Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся
Оценка 4.7

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
классное руководство
2 кл—4 кл
05.03.2018
Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся
предыдущем этапе Приоритетные направления развития воспитательной системы школы, по которым работает педагогический коллектив, складываются на основе цели и задач воспитательной работы, которые вытекают из Программы развития школы «Школа полного дня – школа толерантности», Образовательной программы и Концепции воспитательной системы школы. Основная идея концепции – формирование системы гражданско-патриотического воспитания учащихся как комплексного направления деятельности школы. Воспитательная работа составляет один из самых содержательных разделов Программы развития. Приоритетными направлениями в воспитательной работе школы являются гражданско-патриотическое воспитание, усиление профориентационной работы, работа по формированию здорового образа жизни, досуговая деятельность, профилактическая работа.
Программа по толерантности школы.doc
Программа «Содружество» Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся  Анализ результатов реализации концепции воспитательной системы на предыдущем этапе Приоритетные направления развития воспитательной системы школы, по которым работает педагогический коллектив, складываются на основе цели и задач   воспитательной   работы,   которые     вытекают   из   Программы   развития школы   «Школа   полного   дня   –   школа   толерантности»,   Образовательной программы   и   Концепции   воспитательной   системы   школы.   Основная   идея концепции – формирование системы гражданско­патриотического воспитания учащихся как комплексного направления деятельности школы.  Воспитательная   работа   составляет   один   из   самых   содержательных  Приоритетными   направлениями   в разделов   Программы   развития. воспитательной   работе   школы   являются   гражданско­патриотическое воспитание, усиление профориентационной работы, работа по формированию здорового образа жизни, досуговая деятельность, профилактическая работа.  Педагогический   коллектив   поставил   перед   собой   цель:  формирование гражданской,   патриотической   позиции   личности     школьника   на   основе системного подхода к организации воспитательного пространства школы.  В соответствии   с   концепцией   воспитательной   системы   «Гражданско­ патриотическое   воспитание   учащихся   как   комплексное   направление деятельности   школы»   в   школе   реализуются   целевые   программы   по воспитанию: «Я – гражданин России»; «Профессиональное самоопределение учащихся»; «Школа здоровья»; программа по дополнительному образованию «Школа + ДО и ПОСЛЕ».  Целевая программа «Я – гражданин России» реализуется в школе с 2005­ 2006 учебного года и охватывает все сферы деятельности школы, включает в себя   семь   направлений,   связанных   между   собой   логикой   формирования гражданина России: «Я и Я», «Я и Семья», «Я и Культура», «Я и Школа», «Я и Мое Отечество», «Я и Планета», «Я и Мой город».   Средством   достижения   эффективных   результатов   в   воспитании выступает   ученическое   самоуправление   «Я   –   САМ».   Дети,   включаясь   в процесс   самоуправления,   приобретают   личный   опыт   демократических отношений и навыки его осмысления.  Высок воспитательный  потенциал детских и молодежных организаций. 42,2%   учащихся   школы   –   члены   детской     общественной   организации «Соболята   (школьная   дружина   «Факел»).   41%   учащихся   школы (старшеклассники   8   –   11   класс)   вовлечены   в   деятельность   молодежной общественной   организации   «Ассоциация   учащейся   молодежи».   Их   успехи ежегодно   отмечаются   в   городе.   В   2008­2009   учебном   году   модель 2 ученического   самоуправления   «Я   –   САМ»   заняла  III  место,   а   модель Дружины   «Факел»   ГДО   «Соболята»   получила   специальный   приз   в Муниципальном конкурсе моделей детского и молодежного самоуправления. В конкурсе «Лучший вожатый» победителем стал ученик 8Б класса Попов Сергей, который получил путевку в Международный лагерь «Орленок». Одной   из   форм   воспитательной   работы   являются   объединения   по интересам.  Ребята отряда Юных Инспекторов Движения «Светофор» (руководитель Волкова Н.А.) проводили серьезную просветительскую работу среди наших учащихся,   заняли  II  место   на   Муниципальном   конкурсе   агитбригад   ЮИД, успешно  участвовали  в  смотре­конкурсе  уголков  безопасности  на  дорогах, проводили викторины и конкурсы для учащихся начальной школы, экскурсии с первоклассниками.  Четвёртый   год     в   школе   действует   отряд   шефской   помощи «Доброволец». Наши подшефные – ветераны, пожилые люди, дети­ инвалиды. Поздравительные   открытки   и   газеты,   праздничные   концерты,     небольшие подарки, сделанные детскими руками, домашние заготовки и собранные вещи делают   жизнь   этих   людей   светлее,   а   сердца   наших   детей   добрее,   учат толерантному   отношению   к   старшему   поколению,   к   одиноким   и   больным людям. Серьезная роль в воспитательной системе школы отводится школьному историко­краеведческому   музею.   В   2008   году   оформлен   стенд «Государственные   символы   РФ».   При   музее   работает   видеозал,   проходят видеоуроки, экскурсии,  встречи  с ветеранами,  выставки   творческих  работ. Музей   открыт   ежедневно   для   свободного   посещения.   Работа   музея   была отмечена   в   Муниципальном   конкурсе   школьных   музеев,   посвященном   75­ летию   Свердловской   области   и   заняла  I  место   в   направлении «Образовательная   деятельность»    и  III  место   по   сумме   результатов   среди образовательных учреждений города.  