РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Оценка 4.7

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +1
docx
классное руководство
Взрослым
28.11.2017
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Актуальность исследования. Ключевыми концептуальными и ценностными ориентирами образования является положение о творческой природе детского развития и саморазвития, которое соответствует духу Конвенции о правах ребенка (1989), статья 31 (2), которая провозглашает право ребенка на участие в культурной и творческой жизни и указывает на необходимость предоставления детям соответствующих, равных возможностей культурной и творческой деятельности. Идея самоценности, уникальности ребенка, необходимости развития его творческого потенциала нашла отражение в нормативных актах нашего государства
ASTAKhOVA.docx
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Актуальность   исследования.  Ключевыми   концептуальными   и ценностными   ориентирами   образования   является   положение   о   творческой природе   детского   развития   и   саморазвития,   которое   соответствует   духу Конвенции   о  правах   ребенка (1989),  статья 31 (2),  которая   провозглашает право ребенка на участие в культурной и творческой жизни и указывает на необходимость   предоставления   детям   соответствующих,   равных возможностей   культурной   и   творческой   деятельности.  Идея   самоценности, уникальности ребенка, необходимости развития его творческого потенциала нашла отражение в нормативных актах нашего государства [1].  Проблема детского творчества, природы его возникновения и развития уже в течение нескольких десятков лет является предметом исследований многих ученых. Нередко источник творчества рассматривают как результат биологических   факторов,   врожденных   потенций   ребенка.   В   этом   случае становление   творческих   способностей   сводится   к   спонтанному   процесса, является неуправляемым. Самой взвешенной, на наш взгляд, является точка зрения   на   существование   источника   детского   творчества   в   самой   жизни   и возможность активного влияния на его развитие. Известные   психологи   и   педагоги   (Н.А.   Ветлугина,   Л.С.   Выготский, В.В. Давыдов,   А.В.   Запорожец,   В.Т.   Кудрявцев,   А.И.   Кульчицкая, М.Н. Поддьяков, Е.В. Суботский и др.) доказали, что творческие способности ярко   проявляются   в   дошкольном   детстве   и   развиваются   в   процессе специально организованного обучения, когда дети овладевают общественно выработанными средствами деятельности. Л.С. Выготский отмечал развитие ребенка   в   процессе   сотрудничества   со   взрослыми   через   подражание, благодаря   чему   возникают   все   специфические   человеческие   свойства сознания. Ученый также глубоко обосновал положение о том, что творчество присуще всем людям и в большей или меньшей степени является постоянным спутником детского развития. Проблема   творческого   потенциала  личности  нашла   свое  отражение  в работах   таких   ученых,   как   Б.Г.   Ананьев,   Н.В.   Кузьмина,   А.Н.   Лук, А.Н. Матюшкин, А. Моляков, Я.А. Пономарев, В. Рыбак, С.Л. Рубинштейн и др., где творческий потенциал интерпретируется как категориальная форма творческой   активности   личности.   Ряд   исследователей   (Г.С.   Костюк, Б.М. Теплов,   А.М.   Матюшкин,   Н.В.   Кузьмина,   В.А.   Моляков   и   др.)   под творческим   потенциалом   фактически   понимают   одаренность,   готовность   к творческой   деятельности,   при   возможности   личности   осуществлять творческую деятельность. Цель   исследования   –  изучить   особенности   развития   творческих способностей детей в семье. Объект исследования – развитие творческих способностей детей. Предмет   исследования   –  воспитательная   работа   семьи   с   детьми направленная на развитие их творческих способностей. Для   достижения   цели   исследования,   необходимо   решить   следующие задачи: 1. рассмотреть понятие «детское творчество» и его характеристику; 2.   проанализировать   влияние   семьи   на   развитие   личностных характеристик ребенка; 3.   изучить   особенности   развития   творческих   способностей   детей   в семье; 4. провести диагностику творческого развития детей; 4.   предложить   систему   занятий   для   работы   родителей   с   детьми   для развития их творческих способностей. Гипотеза   исследования  –   мы   считаем,   что   развитие   творческих способностей   ребенка   будет   проходить   эффективнее,   если   в   этот   процесс будет залучена работа родителей.  Методологические основы – исследование влияния среды на развитие ребенка,   разработанные   в   трудах   таких   ученых  как   Л.