Развитие речи младшего школьника. (Из опыта работы)
Оценка 4.7
Семинары
docx
чтение
4 кл
17.02.2017
Как научить ребенка самостоятельно добывать, применять знания? Как сделать так, чтобы ребенок стал личностью? Я думаю, что эти вопросы давно волнуют педагогов. Надо менять методы и приемы обучения. Как нельзя, кстати, подходят слова Рамбле: «Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!»
Необходимо стремиться к тому, чтобы каждого школьника вне зависимости от возраста и успешности, воспринимали как личность. Именно в этом заключается педагогический аспект обновления содержания образования, когда цели обучения становятся общими для ученика и учителя.
Для достижения этого каждый учитель начинает с себя, что отражает социальный аспект обновления. Учителю необходимо преодолеть инертность педагогического мышления и вместе с учеником учиться самому.
Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения, и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становлении личности младшего школьника, его образовании, развитии. К огромному сожалению, сегодня львиную долю информации дети получают в “готовом” виде из другого источника – телевидения. Ребенок становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Многие компьютерные игры завлекают больше, чем литературное произведение, обогащенное эмоциями, “красками” авторского слова, построением сюжета, ролью действующих героев.
Требования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, “необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.Я – учитель начальных классов. Первый учитель…. Или, как еще говорят, вторая мама. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. Только уважение и доверие, искренняя любовь к детям могут создать обстановку взаимопонимания, увидеть в каждом ребенке личность.
Имея большой педагогический опыт и стаж работы, Я поняла, что детям еще в большей степени нужны помощь родителей, поддержка, понимание их проблем и трудностей. Многим из них мы заменяем родителей, некоторые впервые в жизни видят человеческую заботу и доброту. Главное – мы, вселяем в своих учеников веру в себя, учим преодолевать трудности, наверстывать упущенное.
Я убеждаюсь, с каждым днем от учителя ,зависит очень многое. Как, с каким мироощущением пойдет ребенок в жизнь, каким он станет в будущем. Мой труд продолжается в моих учениках: приятно видеть, как они меняются, совершенствуются, становятся образованнее, грамотнее.
Развитие речи младшего школьника (Из опыта работы).docx
Емченко Татьяна Александровна
Учитель начальных классов Полтавской средней школы
Аккайынского района
СевероКазахстанской области
Педагогический стаж – 35лет, квалификационная категория – первая
Контактные телефоны:
Рабочий телефон: 8(7152)26386
Домашний телефон: 8(7152)26329
Факс: 8(7152)26386
Чтение должно быть для ребенка
очень тонким инструментом
овладения знаниями и вместе с тем
источником богатой духовной жизни.
В.А. Сухомлинский
Сегодня, когда Казахстан входит в мировое экономическое и информационное
пространство, в качестве национальных богатств, все чаще рассматриваются
образованность и интеллект. Соответственно меняются и требования к современной школе,
которой отводится задача формирования самостоятельной, ответственной и социально –
мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе.
Каждый из нас мечтает о таком образовании для себя, детей или внуков, которое можно
с успехом применить на практике и которое становится основой человеческого капитала.
Выражение: Не для школы, для жизни учимся отражает значимость образования.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной
школы.
Цель системы образования состоит не в передаче объема знаний, не определение уровня
освоения школьных программ, а в оценке способности учащихся применять полученные в
школе знания и умения в жизненных ситуациях.
1 Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму,
говорению и слушанию. Учителю необходимо научить ученика ориентироваться в потоке
информации, обучить его способами мыслительной деятельности.
Как научить ребенка самостоятельно добывать, применять знания? Как сделать так, чтобы
ребенок стал личностью? Я думаю, что эти вопросы давно волнуют педагогов. Надо менять
методы и приемы обучения. Как нельзя, кстати, подходят слова Рамбле: «Ребенок не
сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!»
В соответствии с ГПРОН основными направлениями работы по повышению качества
образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного
процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение
потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстро
меняющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального,
физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан.
По обновлению содержания отечественного среднего образования центральное
внимание уделяется навыкам, имеющим широкий спектр применения в современной
жизни, творческое применение знаний; критическое мышление; выполнение
исследовательских работ; использование ИКТ; применение способов коммуникативного
общения; умение работать в группе и индивидуально.
Необходимо стремиться к тому, чтобы каждого школьника вне зависимости от возраста
и успешности, воспринимали как личность. Именно в этом заключается педагогический
аспект обновления содержания образования, когда цели обучения становятся общими для
ученика и учителя.
