Развитие технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.9

Развитие технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
Взрослым
21.06.2017
Развитие   технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Настоящая статья посвящена описанию опыта профориентационной работы, проводимой образовательным учреждением с обучающимися с ОВЗ. Большое внимание уделено работе с обучающимися, имеющими ограничения в здоровье. Основная задача нашего образовательного учреждения – воспитание, развитие, трудовая подготовка и адаптация в окружающем мире таких детей.
статья.docx
Татьяна Владимировна Боброва, учитель физики,  МБОУ «Федоровская СОШ №5» г.п. Федоровский Сургутского района Развитие   технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.     Аннотация.  Настоящая   статья   посвящена   описанию   опыта профориентационной работы, проводимой образовательным учреждением с   обучающимися   с   ОВЗ.   Большое   внимание   уделено   работе   с обучающимися, имеющими ограничения в здоровье.   В современном обществе актуален вопрос об адаптации учащихся с ограниченными   возможностями   здоровья   к   изменяющимся   условиям социальной среды. Именно эти обучающиеся  на рынке труда являются менее защищенными   и   неконкурентоспособными.   Вовлечение   людей   с ограниченными   возможностями   здоровья   в   социальную   жизнь   в   сегодня испытывает   определенные   трудности.   Это   обусловлено   определенными ограничениями на получение равноценного профессионального образования.           Стратегическая цель государственной политики в области образования определяется в повышении доступности качественного образования.    В   соответствии   с   приоритетными   направлениями   развития   инклюзивного   образования   в   ХМАО­Югре,   исходя   из   приоритетных направлений   образовательного   процесса   школы,   целей   и   задач   и государственной   программе   «Доступная   среда»   учителя   –   предметники, совместно   с   педагогами   ­психологами   и   логопедом   создают   определенные условия для эффективной  реализации и освоения обучающимися основной образовательной   программы.   Большое   внимание   уделяется   развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые в большей степени нуждается в специальных условиях обучения.                           В   МБОУ   «Федоровская   СОШ   №5»   обучаются   47   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья.   Среди   них   дети   с   нарушениями интеллекта и различными отклонениями в развитии, обучающиеся VII и VIII вида.            Основная задача  нашего  образовательного учреждения – воспитание, развитие, трудовая подготовка и адаптация в окружающем мире таких детей.                      В   школе   реализуется   подпрограмма   «Я   гражданин   России», заключающаяся в создании условий, способствующих духовно­нравственному воспитанию   и   развитию   детей,   социально­педагогическая   поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, толерантного, творческого,   инициативного   компетентного   гражданина   России.   Для достижении этой цели перед педагогами ­ психологами определены задачи: предупреждение   возникновения   проблем   развития   ребенка;   помощь   и содействие   ребенку   в   решении   актуальных   задач   развития   и   обучения: учебные   трудности,   проблемы   с   выбором   образовательного   маршрута, нарушения   эмоционально­волевой   сферы,   проблемы   взаимоотношений   со сверстниками;   психологическое   обеспечение   образовательных   программ; развитие   психолого­педагогической   компетентности   (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов.             Перед педагогами и всихологами ставятся следующие задачи:            1. Повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету. При решении данной задачи находят своё применение технология КСО, технология сотрудничества, использование которых способствуют созданию положительного   эмоционального   фона   на   уроке,   возникновению   чувства удовлетворенности,   что   создаёт   положительное   отношение   детей   к изучаемому предмету.   аналитической и оценочной работе с информацией определенной сложности.                     2.   Развитие   способности   обучающегося   к   самостоятельной Решение   данной   задачи   осуществляется   через   участие   детей   в предметных   неделях,   научно­практических   конференциях,   олимпиадах   и творческих конкурсах различных уровней.                    