Педагогический коллектив понимает, что гражданин России ­ это человек, который бережно относится к природе своего края.   Решающим фактором становления   экологической   культуры   школьников   является   реальная экологическая деятельность, связанная с улучшением природной среды своей местности.     Мы   принимаем   активное   участие   в   создании   и   реализации экологических проектов. В 2008 – 2009 учебном году экологический проект учащихся   4а   класса,   разработанный   в   рамках   Областного   конкурса «Интеллектуально­творческая игра для младших школьников «ЭкоКолобок» занял  II место в городе. В   рамках   областного   экологического   проекта   «Родники»   работает экологический   отряд,   который   очищает   территорию   родника   «Ванадий», расчищает русло, ведет исследования воды и почвы. 3 В   2008­2009   учебном   году   продолжили   реализацию   экологических проектов   «Здесь   будет   школа­сад!»,   «Цветочная   акварель»   и   «Цветочная феерия»   (в   рамках   муниципального   конкурса   «Экологическое пространство»).     Силами   учащихся   и   педагогов   оформлены   клумбы   в школьном дворе и на территории супермаркета «Кировский», посажены новые семена и рассада.  В школе сложилась система традиционных мероприятий, которые стали общешкольными коллективными творческими делами, объединяющими весь школьный коллектив – детей, учителей, родителей и шефов вокруг значимого для всех события.  Анализ социальной среды  Социальная   среда   рассматривается   педагогами   школы,   как   один   из ресурсов,   определяющих   воспитательные   и   образовательные   потребности детей и родителей. Средняя общеобразовательная школа № 3   расположена по адресу 4 микрорайон,   дом   64.  В   школе   обучается   376   учеников,   сформировано   17 классов – комплектов, из них  все 17 классов – общеобразовательные. В школе I ступени обучается 175 учеников, II ступени – 180 учеников, III ступени – 21 ученик. К микрорайону школы относится весь 4 микрорайон, 4а микрорайон, частично дома по улице Свердлова, улица Школьная и Октябрьская, переулок Клубный. О проблеме толерантности нас в первую очередь заставил задуматься тот факт, что в школе обучаются дети из самых разных социальных слоев и дети,  нуждающиеся   в  социальной   защите   (44%).  Социальный   анализ   семей учащихся показал, что в школе обучаются дети:  различных национальностей  различных религиозных убеждений  с особыми физическими потребностями (дети инвалиды)  разных социальных слоев  дети, оставшиеся без попечения родителей 4 Современный   воспитательный   процесс   ориентирован   на   ценности гуманизма,   сотрудничества,   творческого   взаимодействия,   свободы   и ответственности     в   воспитании   ребенка.   Однако   в   процессе   реализации Программы развития школы «Школа полного дня – школа толерантности», которая     предполагает   широкое   внедрение   инноваций   в   систему   работы педагогического коллектива, формирование толерантных отношений между всеми   участниками   образовательного   сообщества   возникает   ряд противоречий: • между   требованием   общества   к   воспитанию   толерантной   личности выпускника   и   развитию   толерантности   педагога,   как   личностно­ профессионального   качества   и   отсутствием   чётких   представлений   о путях формирования толерантности, как ученика, так и учителя; • между   потребностью   системы   образования   и   общества   в   целом   в реализации   педагогами   принципа   толерантности   на   практике   и недостаточностью     теоретической   и   методической   разработанности вопросов формирования педагогической толерантности; • между   объективной     потребностью   школы   в   толерантных преподавателях и недостаточным уровнем сформированности данного качества у преобладающего числа учителей;  • между   необходимостью   в   широких   знаниях   о   различных   аспектах эффективного   общения   и   взаимодействия,   с   одной   стороны,   и отсутствием полноценной информации у учащихся и родителей. Устранение   данных     противоречий   возможно   в   условиях   реализации личностно­ориентированной   модели   образовательного   процесса.  В соответствии с концепцией развития школы необходимо разработать новую 5 программу по развитию толерантной культуры педагогов и учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3». Концептуальные   основы   Программы   по   развитию   толерантной культуры  педагогов и учащихся  МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность.   Недоброжелательность,   озлобленность,   агрессивность   все больше распространяются в детской, особенно  подростковой среде. Взаимная нетерпимость, интолерантность, эгоизм через средства массовой информации и  социальное окружение детей проникают в школу. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие ХХ1 века объявлено «десятилетием мира и ненасилия» в интересах детей на Земле. Речь идет о создании   мировой   цивилизации,   ориентированной   на   мир,   ненасилие, толерантность,   где   приоритетом   выступают   общечеловеческие   ценности: жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности, гражданственность, уважение   к   правам   и   свободам   человека,   любви   к   окружающей   природе, Родине, семье. Поэтому   активизируется   процесс   поиска   эффективных   механизмов воспитания   детей   в   духе   толерантности,   в   том   числе   принятия   чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя людей. Современные социокультурные условия диктуют необходимость формирования личности, способной проявлять готовность к пониманию и сотрудничеству, терпимость к   инакомыслию,   критическому   осмыслению   суждений,   основанных   на моральных ценностях. Именно поэтому в настоящее время важнейшей задачей школы следует считать создание условий для развития толерантной личности, способной к саморазвитию и самореализации. Понятие «Толерантность» «Толерантность  – это то, что делает  возможным  достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.  Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных   людей   и   идей,   способность   иметь   права   и   свободы,   при   этом,   не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или притворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. Содержание  толерантности  представлено  следующими  компонентами: самооценка,   самосознание,   саморегуляция,   самоопределение,  а   их 6 содержательное   наполнение   обусловливает   выполнение   функций толерантности. Адекватная самооценка  обеспечивает человеку устойчивую позицию во взаимодействии с окружающей средой. Самосознание  определяет   значение   толерантности   в   субъект   – объектном взаимодействии. Саморегуляция,  основываясь   на   волевых   качествах,   обеспечивает   в совместной деятельности более быструю и успешную социализацию личности. Самоопределение,  обеспечивая   усвоение   и   освоение   нравственных знаний,   чувств   и   поведения,   обусловливает   обретение   человеком нравственного идеала, как присвоение ценностей толерантности.   Школьная философия           Происходящие перемены активизировали работу школы в плане поиска новых,   жизненно   важных   ценностей   для   молодежи,   а   также   методики   их ассимиляции в учебно­воспитательный процесс. Педагогический коллектив считает ценным для растущего человека все то, что может стать важным капиталом в его дальнейшее жизни. Это, с точки зрения государства, общества и самого ученика:  правильное отношение к жизненным ценностям;  стремление жить по законам добра и справедливости;  правильные   оценочные   представления   об   окружающем   мире, другом человеке, самом себе;  умение поддерживать и сохранять свое здоровье;  способность к самовоспитанию и самоопределению;  понимание ценности человеческой жизни;  толерантность.          Степень  развития у школьников  таких ценностных умений является показателем его воспитанности. Таким образом, школа должна учить ребенка присваивать знания для использования их в дальнейшем жизненном самоопределении, то есть научить его жить и работать в поликультурном обществе. А выполнить эту задачу могут только педагоги с высокой ценностной зрелостью. Исходя из названных жизненных ценностей, мы обозначили  приоритетные педагогические идеи. 7 Развитие ученика, его творческой  индивидуальности в учебно­воспитательном  процессе; развитие профессиональной и ценностно­ смысловой компетентности педагогов и  родителей; развитие педагогической системы школы в  целом; интеграция основного и дополнительного  образования как фактор развития личности; развитие толерантного сознания школьников.  универсальный   механизм   развития   личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры и   освоение   способа   существования   в современном мире; создание   атмосферы,   стимулирующей   всех субъектов   образовательного   процесса   к творчеству.  совместная   проектно   –   исследовательская деятельность учителей и учащихся. Создание воспитательной системы класса,  партнерские отношения субъектов  воспитательной системы; совместная деятельность детей и взрослых,  обеспечивающая творческую позицию  каждого на всех этапах коллективной  жизнедеятельности;  диалогизация всего образовательного  процесса как важный фактор формирования  толерантности школьников; расширение рамок международного обмена  школьниками. ученик и учитель имеет возможность выбора образовательных   маршрутов   (на   уровне содержания,   методики,   темпа,   сложности, партнера и т.д.);  Идея развития Идея творчества. Идея сотрудничества Идея выбора и ответственности. 8 воспитанники,   и   педагоги   свободны   и ответственны   в   становлении   собственной личности; Все   участники   воспитательного   процесса понимают   важность   сохранения   и   умения поддерживать свое здоровье школа   открыта   для   широких   социальных связей:   в   управлении   школой   участвуют родители,  учащиеся и социальные партнеры; детское   самоуправление   является   одним   из методов развития толерантности учащихся. Идея открытости.   Намечая пути дальнейшей реализации выдвигаемых идей, мы понимаем, что обязаны научить детей приобретать компетенции, понимать их жизненную ценность и, таким образом, осознавать мотивацию к самосовершенствованию и самореализации через процесс самопознания. Приоритетным в нашей школе является  личностно­ориентированный подход   в   воспитании   учащихся,  который   направлен   на   формирование социальных   компетентностей   и   развитие   таких   личностных   качеств,   как толерантность, гражданственность, ответственность, свобода. Можно   выделить   следующие   ключевые     социальные   компетентности, являющиеся составляющими толерантности:  компетентность   социального   взаимодействия   с   обществом,   друзьями   на   основе   сотрудничества, коллективом,   семьей,   уважения  и  принятия  Другого;  компетентность на основе диалога;  компетентность   в   сфере   культурно­досуговой   деятельности (выбор   путей   и   способов   использования   свободного   времени, культурно и духовно обогащающих личность). Такой подход в воспитании требует интеграции учебного и  воспитательного процессов, так как формирование компетентностей требует  знаний и моделирования определенных жизненных ситуаций. Педагогический   коллектив   понимает,   что   государству   и   обществу   в целом нужна критически мыслящая, активная, самостоятельная, способная к саморазвитию личность, являющаяся членом гражданского общества.            