Для достижения этого каждый учитель начинает с себя, что отражает социальный аспект
обновления. Учителю необходимо преодолеть инертность педагогического мышления и
вместе с учеником учиться самому.
Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению
письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни
общества. Оценивается не техника чтения, и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в
становлении личности младшего школьника, его образовании, развитии. К огромному
сожалению, сегодня львиную долю информации дети получают в “готовом” виде из другого
источника – телевидения. Ребенок становится пассивным наблюдателем того, что
происходит на экране. Многие компьютерные игры завлекают больше, чем литературное
произведение, обогащенное эмоциями, “красками” авторского слова, построением сюжета,
ролью действующих героев.
Требования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить
главную мысль, “необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость,
эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы
чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала
потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
Начальная школа обязана научить детей правильному, выразительному и осознанному
чтению, грамотному, каллиграфически верному письму, безошибочному счету, правильной
литературной речи. Прививать учащимся ответственное отношение к труду, хороший
художественный вкус; средствами каждого учебного предмета и внеклассных мероприятий
воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Родине, своему народу, его языку,
духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам,
2 толерантность; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших
школьников, раскрытию их творческих способностей.
Процесс чтения очень сложен, поскольку в нём участвуют мышление, речь, восприятие,
воображение. Скорость чтения человека должна приблизиться к скорости его речи.
Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален. Чтение обогащает
ребят. Расширяется словарь, устанавливаются причинноследственные связи. Ученик легче
справляется с изложениями, сочинениями, составлением предложений.
Каждому учителю хочется, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании
каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать его в идейнонравственном,
умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у детей интерес
к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения
и навыки. Однако, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабо
читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит
к нежеланию учиться и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе, что в свою очередь, влияет
на эффективность работы всего класса. Поэтому многие учителя стараются использовать
хорошо апробированные и новые технологии: нестандартные приёмы, которые помогают
развивать интерес учащихся к чтению, поиску ответов на возникающие вопросы. Другими
словами, стремятся разбудить познавательную активность, научить самостоятельному
поиску знаний, а это невозможно без хорошей техники чтения.
Исследование в области педагогики и физиологии ребёнка показали, что только скорость
чтения 120 слов в минуту позволяет идти параллельно процессам чтения и мышления. Эти
выводы педагогов и легли в основу, моего поиска новых технологий проведения уроков
чтения.
Осознав, что интерес рождает стремление к познанию, я пересмотрела свои подходы к
организации учебной деятельности на уроках литературного чтения, разнообразив их
занимательным и “затруднительным” материалом, а в дальнейшем, привлечением самих
учащихся к подбору материалов для урока: загадки, ребусы, кроссворды и
самостоятельные произведения.
Вот некоторые технологии и приёмы, которые уже зарекомендовали себя в моей
педагогической практике.
Одним из наиболее часто используемых на уроках чтения является метод «Инсерт»
(технология критического мышления). Этот метод хорошо известен многим, как «метод
помет», но не всегда доводится до конца. На полях учебника дети карандашом делают
пометы, отвечая на вопросы:
1) Я знаю (+)
2) Не знаю ()
3) Понравилось (!)
4) Не понял (?) Итак,
прочитывается весь текст, и делаются пометы. Затем дети делятся на группы и готовят
устные или письменные ответы на один из этих вопросов (по заданию), 11 группа — я знал,
2 группа — не знал, и т. д. Рабочие группы формируются до конца учебной четверти. .
Каждая группа имеет свой дневник, в котором отмечается работа группы: оценка спикера
и график дежурных командиров. Командир руководит порядком работы в группе
и назначает спикера из ранее не задействованных в этой работе участников группы.
«Технология пятистишия»
1 строка — 1 существительное (о герое)
2 строка — 2 прилагательных (его качества)
3 строка — 3 глагола (его характерные свойства)
4 строка — 4 слова — словосочетание
3 5 строка — 1 слово — синоним к первому слову
6 строка — предложение, в котором заключён смысл произведения.
Техника «РАФТ» — ролевая активизация фантазии и творчества.
Р — роль, которую мы будем изображать;
А — аудитория — для кого?
Ф — форма — как? (беседа, диалог, монолог, сказка)
Т — тема — о чём мы будем говорить?