3. Формирование коммуникативных навыков и   знаний, реализация социальных потребностей обучающихся. В   рамках   решения   этой   задачи   учителями   –   предметниками   были разработаны   рабочие   программы   и   программы   развивающих   курсов, осуществляя активное взаимодействие с социальными партнерами:  МАУ ДО «Федоровский ЦДО».           4. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика, в том числе и обучающихся с ОВЗ. Решение   этой   задачи   осуществляется   путём   систематического   анализа динамики   учебных   достижений,   что   позволяет   вносить   корректировку   в рабочие программы, планировать учебные занятия с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.            5. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и в процессе его достижения. Решение   данной   задачи   осуществляется   через   применение   технологии личностно ­ ориентированного подхода и  адаптированного обучения.           6. Создание условий для интенсивного речевого развития обучающихся с ограниченными   возможностями   здоровья   в   процессе   изучения   каждого предмета.                                                В   МБОУ   «Федоровская   СОШ   №5»   организовано   индивидуальное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательный процесс осуществляется на основе учебных рабочих программ по учебным предметам, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС, авторских программ     с   учётом  стратегических   ориентиров   развития   образования   в регионе, а также потребностей и запросов обучающихся и их родителей.      В   работе   с   обучающимися   большое   место   занимают профориентационные мероприятия. Профориентационная работа ведется со всеми обучающимися школы, и на разных ступенях обучения преследуются определенные профориентационные цели. В   нашем   образовательном   учреждении   педагог   профессионально­ трудового обучения,  классный руководитель, логопед и педагоги ­ психологи работают   в   тесном   контакте,   создавая   благоприятные   условия   для профессиональной   ориентации   обучающихся   с   ограниченными возможностями здоровья, решая задачи:  формирование мотивации на труд и позитивное отношение к труду;  выявление   индивидуальных   особенностей   и   возможностей обучающегося   к   освоению     видов   трудовой   и     профессиональной деятельности с учетом характера его заболевания;   формирование адекватной самоидентификации,   уровня притязаний и самооценки   относительно   выбираемой   профессии   с   учетом медицинских   показаний   и   противопоказаний   в   отношении предварительно сделанному профессиональному выбору;  всестороннее   развитие   личности   школьника   с   ограниченными возможностями, развитие их  мышления и творческих способностей;  повышение   уровня   общего   и   речевого   развития   на   основе   принципа речевой коммуникации;                 Для   того   чтобы   выпускник   нашего   образовательного   учреждения, имеющий ограничения здоровья, был успешен в жизни и конкурентоспособен, нужно   уже   в   раннем   возрасте   формировать   профессиональную   мотивацию посредством   системы   предпрофессионального   ориентирования,   которая реализуется   посредством   проведения   педагогами   викторин,   экскурсий, сюжетно­ролевых игр, выполнения простых трудовых операций, выступлений ребенка в роли помощника взрослых специалистов (дворников, сантехников, вахтеров и др.).         В своей работе используем различные методы и приемы:  диагностические (ДДО Климова, рефлексия, самооценивание),  словесные (использование объяснений, диалог, дискуссия),  наглядные (использование мультимедийной презентации),  практические (выполнение     заданий   с   целью   закрепления   новых сведений   о   сферах   профессиональной   деятельности,   профессиях, специальностях, работа с дидактическим материалом); Специальный психолог ведет психологическое сопровождение детей с ограниченными   возможностями   здоровья,   решая   задачи   профессиональной ориентации   в   пяти   направлениях:   диагностическом,   консультационном, профилактическом,   просветительском   и   коррекционно­развивающем. Эффективность   профориентации,  зависит   от   правильной   работы специалистов, в ходе которой учитывается не только нозология, но и возраст «особенного»   ребенка   и   формы   взаимодействия   с   ним.   Приоритетным направлением   в     работе   психолога   является  формирование   и   развитие мотивации трудовой деятельности обучающегося.   Выпускнику   предстоит     выбрать   всего   лишь   одну   профессию   среди   полностью огромного   разнообразия.   