Огромную роль в общей системе речевой деятельности в детском саду занимают обогащение словаря, его закрепление и активизация. И это закономерно. Без расширения словарного запаса дошкольника нельзя усовершенствовать речевое общение детей, так как слово считается основной единицей языка. Вместе с этим познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без освоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, фиксирующих получаемые им новейшие сведения и представления. Следовательно, познавательное развитие и словарная деятельность в детском саду непосредственно связаны между собой. Источником развития речи представляется знание ребёнком окружающей реальности. Каждый ранее неизвестный объект или явление обязательно должны быть скреплены соответствующим словом. Усвоение словаря решает проблему накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно совершается развитие операционной стороны мышления, в связи с этим овладение лексическим значением совершается на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Своевременное развитие словаря – один из значимых факторов подготовки к школьному обучению. Уровень формирования словаря и речи, в общем, значительно влияют на успешность обучения.В файле содержится текстовый документ.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.
О.П. Ворончихина
Тюменская область, Упоровский район, село Пятково
Дошкольный возраст – пора более активного, более насыщенного, чем в
раннем возрасте, восприятия действительности и включения в окружающую
жизнь, что сопровождается быстрым увеличением запаса слов у детей.
Ребенок каждодневно
сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы,
другие нет. У него возникают вопросы, появляется сильное желание узнать:
что это? Как называется? Для чего? Из чего сделано? Ребенок пытается
рассмотреть окружающие предметы, потрогать их и действовать с ними. В
семье ребенок на все, появившиеся вопросы, получает ответы от родителей и
других членов семьи. Многие родители, не ожидая вопросов ребенка, сами
объясняют ему, то, что он видит.
В детском саду воспитатель
знакомит детей с окружающим миром, обогащает и упорядочивает их
жизненные впечатления. Жизненный опыт приобретается ребенком в процессе
непосредственного восприятия действительности. Отражение в сознании
ребенка окружающих предметов и явлений при помощи ощущений,
представлений, восприятий – чувственный опыт, т.е. опыт, приобретаемый
через органы чувств. Однако ознакомление с окружающим миром будет не
полным, если оно ограничивается только восприятием (рассматриванием,
слушанием), накоплением представлений. Необходимо сообщать детям
наименование тех предметов и явлений, которые они воспринимают. Слово
всегда должно сопровождать непосредственному восприятию в ходе познания
ребенком действительности.Познавательный процесс – ознакомление с действительностью и
обогащение словаря детей – должен захватывать и эмоциональную область их
сопровождаться чувством
ярким
психики,
положительным отношением к людям, к родному краю, к труду, эстетическим
заинтересованности,
отношением к окружающему. Вся работа по ознакомлению детей с
окружающим миром должна быть в то же время воспитанием таких чувств,
как любовь к родному краю, уважение к людям, любовь к близким, к родной
природе; познание окружающего должно доставлять детям радость.
В детском саду ознакомление дошкольников с окружающим миром
осуществляется в организованной деятельности, когда воспитатель расширяет
и упорядочивает представления и знания детей, руководствуясь программой
дошкольного учреждения. Он систематически планирует эту работу, т.е.
заранее намечает, с какими предметами и явлениями окружающей
действительности, когда и как, он будет знакомить. В ходе этой деятельности
ведется словарная работа, задачей которой является расширение запаса слов
детей, уточнение понимания ими значения слова, активизация словарного
запаса.
Запас слов у детей
должен соответствовать запасу их представлений. Если у ребенка
накапливаются представления, а запас слов растет медленно, то у него
недоставать слов для выражения мыслей, речь его будет бедной, он будет
прибегать к иллюстрирующему жесту. Общение с окружающими затруднится,
так как они не всегда будут понимать ребенка. Если рост слов опережает
накопление конкретных представлений и знаний, то у ребенка образуется
привычка болтать, не вникая в смысл слов. И то и другое отрицательно
скажется на развитии мышления.
