Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
математика
2 кл
02.04.2017
Несколько лет назад я нашла курс доктора наук, психолога А.З. Зака. Его фамилию слышала ещё в студенческие годы. Тогда его труды потрясли меня тем, что логическое мышление развивают не только задачи, но специальные упражнения, в основе которых лежат логические операции (анализ, синтез, сравнение и т.д.). Опираясь на кардинальные положения, разработанные в отечественной психологии деятельностного подхода (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.), А.З. Зак разработал систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов.
Паймухина В.И. статья шк№61 .doc
Паймухина Валентина Ивановна
уч.нач.классов
МАОУ «СОШ №61» г.Чебоксары
Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших
школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
Внимание к проблеме интеллектуального развития учащихся в условиях
современной школы диктуется условиями современной жизни.
Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных
качеств интеллекта, побуждает меня, как учителя, к постоянному поиску путей
обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию
психологопедагогических и организационнопедагогических условий,
необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала
учащихся
В качестве критериев интеллектуального, умственного развития
выступают:
∙ самостоятельность мышления,
∙ быстрота и прочность усвоения учебного материала,
∙ быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,
∙ умение отличить существенное от несущественного,
∙ различный уровень аналитико синтетической деятельности,
∙ критичность ума.
Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате
многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в
деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Поэтому задача
педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в
активную деятельность.
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным
интеллектуальным развитием. Для развития учебнопознавательного интереса,
как на уроках, так и во внеклассной деятельности, существует множество различных методов и приёмов. В своё время В.А. Сухомлинский обращал
внимание педагогов на то, чтобы «чудесный мир природы, игры, музыки, сказки,
в котором ребенок жил до школы, не был закрыт для него дверью класса».
Таким образом, занимательный материал не перестаёт влиять на развитие
ребёнка и в школьном учебном процессе.
В современной методической системе обучения всё больший акцент
переносится на формирование у школьников общечеловеческих умений, в том
числе и мыслительных. На протяжении многих лет, меня волнует проблема
грамотной организации работы учителя по развитию у учащихся логического
мышления.
Развитие логического мышления происходит в несколько этапов, первые два
приходятся на возраст учащихся начальной школы. Я поняла, что на учителе
начальных классов лежит большая ответственность. «А достаточную ли работу
провела я, чтобы не упустить благоприятное время для развития логического
мышления своих учеников», этот вопрос не давал покоя. Раньше мне казалось,
что от количества решённых с учениками логических задач и будет зависеть их
уровень развития данного вида мышления. Я всегда разбирала с учениками
нестандартные задачи на уроке, создавала личную «копилку» таких задач,
составляла индивидуальные карточки с ними. В своей работе я использую
принцип: «Не навреди!». Наверное, поэтому всегда рада, когда в руки для
работы попадается материал, подготовленный и проверенный грамотными
учёными.
Несколько лет назад я нашла курс доктора наук, психолога А.З. Зака. Его
фамилию слышала ещё в студенческие годы. Тогда его труды потрясли меня
тем, что логическое мышление развивают не только задачи, но специальные
упражнения, в основе которых лежат логические операции (анализ, синтез,
сравнение и т.д.). Опираясь на кардинальные положения, разработанные в отечественной психологии деятельностного подхода (Л.С. Выготского, С.Л.
Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.), А.З. Зак разработал
систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 14
классов.
На уроках математики дети в основном решают учебнотренировочные
типовые задачи. Ребёнок в этом случае не ищет способ решения этого типа, а
применяет его. Привыкая решать задачи выученных типов, ребёнок перестаёт
действовать и мыслить самостоятельно. Решение логических, нестандартных
задач требует от учеников интеллектуальной инициативы и размышлений.
Развитие самостоятельного мышления, творческого, поискового,
исследовательского есть основная задача школьного обучения вообще и в
начальных классах в частности. На это направлена методика развития
интеллектуальных способностей учащихся младших классов, разработанная
педагогом и психологом Заком А. З. Методику Зака А. З. применяю на уроках
математики, во внеурочное время, в группе продленного дня с целью развития
нагляднообразного и словеснологического мышления учащихся. Зак А. З.