Как   это   сделать,   чтобы   она   удовлетворяла интересам подростка?      Мы   проводим   большую   совместную   работу   с   партнерами.   МАУ   ДО «Федоровский   центр   дополнительного   образования»   организует   поездки   в учебные   заведения   города   Сургут.   Во   время   таких   поездок   будущие выпускники   адаптированных   общеобразовательных   классов   (VIII  вида) знакомятся с профессиями, которые они могут получить в нашем регионе (ХМАО): ­   профессии   рабочих,   общие   для   всех   отраслей народного хозяйства; ­ слесарные и слесарно­сборочные работы (слесарь по топливной   аппаратуре,   слесарь   механосборочных работ); ­ строительные, монтажные и ремонтно­строительные работы (маляр, монтажник,   облицовщик­мраморщик, облицовщик­плиточник, лепщик, штукатур);   общие   профессии   деревообрабатывающих ­ производств,   производство   мебели   (разметчик   по дереву, столяр); ­ общие профессии по производству стекла и изделий из   стекла   (наборщик   ковриков   из   мозаичной плитки); ­   производство   текстильной   галантереи (кружевница, ручное ткачество, вышивальщица текстильно­галантерейных изделий);  ­   трикотажное   производство   (вязальщица изделий из полотна);   ­  производство   кожаной   обуви  (обувщик   по ремонту обуви, сборщик обуви);   копировщик,  швея);  ­   брошюровочно­переплетные   и   отделочные   процессы   (брошюровщик, нумеровщик, переплетчик); ­ рекламно­оформительские и макетные работы; ­   швейное   производство   (вышивальщик, ­ производство игрушек (заготовщик материала и деталей игрушек, сборщик игрушек); ­ зеленое и сельское хозяйство;   ­животноводство (дояр, животновод, оператор машинного доения, оператор цехов по приготовлению кормов, птицевод, овощевод защищенного грунта); ­ хранение и переработка сельскохозяйственных продуктов; ­   профессии   рабочих,   общие   для   всех   отраслей   народного   хозяйства (дворник,  санитарка,  садовник, уборщик  служебных помещений).              Педагог ведет кропотливую работу с целью развития интересов, склонностей и творческих способностей учащихся. Дети с особенностями в развитии лишены широких контактов и возможности получать опыт от других сверстников.   Они   не   самостоятельны,   имеют множество   ограничений   в   различных   видах деятельности   и   нуждаются   в   постоянном сопровождении взрослого. Учителя – предметники в   своей   работе   используют   проектный   метод обучения, в процессе которого ученик научится: • планировать   и   выполнять   учебное исследование,   используя   оборудование,   модели, методы   и   приёмы,   адекватные   исследуемой проблеме; • выбирать и использовать методы, позволяющие решить проблему; • распознавать   и   ставить   вопросы,   ответы   на   которые   могут   быть получены   путём   научного   исследования,   отбирать     методы   исследования, делать вытекающие из исследования выводы; • использовать   методы   и   приёмы:   наблюдение,   постановка   проблемы,   моделирование, выдвижение   «хорошей   гипотезы», использование   математических   моделей,   теоретическое   обоснование, установление границ применимости  теории;   эксперимент, •  логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, подходящие обсуждаемой проблеме; • отличать  факты   от  суждений,    критически   относиться  к     мнениям, оценкам, реконструировать их основания.                Привлекаем   таких    «особенных»  ребят  к   участию   в  творческих конкурсах   и   выставках   по   декоративно   –   прикладному   творчеству.     В процессе   творческой   деятельности   у   ребенка     усиливается   ощущение собственной личностной ценности,  возникает чувство внутреннего контроля и   порядка.   Кроме   этого,   творчество   помогает   справиться   с   внутренними трудностями,   которые   кажутся непреодолимыми   для   ребенка.   Творческая   деятельность   вызывает   успех, который,   в   свою   очередь,   поддерживает   интерес   к   процессу   творчества.   негативными   переживаниями, Полученные знания и умения   могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но  их жизненным кредо.             Творческие работы наших «особенных» детей неоднократно отмечены грамотами и дипломами на   районных и окружных выставках и конкурсах. Они   становятся   призерами   и   победителями   научно­практических конференций: «Шаг  в будущее» (2015 г.), окружной научной конференции «Новое поколение и общество знаний» (2015 г.), Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» (2015, 2016 г.