Значение формирования представлений о сенсорных эталонах в жизни дошкольника велико, так как оно создаёт фундамент для развития видов мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Актуальность темы связана с требованиями ФГОС ДО к организации образовательного процесса на основе деятельностного, личностно - ориентированного подходов, реализации Программы в формах, специфических для детей раннего возраста (1 - 3года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками.
"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через
дидактические игры"
Значение формирования представлений о сенсорных эталонах в жизни
дошкольника велико, так как оно создаёт фундамент для развития видов
мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.
Актуальность темы связана с требованиями ФГОС ДО к организации
образовательного процесса на основе деятельностного, личностно
ориентированного подходов, реализации Программы в формах, специфических
для детей раннего возраста (1 3года) — предметная деятельность и игры с
составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и
веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со
сверстниками.
Методологической и теоретической базой данного опыта являются
представления о сенсорном развитии детей дошкольного возраста, как о
культуре общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах
вещей, представления о возможности развития сенсорных способностей ребенка
дошкольного возраста при восприятии цвета, формы и величины.
Цель: повышение эффективности процесса формирования сенсорных
представлений (эталонов ) у детей раннего возраста через дидактические игры и
упражнения.
Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:
разработать систему дидактических игр и упражнений по формированию
‒
сенсорных эталонов у дошкольников;
совершенствовать процесс развития сенсорных представлений путём
‒
включения дидактических игр и упражнений в тематическое планирование;
развить наглядно действенное, образное мышление, зрительное и слуховое
‒
внимание, зрительную и слуховую память;
создать развивающую предметно пространственную среду, способствующую
‒
эффективному процессу формирования эталонов цвета;
повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе развития
‒
сенсорных представлений у детей раннего возраста.
При реализации опыта были использованы с детьми: игровые развивающие
ситуации; развивающие игры; дидактические игры и упражнения с
использованием бросового, природного, хозяйственнобытового материалов,
занятия с тактильными тренажёрами и пособиями; образовательнаядеятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской
деятельности и в ходе режимных моментов; совместная деятельность педагога и
воспитанников (игровые ситуации; весёлые забавы); самостоятельная
деятельность детей. С родителями: родительские собрания; консультации; дни
открытых дверей; выставки совместных работ детей и родителей; оформление
наглядной информации в уголке, информационных буклетов и выставок.
Для успешного решения поставленных задач была изучена методическая
литература и разработан перспективный план использования игр в работе с
детьми раннего возраста по развитию сенсорных представлений.
В группе была создана необходимая развивающая предметнопространственная
среда. Оформлена сенсорная зона, подобраны игры и игровое оборудование,
направленные на сенсорное развитие: мозаики, пирамидки, наборы колец разной
величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки
с открывающимися деталями, логические домики, шнуровки, застёгивание
пуговиц, кнопок, игры с карандашами, грецкими орехами и крупой, пальчиковый
бассейн. Определённую ценность представляет центр «Песка и воды». Малышам
нравятся игры с песком и водой, которые стимулируют развитие ручной и
пальцевой моторики, способствуют снятию эмоциональнонегативных реакций.
Дидактические игры проводились в последовательности, распределяясь от
простого к более сложному. Сначала развивались умения детей различать цвета,
подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала с названием цвета.
Развивала у ребят зрительную и слуховую память, аналогичные виды внимания,
наглядно – действенное мышление. Для этого использовались дидактические
игры: «Божья коровка, найди свою полянку», «Подбери по цвету», «Собери
бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко», «Собери шарики в стакан»,
«Собери цветик — семицветик», «Сложи пирамидку». Малыши обменивались
предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же
палочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные». Не все дети справлялись с
поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки,
шарики, палочки по цвету. Чтобы поддержать их интерес, разнообразила
дидактический материал: использовала игрысамоделки: «Улетающие шары»,
«Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам». В ходе проведения
дидактических игр дети научились простейшим умственным операциям, а
именно: сравнивать, сопоставлять цвета.
Особый интерес у малышей проявляется и к уголку ряженья. При одевании
юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета, шортиков – галстук –
бабочку. Работу по формированию сенсорных эталонов цвета продолжили в
игровой ситуации «Дом». Кукле в зелёном платье нужно было налить чай в
зелёную чашку и поставить на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье
соответственно поставить синюю чашку и синюю тарелку и т. д.Работа по восприятию цвета проводилась с учётом индивидуальных
особенностей малышей. Детям, хорошо усвоившим материал, задания в
дидактических играх усложнялись. Малышам, которым это давалось с трудом,
предлагались задания в облегчённом варианте.
Для решения сенсорных задач подобраны и сделаны своими руками
дидактические игры, сенсорные панно, сенсорные книги: «Волшебная страна»,
«Помнём, пощупаем» и другие. Для закрепления цвета в группе были подобраны
парные игрушки: мишки, зайчики, матрёшки. Слоники, куклы, мячики, шарики,
как одинакового цвета, так и разного.
Важную роль в успешном формировании представлений о сенсорных эталонах
цвета играют родители. Когда они видят изменения в развитии своего ребёнка,
отмечают появление новых качеств личности, они готовы помогать всегда и во
всём педагогам. Были проведены и оформлены консультации: «Знакомство детей
раннего возраста с цветом», «Восприятия цвета у детей раннего возраста»,
«Сенсорное воспитание раннего возраста», «Формирование у детей сенсорных
эталонов в сенсорном воспитании», «Обучение восприятию цвета».
Таким образом, включение дидактических игр и упражнений во все виды
образовательной деятельности в условиях взаимодействия всех субъектов
образовательных отношений повысило эффективность работы по формированию
сенсорных представлений у детей раннего возраста. Системное использование
игр и упражнений является эффективным средством формирования сенсорных
представлений у детей раннего возраста.
Список использованной литературы:
1.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников /
Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005. — 424с. Колос Г. Г.
2.Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации.
— М.: АРКТИ, 2011. Метиева Л. А., Удалова Э. Я.
3.Развитие сенсорной сферы детей. — М.: Просвещение, 2009. — 160 с.
4.Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета //
Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). — М.: 2002 — с.
303–310. Янушко Е. А.
5.Сенсорное развитие детей раннего возраста. — М.; МозаикаСинтез, 2009. —
72с.