Например: 4 класс. Учащимся дано задание, подготовить письменный ответ на вопрос
почему Ер — Таргын бежал с родной земли? — «Где твоя храбрость батыр, с которой
ты обрушивался на врага? Задание сложное ведь важно при этом выдерживать стиль речи
батыра. Не всем в классе такая работа по силам, поэтому к этой работе можно подойти
дифференцированно. Слабой группе было задание подготовить устные ответы с опорой
на текст.
Обязательны на уроках литературного чтения творческие, ролевые пересказы. Применение
методов развивающего обучения — метод ассоциаций, метод «Мозговой атаки»
(об авторе), метод прогнозирования — помогает выработать у учащихся умение искать,
выбирать, систематизировать, анализировать, то есть глубже вникать в прочитанное
произведение. Учащиеся понимают, как важно читать быстро и осознанно, чтобы ответить
на все поставленные вопросы.
Технология — стратегия ЖИГСО (желание индивидуально говорить, создавать,
оформлять свои мысли).
Учащиеся делятся на группы и каждая группа получает задание.
1 группа — выбрать из текста слова, которые помогут описать главного героя.
2 группа — подобрать слова описывающие героя.
3 группа — найти слова в тексте описывающие пейзаж.
Все 3 группы должны были подумать и нарисовать портреты своего героя, опираясь
на эпитеты, метафоры и сравнения, найденные в рассказе.
Все 3 группы должны были подумать и нарисовать портреты своего героя, опираясь
на эпитеты, метафоры и сравнения, найденные в рассказе.
Активно применяю на уроках Венный метод. Использование этой технологии внесло
в работу элемент творчества, повысило интерес к изучаемому произведению,
характеристикам героев. Дети легко дают характеристику героям и обобщая, делают
вывод и находят, что общего у героев или наоборот, видят что общего у героев
произведения вовсе нет и быть не может.
Все эти технологии повышают интерес учащихся к уроку, работе с текстом,
совершенствуют читательский интерес, технику чтения.
Для уроков внеклассного чтения ученики готовили «Книжки – малышки». На
странички книжки ребята помещали рассказы и стихи, загадки и пословицы собственного
сочинения.
Я с огромным удовлетворением отметила рост читательской активности моих
учеников, стремление читать правильно, выразительно. Соответственно, возросла и
быстрота чтения. Дети любят уроки литературного чтения, ведут поиск произведений
авторов, изучаемых на уроках, но не входящих в программный материал, делятся друг с
другом впечатлениями о прочитанном.
4 После того, как дети самостоятельно попробовали свои силы в литературном
творчестве, они сделали вывод, что нужно “осознавать за прочитанным текстом
присутствие автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием
окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней”.
Возрос интерес у ребят к личности изучаемых авторов, они самостоятельно стали
подбирать биографическую информацию, сравнивать “условия творчества” разных
авторов.
Большая работа уделяется интонационным средствам выразительности устной речи,
к которым относятся громкость и темп, жесты и мимика. Названные “средства
выразительности чтения и рассказывания определяются главным образом содержанием и
основной мыслью речевого произведения, авторскими оценками и акцентами, настроением
говорящего”. Умелому использованию интонационнозвуковых и неязыковых средств
выразительности нужно учить, систематически используя их на межпредметном уровне.
Что “позволяет осознать детям зависимость выбора тех или иных средств выразительности
от содержания и основной мысли высказывания, способствует формированию умения
самостоятельно подбирать подходящие к данному высказыванию тон, громкость, темп,
выразительность.
Данная работа успешно применяется мной на уроках внеклассного чтения и
развития речи через форму “живого спектакля”, где актеры – дети. Инсценирование
сценок.
На этапе первичного обучения чтению и при отработке пошагового навыка чтения я
использую пособие О. Узоровой и Е. Нефедовой “Быстрое обучение чтению”, в данном
пособии содержатся задания по фонетическому, лексическому и структурному анализу,
что позволяет использовать задания не только в 1 классе, но и во 2, 3, 4 классах, так как
они помогают доступно объяснить детям основные грамматические понятия, правописание
слов.
Уроки чтения – особые уроки. Здесь дети незаметно для себя впитывают важные в
нравственном отношении вещи: трудолюбие, уважение к другим, любовь ко всему земному.
А многообразная работа по привитию учащимся навыков активного чтения не проходит
бесследно, это отражается на их эмоциональном восприятии окружающего мира, логике
рассуждений, общем умственном развитии.
