Актуальность исследования. Ключевыми концептуальными и ценностными ориентирами образования является положение о творческой природе детского развития и саморазвития, которое соответствует духу Конвенции о правах ребенка (1989), статья 31 (2), которая провозглашает право ребенка на участие в культурной и творческой жизни и указывает на необходимость предоставления детям соответствующих, равных возможностей культурной и творческой деятельности. Идея самоценности, уникальности ребенка, необходимости развития его творческого потенциала нашла отражение в нормативных актах нашего государства
ASTAKhOVA.docx
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
В СЕМЬЕ
Актуальность исследования.
Ключевыми концептуальными и
ценностными ориентирами образования является положение о творческой
природе детского развития и саморазвития, которое соответствует духу
Конвенции о правах ребенка (1989), статья 31 (2), которая провозглашает
право ребенка на участие в культурной и творческой жизни и указывает на
необходимость предоставления детям соответствующих,
равных
возможностей культурной и творческой деятельности. Идея самоценности,
уникальности ребенка, необходимости развития его творческого потенциала
нашла отражение в нормативных актах нашего государства [1].
Проблема детского творчества, природы его возникновения и развития
уже в течение нескольких десятков лет является предметом исследований
многих ученых. Нередко источник творчества рассматривают как результат
биологических факторов, врожденных потенций ребенка. В этом случае
становление творческих способностей сводится к спонтанному процесса,
является неуправляемым. Самой взвешенной, на наш взгляд, является точка
зрения на существование источника детского творчества в самой жизни и
возможность активного влияния на его развитие.
Известные психологи и педагоги (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский,
В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.И. Кульчицкая,
М.Н. Поддьяков, Е.В. Суботский и др.) доказали, что творческие способности
ярко проявляются в дошкольном детстве и развиваются в процессе
специально организованного обучения, когда дети овладевают общественно
выработанными средствами деятельности. Л.С. Выготский отмечал развитие
ребенка в процессе сотрудничества со взрослыми через подражание,
благодаря чему возникают все специфические человеческие свойства
сознания. Ученый также глубоко обосновал положение о том, что творчество присуще всем людям и в большей или меньшей степени является постоянным
спутником детского развития.
Проблема творческого потенциала личности нашла свое отражение в
работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.Н. Лук,
А.Н. Матюшкин, А. Моляков, Я.А. Пономарев, В. Рыбак, С.Л. Рубинштейн и
др., где творческий потенциал интерпретируется как категориальная форма
творческой активности личности. Ряд исследователей (Г.С. Костюк,
Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин, Н.В. Кузьмина, В.А. Моляков и др.) под
творческим потенциалом фактически понимают одаренность, готовность к
творческой деятельности, при возможности личности осуществлять
творческую деятельность.
Цель исследования – изучить особенности развития творческих
способностей детей в семье.
Объект исследования – развитие творческих способностей детей.
Предмет исследования – воспитательная работа семьи с детьми
направленная на развитие их творческих способностей.
Для достижения цели исследования, необходимо решить следующие
задачи:
1. рассмотреть понятие «детское творчество» и его характеристику;
2. проанализировать влияние семьи на развитие личностных
характеристик ребенка;
3. изучить особенности развития творческих способностей детей в
семье;
4. провести диагностику творческого развития детей;
4. предложить систему занятий для работы родителей с детьми для
развития их творческих способностей. Гипотеза исследования – мы считаем, что развитие творческих
способностей ребенка будет проходить эффективнее, если в этот процесс
будет залучена работа родителей.
Методологические основы – исследование влияния среды на развитие
ребенка, разработанные в трудах таких ученых как Л.И. Божович,
Дубровина, А.В. Запорожец,
Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, И.В.
Д.Б. Эльконин и других, а также основные положения отечественной и
зарубежной психологии о психологопедагогических особенностях развития
семьи (Э. Бёрн, А.Я. Варга, И.С. Кон, Т.А. Маркова, Э. Фромм, Э. Эриксон и
др.).
Методы исследования – теоретические: анализ и синтез методической
и психологопедагогической литературы по данной теме исследования;
эмпирические: наблюдение, беседа, анализ анкет детей.
Практическая значимость – заключается в том, что результаты
данного исследования и разработанные занятия можно использовать в
практической и профессиональной деятельности социального педагога,
педагогапсихолога и родителям для творческого развития ребенка в семье.
Структура исследования – работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников и приложения.
Таким образом, творческий ребенок, творческая личность (по
М.М. Поддьякову) – это результат всего образа жизни дошкольника,
результат общения и совместной деятельности со взрослыми, результат его
собственной активности. У него постепенно формируется сложный,
противоречивый внутренний мир, который предоставляет всей его
деятельности творческий характер. А чем богаче, оригинальный внутренний
мир ребенка, тем более радикальнее и неожиданнее творческие
преобразования приобретенных им знаний. Положительное отношение к себе старшего дошкольника развивается в
том случае, когда воспитательная ситуация в семье отличается следующими
признаками: родители высоко принимают ребенка, хорошо знают и понимают
для родительской позиции характерны направленность на
его;
сотрудничество, демократичность в общении с ребенком.
Совместная работа в семье помогает развивать художественно
эстетические чувства и творческие навыки детей, а также способствует
Навыки творческой
развитию их интеллектуальных способностей.
деятельности, приобретённые в семье и детском саду, способствуют быстрой
адаптации детей в школе.
Таким образом, сюжетное рисование может служить эффективным
средством развития детского творчества у детей старшего дошкольного
возраста, при использовании разработанного комплекса занятий по
сюжетному рисованию родителями в процессе воспитания, обогащении
эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями
посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении
индивидуальной работы.
