня   волнует   проблема грамотной организации работы учителя по развитию у учащихся логического мышления.           Развитие логического мышления происходит в несколько этапов, первые два приходятся на возраст учащихся начальной школы. Я поняла, что на учителе начальных классов лежит большая ответственность. «А достаточную ли работу провела я, чтобы не упустить благоприятное время для развития логического мышления своих учеников», ­ этот вопрос не давал покоя. Раньше мне казалось, что от количества решённых с учениками логических задач и будет зависеть их уровень   развития   данного   вида   мышления.   Я   всегда   разбирала   с   учениками нестандартные   задачи   на   уроке,   создавала   личную   «копилку»   таких   задач, составляла   индивидуальные   карточки   с   ними.   В   своей   работе   я   использую принцип:   «Не   навреди!».   Наверное,   поэтому   всегда   рада,   когда   в   руки   для работы   попадается   материал,   подготовленный   и   проверенный   грамотными учёными.          Несколько лет назад я нашла курс доктора наук, психолога А.З. Зака. Его фамилию слышала ещё в студенческие годы. Тогда его труды потрясли меня тем,   что   логическое   мышление   развивают   не   только   задачи,   но   специальные упражнения,   в   основе   которых   лежат   логические   операции   (анализ,   синтез, сравнение   и   т.д.).   Опираясь   на   кардинальные   положения,   разработанные   в отечественной   психологии   деятельностного   подхода   (Л.С.   Выготского,   С.Л. Рубинштейна,   А.Н.   Леонтьева,   Д.Б.   Эльконина   и   др.),   А.З.   Зак   разработал систематический   курс   развития   мыслительных   способностей   учащихся   1­4 классов.              На уроках математики дети в основном решают учебно­тренировочные типовые задачи. Ребёнок в этом случае не ищет способ решения этого типа, а применяет его. Привыкая решать задачи выученных типов, ребёнок перестаёт действовать   и   мыслить   самостоятельно.   Решение   логических,   нестандартных задач требует от учеников интеллектуальной инициативы и размышлений.           Развитие   самостоятельного   мышления,   творческого,   поискового, исследовательского   есть   основная   задача   школьного   обучения   вообще   и   в начальных   классах   в   частности.   На   это   направлена   методика   развития интеллектуальных   способностей   учащихся   младших   классов,   разработанная педагогом и психологом Заком А. З. Методику Зака А. З. применяю на уроках математики, во внеурочное время, в группе продленного дня с целью развития наглядно­образного   и   словесно­логического   мышления   учащихся.   Зак   А.   З. предлагает   в   помощь   учителям   начальных   классов   цикл   занятий   по   задачам "Поиск   девятого",   которые   можно   представить   в   виде   игры.   Многообразие игровых   полей   дает   каждому   ребенку   возможность   научиться   анализировать, развивает   у   ребенка   пространственное   воображение,   зрительную   память, образное мышление. В работе по методике Зака А. З., при решении задач "Поиск девятого"   использую   наглядные и практические методы: работа с плакатом, самостоятельная работа учащихся, привлекая также словесные методы: устный разбор   задач   со   всем   классом,   анализ   графического   изображения,   беседа   по вопросам. Сочетание различных типов методов позволяет достичь наилучших результатов.   Объяснение   некоторых   задач   в   буквенно­цифровом   обозначении игровых полей является одним из пропедевческих приемов подготовки детей к восприятию в дальнейшем координатной плоскости. Решение задач "Поиск девятого"  разбиваю  на 2 этапа:  I. Разбор первой задачи со всем классом.  Цели:  1) разбор алгоритма решения задачи "Поиск девятого";  2) научить поиску зависимости построения игрового поля по строкам, столбцам, диагоналям. II. Разбор ошибочных ответов. Поиск правильного ответа.  Цели:  1) контроль навыка решения задачи;  2) закрепление навыков устной речи.       Все  занятия  начинаю  с  коллективного  разбора  типового  задания,  после чего     дети     в   группах     выполняют     аналогичные     задачи     на     материале предложенных   им   рисунков, что   практически   все   учащиеся   оказываются вовлеченными  в   процесс  познания,  они  имеют  возможность  понимать  и рефлексировать   по   поводу   того,     что   они   знают   и   думают.   