Основы рефлексивной активности личности важно формировать как можно раньше – уже в дошкольном возрасте (М.А. Фризен).В консультаци для воспитателей "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста" приведены примеры некоторых методов и приёмов развития рефлексии.Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию универсальных учебных действий.
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраст1.docx
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Один из принципов развивающего обучения принцип активности и
сознательности.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его
необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях
является этап рефлексии.
Слайд Что такое рефлексия?
Слово рефлексия происходит от латинского
обращение назад.
Понятие «рефлексия» по толковому словарю Ожегова это размышление о
своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Понятие «рефлексия» по Большому энциклопедическому словарю (БЭС)
(от позднелат. reflexio обращение назад) 1) размышление, самонаблюдение,
самопознание.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем
внутреннем состоянии, самопознание.
Современная педагогическая наука считает, что если человек не
рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В
современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности
и её результатов.
«отражение» reflexio –
Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с дошкольного
возраста. И активно продолжается в начальной школе.
Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на
процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии
человека.
Слайд Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные
компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их
решения, получаемые результаты и т.п.
рефлексия – это не просто перематывание назад, как в
видеомагнитофоне, событий прошедшего, так как по целям, задачам и
способам ее организации существуют разные виды рефлексии. При
взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от
обстоятельств, один из видов
рефлексии, отражающих четыре сферы
человеческой сущности:
Слайд
1. физическую (успел – не успел);
2. сенсорную (самочувствие: комфортно дискомфортно); 3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие
затруднения испытывал);
4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как
индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь
письменно, индивидуально и без огласки результатов.
классификация:
Слайд
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая
(картина,
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального
состояния целесообразно в начале занятия с целью установления
эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются
карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения,
эмоциональнохудожественное оформление
музыкальный
фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом
какоголибо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить
словами.
Слайд. Чтобы определить настроение по цвету можно
применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное
настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние,
агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Слайд «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением
трех лиц: веселого, грустного, нейтрального..
Слайд «Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно. Слайд «Солнышко»
Моё настроение похоже на: солнышко,
солнышко с тучкой,
тучку,
тучку с дождиком,
тучку с молнией.
Слайд «Ёлочка настроения»
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых
они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.
Слайд «Цветикмногоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету
настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Слайд «Моё состояние»
Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку
лесенки.
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне скверно
«Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве
(поляне).
Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих
предмето
«Дерево творчества»
По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Листики – не совсем удовлетворён днём.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и
приемов работы в процессе занятий. Обучает сознательному контролю,
планированию, контролю своего мышления и своих действий, оценки их
правильности. (Оценка тех правил действий с которыми знаком ребенок).
Слайд “Дерево успеха” – красное яблоко – нет ошибок, жёлтое яблоко – 1
ошибка, зелёное яблоко – 23 ошибки. пословицы,
Слайд “Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не
получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя
ступенька– мне всё удалось.
“Поезд” На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы
занятия. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик,
который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а
“грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось
неинтересным. Можно использовать только один жетон .
Рефлексия содержания учебного материала используется для
выявления уровня осознания содержания пройденного.
Эффективен прием незаконченного предложения (клеше),
подбора афоризма,
рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки
«приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… Теперь
я знаю…).
Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что
узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение
поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и
полезность выбранных форм работы.
Слайд Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая
начало фразы из рефлексивного экрана:
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
теперь я могу решать..
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую сам…
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это
принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание
пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного,
понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным
результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы
свои с другими.
Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников
работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном).
Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может
организовываться в индивидуальной и групповой форме. Важным фактором, влияющим на эффективность использования
рефлексии в обучении, является многообразие ее форм, соответствующих
возрастным и иным особенностям детей.
Важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на
занятии – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии,
к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности,
предприимчивости и конкурентоспособности.
Самостоятельность. Не воспитатель отвечает за ребёнка, а ребёнок,
анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный
выбор, определяет меру активности и ответственности в своей
деятельности.
Предприимчивость. Ребенок осознаёт, что он может предпринять здесь
и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается,
а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой
новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать чтото лучше других, действует
в любых ситуациях более эффективно.
Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности
– не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию
очень важных качеств современной личности.
Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка
должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими
людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность
дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный
процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не
только ребенка, но и воспитателя.
"Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
"Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
"Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
"Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
"Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.