Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 25.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Значение формирования представлений о сенсорных эталонах в жизни дошкольника велико, так как оно создаёт фундамент для развития видов мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Актуальность темы связана с требованиями ФГОС ДО к организации образовательного процесса на основе деятельностного, личностно - ориентированного подходов, реализации Программы в формах, специфических для детей раннего возраста (1 - 3года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками.
Иконка файла материала Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры.docx
"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"  Значение формирования представлений о сенсорных эталонах в жизни дошкольника велико, так как оно создаёт фундамент для развития видов мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Актуальность темы связана с требованиями ФГОС ДО к организации образовательного процесса на основе деятельностного, личностно ­ ориентированного подходов, реализации Программы в формах, специфических для детей раннего возраста (1 ­ 3года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками.    Методологической и теоретической базой данного опыта являются  представления о сенсорном развитии детей дошкольного возраста, как о  культуре общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах  вещей, представления о возможности развития сенсорных способностей ребенка  дошкольного возраста при восприятии цвета, формы и величины.    Цель: повышение эффективности процесса формирования сенсорных  представлений (эталонов ) у детей раннего возраста через дидактические игры и  упражнения. Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:  разработать систему дидактических игр и упражнений по формированию  ‒ сенсорных эталонов у дошкольников;  совершенствовать процесс развития сенсорных представлений путём  ‒ включения дидактических игр и упражнений в тематическое планирование;  развить наглядно ­ действенное, образное мышление, зрительное и слуховое  ‒ внимание, зрительную и слуховую память;  создать развивающую предметно ­ пространственную среду, способствующую  ‒ эффективному процессу формирования эталонов цвета;  повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе развития  ‒ сенсорных представлений у детей раннего возраста.    При реализации опыта были использованы с детьми: игровые развивающие  ситуации; развивающие игры; дидактические игры и упражнения с  использованием бросового, природного, хозяйственно­бытового материалов,  занятия с тактильными тренажёрами и пособиями; образовательнаядеятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской  деятельности и в ходе режимных моментов; совместная деятельность педагога и  воспитанников (игровые ситуации; весёлые забавы); самостоятельная  деятельность детей. С родителями: родительские собрания; консультации; дни  открытых дверей; выставки совместных работ детей и родителей; оформление  наглядной информации в уголке, информационных буклетов и выставок.    Для успешного решения поставленных задач была изучена методическая  литература и разработан перспективный план использования игр в работе с  детьми раннего возраста по развитию сенсорных представлений.    В группе была создана необходимая развивающая предметно­пространственная среда. Оформлена сенсорная зона, подобраны игры и игровое оборудование,  направленные на сенсорное развитие: мозаики, пирамидки, наборы колец разной  величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки  с открывающимися деталями, логические домики, шнуровки, застёгивание  пуговиц, кнопок, игры с карандашами, грецкими орехами и крупой, пальчиковый  бассейн. Определённую ценность представляет центр «Песка и воды». Малышам  нравятся игры с песком и водой, которые стимулируют развитие ручной и  пальцевой моторики, способствуют снятию эмоционально­негативных реакций.    Дидактические игры проводились в последовательности, распределяясь от  простого к более сложному. Сначала развивались умения детей различать цвета,  подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала с названием цвета. Развивала у ребят зрительную и слуховую память, аналогичные виды внимания,  наглядно – действенное мышление. Для этого использовались дидактические  игры: «Божья коровка, найди свою полянку», «Подбери по цвету», «Собери  бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко», «Собери шарики в стакан»,  «Собери цветик — семицветик», «Сложи пирамидку». Малыши обменивались  предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же  палочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные». Не все дети справлялись с  поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки,  шарики, палочки по цвету. Чтобы поддержать их интерес, разнообразила  дидактический материал: использовала игры­самоделки: «Улетающие шары»,  «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам». В ходе проведения  дидактических игр дети научились простейшим умственным операциям, а  именно: сравнивать, сопоставлять цвета.    Особый интерес у малышей проявляется и к уголку ряженья. При одевании  юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета, шортиков – галстук –  бабочку. Работу по формированию сенсорных эталонов цвета продолжили в  игровой ситуации «Дом». Кукле в зелёном платье нужно было налить чай в  зелёную чашку и поставить на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье  соответственно поставить синюю чашку и синюю тарелку и т. д.Работа по восприятию цвета проводилась с учётом индивидуальных  особенностей малышей. Детям, хорошо усвоившим материал, задания в  дидактических играх усложнялись. Малышам, которым это давалось с трудом,  предлагались задания в облегчённом варианте.    Для решения сенсорных задач подобраны и сделаны своими руками  дидактические игры, сенсорные панно, сенсорные книги: «Волшебная страна»,  «Помнём, пощупаем» и другие. Для закрепления цвета в группе были подобраны  парные игрушки: мишки, зайчики, матрёшки. Слоники, куклы, мячики, шарики,  как одинакового цвета, так и разного.    Важную роль в успешном формировании представлений о сенсорных эталонах  цвета играют родители. Когда они видят изменения в развитии своего ребёнка,  отмечают появление новых качеств личности, они готовы помогать всегда и во  всём педагогам. Были проведены и оформлены консультации: «Знакомство детей раннего возраста с цветом», «Восприятия цвета у детей раннего возраста»,  «Сенсорное воспитание раннего возраста», «Формирование у детей сенсорных  эталонов в сенсорном воспитании», «Обучение восприятию цвета».    Таким образом, включение дидактических игр и упражнений во все виды  образовательной деятельности в условиях взаимодействия всех субъектов  образовательных отношений повысило эффективность работы по формированию  сенсорных представлений у детей раннего возраста. Системное использование  игр и упражнений является эффективным средством формирования сенсорных  представлений у детей раннего возраста. Список использованной литературы: 1.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников /  Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005. — 424с. Колос Г. Г. 2.Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации.  — М.: АРКТИ, 2011. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. 3.Развитие сенсорной сферы детей. — М.: Просвещение, 2009. — 160 с.  4.Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета //  Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). — М.: 2002 — с.  303–310. Янушко Е. А. 5.Сенсорное развитие детей раннего возраста. — М.; Мозаика­Синтез, 2009. —  72с.

Посмотрите также