г.), победителями Всероссийского конкурса исследовательских работ «Шаги в науку» (2015 г.), призерами   (2   место)   в   окружном   конкурсе   по   изготовлению   рукодельной тактильной   книги   (2016   г.),   (2   место)   в   районном   фестивале   ­   выставке поделок   «Молодежный   межкультурный   диалог»,  победителями Всероссийского   конкурса   «Радуга   талантов»   (2017г.),   участниками  VI районного конкурса исследовательских работ «Юниор» (2015г.),  участниками поселковой   выставки   по   декоративно   ­   прикладному   творчеству   «Древо исполнения   желаний»   (2016   г.),  участниками   окружной   выставки   научно­ технического   творчества   обучающихся   «Юные техники – будущее инновационной России» (2015г.), призерами   международного   конкурса   «Мириады открытий»   проекта   «Инфоурок»   (2016   г.), победителями творческого конкурса «Как прекрасен этот мир» (2017г.), а так же проводят мастер­классы на районном уровне (2015 г.). Основной задачей   занятий по творчеству     является воспитание   у   детей   эмоционально­положительного отношения   к   собственным   поделкам,   формирование навыков   работы   с   различными   материалами.   В процессе работы развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, зрительно­двигательная координация, внимание, память и   вкладывая   себя   в   творческую   деятельность, фантазия. совершенствуется,   а   получая   диплом   победителя   конкурса, самоутверждается.        Мы ведем тесное многолетнее сотрудничество с «Федоровским центром дополнительного   образования»,   где   организована   внеурочная   деятельность учащихся  в   различных     направлениях     профессиональной   деятельности: «Слесарь по ремонту и обслуживанию автомобилей», «Станочник широкого профиля»,   «Кулинария»,   «Швейное   дело»,   «Парикмахерское   дело», «Радиомеханик   по   ремонту   и   обслуживанию   радиотелевизионной аппаратуры», «художник оформительских работ».          В процессе работы происходит познание особенностей трудовой жизни, смысла труда, его стоимости, нормативных требований производства. На этом этапе   идет   активная   работа   по   вовлечению   обучающихся   в   общественно   Международного     Ученик, полезный   и   производительный   труд,   в   работу   кружков   и   во   внеклассную работу по профилю. Выпускник получит возможность научиться: • самостоятельно   задумывать,   планировать   и   выполнять   учебное исследование, учебный и социальный проект; • использовать догадку и интуицию; • использовать такие математические методы и приёмы, математическое моделирование; • использовать   такие   естественнонаучные   методы  и   приёмы,   как абстрагирование   от   привходящих   факторов,  проверка   на   совместимость   с другими известными фактами; • использовать некоторые методы получения знаний,  характерные для социальных   и   исторических   наук:   анкетирование,   моделирование,   поиск исторических образцов; • использовать   некоторые   приёмы   художественного   познания   мира: целостное   отображение   мира,   образность,   художественный   вымысел, органическое   единство   общего,   особенного   (типичного)   и   единичного, оригинальность; • целенаправленно   и   осознанно   развивать   свои   коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта[3]. Литература: 1. «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2016) 2. «Организация   учебно   –   исследовательской   детельности   учащихс   5­9 классов как требование ФГОС основного общего образования»  АНОО ДПО (ПК) Академия образования взрослых «Альтернатива», г. Киров 2015 г. 3. Савенков,   А.И.   Программа   исследовательского   обучения   младших школьников. 2­е изд., исправл. и дополн. / А.И. Савенков. ­ Самара: «Учебная литература», 2006. – 205 с. 4. Шипицына,   Л.М.   «Необучаемый»   ребенок   в   семье   и   обществе. Социализация   детей   с   нарушением   интеллекта.   –   Спб:   Издательство «Дидактика Плюс», 2004. – 496 с.

Развитие технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие   технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие   технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие   технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие   технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие   технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие   технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие   технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие   технологий инклюзивного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017