В настоящее время всё сложнее становится научить младшего школьника технике
чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя.
Среди учащихся своего 1го класса я провела опрос. В анкетировании участвовало
48 учащихся начальных классов. Опрос был связан с любимыми занятиями в свободное
время. Самый низкий показатель – чтение книг. Аналогичный результат я обнаружила при
определении уровня воспитанности в 1й четверти 1го года обучения.
Кроме того, не способствует развитию чтения и уменьшение количества учебных
часов на предмет «Литературное чтение» в начальных классах. Возникает противоречие:
огромные возможности познания нового, доступный широкий выбор детской литературы,
кропотливая работа педагогов над развитием интереса к чтению у детей с одной стороны,
и, с другой стороны, уменьшение учебного времени на чтение и, как следствие, явное
нежелание детей читать книги.
Понимая огромную роль книг в развитии, как интеллектуальном, так и
нравственном, каждого ребенка, мною совместно с ученицей было решено разработать
творческий проект «Книга – друг мой неразлучный», способствующий решению данной
проблемы. Результат: 1 место на районном уровне и 2 место на областном уровне детских
проектов «Зерде».
5 Цель проекта: поиск путей развития у учащихся младших классов интереса к книге
и стремления к самостоятельному чтению.
обучение навыкам чтения;
Задачи проекта:
формирование умения эмоциональнотворческого чтения;
развитие у учащихся потребности в чтении как в источнике дальнейшего
личностного совершенствования.
Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки
литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотеками, чтение в
семье, литературные праздники, кружок «Художественное слово».
Проект осуществлялся на протяжении одного года.
Итогами исследовательской работы по формированию читательского
интереса у учащихся начальных классов являются следующие результаты:
высокий уровень успеваемости и качества знаний, учащихся по
литературному чтению;
высокий интерес учащихся моего класса к чтению;
разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг для чтения;
высокий уровень читательской активности учащихся.
Таким образом, по данным проведенной диагностики прослеживается
эффективность педагогического проекта. Теоретически обосновав проект, используя
имеющиеся технологии и методы работы по формированию читательского интереса у
школьников, в своей работе я достигла результатов, которые в дальнейшем смогу
преумножить, работая в этом направлении.
Готовясь к каждому уроку, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы каждый
ученик активно, творчески мыслил в течение всего урока, чтобы дети могли открывать для
себя чтото новое, ранее незамеченное, акцентировали свое внимание на главном, важном,
добиваясь этого через творчество и интерес. Это является хорошим средством достижения
сознательного чтения.
Ключ к быстрому чтению.
Цель упражнения: увеличить скорость чтения.
Я провожу упражнения с 1го класса, включающие такие ключевые установки: читаешь
первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся его понять. Текст
рекомендовалось читать в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе.
Упражнение проводились не чисто формально, а с опорой на смысловой анализ текста.
Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “Игра в прятки”
“Игра в прятки”
Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу,
остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети
очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий. Также я
практикую хоровое чтение. При таком приеме работают все учащиеся на равных: как
быстро читающие, так и читающие медленно. Чтение является одним из видов речевой
деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные,
воспитательные, эмоционального воздействия. Идеи многих учёных легли в основу
современных педагогических технологий:
технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);
технология обучения чтению слогов и слов со стечением согласных (Ю. В.
Емельянов);
6
технология обучения чтению вслух и про себя с использованием дидактических
тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности (М.И.
Оморокова);
Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает как
формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про
себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения.
Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку
полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное
произведение адекватно авторскому замыслу.
Чтобы добиться хороших результатов, я использую различные упражнения. Так для
включения в урок подходят упражнения:
на релаксацию, которые одновременно настраивают детей на эстетическое
восприятие произведения;
упражнения на концентрацию внимания;
упражнения на преодоление регрессии и расширение бокового поля зрения,
например: «Зелёная точка» (фиксируя взгляд на точке, замечать буквы, числа).
Приведу ряд фрагментов уроков, где использовались мной данные упражнения.
1. Упражнение на релаксацию при работе на внеклассном чтении над произведением
К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», которое помогло устранить волнение и
одновременно настроить учащихся на эстетическое восприятие произведения.
Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Опустите веки.
(Звучит музыка ).
Расслабьте мышцы лица, шеи, плеч, мышцы рук, ног. Дыхание ровное и спокойное.
На счёт пять откройте глаза (считаю до пяти).
Что вы почувствовали?