В состав словаря
детей должны входить слова, необходимые им для общения друг с другом, с
взрослыми, для выражения собственных мыслей. Не следует вводить в
словарь детей узкопрофессиональные слова, устаревшие слова или вышедшиеиз употребления. Не менее важна работа над уточнением понимания ребенком
значение слов. В силу того, что смысловая емкость слова не ограничивается
единичным значением и многие слова нашего языка многозначны, ребенок из
за недостаточного жизненного опыта не может сразу усвоить значение слова
во всем объеме. Это процесс длительный, который не заканчивается в
дошкольном возрасте.
Основным источником обогащения словаря детей является речь
взрослых, в первую очередь речь педагога, который учит и воспитывает детей
и больше других находится с ними в течение дня. Дети заимствуют у взрослых
слова и способы употребления слов; они не могут сами, что хорошо, что
правильно, и подражают всему, что слышат. Поэтому речь воспитателя и
окружающих ребенка взрослых, должна быть образцом правильной речи для
детей. Взрослые должны работать над обогащением своего словарного запаса.
В развитии речи детей
большое значение имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается
уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные
ребенок,
воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах
деятельности. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного
языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны
(произнесение звуков и слов, дикция, темп) и в отношении богатства словаря,
связности. Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно на
все стороны нервнопсихического развития детей.
Второй источник речевого развития детей
дошкольного возраста это детская художественная литература и фольклор,
которые воспринимаются детьми через чтение и рассказывание взрослых. В
творческой работе над языком своих произведений писатель отбирает
наиболее точные, наиболее меткие, выразительные слова нашего прекрасного
русского языка.Развитие речи – неотъемлемая часть работы по ознакомлению детей с
окружающей жизнью; она осуществляется разными методами и приемами.
Есть два пути ознакомления детей с действительностью:
1)Непосредственное восприятие внешнего мира органами чувств – дети
рассматривают, трогают, слушают, пробуют, действуют с предметом;
2)Дети получают сведения об окружающем мире опосредованно:
воспитатель рассказывает о труде людей, о жизни природы, объясняет
наблюдаемые детьми явления, читает книги, показывает картинки,
видеофильмы, презентации.
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для
интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим
многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей,
вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.
Впечатления о родной природе, полученные в детстве, надолго остаются в
памяти, создают прочную основу для дальнейшего ее познания. В процессе
общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное
свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность,
что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые
можно найти с помощью наблюдений, логического мышления. Вслушиваясь в
речь детей, видно насколько скудны еще познания детей о природе, явлениях,
событиях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им еще выразить
словами то, что видят, чувствуют, слышат. Не хватает слов и для передачи
смысла знакомой сказки, рассказа. Одними замечаниями «говори правильно»
дело не поправить. Все это нужно делать своевременно, иначе начав учиться в
с
школе, ребенок будет делать ошибки при письме.
природой способствует расширению словарного запаса у ребенка,
Общение
практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет
на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают
навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.Таким образом, в процессе систематической, целенаправленной работы
по ознакомлению с окружающим миром у ребенка расширяется кругозор,
развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память,
совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на
вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие
связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.
Наблюдательность рождает в ребенке привычку делать выводы, развивать
логику мысли, четкость и красоту речи. Ребенок с помощью взрослых учится
находить и правильно определять словом причинную и временную
зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы.
Умение аргументировано, доказательно излагать свои мысли способствует
формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение
сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Создаются предпосылки для
формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность,
последовательность, доказательность, четкость, выразительность.
В процессе
ознакомления с окружающим ребенок учится рассуждать, анализировать,
описывать, рассказывать, что является одним из ведущих и решающих
факторов успешного обучения в школе, адаптации его в обществе
сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
Список использованных источников
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников [Текст] / Учеб. пособие для студ. высших
и сред. пед. учеб. заведен М.: Издательский центр "Академия", 2006. –
400 с.
2. Арушанова, А. Игры учат говорить [Текст] / А. Арушанова //
Дошкольное образование. – 2010. №2023.3. Гризик, Т.И. Обучение детей описыванию предметов [Текст] / Т.И.
Гризик // Дошкольное воспитание. 1989. № 5. – С.6974
4. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] /
Л.А.Каменева. Москва: Издательство «Просвещение», 1983. – 276 с.