Каждый рисунок  представляет  игровое  поле  и  шесть  вариантов  ответов. Игровым полем   служит   9­клеточный   прямоугольник, в   восьми   клетках   которого расположены   элементы. Под   элементами   следует   понимать   изображение геометрических  фигур,           При   выполнении   заданий   на   поиск   «девятого» (занятия   1­9,11) дети должны  найти  недостающий  на  игровом  поле  рисунок  среди  возможных вариантов.   При   выполнении   заданий   на   проверку   «девятого»   (занятия 10,12) ­ определить  правильность  предлагаемых  ответов. Как   правило,   занятия   проводятся   на   материале   игровых   полей, имеющий  общий  принцип  построения.       Для  того,  чтобы  найти  недостающие  на  поле  элементы,  необходимо проследить  закономерность  их  расположения.       В  большинстве  случаев,  элементы  в  клетках  располагаются  попарно. Однако  встречаются  случаи, когда  количество  элементов  в  клетках  больше двух (занятие  1; рис.7­8).Это  один  из  приемов,  усложняющих  поиск  двух основных  элементов.  Задача  ребенка — выделить  их  среди  общего  числа.      Основная  идея  при  разборе  заданий  любых  видов  заключается  в  том, чтобы  проследить  характер  повторяемости  элементов  по  горизонтальным  и вертикальным     рядам,     а     также     по     обеим     диагоналям.     Это     поможет обнаружить  недостающие  элементы  игрового  поля.       Для  того,  чтобы  у  детей  не  возникло  стереотипного  мышления  при решении     однотипных     задач,     на     занятиях     использую       различные     виды игровых  полей.  Многообразие  игровых  полей  зависит  от: ­типов  элементов  (геометрические  фигуры, предметы, отдельные детали); ­взаимного  сочетания  элементов  в  клетках,  образующих  пару; ­характера  повторяемости  элементов  в   клетках; ­местоположения  свободной  клетки.            Все    занятия    заканчиваются    коллективной    проверкой    результатов. Групповой  отчет  происходит  поочередно  у  доски.  Учащиеся  внимательно следят  за  ходом  нахождения  «девятого». Оценивается  работа  всей  группы. Анализируя   опыт   работы   по   методике   развития   интеллектуальных способностей  младших  школьников  Зака  А.З.,  можно  сделать  вывод  о  том, что  использование  данной  методики  дает  положительные   результаты: ­активизируется  учебная  деятельность  и  мышление  учащихся; ­учащиеся  уяснили  и  освоили  алгоритм  решения  задач  «Поиск  девятого»; ­у  учащихся  активно  вырабатывается  культура  устной  речи.         Кроме     того,     использование     данной     методики     активизирует педагогическую     деятельность     учителя.     Учащиеся,     сотрудничая     друг     с другом,   задумываются   над   вопросами   совместной   деятельности,   которая способствует  осознанному  формированию  умений  и  навыков. Вывод:  В   своей   совокупности   такие   занятия  (развивающие, познавательные)  должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания,   творческого   воображения,   способности   к   анализу   и   синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества,   воспитанию   у   учащихся   наблюдательности,   обоснованности суждений,   привычки   к   самопроверке,   учить   детей   подчинять   свои   действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Еще   Ян     Амос     Коменский   призывал   сделать   любой   труд   школьника источником   умственного   удовлетворения   и   душевной   радости.   Весь   процесс обучения   учителю  необходимо   строить   так,   чтобы   ребёнок   почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому   уроки   и   внеклассные   мероприятия   обязательно   должны   быть   на высоком   уровне   интереса   и   познавательной   активности,   проходить   в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха. Список  литературы:  1.Зак   А.З.   Путешествие   М.НПО»Перспектива»1993.   в     сообразилию     «Поиск     девятого». 2.Зак     А.З.   500     занимательных         логических     задач     для     школьников. М.:ЮНВЕС 2002. 3.Зак А.З. Развитие  умственных  способностей  младших  школьников.                  М. Просвещение  1994. 8

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017