И.   Божович,   Дубровина,   А.В.   Запорожец, Л.С. Выготский,   Н.И.   Гуткина,   И.В. Д.Б. Эльконин   и   других,   а   также   основные   положения   отечественной   и зарубежной психологии о психолого­педагогических особенностях развития семьи (Э. Бёрн, А.Я. Варга, И.С. Кон, Т.А. Маркова, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.). Методы исследования – теоретические: анализ и синтез методической и   психолого­педагогической   литературы   по   данной   теме   исследования; эмпирические: наблюдение, беседа, анализ анкет детей. Практическая   значимость   –  заключается   в   том,   что   результаты данного   исследования   и   разработанные   занятия   можно   использовать   в практической   и   профессиональной   деятельности   социального   педагога, педагога­психолога и родителям для творческого развития ребенка в семье. Структура   исследования   –  работа   состоит   из   введения,   двух   глав, заключения, списка использованных источников и приложения.  Таким   образом,   творческий   ребенок,   творческая   личность   (по М.М. Поддьякову)   –   это   результат   всего   образа   жизни   дошкольника, результат общения и совместной деятельности со взрослыми, результат его собственной   активности.   У   него   постепенно   формируется   сложный, противоречивый   внутренний   мир,   который   предоставляет   всей   его деятельности творческий характер. А чем богаче, оригинальный внутренний мир   ребенка,   тем   более   радикальнее   и   неожиданнее   творческие преобразования приобретенных им знаний. Положительное отношение к себе старшего дошкольника развивается в том случае, когда воспитательная ситуация в семье отличается следующими признаками: родители высоко принимают ребенка, хорошо знают и понимают   для   родительской   позиции   характерны   направленность   на его; сотрудничество, демократичность в общении с ребенком.  Совместная   работа   в   семье   помогает   развивать   художественно­ эстетические   чувства   и   творческие   навыки   детей,   а   также   способствует   Навыки   творческой развитию   их   интеллектуальных   способностей. деятельности, приобретённые в семье и детском саду, способствуют быстрой адаптации детей в школе. Таким   образом,   сюжетное   рисование   может   служить   эффективным средством   развития   детского   творчества   у   детей   старшего   дошкольного возраста,   при   использовании   разработанного   комплекса   занятий   по сюжетному   рисованию   родителями   в   процессе   воспитания,   обогащении эмоциональной   сферы   и   зрительного   опыта   детей   новыми   впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы. В   работе   родителей   с  детьми   могут   использоваться   акварель,  кисти,   фломастеры. карандаши, самостоятельно, но некоторым требуется помощь в создании замысла.   Задания   должны   выполнятся   полностью Родители   также   могут   использовать   различные   методы:   наглядные, словесные. Дидактические пособия и наглядные материалы, используемые в работе с детьми, представляют  собой  набор картин  по  разным тематикам, образцы выполнения, как самого родителя, так и самих детей. Таким образом, на основании вышеизложенного материала по данной теме исследования, необходимо сделать следующие выводы: 1. Творческий ребенок, творческая личность (по М.М. Поддьякову) – это   результат   всего   образа   жизни   дошкольника,   результат   общения   и совместной   деятельности   со   взрослыми,   результат   его   собственной активности.   У   него   постепенно   формируется   сложный,   противоречивый внутренний мир, который предоставляет всей его деятельности творческий характер. А чем богаче, оригинальный внутренний мир ребенка, тем более радикальнее   и   неожиданнее   творческие   преобразования   приобретенных   им знаний. 2. Положительное отношение к себе старшего дошкольника развивается в том случае, когда воспитательная ситуация в семье отличается следующими признаками: родители высоко принимают ребенка, хорошо знают и понимают   для   родительской   позиции   характерны   направленность   на его; сотрудничество, демократичность в общении с ребенком.  3.   Совместная   работа   в   семье   помогает   развивать   художественно­ эстетические   чувства   и   творческие   навыки   детей,   а   также   способствует   Навыки   творческой развитию   их   интеллектуальных   способностей. деятельности, приобретённые в семье и детском саду, способствуют быстрой адаптации детей в школе. 4.   