Музыка успокоила вас. Она может вызвать другие, более глубокие чувства. За это
мы бываем, благодарны музыкантам: композитору и исполнителям.
2 Для развития концентрации внимания, использую упражнение «Осмысленное
чтение». Учащимся раздаю различные печатные тексты (использую газеты, журналы).
Хорошо читающий ученик читает рассказ. Например: «Какой подарок самый лучший». В
это время все ребята вычёркивают заданные буквы в своих текстах, строго двигаясь по
строке слева направо. Одновременно они внимательно слушают ученика, чтобы затем
ответить на вопросы:
Что подарили Кате на день рождения?
Какой подарок самый лучший?
Почему?
Затем провожу взаимопроверку вычеркнутых букв.
3. Упражнение на расширение бокового поля зрения « Зелёная точка» при работе
над произведениями А. Л. Барто (1 класс).
Вокруг зелёной точки располагаю, иллюстрации игрушек: зайки, мишки, лошадки и
др. Детям предлагается сконцентрировать взгляд на зелёной точке в течение короткого
промежутка времени. Далее спрашиваю:
Что увидели?
Как сказать, одним словом? (Игрушки).
Далее предлагаю прочитать наизусть стихотворения про эти игрушки. Как правило,
дети читают стихи А. Л. Барто из цикла «Игрушки». Данное упражнение так же вызывает у
ребят желание познакомиться с новыми произведениями А. Л. Барто.
7 Подобные упражнения провожу с буквами при обучении грамоте. Вокруг зелёной
точки располагаю буквы: к, н, я, с, т. После того, как будут названы замеченные боковым
зрением буквы, задаю вопрос:
Какая буква лишняя? Почему?
Постепенно этот вид упражнения усложняю. Располагая вокруг зелёной точки
буквы: а, е, ё, ю, я, задаю вопросы:
Что увидели?
Что эти буквы объединяет? (гласные)
Разбейте эти гласные на группы.
Как вы это сделали?
Прием «Ассоциативные загадки»
Большое внимание на уроках уделяется фольклору, особенно работе с пословицами,
загадками, русскими народными сказками, а также с былинами и легендами. Работа над
загадками — это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности,
воображения. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Уроки с использованием
загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения
для ума. Цель последнего этапа — научить пользоваться алгоритмом для сочинения
ассоциативных загадок. Работа ведется по таблице, которая заполняется по ходу
сочинения загадки.
В течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую
различные упражнения:
чтение вслух;
чтение про себя;
жужжащее чтение;
хоровое чтение; [1]
чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);
чтение в темпе скороговорки;
бинарное чтение (два ученика одновременно);
«Ловушка» (с заменой слов, ищут замену);
«Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение);
«Первый и последний» (слово в строчке, слово в предложении, буква в слове);
круговое чтение;
«Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);
чтение со счётом слов, строк;
«Сканирование» (поиск информации за 20 – 30 секунд);
Приведу фрагменты уроков:
1. Чтение вертикальным движением глаз «Снежный ком».
много
фламинго
плавали
озеро
Прежде, чем прочитать каждое следующее слово, ученик возвращается к первому.
Этот вид работы одновременно подготавливает учеников к восприятию текста.
2. Упражнение «Снежный ком» позволяет научить читать слова, правильно выделяя
голосом ударные слоги.
Прочитайте упражнение «Снежный ком», правильно выделяйте голосом ударные слоги.
8 двард Григ
Нильс
Магда
ЭЭ
город Б рген
аЭ
нЭ
Д гни П дерсе
аЭ
Х геруп П дерсен
Северная страна Норв гияеЭ
На какие две группы можно разбить эти слова? (Место действия, герои рассказа.)
еЭ
еЭ
еЭ
3. «Байтерек»: поднимись на вершину Байтерека
Описание: сначала читаем без остановки слоги. Затем ищем слово и делаем паузу,
читаем слово, потом читаем предложение... беседа по вопросам.
ЕТ
СУ КАР
РИ ТИ
ХАТ НУ
АС И
Важнейшей задачей уроков чтения является совершенствование навыка
выразительного и беглого чтения. Выразительное чтение – интонационно правильное
чтение, передающее идеи и чувства, заложенные в произведении. В выразительном чтении
активно проявляются мысли, отношение учащихся к тому, о чём они читают. Учащиеся
учатся находить нужную выразительную интонацию, исходя из содержания произведения.