Воспитательная миссия школы видится педагогическому коллективу в   следующем:  понимая   важность   задач,   поставленных     перед   школой государством   и   муниципальной   системой   образования,   педагогический коллектив   видит   свою   миссию   в   реализации   приоритетных   направлений 9 развития, модернизация российского образования на период до 2010 года».   заложенных   в   стратегических   документах   «Концепция    Выполняя заказ родителей и учащихся, школа призвана:  готовить человека к жизни в условиях рынка;  развивать в нем способность к творчеству и самореализации;,   воспитывать здравый смысл, желание вести здоровый образ жизни;  формировать личность человека:  владеющую механизмом самовоспитания и  самосовершенствования,  толерантную, социально­адаптированную,   готовую к выбору профиля дальнейшего образования,  способную присвоить  себе основные жизненные ценности,  свободно использующую  иностранный язык в качестве  инструмента межкультурного общения.      Таким образом, миссия нашей школы заключается в распространении  идей толерантности в образовательной среде через  преобразование воспитательного пространства,   вовлечение учащихся, педагогов, родителей в  исследовательскую, проектную и другие виды деятельности,   создание системы повышения квалификации педагогических  кадров,  совершенствование управления инновационными процессами в  школе,  создание  системы школьного самоуправления. Общая стратегия учебно­воспитательного процесса – внесение вклада в  сохранение культурного многообразия, укрепление толерантности и  снижение конфликтности. Цель концепции         Создание воспитательной среды для развития толерантной личности:   формирование будущего выпускника как потенциального профессионала и  гражданина, готового к межкультурному диалогу и социальной адаптации в  поликультурном обществе с рыночной экономикой. Задачи: 1. Обеспечить организационно­педагогические условия для   воспитания у школьников неприятия к проявлению  жестокости, насилия к природе, людям, ко всему  окружающему миру;  воспитания терпимости к инакомыслию;  развития эмпатических способностей у педагогов, детей и  родителей; 10  развития коммуникативных способностей как основного  признака личности, обладающей толерантным сознанием. 2. Провести корректировку в рабочих программ педагогов,  акцентируя содержание учебного материала, отражающее  базовые понятия толерантности.  3. Внедрение в учебно­воспитательный процесс интерактивных  методов обучения и воспитания: диалог, дискуссия, диспут,  круглый стол, КТД. 11 Задачи концепции ВС Принципы воспитания Понимая, что современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых,   в демократизации ее жизнедеятельности педагогический коллектив считает целесообразным   использование   личностно­ориентированного   подхода   к   воспитанию учащихся. Отсюда вытекают следующие принципы воспитания:  Принцип самоактуализации  В   каждом   ребенке   существует   потребность   в   актуализации   своих способностей.   Задача   школы   приобщить   и   поддержать   их   развитие   у учащихся.            Принцип   ценностной   ориентации  включает   в   себя формирование у школьников активной гражданской позиции, мировоззрения, основанного на понятиях об общечеловеческих ценностях.  Принцип демократизации школьного уклада предполагает социальное партнерство, расширение участия обучающихся в проектировании и самоуправлении школой..  Принцип выбора Педагогически целесообразно, чтобы школьник жил, учился и воспитывался в условиях постоянного   выбора   цели,   содержания,   форм   и   способов   организации   учебно­ воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.  Принцип творчества и успеха Творчество   позволяет   ребенку   распознать   свои   способности.   Достижение   успеха   в любом виде деятельности способствует формированию положительной Я­концепциии, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».  Принцип доверия и поддержки Вера   в   ребенка,   доверие   ему,   поддержка   его   устремлений   к   самореализации   и самоутверждению   должны   сопровождать   ребенка   постоянно,   тогда   внутренняя мотивация обеспечит успех его обучения и воспитания.  Принцип диалогичности Создание   ситуации   диалога   в   образовательном   пространстве   позволит   ребенку самоутвердиться, будет способствовать формированию толерантности. Концепция желаемого состояния школьного сообщества  Уважение к личности ученика, педагога, родителя.  Педагогическая поддержка всех участников педагогического процесса.  Наличие   условий   для   развития   каждого   учащегося   с   учетом   его индивидуальных способностей.  Здоровьесберегающая среда в режиме работы школы.  Возможность самореализации для каждого школьника. 12  Активное включение выпускников школы в образовательный процесс и исследовательскую деятельность.  Стремление   ребенка   к   постоянному   творческому   росту   и самосовершенствованию.  Добрые,   бесконфликтные,   межличностные   отношения   в   коллективе учащихся.  Использование   передовых   педагогических   технологий   в образовательном процессе.  Стремление   педагогов   к   изучению   и   распространению   передового педагогического опыта.   В рамках инновационной деятельности будут активно внедрятся инновационные программы  Программа «От успешности учителя к успешности школьника».  Программа «Профессиональное самоопределение учащихся».  Программа «Здоровьесберегающая образовательная среда».  