Сюжетное   рисование   может   служить   эффективным   средством развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста, при использовании разработанного комплекса занятий по сюжетному рисованию родителями   в   процессе   воспитания,   обогащении   эмоциональной   сферы   и зрительного   опыта   детей   новыми   впечатлениями   посредством   наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы. На основе созданного нами комплекса занятий по сюжетному рисованию с использованием   нетрадиционных   техник,   родители   имеют   возможность составить другие комплексы для развития детского творчества и обогащения представлений детей об окружающем мире. 5. В работе родителей с детьми могут использоваться акварель, кисти,   фломастеры.   Задания   должны   выполнятся   полностью карандаши, самостоятельно,   но   некоторым   требуется   помощь   в   создании   замысла. Родители также могут использовать различные методы: наглядные, словесные. Дидактические   пособия   и   наглядные   материалы,   используемые   в   работе   с детьми,   представляют   собой   набор   картин   по   разным   тематикам,   образцы выполнения, как самих родителей, так и их детей. Кроме того, нами были разработаны   практические   рекомендации,   которые   родителям   необходимо учитывать при развитии творческих способностей у своего ребенка.  Следовательно,   гипотеза   нашего   исследования   о   том,   что   развитие творческих способностей ребенка будет проходить эффективнее, если в этот процесс будет залучена работа родителей – доказана. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Приказ   Минобрнауки   России   от   17.10.2013   №   1155   «Об утверждении   федерального   государственного   образовательного   стандарта дошкольного образования». 2. Апшева   С.Ю.   Влияние   факторов   семейного   воспитания   на развитие творческих способностей младших школьников / С.Ю. Апшева, Ф.В. Малухова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 382­389. 3. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.:  Изд­во АПН СССР, 1968. – С. 91­110. 4. Дарвиш О.Б. Педагогика и психология/ О.Б. Дарвиш. – М.: Изд­во «ВЛАДОС­ПРЕСС», 2005. – 264 с. 5. Детство: Программа развития и воспитания детей в дет. саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – 3­е изд., переработанное. – СПб.: Детство­ Пресс, 2004. 6. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Издательский дом «Питер» 2012. – 444с.  7. Кол М.­Э.  Дошкольное творчество: Пер. с англ. / М.­Э. Кол.  – Минск: ООО «Попурри», 2005. – 256 с. 8. Левин В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 1992. – 56 с. 9. Лисина   М.И.   Формирование   личности   ребенка   в   общении   / М.И. Лисина. – СПб: Питер, 2009. –320 с. 10. Мухина В.С. Как быть родителями, психология дошкольника /  В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с. 11. Петухова   О.А.   Экспериментирование   с   изобразительными материалами в детском саду и семье / О.А. Петухова // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 6 (48). – С. 79­86. 12. Подласый  И.П.  Педагогика:  100 вопросов – 100  ответов:  учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС­пресс, 2004. – 365. 13. Программа   воспитания   и   обучения   в   дет.   саду/   Под   ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3­е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика­синтез, 2005. – 208 с. 14. Роджерс   Н.   Фасилитация   творчества   /   Н.   Роджерс   //   Вопросы психологии. – 2007. – № 6. – С. 64­73. 15. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) / А.С. Спиваковская. – М.: Издательство МГУ, 1988 – 187 с. 16. Сыдыкова Г.М. Изучение особенностей влияния семьи и общества на   творчество   детей   в   художественной   и   прикладной   деятельности  / Г.М. Сыдыкова   //   Психология   и   педагогика:   методика   и   проблемы практического применения. – 2013. – № 33­1. – С. 95­98. 17. Хеллер К. Лонгитюдное исследование одаренности / К. Хеллер, К. Перлет, В.Сиервальд // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С. 120­127.  18. Хесс Р. Счастливые родители одаренных детей / общая реакция Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М.: Просвещение, 2001. – С. 15­146. 19. Чиркова   И.А.   Проблема   развития   личности   ребенка   старшего дошкольного   возраста   внутри   семьи   /   И.А.   Чиркова,   С.В.   Кулешова   // Педагогика,   психология   и   образование:   от   теории   к   практике   сборник научных трудов по итогам международной научно­практической конференции (Ростов­на­Дону). – 2016. – С. 54­58. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 1 2 3 4 5 6 7 8 Саша Б. Нонна Ф. Лера З. Данил М. Оксана Т. Кирилл С. Ира С. Саша Т.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2017