Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
Детсад
25.03.2019
Значение формирования представлений о сенсорных эталонах в жизни дошкольника велико, так как оно создаёт фундамент для развития видов мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Актуальность темы связана с требованиями ФГОС ДО к организации образовательного процесса на основе деятельностного, личностно - ориентированного подходов, реализации Программы в формах, специфических для детей раннего возраста (1 - 3года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками.
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры.docx
"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через
дидактические игры"
Значение формирования представлений о сенсорных эталонах в жизни
дошкольника велико, так как оно создаёт фундамент для развития видов
мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.
Актуальность темы связана с требованиями ФГОС ДО к организации
образовательного процесса на основе деятельностного, личностно
ориентированного подходов, реализации Программы в формах, специфических
для детей раннего возраста (1 3года) — предметная деятельность и игры с
составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и
веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со
сверстниками.
Методологической и теоретической базой данного опыта являются
представления о сенсорном развитии детей дошкольного возраста, как о
культуре общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах
вещей, представления о возможности развития сенсорных способностей ребенка
дошкольного возраста при восприятии цвета, формы и величины.
Цель: повышение эффективности процесса формирования сенсорных
представлений (эталонов ) у детей раннего возраста через дидактические игры и
упражнения.
Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:
разработать систему дидактических игр и упражнений по формированию
‒
сенсорных эталонов у дошкольников;
совершенствовать процесс развития сенсорных представлений путём
‒
включения дидактических игр и упражнений в тематическое планирование;
развить наглядно действенное, образное мышление, зрительное и слуховое
‒
внимание, зрительную и слуховую память;
создать развивающую предметно пространственную среду, способствующую
‒
эффективному процессу формирования эталонов цвета;
повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе развития
‒
сенсорных представлений у детей раннего возраста.
При реализации опыта были использованы с детьми: игровые развивающие
ситуации; развивающие игры; дидактические игры и упражнения с
использованием бросового, природного, хозяйственнобытового материалов,
занятия с тактильными тренажёрами и пособиями; образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской
деятельности и в ходе режимных моментов; совместная деятельность педагога и
воспитанников (игровые ситуации; весёлые забавы); самостоятельная
деятельность детей. С родителями: родительские собрания; консультации; дни
открытых дверей; выставки совместных работ детей и родителей; оформление
наглядной информации в уголке, информационных буклетов и выставок.
Для успешного решения поставленных задач была изучена методическая
литература и разработан перспективный план использования игр в работе с
детьми раннего возраста по развитию сенсорных представлений.
В группе была создана необходимая развивающая предметнопространственная
среда. Оформлена сенсорная зона, подобраны игры и игровое оборудование,
направленные на сенсорное развитие: мозаики, пирамидки, наборы колец разной
величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки
с открывающимися деталями, логические домики, шнуровки, застёгивание
пуговиц, кнопок, игры с карандашами, грецкими орехами и крупой, пальчиковый
бассейн. Определённую ценность представляет центр «Песка и воды». Малышам
нравятся игры с песком и водой, которые стимулируют развитие ручной и
пальцевой моторики, способствуют снятию эмоциональнонегативных реакций.
Дидактические игры проводились в последовательности, распределяясь от
простого к более сложному. Сначала развивались умения детей различать цвета,
подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала с названием цвета.
Развивала у ребят зрительную и слуховую память, аналогичные виды внимания,
наглядно – действенное мышление. Для этого использовались дидактические
игры: «Божья коровка, найди свою полянку», «Подбери по цвету», «Собери
бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко», «Собери шарики в стакан»,
«Собери цветик — семицветик», «Сложи пирамидку». Малыши обменивались
предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же
палочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные». Не все дети справлялись с
поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки,
шарики, палочки по цвету. Чтобы поддержать их интерес, разнообразила
дидактический материал: использовала игрысамоделки: «Улетающие шары»,
«Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам». В ходе проведения
дидактических игр дети научились простейшим умственным операциям, а
именно: сравнивать, сопоставлять цвета.
Особый интерес у малышей проявляется и к уголку ряженья. При одевании
юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета, шортиков – галстук –
бабочку. Работу по формированию сенсорных эталонов цвета продолжили в
игровой ситуации «Дом». Кукле в зелёном платье нужно было налить чай в
зелёную чашку и поставить на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье
соответственно поставить синюю чашку и синюю тарелку и т. д. Работа по восприятию цвета проводилась с учётом индивидуальных
особенностей малышей. Детям, хорошо усвоившим материал, задания в
дидактических играх усложнялись. Малышам, которым это давалось с трудом,
предлагались задания в облегчённом варианте.
Для решения сенсорных задач подобраны и сделаны своими руками
дидактические игры, сенсорные панно, сенсорные книги: «Волшебная страна»,
«Помнём, пощупаем» и другие. Для закрепления цвета в группе были подобраны
парные игрушки: мишки, зайчики, матрёшки. Слоники, куклы, мячики, шарики,
как одинакового цвета, так и разного.
Важную роль в успешном формировании представлений о сенсорных эталонах
цвета играют родители. Когда они видят изменения в развитии своего ребёнка,
отмечают появление новых качеств личности, они готовы помогать всегда и во
всём педагогам. Были проведены и оформлены консультации: «Знакомство детей
раннего возраста с цветом», «Восприятия цвета у детей раннего возраста»,
«Сенсорное воспитание раннего возраста», «Формирование у детей сенсорных
эталонов в сенсорном воспитании», «Обучение восприятию цвета».
Таким образом, включение дидактических игр и упражнений во все виды
образовательной деятельности в условиях взаимодействия всех субъектов
образовательных отношений повысило эффективность работы по формированию
сенсорных представлений у детей раннего возраста. Системное использование
игр и упражнений является эффективным средством формирования сенсорных
представлений у детей раннего возраста.
Список использованной литературы:
1.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников /
Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005. — 424с. Колос Г. Г.
2.Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации.
— М.: АРКТИ, 2011. Метиева Л. А., Удалова Э. Я.
3.Развитие сенсорной сферы детей. — М.: Просвещение, 2009. — 160 с.
4.Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета //
Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). — М.: 2002 — с.
303–310. Янушко Е. А.
5.Сенсорное развитие детей раннего возраста. — М.; МозаикаСинтез, 2009. —
72с.
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.