Программа «Воспитательное пространство школы».  Программа «Развитие дополнительного образования в школе». Учебно­воспитательный процесс  в нашем образовательном учреждении будет организован   с учетом следующих ориентиров  в вопросах воспитания: обучение       по       использованию       мирных       средств       для       разрешения разногласий и конфликтов;  воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения; привитие идей альтруизма и уважения к другим; формирование     умений       и       навыков       конструктивного       общения     в ситуациях   проявления   различий   между   людьми. Соблюдение принципов толерантности отразится так же на организации воспитательного процесса в школе. В соответствии с этими принципами:    работа   в   группе   должна   быть   ориентирована   на   развитие   каждого ученика; успех воспитательного воздействия при работе с одним ребенком не должен негативно влиять на воспитание других; выбор воспитательных средств необходимо проводить в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Для   решения   поставленной   проблемы   определена  деятельность   педагогического коллектива по следующим направлениям: ­   поиск новых педагогических кадров и поддержка работающих педагогов, любящих детей и стремящих к творчеству; ­   повышение   педагогического   мастерства   через   курсовую   подготовку, аттестацию, систему самообразования, участие в Внутришкольном конкурсе 13 педагогического мастерства «Золотая и Серебряная Ветвь»,  педагогических чтениях, конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях. Мы считаем, что, воспитывая гражданина и патриота, необходимо научить ребенка толерантному отношению к окружающим,   бережному отношению к природе, деятельной заботе о своем здоровье, правильной организации своего свободного времени, помочь ему определиться с выбором профессии. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения,   помочь   учащимся   освоить   общественно­исторический   опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. С   помощью   реализации   данной   концепции   в   ОУ   создан   особый микроклимат,   позволяющий   ребенку   избавиться   от   тревожности,   наиболее ярко   раскрыть   свои   способности.   Школа   работает   в   системе предпрофильного   и   профильного   образования,   что   помогает   подростку   в выборе дальнейшей профессии, свободное время учащихся занято участием в общественно­полезных   делах,   освоением   различных   социальных   навыков,   и так же занятием в кружках и секциях. ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и   свободного   развития   (этику   и   стратегию   ненасилия,   идею   терпимости   к чужим   и   чуждым   позициям,   ценностям,   культурам,   идею   диалога   и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.)  Президентом   России   В.В.   Путиным   разработана   программа   «Воспитание молодого   поколения   в   духе   толерантности».   Программа   направлена   на формирование   толерантного   сознания   и   профилактики   национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.  Таким   образом,  проблему   толерантности   можно   отнести   к   воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие­либо преобразования в современной школе. 14 Действительно,   образовательная   деятельность   является   главным   средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности   UNESCO,   1995».   Основой,   фундаментом   толерантности   в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная   добродетель   содержит   в   себе   все   прочие   аспекты   бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы). Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и   ученика,  сущность   которого   сводится   к   таким   принципам   обучения, которые   создают   оптимальные   условия   для   формирования   у   обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного   ответа.   Толерантность   в   новом   тысячелетии   ­   способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.  Воспитание   толерантности   невозможно   в   условиях   авторитарного   стиля общения   «учитель   —   ученик».   Поэтому   одним   из   условий   воспитания толерантности является   освоение учителем определенных демократических механизмов   в   организации   учебного   процесса   и   общения   учеников   друг   с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной   стороны,   принимать   другого   как   значимого   и   ценного,   а   с   другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд,  должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".  Мероприятия,   в   которых   принимают   участие   родители,   служат   хорошим примером   взаимодействия   двух   самых   важных   факторов   в   жизни   ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на   воспитание   открытого,   непредвзятого   отношения   к   человеческому многообразию.  Путь   к   толерантности   –   это   серьезный   эмоциональный,   интеллектуальный труд   и   психическое   напряжение,   ибо   оно   возможно   только   на   основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному   (эмпатическому)   –   М.М.   Бахтин,   к   пониманию   через   со­ мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к со­действию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. Можно выделит две группы методов понимания: 15 1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка  исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости»,  индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого  субъективный, аутентичный смысл.  