В работе родителей с детьми могут использоваться акварель, кисти,
фломастеры.
карандаши,
самостоятельно, но некоторым требуется помощь в создании замысла.
Задания должны выполнятся полностью
Родители также могут использовать различные методы: наглядные,
словесные. Дидактические пособия и наглядные материалы, используемые в
работе с детьми, представляют собой набор картин по разным тематикам,
образцы выполнения, как самого родителя, так и самих детей.
Таким образом, на основании вышеизложенного материала по данной
теме исследования, необходимо сделать следующие выводы:
1. Творческий ребенок, творческая личность (по М.М. Поддьякову) –
это результат всего образа жизни дошкольника, результат общения и
совместной деятельности со взрослыми, результат его собственной активности. У него постепенно формируется сложный, противоречивый
внутренний мир, который предоставляет всей его деятельности творческий
характер. А чем богаче, оригинальный внутренний мир ребенка, тем более
радикальнее и неожиданнее творческие преобразования приобретенных им
знаний.
2. Положительное отношение к себе старшего дошкольника развивается
в том случае, когда воспитательная ситуация в семье отличается следующими
признаками: родители высоко принимают ребенка, хорошо знают и понимают
для родительской позиции характерны направленность на
его;
сотрудничество, демократичность в общении с ребенком.
3. Совместная работа в семье помогает развивать художественно
эстетические чувства и творческие навыки детей, а также способствует
Навыки творческой
развитию их интеллектуальных способностей.
деятельности, приобретённые в семье и детском саду, способствуют быстрой
адаптации детей в школе.
4. Сюжетное рисование может служить эффективным средством
развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста, при
использовании разработанного комплекса занятий по сюжетному рисованию
родителями в процессе воспитания, обогащении эмоциональной сферы и
зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений,
накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы.
На основе созданного нами комплекса занятий по сюжетному рисованию с
использованием нетрадиционных техник, родители имеют возможность
составить другие комплексы для развития детского творчества и обогащения
представлений детей об окружающем мире.
5. В работе родителей с детьми могут использоваться акварель, кисти,
фломастеры.
Задания должны выполнятся полностью
карандаши,
самостоятельно, но некоторым требуется помощь в создании замысла.
Родители также могут использовать различные методы: наглядные, словесные. Дидактические пособия и наглядные материалы, используемые в работе с
детьми, представляют собой набор картин по разным тематикам, образцы
выполнения, как самих родителей, так и их детей. Кроме того, нами были
разработаны практические рекомендации, которые родителям необходимо
учитывать при развитии творческих способностей у своего ребенка.
Следовательно, гипотеза нашего исследования о том, что развитие
творческих способностей ребенка будет проходить эффективнее, если в этот
процесс будет залучена работа родителей – доказана. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
2.
Апшева С.Ю. Влияние факторов семейного воспитания на
развитие творческих способностей младших школьников / С.Ю. Апшева, Ф.В.
Малухова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С.
382389.
3.
Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.:
Издво АПН СССР, 1968. – С. 91110.
4.
Дарвиш О.Б. Педагогика и психология/ О.Б. Дарвиш. – М.: Издво
«ВЛАДОСПРЕСС», 2005. – 264 с.
5.
Детство: Программа развития и воспитания детей в дет. саду /
В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой,
З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – 3е изд., переработанное. – СПб.: Детство
Пресс, 2004.
6.
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности /
Е.П. Ильин. – СПб.: Издательский дом «Питер» 2012. – 444с.
7.
Кол М.Э. Дошкольное творчество: Пер. с англ. / М.Э. Кол. –
Минск: ООО «Попурри», 2005. – 256 с.
8.
Левин В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – Томск: Пеленг,
1992. – 56 с. 9.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении /
М.И. Лисина. – СПб: Питер, 2009. –320 с.
10. Мухина В.С. Как быть родителями, психология дошкольника /
В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
11. Петухова О.А. Экспериментирование с изобразительными
материалами в детском саду и семье / О.А. Петухова // Детский сад от А до Я.
– 2010. – № 6 (48). – С. 7986.
12. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб.
пособие для вузов / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОСпресс, 2004. – 365.
13. Программа воспитания и обучения в дет. саду/ Под ред.
М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3е изд., испр. и доп. – М.:
Мозаикасинтез, 2005. – 208 с.
14.
Роджерс Н. Фасилитация творчества / Н. Роджерс // Вопросы
психологии. – 2007. – № 6. – С. 6473.
15. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная
психологическая коррекция) / А.С. Спиваковская. – М.: Издательство МГУ,
1988 – 187 с.
16. Сыдыкова Г.М. Изучение особенностей влияния семьи и общества
на творчество детей в художественной и прикладной деятельности /
Г.М. Сыдыкова // Психология и педагогика: методика и проблемы
практического применения. – 2013. – № 331. – С. 9598.
17. Хеллер К. Лонгитюдное исследование одаренности / К. Хеллер,
К. Перлет, В.Сиервальд // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С. 120127.
18. Хесс Р. Счастливые родители одаренных детей / общая реакция
Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М.: Просвещение, 2001. – С. 15146. 19. Чиркова И.А. Проблема развития личности ребенка старшего
дошкольного возраста внутри семьи / И.А. Чиркова, С.В. Кулешова //
Педагогика, психология и образование: от теории к практике сборник
научных трудов по итогам международной научнопрактической конференции
(РостовнаДону). – 2016. – С. 5458. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Список детей, участвующих в эксперименте
1
2
3
4
5
6
7
8
Саша Б.
Нонна Ф.
Лера З.
Данил М.
Оксана Т.
Кирилл С.
Ира С.
Саша Т.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.