"Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
Оценка 5

"Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
29.10.2018
"Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
Основы рефлексивной активности личности важно формировать как можно раньше – уже в дошкольном возрасте (М.А. Фризен).В консультаци для воспитателей "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста" приведены примеры некоторых методов и приёмов развития рефлексии.Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию универсальных учебных действий.
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраст1.docx
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста Один   из   принципов   развивающего   обучения ­   принцип   активности   и сознательности.             Ребенок   может   быть   активен,   если   осознает   цель   учения,   его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.         Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях  является этап рефлексии.    Слайд  Что такое рефлексия? Слово   рефлексия   происходит   от   латинского   обращение назад.  Понятие «рефлексия» по толковому словарю  Ожегова это ­ размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Понятие   «рефлексия» по  Большому энциклопедическому словарю (БЭС) ­ (от позднелат. reflexio ­ обращение назад) ­ 1) размышление, самонаблюдение, самопознание. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.  Современная   педагогическая   наука   считает,   что   если   человек   не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.   «отражение»   reflexio   –           Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с дошкольного возраста. И активно продолжается в начальной школе.                 Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.        Слайд     Цель   рефлексии: вспомнить,   выявить   и   осознать   основные компоненты   деятельности   –   ее   смысл,   типы,   способы,   проблемы,   пути   их решения, получаемые результаты и т.п.        рефлексия   –   это   не   просто   перематывание   назад,   как   в видеомагнитофоне,   событий   прошедшего,   так   как   по   целям,   задачам   и способам   ее   организации   существуют разные   виды   рефлексии.   При взаимодействии   с   детьми,   педагог   использует,   в   зависимости   от обстоятельств,   один   из   видов     рефлексии,   отражающих   четыре   сферы человеческой сущности: Слайд       1. физическую (успел – не успел); 2. сенсорную (самочувствие: комфортно ­ дискомфортно); 3. интеллектуальную   (что   понял,   что   осознал   –   что   не   понял,   какие затруднения испытывал); 4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная,   так   и   групповая,   то   духовную   следует   проводить   лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.    классификация: Слайд    Исходя   из   функций   рефлексии,   предлагается   следующая       (картина,  РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;  РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;  РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.     Проведение рефлексии   настроения   и   эмоционального    состояния целесообразно   в   начале   занятия   с   целью   установления эмоционального  контакта  с группой  и  в  конце деятельности. Применяются карточки   с   изображением   лиц,   цветовое   изображение   настроения, эмоционально­художественное   оформление     музыкальный фрагмент). Можно   предложить   детям   сравнить   своё   настроение   с   образом какого­либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно  объяснить словами.         Слайд.  Чтобы определить настроение по цвету можно  применить характеристику цветов Макса Люшера: Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное  настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние,  агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест; коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность. Слайд «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.. Слайд «Светофор» Дети сигналят карточками: Зелёной – побольше таких дел,                поучительно, Жёлтой – понравилось, но не всё,                интересно, Красной – дело не понравилось,                скучно. Слайд «Солнышко» Моё настроение похоже на:        солнышко,                                         солнышко с тучкой,                                         тучку,                                         тучку с дождиком,                                         тучку с молнией.  Слайд «Ёлочка настроения» Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых  они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку. Слайд «Цветик­многоцветик» Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету  настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок. Слайд «Моё состояние» Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку  лесенки.                                                         Комфортно                                 Уверен в своих силах                         Хорошо                 Плохо Крайне скверно  «Сказочное дерево  (поляна)» Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве  (поляне). Учитель договаривается с детьми  о значении цветов или размеров этих  предмето  «Дерево творчества» По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: Плоды – дело прошло  полезно, плодотворно; Цветок – довольно неплохо; Листики – не совсем удовлетворён днём.            Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и  приемов работы в процессе занятий.   Обучает  сознательному контролю,  планированию, контролю своего мышления и своих действий, оценки их  правильности. (Оценка тех правил действий с которыми знаком ребенок). Слайд   “Дерево успеха” – красное яблоко – нет ошибок, жёлтое  яблоко – 1  ошибка, зелёное яблоко – 2­3 ошибки. пословицы, Слайд  “Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не  получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя  ступенька– мне всё удалось.   “Поезд” На   доске   поезд   с   вагончиками,   на   которых   обозначены   этапы занятия.   Детям   предлагают   опустить   “веселое   личико”   в   тот   вагончик, который   указывает   на   то   задание,   которое   было   интересно   выполнять,   а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон .                 Рефлексия   содержания   учебного   материала используется   для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен   прием   незаконченного   предложения   (клеше),  подбора афоризма, рефлексия   достижения   цели   с   использованием   «дерева   целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… ­ Теперь я знаю…).            Обычно в конце занятия подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность,   увлекательность и полезность выбранных форм работы.   Слайд  Ребята   по   кругу   высказываются   одним   предложением,   выбирая начало фразы из рефлексивного экрана: сегодня я узнал… было интересно узнать… было трудно  выполнять… теперь я могу решать.. я научился… у меня получилось… я смог… я попробую сам…                     Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и  на любом его этапе. Она  направлена  на осознание пройденного   пути,   на   сбор   в   общую   копилку   замеченного   обдуманного, понятого   каждым.   Её   цель   не   просто   уйти   с   занятия   с   зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.          Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном).     Поэтому   рефлексивная   деятельность,   как   любая   другая,   может    организовываться в индивидуальной и групповой форме. Важным   фактором,   влияющим   на   эффективность   использования рефлексии   в   обучении,   является   многообразие   ее   форм,   соответствующих возрастным и иным особенностям детей.          Важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на  занятии – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии,  к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности,  предприимчивости и конкурентоспособности.     Самостоятельность. Не воспитатель отвечает за ребёнка, а ребёнок,  анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный  выбор, определяет меру активности и ответственности в своей  деятельности. Предприимчивость. Ребенок осознаёт, что он может предпринять здесь  и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой  новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентоспособность. Умеет делать что­то лучше других, действует  в любых ситуациях более эффективно.        Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности.           Однако процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна  проводиться  не  только личностью самой  себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников  и  педагога, позволяющая  совершенствовать   образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не  только ребенка, но и воспитателя.

"Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

"Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

"Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

"Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

"Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

"Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

"Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

"Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

"Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

"Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2018