2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его  своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь  на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом  развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что  предполагает толерантное, со­участное отношение, эмпатийное, а значит, на  основе диалога. Организация повышения квалификации педагогов.  Работа   школьного   методического   объединения   классных руководителей   Семинары­практикумы по воспитательной работе   Проведение открытых классных часов и мероприятий   Самообразование педагогов в области воспитания и возрастной психологии   Психолого­педагогические семинары   Школьная   библиотека   литературы   по   вопросам   воспитания   и организации внеклассной и внеурочной деятельности   Курсы повышения квалификации   Творческие отчёты категорийных учителей   Методические выставки (тематические)   Педсовет   (Учитель,   родитель,   ученик   –   взаимоотношение, взаимодействие…) Ресурсное обеспечение воспитательного процесса. 1. Теоретическая подготовка педколлектива.  2. Использование человеческого фактора.  3. Психологический и педагогический потенциал педагогов.  4. Материально­техническая и ресурсная база школы.  5. Научно­методическая база  школы.  6. Традиционные и инновационные процессы.  7. Потенциал малого социума.  8. Потенциал родительского коллектива.  9. Законодательная база и нормативные документы школы.  Работа с родительской общественностью 16 Семья – это социальная система, отличающаяся автономностью и  функционирующая по своим внутренним законам. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года  подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38,43 Конституции  Российской Федерации «Об образовании». Успешное решение задач  воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других  социальных институтов. Образовательное учреждение по­прежнему остается  одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих  воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и  социума. Дефекты воспитания – это и есть первейший и главнейший показатель  неблагополучия семьи. Только отношение к ребенку  характеризуют степень  благополучия или неблагополучия семьи, а ни материальные, ни бытовые, ни  престижные показатели. Союз семьи и школы – важнейшее условие совершенствования воспитания. Ведь такой вопрос как воспитание толерантных отношений не может быть  решен без участия семьи. Прежде всего,, в семье ребенок усваивает основные  нормы социальной жизни. Необходимо замотивировать родителей  сотрудничать со школой в вопросе воспитания, и совместно с педагогами  активно участвовать в делах школы. Родитель может принимать участие.  В поддержке воспитательных программ для реализации воспитательных целей;  Родительских конференциях;  Воспитательном процессе;  Коллективных творческих делах, различных мероприятиях;  Участвовать в проектной деятельности;  Инициировать и участвовать в  проведении акций  В решении хозяйственных проблем; Родитель является ведущим экспертом образовательной системы школы.  Показателем эффективности работы является удовлетворенность родителей  деятельностью школы. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ­ формирование толерантных отношений у всех участников образовательного  процесса; ­ развитие эмоциональной устойчивости  и гибкости у подрастающего  поколения; 17 ­ развитие творческих способностей учащихся; ­ формирование сознания ценности здорового образа жизни. АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ВОСПИТАНИЯ Реализация   направлений   деятельности   в   соответствии   с   целями   и задачами,   приведение   их   в   соответствие   со   сложившимися   социально­ экономическими   условиями   может   быть   осуществлено   только   путем разработанной системы управления воспитательным процессом.  Структура регионального управления воспитательным процессом в рамках реализации Концепции представлена на рисунке. Директор ОУ Заместитель по  УВР Заместитель по ВР Классные  руководители Учителя ­  предметники Психолог Родительский  общественный фонд Социальный педагог Детская организация учреждения культуры, физической культуры и спорта; клубы; центры;  общественные организации, в том числе национальные диаспоры; правоохранительные органы;  жители микроучастка, СМИ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ  1 этап  ­ подготовительный этап. Срок реализации: июнь – сентябрь 2007  года Проведение   детального   анализа   окружающей   среды,   потенциала образовательного учреждения, определение кадрового, научно­методического и   психологического   обеспечения   реализации   воспитательной   концепции. 18 Поиск   партнеров   в   сообществе,   заинтересованных   в   формировании толерантного отношения, построение с ними совместной системы работы по воспитанию толерантности. Также  на данном этапе будет вестись работа по мотивации коллектива и утверждение плана работы. 2 этап – реализации запланированных мероприятий по достижению  задач. Срок реализации: сентябрь 2007 г. – май 2010 г. Данный   этап   реализации   концепции   является   основным.   Ежегодно   будет вестись мониторинг деятельности, а в летний период будет осуществляться корректировка   планов   и   утверждение   изменений   согласно   полученным результатам.  На   сегодняшний   день   возникает   необходимость   воспитания   культуры толерантности   с   самых   первых   дней   обучения.   Для   начальной   школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. В этот период у ребенка   начинают   складываться   взаимоотношения   между   детьми, пришедшими   из   разных   микросоциумов,   с   разным   жизненным   опытом   и   с несформированностью коммуникативной деятельности. Для детей среднего и старшего возраста характерны ситуации непонимания, борьбы за лидерство и другие. Трудности  переходного возраста и подросткового периода влекут за собой   сложности   во   взаимоотношениях   между   сверстниками,   а   также   с людьми   более   старшего   возраста.   