предлагает в помощь учителям начальных классов цикл занятий по задачам
"Поиск девятого", которые можно представить в виде игры. Многообразие
игровых полей дает каждому ребенку возможность научиться анализировать,
развивает у ребенка пространственное воображение, зрительную память,
образное мышление. В работе по методике Зака А. З., при решении задач "Поиск
девятого" использую наглядные и практические методы: работа с плакатом,
самостоятельная работа учащихся, привлекая также словесные методы: устный
разбор задач со всем классом, анализ графического изображения, беседа по
вопросам. Сочетание различных типов методов позволяет достичь наилучших
результатов. Объяснение некоторых задач в буквенноцифровом обозначении игровых полей является одним из пропедевческих приемов подготовки детей к
восприятию в дальнейшем координатной плоскости.
Решение задач "Поиск девятого" разбиваю на 2 этапа:
I. Разбор первой задачи со всем классом.
Цели:
1) разбор алгоритма решения задачи "Поиск девятого";
2) научить поиску зависимости построения игрового поля по строкам, столбцам,
диагоналям.
II. Разбор ошибочных ответов. Поиск правильного ответа.
Цели:
1) контроль навыка решения задачи;
2) закрепление навыков устной речи.
Все занятия начинаю с коллективного разбора типового задания, после
чего дети в группах выполняют аналогичные задачи на материале
предложенных им рисунков, что практически все учащиеся оказываются
вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и
рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Каждый
рисунок представляет игровое поле и шесть вариантов ответов. Игровым
полем служит 9клеточный прямоугольник, в восьми клетках которого
расположены элементы. Под элементами следует понимать изображение
геометрических фигур,
При выполнении заданий на поиск «девятого» (занятия 19,11) дети
должны найти недостающий на игровом поле рисунок среди возможных
вариантов. При выполнении заданий на проверку «девятого» (занятия
10,12) определить правильность предлагаемых ответов. Как правило, занятия проводятся на материале игровых полей,
имеющий общий принцип построения.
Для того, чтобы найти недостающие на поле элементы, необходимо
проследить закономерность их расположения.
В большинстве случаев, элементы в клетках располагаются попарно.
Однако встречаются случаи, когда количество элементов в клетках больше
двух (занятие 1; рис.78).Это один из приемов, усложняющих поиск двух
основных элементов. Задача ребенка — выделить их среди общего числа.
Основная идея при разборе заданий любых видов заключается в том,
чтобы проследить характер повторяемости элементов по горизонтальным и
вертикальным рядам, а также по обеим диагоналям. Это поможет
обнаружить недостающие элементы игрового поля.
Для того, чтобы у детей не возникло стереотипного мышления при
решении однотипных задач, на занятиях использую различные виды
игровых полей. Многообразие игровых полей зависит от:
типов элементов (геометрические фигуры, предметы, отдельные детали);
взаимного сочетания элементов в клетках, образующих пару;
характера повторяемости элементов в клетках;
местоположения свободной клетки.
Все занятия заканчиваются коллективной проверкой результатов.
Групповой отчет происходит поочередно у доски. Учащиеся внимательно
следят за ходом нахождения «девятого». Оценивается работа всей группы. Анализируя опыт работы по методике развития интеллектуальных
способностей младших школьников Зака А.З., можно сделать вывод о том,
что использование данной методики дает положительные результаты:
активизируется учебная деятельность и мышление учащихся;
учащиеся уяснили и освоили алгоритм решения задач «Поиск девятого»;
у учащихся активно вырабатывается культура устной речи.
Кроме
того,
использование
данной
методики
активизирует
педагогическую деятельность учителя. Учащиеся, сотрудничая друг с
другом, задумываются над вопросами совместной деятельности, которая
способствует осознанному формированию умений и навыков.
Вывод: В своей совокупности такие
занятия (развивающие,
познавательные) должны способствовать развитию у детей мышления, памяти,
внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу,
восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и
творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности
суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия
поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Еще Ян Амос Коменский призывал сделать любой труд школьника
источником умственного удовлетворения и душевной радости. Весь процесс
обучения учителю необходимо строить так, чтобы ребёнок почувствовал:
учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением.
Поэтому уроки и внеклассные мероприятия обязательно должны быть на
высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в
доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.
Список литературы:
1.Зак А.З. Путешествие
М.НПО»Перспектива»1993.
в
сообразилию
«Поиск
девятого». 2.Зак А.З. 500 занимательных логических задач для школьников.
М.:ЮНВЕС 2002.
3.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников.
М. Просвещение 1994. 8
Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.