Для этого они определяют тему, выделяют опорные слова, учатся использовать во время
чтения средства выразительности: темп, силу голоса, логическое ударение, паузы,
мелодику голоса, мимику, жесты.
Для формирования навыков выразительного чтения использую:
выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
выделение голосом различных слов в предложении;
работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова,
чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);
чтение одного предложения с разной интонацией;
«Эхо» (за учителем);
чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика);
«Голоса» (подражая комулибо);
чтение с изменением голоса героя;
по ролям;
разметка текста (паузы, логическое ударение);
инсценирование;
работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и
в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);
конкурс чтецов.
9 Основная задача урока не может сводиться к формированию техники чтения и
воспроизведению основного содержания прочитанного. На первый план выходит
формирование художественного мышления. В течение урока веду работу над развитием
речи и творческого воображения в процессе анализа литературного произведения.
Использую упражнения для понимания смысла текста:
работа над лексическим значением слов, используя словари;
озаглавливание текста;
составление плана или нахождение ключевых слов;
нахождение кульминационного момента;
определение темы, главной мысли;
определение типа текста;
«Фотографирование» и определение содержания по иллюстрации;
предугадывание;
предположение;
подбор иллюстрации;
фантазирование с опорой на иллюстрацию, а так же при изменении одного из
условий или же придумать продолжение рассказа;
составление диафильма;
выборочное чтение;
вычитывание подтекста;
определение авторского замысла, идеи произведения;
викторины по произведениям;
минисочинения с целью анализа характера и поступка героя;
подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему урока [4]
Приведу некоторые фрагменты урока внеклассного чтения. К. Г. Паустовский.
«Корзина с еловыми шишками».
Предугадывание.
Догадайтесь по названию, о чём этот рассказ?
Упражнение «Фотоглаз».
Откройте текст. Рассмотрите иллюстрацию (2 секунды).
Закройте.
Что вы увидели?
Это наше время?
Какая местность?
Какой лес?
Что ещё заметили?
Фантазирование, вычитывание подтекста.
О чём разговаривали Григ и Дагни?
Что в разговоре главное?
Почему ему захотелось сделать девочке подарок? (Она понравилась Григу: маленькая,
доверчивая, красивая, чуткая. Главное, девочка имеет доброе сердце, умеет думать о
других.)
Чрезвычайно важно обращаться к выявлению авторской оценки событий,
персонажей, причём следует учить видеть эту оценку в самой ткани художественного
произведения, а не только в прямых оценочных суждениях.
10 Специфика работы на уроках литературного чтения заключается в том:
1. Детям даются литературоведческие термины. Этим самым мы обеспечиваем
непрерывность литературного образования.
2. На уроках литературного чтения учащиеся овладевают различными способами
эстетической деятельности. Например: учатся сопереживать героям произведения,
овладевают пониманием авторского замысла, учатся приёмам рефлексии на уроках и т. д.
Художественное произведение в начальной школе мы рассматриваем как
произведение искусства слова.
При работе над лирическим произведением мы обнаруживаем не просто слова, а
художественные образы. Здесь очень важны символы, в которых выражается авторское
переживание. Так при анализе лирического произведения выделяю следующие этапы:
1. Первичное чтение текста (обязательно целостное).
2. Выявление основного авторского настроения. Задаю 1 – 2 вопроса:
Как вы думаете?
Что вы почувствовали?
Что хотел сказать автор?
Сколько мнений, столько читательских восприятий.
3. Выявление авторского переживания с помощью анализа художественно
изобразительных средств: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.
Рассмотрим стихотворение С. А. Есенина «Поёт зима – аукает». Метафоры поёт,
аукает раскрывают действие зимы как живого существа. Мы наблюдаем приём
олицетворения. Метафора баюкает олицетворяет образ леса. Эпитет мохнатый помогает
представить лес (весь в инее, хвойный). Облака олицетворяются при помощи метафор
седые, с тоской глубокою. Приём сравнения встречается при описании метели (сравнение с
ковром шелковым). Эпитеты игривые, сиротливые характеризуют воробьёв. Воробьи
сравниваются с детками сиротливыми, которым не хватает тепла, заботы.
С помощью анализа интонационных средств поэтической речи так же выявляем
авторское переживание. Выбираем силу голоса, тон, темп. Определяем паузы, логическое
ударение. Здесь использую метод разнотемпового чтения.
Как вы думаете, какая интонация близка? (торжественная, весёлая, ироничная, и
др.).