Для   плодотворного   обучения   в   классе необходимо свести все эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей   основе.   Ненасильственное,   уважительное   отношение,   гармонизация отношений   в   классе,   воспитание   толерантности   способствуют   развитию сотрудничества. Для каждой возрастной группы выделяются определенные виды деятельности, согласно их возрастных особенностей, а именно 1­ 4 классы, 5­8 классы, 9 – 11 классы. Рассмотрим подробнее для каждой возрастной группы.  1­4 классы Программа "Воспитание культуры толерантности у детей младшего  школьного возраста" предусматривает следующие направления обучения  толерантности:  1. Уважение различий между людьми. 2. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты  различий. 3. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных  действий.  4. Приобщение к культуре мира.  Предлагаемые мероприятия: 19 1. Классные часы на тему толерантности, проведение уроков  доброты, и др. 2. Совместно с родителями организация и проведение различных  праздников: «Праздник национальной культуры», «Новый год для  детей с особыми потребностями», и др. 3. Разработка и реализация Акции «Я такой же, как и ты», «Помоги  пойти учиться», и др. 4. Спортивные праздники, турниры при участии педагогов и  родителей 5. Проведение выставок 6. Помощь ветеранам и людям старшего возраста. 5­8 классы Можно   предложить   следующие   виды   деятельности,   направленные   на воспитание толерантности для учащихся данной возрастной группы:  обучение детей выражению своих чувств без конфликтов и насилия;  развитие способности к сопереживанию, эмпатии;  профилактика девиантного поведения;  построение связи поколений;  изучение других культур и признание многообразия; Предлагаемые мероприятия: 1. Проектная деятельность, направленная на решение социальных  проблем 2. Организация и проведение мероприятий/праздников: «Новый год  для детей с особыми потребностями», концертные программы для воспитанников «Дома детства» Кировского района, помощь в  уходе и уборке территории, помощь ветеранам и людям старшего  возраста, и пр. 3. Встречи с интересными людьми (представители различных видов  искусств, спорта, национальностей, успешные люди).  4. Участие в работе ДОО «АДИ», пресс­центра, трудовых отрядов 5. Участие в работе Дебат­клуба и др. 9 – 11 классы Можно   предложить   следующие   виды   деятельности,   направленные   на воспитание толерантности для учащихся данной возрастной группы:  обучение конструктивным способам решения конфликтов;  развитие доверия, умения выслушать другого человека;  развитие навыков эффективного общения;  построение связи поколений;  изучение других культур и признание многообразия;  развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание  прав и свобод; 20 Предлагаемые мероприятия: 1. Проведение тренингов, например «Техника повышения социо­ культурной толерантности и эмпатии», различные коммуникативные  тренинги. 2. Организация и проведение круглых столов по различным актуальным  темам 3. Проведение круглого стола по темам: «Толерантность – дорога к  миру», «Семейные взаимоотношения», «Здоровье не купишь», пр. 4. Организация работы «Интернет – форума» 5. Участие в работе ДОО «АДИ», правового сектора, пресс­центра,  трудовых отрядов, Совета старшеклассников 6. Организация работы дебат ­ клубов. Все возрастные группы  будут участвовать в общешкольных традиционных мероприятиях, таких как: «Праздник национальной культуры», «Новый год для   детей   с  особыми   потребностями».  Планируется   создать   инициативную группу   по   проведению   данных   мероприятий   из   лидеров     детской общественной организации «Агентство Добровольческих Инициатив». Также к участию в традиционных праздниках будут приглашаться образовательные учреждения района и города. В работе будут использоваться интерактивные методы обучения ­ это модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и   решать   конфликты   мирным   путем.   Интерактивное   обучение   ­   обучение, погруженное   в   процесс   общения,   основанное   на   учебно­воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу). Также   будут   проводиться     уроки­тренинги,   цель   которых   состоит   в   том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых: ­ снимается страх перед самостоятельным высказыванием; ­ развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации; ­ развивается навык анализировать свои поступки и происходящие  события, осознавать свое отношение к миру; ­ формируется умение ценить свою и чужую работу; ­ закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества. Восприятие   через   общение   построено   на   формировании   образа   другого человека. Это достигается умением понять через внешние действия человека его   внутренний   мир,   его   психологические   особенности,   которые   так причудливо отражаются в поведении. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают   не   только   узнать   что­то   новое   о   людях,   окружающих   нас,   но   и понять   их   позицию,   открыть   для   себя   некоторые   причины   их   поведения. 21 Учитель и ученик ­ часть одной команды, они работают над достижением общей цели. 3 этап – оценка достижения результатов и определение приоритетов на  будущее. Сроки реализации: июнь – сентябрь 2010 г. На   данном   этапе   будет   проведен   сбор   информации   о   формировании толерантности   у   учащихся,   родителей   и   педагогов.   