Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Оценка 4.6
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
09.08.2018
В статье затронуты аспекты образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей. Обозначены направления развития театрализованной игры, дана классификация и особенности применения игр-драматизаций в условиях ДОУ. Данный материал можно использовать в качестве выступления на педсовете, методическом объединении, также для повышения самообразования.
театрализованная деятельность в ДОУ.docx
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
средствами театрализованной деятельности
Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в
жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,
гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка,
формируется личность человека.
На значение воображения и фантазии в жизни ребенка дошкольного
возраста обращали внимание многие психологи, изучавшие онтогенез
психического развития, в их числе: В. Штерн, Л. С. Выготский, С. Л.
Рубинштейн. Большое число педагогов современности стремятся создать
новые технологии, позволяющие более эффективно развивать творчество
детей через продуктивную деятельность.
По мнению современных ученых, исследующих проблемы
дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и
самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени
способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание ребенка
сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников
средствами театрального искусства, как мощного синтетического
средства развития их творческих способностей
(Л.С.Выготский,Б.М.Теплов,Д.В.Менджерицкая,Л.В.Артемова,Е.Л.Трусова,.
Р.И. Жуковская, Н.С.Карпинская)
Театрализованная деятельность представляет собой органический
синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и
сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале
отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия
окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных
процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с
ними.
Театральноигровая деятельность одна из самых доступных и
демократичных видов деятельности в детском саду, которая осуществляет
основные воспитательные функции.
Особое значение в детских
образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной
деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:
мире;
•
•
ценностям;
сформировать правильную модель поведения в современном
повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным
•
познакомить его с детской литературой,
музыкой,
изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями,
привить устойчивый интерес; •
совершенствовать навык воплощать в игре определенные
переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
Концепция дошкольного воспитания ориентирована на формирование
базиса личностной культуры. Под культурой мы понимаем комплекс
материальных и духовных ценностей, выработанных человеческим обществом,
способов их создания и передачу от поколения к поколению этих ценностей.
Ребёнок ещё в дошкольном возрасте усваивает доступные ему
общечеловеческие ценности.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств,
глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка,
заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие
сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это
путь через игру, фантазирование, сочинительство. «Театрализованная
деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному
богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать
персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются
определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и
усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование
речи, так как в процессе работы над репликами персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети через образы, звуки
знакомятся с окружающим миром. При этом, правильно поставленные
вопросы побуждают к размышлениям, анализу, т.е. способствуют развитию
умственных способностей.
Театрализованная деятельность создаёт условия для развития
творческих способностей. Этот вид деятельности требует от ребенка
организованности, умения действовать перевоплощаясь, подчинив свои
действия разыгрываемому образу.
Драматизация или театральная постановка представляет самый частый
и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя
основными моментами:
драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком,
наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное
творчество с личным переживанием,
она тесно связана с игрой. Творческие способности проявляются
в том, что дошкольники сами создают игровую ситуацию.
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде.
Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, предоставляя
ребенку простор в выборе выразительных средств и инструментов. Театрализованные игры дают большой простор для творческих
проявлений ребёнка. В отличие от театральной постановки театрализованная
игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия
профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания.
Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к
импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают
стремление детей искать выразительные средства для создания образа,
используя движения, позу, мимику, разную интонацию и т.д.
Л.В.Артемова выделяет режиссерские и игры драматизации.
В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом,
действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и
режиссера, управляет игрушками или их заместителями. «Озвучивая» героев
и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной
выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх
являются интонация и мимика, пантомима.
Тот же автор предлагает классификацию режиссерских игр в
соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо,
пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.
В играх драматизациях ребенокартист, самостоятельно создает образ
с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика,
пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре
драматизации ребенок исполняет какойлибо сюжет, сценарий которого
заранее существует, но не является жестким каноном, давая простор для
импровизации, которая может касаться не только текста, но и сценического
действия.
Игрыдраматизации могут исполняться без зрителей или носить
характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной
театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме
массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Л.В.Артемова выделяет несколько видов игрдраматизаций
дошкольников:
Игрыдраматизации с пальчиками.
Игрыдраматизации с куклами бибабо.
Импровизация.
В традиционной педагогике игрыдраматизации относят к творческим,
входящим в структуру сюжетноролевой игры. Иградраматизация
рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с
режиссерской игрой в структуру сюжетноролевой игры. Однако
режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая
ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных
социальных отношений в игровой форме, является более ранним видом игр,
чем сюжетноролевая, так как для ее организации не требуется высокого
уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетноролевой игры (С.А.Козлова, Е.Е.Кравцова).Занятия с детьми драматизацией очень
продуктивны. Основной целью является формирование думающего и
чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой
деятельности.
Театрализованную игру (особенно игрудраматизацию) характеризует
перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только
участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность
художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной
деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной
деятельности.
Систему работы по развитию творческих способностей можно разделить
на 3 этапа:
художественное восприятие литературных и фольклорных
произведений;
освоение специальных умений для становления основных
(«актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист»,
«оформитель», «костюмер»);
самостоятельная творческая деятельность.
Театрализованные игры в дошкольном возрасте, так или иначе, основаны
на разыгрывании сказок способом познания мира ребенком. Русская
народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко
всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому,
лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков
поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания
(Е.А.Антипина).
В процессе работы над ролью рекомендуется:
составление словесного портрета героя;
фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями,
друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных
инсценировкой;
анализ придуманных поступков;
работа над сценической выразительностью;
подготовка театрального костюма;
использование грима для создания образа.
В основе руководства театрализованными играми лежит работа над
текстом литературного произведения. Р.И.Жуковская советует преподносить
текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении
вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию
мотивов поступков персонажей.
Основная цель педагогического руководства – будить воображение
ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей (Козлова
С.А., Куликова Т.А.). Театрализованная деятельность — это вариативная система,
позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным
переживаниям, развитию творческой активности детей.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в
постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или
фольклорному тексту к игре, подразумевающей свободное построение
ребенком сюжета, в котором соединяются несколько произведений либо
литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком;
от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен
комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель»,
«костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким
либо одним из них, в зависимости от индивидуальных интересов а также
способностей; от театрализованной игры к театральноигровой деятельности
как средству самовыражения личности и реализации способностей.
Литература
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
4. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000.
6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: Сфера,
2001.
7. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе
театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1989.
Интернетресурсы:
Формы организации театрализованной деятельности. Творческие игры
дошкольников http://studall.org/all442477.html
Театрализованная деятельность как средство развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста http://www.moi
detsad.ru/metod52.html
Проект "Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста
средствами театрализованной деятельности" https://openlesson.net/5009/
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.