Хором с исполнителем расставляем паузы. Кроме этого работаем над элементами
авторского стиля.
При работе над рассказом выделяю следующие этапы анализа:
1. Целостное первичное чтение.
Задача данного этапа состоит в том, чтобы дать общее представление о событиях,
запечатлённых в рассказе. Тема определяется в общем виде. Задаю 2 3 вопроса:
О чём этот рассказ?
Какие события запомнились?
Назовите героев рассказа?
2. Сюжетный анализ художественного произведения.
Здесь предполагается анализ эпизодов рассказа в их последовательном изложении. Делим
рассказ на части и анализируем каждую часть отдельно. Составляем цитатный план или
используем метод нахождения ключевых (опорных) слов.
3. Композиционный анализ (структура, построение произведения).
11 На этом этапе выделяются элементы:
экспозиция – начало
завязка – начало главного события
развитие действия
кульминация – самый напряжённый момент
развязка – чем заканчивается, финал
На этом этапе главное – найти кульминацию.
4. Работа над идеей рассказа.
С какой целью написан рассказ?
Каков авторский замысел?
Идею обнаруживаем с помощью характеристики главного героя, анализа поступка
героя, выявления причинноследственных связей.
При работе над басней выделяю следующие этапы:
1. Первичное чтение.
2.Анализ структуры (композиции). 1часть – рассказ, 2 часть – мораль.
3. Осмысление морали.
4. Выяснение аллегорического смысла. Здесь размышляем над действиями
персонажей.
5. Раскрытие специфики юмора в басне (сатира). Все герои вызывают насмешливое
отношение.
Завершающим этапом каждого урока является учебная рефлексия. Она направлена
на выявление затруднений, проблем, ошибок и выяснение их причин. Задаю вопросы:
Какие задания вызвали затруднение?
В чём затруднение?
Какие получились лучше, чем раньше? И др.
Важнейшими показателями результативности уроков литературного чтения являются
мотивированность и самоконтроль в читательской деятельности младших школьников.
Постоянно задаю вопросы, которые помогают осмысливать свою работу и контролировать
её ход. Например:
Зачем читать третий раз?
Зачем читать дома текст, прочитанный несколько раз на уроке?
В конце года провожу анкетирование:
Любите ли вы читать?
Зачем вы читаете?
Характерны ответы: «Мне нравится читать, я становлюсь лучше», «Читать интересно, я
узнаю много нового», «Чтение помогает хорошо учиться» и др.
Таким образом, использование мной технологии формирования навыков чтения и
литературной деятельности позволяет повысить читательский интерес, а так же качество
обучения чтению.
Пользуясь на каждом уроке чтения, начиная с первого класса, перечисленными
упражнениями, убедилась в том, что систематическое проведение дает неплохие
результаты.
В конце 2 – го полугодия 1– го класса результат проверки техники чтения был
таким : из 8 человек на “4” прочитал один, остальные на “5”. (Норма 30 40 слов в минуту,
процент качества 100%).
2–й класс, 2–е полугодие: (норма 55 60 слов в минуту) на “4” – двое, на “3 ” – 3, «
5» 2. (процент качества 95%)
12 3–й класс,2–е полугодие: (норма 75 80 слов в минуту) на “ 4”– один, на “3”–3, на
“5” 3. (процент качества 87%).
4 й класс, 2 –е полугодие: (норма 95 – 100 слов в минуту) на «5» 7, «3» 1
(процент качества 100%).
Таким образом, если систематически проводить упражнения для совершенствования
техники чтения на первой половине уроков, начиная с первого класса, можно научить
учеников читать, воспитывая у них любовь к чтению.
Данный материал из моего опыта работы, поможет учителям начальных классов
организовать работу детей на уроках литературного чтения. Все описываемые техники
и технологии помогают повысить технику чтения, сделать уроки творческими и прививают
учащимся читательские навыки: умение анализировать произведение, высказывать личное
отношение к прочитанному, делать выводы и обобщать. Поэтому одной из актуальных тем
начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного,
выразительного чтения. За последнее десятилетие произошли большие изменения
в образовании. На современном этапе развития общества, работая по традиционной
системе обучения, каждый учитель начальных классов старается обновить содержание
обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует
время.
Я являюсь классным руководителем, перед собой ставлю цель воспитательной работы:
создание воспитательной системы, способствующей всестороннему развитию личности,
умеющей общаться и сотрудничать в современном социуме.