Проведен   анализ толерантного отношения, восприятия окружающих, умений бесконфликтного общения и навыков отстаивания собственной точки зрения. Для диагностики толерантности   путем   психолого­педагогического   мониторинга   школьной тревожности,   дезадаптивности,   повышенной   агрессии   будут   использованы методики Айзенка, Веймера и др.  Будут определены интересы и возможности подростков   через их участие в творческих   и   спортивных   мероприятиях.   Полученный   опыт   за   время реализации   концепции   будет   проанализирован   и   обобщен,   на   его   основе произойдет определение дальнейших действий.  КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ Для   оценки   состояния   и   результативности   воспитания   разрабатывается критериально­диагностический аппарат. Критерий  –   обобщенный   показатель   развития   системы,   успешности деятельности. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определить критериальные показатели. Подбор критериев и показателей воспитательной работы осуществляют, исходя   из   ее   цели,   задач   и   направлений   деятельности.   На   основе   этого определяются методики изучения, диагностический инструментарий. Данные исследования обрабатываются и интерпретируются, делается анализ и оценка результатов,   прогноз   дальнейшего   развития   и   совершенствования воспитательной работы. При   организации   системы   воспитательной   работы   необходимо   уделить особое внимание эффективности воспитательного воздействия, его конечному результату. Ожидаемый результат (черты личности младшего школьника): ­ имеет широкий  познавательный   интерес,  любознателен,  наблюдателен, умеет сосредоточиться, владеет мыслительными операциями; ­ стремится быть причастным к труду взрослых, коллектива сверстников; ­ проявляет готовность посочувствовать, поделиться с другими, оказать помощь; ­ способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками, умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме;  ­ обладает чувством собственного достоинства; ­ следит за своей внешностью и вещами; 22 ­ наделен чувством уважения к своему дому, близким людям, к малой и большой Родине; ­ умеет замечать и приумножать красивое в природе, искусстве, труде, поступках людей; стремится в своих поступках быть правдивым, вежливым, делать доброе не на показ.  ­   стремится   к   контактам   с   окружающими   людьми,   проявляет доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками. Ожидаемый   результат образовательного учреждения):   (черты   личности   выпускника ­   владеет   системой   знаний   о   различных   сферах   человеческой   т.е.   являющейся   основой   формирования   убеждений, деятельности, мировоззрения; ­ знает этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к обществу,   окружающей   среде,   умеет   учитывать   их   при   решении экономических, социальных, политических и экологических задач в рамках своей компетенции; ­   способен   в   условиях   развития   науки,   техники   и   изменяющейся социальной   практики   приобретать   новые   знания,   используя   современные образовательные технологии; ­   понимает   сущность   и   социальную   значимость   будущей   или приобретенной   профессии,   знаком   с   проблемами,   определяющими   область профессиональной деятельности; ­ умеет на научной основе организовать свой труд; ­ умеет критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные, быть конструктивным в принятии решений; ­   проявляет   самостоятельность   в   ситуации   выбора   и   умеет   нести ответственность за принятое решение; ­ владеет навыками сотрудничества; ­   владеет   способами   осуществления   познавательной,   коммуникативной, преобразовательной, художественно­эстетической деятельности; стремится к творчеству; ­ убежден, что высшие ценности человеческой жизни ­ это добро, красота, любовь к людям; ­   умеет   управлять   собой,   своими   эмоциями,   творчески самосовершенствуется; ­ владеет навыками организационной культуры; ­   наделен   чувством   гражданской   ответственности,   стремится   быть полезным окружающим людям; уважает свой народ и народы других стран; ­   способен   терпимо   относиться   к   людям   другой   национальности   и вероисповедания; ­ умеет противодействовать асоциальным проявлениям. 23 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ­среди учащихся снизится уровень агрессивного и конфликтного    взаимодействия.  ­ измениться восприятие участниками образовательного процесса себя и  других людей, что отразиться в уменьшении межличностных, этнических,  религиозных, политических и т.п. разногласий.  ­ среди школьников возрастет осознание себя частью школьного коллектива.  ­  осуществится признание многообразия культур учащимися. ­ укрепятся связи поколений. ­ возрастет взаимопонимание и доверие среди учащихся, педагогами,  родителями.  ­ разовьются индивидуальные творческие способности учащихся и  способность творчески  решать жизненных ситуаций ­ произойдет осознание значимости здорового образа жизни. Политика   и   программы   в   области   образования   должны   способствовать улучшению   взаимопонимания,   укреплению   солидарности   и   терпимости   в отношениях   как   между   отдельными   людьми,   так   и   между   этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Предложения, сформулированные нами по воспитанию толерантности, вполне применимы   в   воспитательном   процессе   и,   на   наш   взгляд,   соответствуют теоретическим закономерностям воспитания толерантности.

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры педагогов и учащихся

Развитие толерантной культуры  педагогов и учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018