Задачи:
формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной
среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в
ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в
классе;
изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики
межличностных, межгрупповых отношений;
физическое совершенствование, укрепление здоровья, охрана жизнедеятельности.
Достижения учащихся:
18. Участие учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах
участники
класс
результат
Уровень (школьный,
республиканский,
международный)
Кенгуруматематика для
всех
Областной конкурс детских
проектов «Солнечный
зайчик» 2012
Международный турнир
Пони
Матасова Н
Байтуханова Д
Жүнүс Қ
Мозговой Р
Мозговой Р
Международный блиц –
турнир по математике
Районный конкурс детских
проектов «Зерде» 2014
Областной конкурс детских Жүнүс Қ
Жүнүс Қ
№ Предмет
1 Математик
а
2
3
4 Математик
а
5
6
4
4
1
1
2
2
2
2 место
2 место
Участие
Призер
1 место
1 место
2 место
13 7
Русский
язык
проектов «Зерде» 2015
Прект «Инфоурок»
Международные олимпиады
Жүнүс Қ
Мозговой Р
Шаукаров Д
Алибаева М
8 Математик
а
9
Познание
мира
10 Математик
а
«ПОНИ»
11
Международный
интеллектуальный конкурс
«Кенгуру математика для
всех»
Всероссийский игровой
конкурс по естествознанию «
Человек и Природа 2016»
Районная олимпиада для
начальных классов
Международный конкурс
Мозговой Р
Шаукаров Д
Федянин А
Амангельдинова
С
Шаукаров
Даниял
Мозговой Р
Шаукаров Д
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
1
место(русс)
2
место(русс)
2
место(позн)
1
место(позн)
1 место
2 место
1 место
1 место
1 место
Призер
победитель
Свой творческий отчет хочу закончить словами нашего Президента: «Пришло время
определиться, каким мы хотим видеть свое будущее и будущее своих детей… Думаю, у
каждого из нас созрело глубокое понимание того, что жить сегодняшним днем уже нельзя.
Мы должны четко знать и понимать, что хотим построить, какой должна быть магистраль
нашего развития, которая приведет к выбранной цели ».
Н.А.Назарбаев «Казахстан 2030»
Я – учитель начальных классов. Первый учитель…. Или, как еще говорят, вторая
мама. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. Только
уважение и доверие, искренняя любовь к детям могут создать обстановку
взаимопонимания, увидеть в каждом ребенке личность.
Имея большой педагогический опыт и стаж работы, Я поняла, что детям еще в
большей степени нужны помощь родителей, поддержка, понимание их проблем и
трудностей. Многим из них мы заменяем родителей, некоторые впервые в жизни видят
человеческую заботу и доброту. Главное – мы, вселяем в своих учеников веру в себя, учим
преодолевать трудности, наверстывать упущенное.
Я убеждаюсь, с каждым днем от учителя ,зависит очень многое. Как, с каким
мироощущением пойдет ребенок в жизнь, каким он станет в будущем. Мой труд
продолжается в моих учениках: приятно видеть, как они меняются, совершенствуются,
становятся образованнее, грамотнее.
Методическая литература:
1. Зайцев В. Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя. М.,
Просвещение, 1991.
2. Андреев О. А., Хромов Л. Н. «Учитесь быстро читать». М.,
Просвещение 1991.
14 3. «Как научиться быстро читать». Сост. А. Шилин. Мн., Харвест, М.,
АСТ, 2000.
4. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. «Как преодолеть трудности в обучении
чтению». М., Ось – 89, 2001.
Мониторинг техники чтения
15
Развитие речи младшего школьника. (Из опыта работы)
Развитие речи младшего школьника. (Из опыта работы)
Развитие речи младшего школьника. (Из опыта работы)
Развитие речи младшего школьника. (Из опыта работы)
Развитие речи младшего школьника. (Из опыта работы)
Развитие речи младшего школьника. (Из опыта работы)
Развитие речи младшего школьника. (Из опыта работы)
Развитие речи младшего школьника. (Из опыта работы)
Развитие речи младшего школьника. (Из опыта работы)
Развитие речи младшего школьника. (Из опыта работы)
Развитие речи младшего школьника. (Из опыта работы)
Развитие речи младшего школьника. (Из опыта работы)
Развитие речи младшего школьника. (Из опыта работы)
Развитие речи младшего школьника. (Из опыта работы)
Развитие речи младшего школьника. (Из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.