«Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Оценка 4.6
Лекции
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
28.02.2019
Что значит развивать творческие способности школьников в условиях реализации ФГОС. Задания для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов. Создание определённых условий для развития творческих способностей детей. Каковы результаты работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время.
Для печати.docx
Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников в условиях
реализации ФГОС»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы
знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский.
Наше время это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать
нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к
жизни. Поэтому развитие творческих способностей, учащихся является важнейшей задачей
современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка,
пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к
свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно
создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую
деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок
рождаются и развиваются способности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
направлен на реализацию качественно новой личностноориентированной
развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС
является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной
личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои
личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает
внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует
становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной
социализации.
В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению
знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками,
открывателями и творцами в этом мире».
Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам
ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья,
общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель
выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми
направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как
любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к
организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.
Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и
основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим
путем вместе, от проекта к проекту.
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим
числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление
творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее
общие группы.
Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности,
определяющие формирование творческой личности.
Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и
проявление творческих способностей.
Наконец, третья группа – это зависимость развития от характера и структуры
деятельности.
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие
способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса
обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания
педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.
Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной
активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер
подражательный, в других поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса
влияет на его конечный результат уровень приобретенных знаний, умений и навыков.
Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и
решения самых разнообразных задач.
Развивать творческие способности? Что это значит?
Вопервых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности,
общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и
осмысливать факты, воли, воображения.
Вовторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться
индивидуальности ученика.
Втретьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном
процессе.
При развитии потребностей и интересов в творчестве мы используем различные формы
учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно,
многократно закреплять полученные знания и навыки. Урок – остается основной формой
обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной
деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его
воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. При этом уроки
должны отличаться разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы.
Это побуждает детей к творческой активности.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных
классов предлагаются следующие задания:
классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
устанавливать причинноследственные связи;
видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
рассматривать систему в развитии;
делать предположения прогнозного характера;
выделять противоположные признаки объекта;
выявлять и формировать противоречия;
разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
представлять пространственные объекты.
Большое значение наши учителя придают решению творческих задач на уроках
математики. В организации умственной деятельности школьников в процессе решения
познавательных задач можно выделить следующие этапы в продвижении учащихся:
решить задачу по аналогии;
решить задачу при частичной подсказке учителя;
доказать правильность решения;
решить нестандартную задачу;
самостоятельно составить творческое задание;
выполнить диагностическую (тестовую) работу.
Кроме этого выполняются задания, направленные на развитие творческого мышления:
1.Задачи на смекалку
2. Задачи шутки
3. Числовые фигуры
4. Задачи с геометрическим содержанием
5. Логические упражнения со словами
6. Математические игры и фокусы
7. Кроссворды и ребусы.
При планировании уроков следует продумывать каждый вопрос, на который можно дать
неоднозначный ответ, чтобы каждый ребёнок мог высказаться по поводу своих знаний о
предмете, о котором завожу разговор. Уже на уроках обучения грамоте наблюдаем и сравниваем предметы, картинки, слова в
различных значениях. Даю такие задания: расскажи все, что ты знаешь об этом предмете,
слове; найди как можно больше сходств и отличий; придумай рассказ по картинке;
догадайся, что произошло, с последующим чтением проиллюстрированного рассказа. Здесь
же на уроках учимся культуре речи, умению регулировать силу голоса, темп, мимику. Есть
задание “закончить рифму”, дети удивляются тому, что начало у всех одинаковое, а конец
у всех разный
На уроках русского языка и литературы, начиная с первого класса и продолжая в старших
классах, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными
художественными произведениями, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи,
создают иллюстрации. Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие
способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее таланты каждого
ребёнка можно развивать.
Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности
учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах. В
зависимости от задач, методики преподавания, степени активности и самостоятельности
учеников можно выделить несколько видов драматизации:
1. Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию.
2. Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета,одежды, поз, жестов и
интонаций, мимики героев.
3. Постановка “живых картин” к произведению.
4. Составление сценария спектакля, устное описание декораций,костюмов, мизансцен.
5.Драматические импровизации .
6.Развернутые драматические представления.
Кроме перечисленных приемов на уроках литературы широко используется рисование
иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, составление видеоклипа и
другие.
Так же методом обучения в организации творческой самостоятельной работы детей
выступает проектный метод обучения. Проектная деятельность не только учит ребенка
самостоятельно добывать знания, развивает навыки исследовательской работы, но и
способствует развитию творческих способностей. Проекты могут быть
исследовательскими, творческими, ролевыми и т.д. Формы организации могут быть
индивидуальными, парными, групповыми.
При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у
учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного
мышления, пространственного воображения. Все этапы проектирования требуют
индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска
материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у школьников возникает
дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения
проекта.
Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут
быть реализованы: I. Творческие проекты (14 классы), предполагающие максимально свободный и
нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи,
театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно
прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом)
будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы
иллюстраций, сказки.
II. Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминают подлинно научное
исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть –
научные сообщения, статьи в школьной газете.
Еще немецкий педагог Дистервег (последователь Песталоцци) писал, что больше пользы
приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение
десяти различных предметов одной стороны.
Результатом своей работы по развитию творческих способностей младших школьников на
уроках и во внеурочное время считаю работы своих учеников и участие в различных
проектах, олимпиадах и конкурсах.
1. Проектные работы «Я – первоклассник», «Никто не забыт, ничто не забыто».
2. Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект – экспресс» (2 победителя, 2
призера, 4 лауреата).
3. Конкурс «Дары осени» (1 победитель, 1 призер).
4. Открытый турнир «Компьютерная грамотность» (1 призер).
5. Региональные Олимпийские игры учащихся школ развивающего обучения
(победитель интеллектуальной игры «Я люблю читать»).
6. Всероссийский интеллектуальный конкурс «Классики»,
7. Международный турнир первоклассников школ развивающего обучения (2
лауреата).
8. Открытый конкурс компьютерных рисунков «Твой след на планете» (1 победитель).
9. Всероссийский дистанционный конкурс по математике проекта «Инфоурок» (1
победитель).
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону,
банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу
мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно
постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к
творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и
родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески
способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его
индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих
черт. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд
творчеству, постоянному поиску, созиданию.
А творческий учитель тот, кто:
преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать
тематическое и поурочное планирование;
свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях
обучения;
уважает личность ученика;
дифференцирует объем и сложность заданий;
побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно
держать в поле зрения всех учащихся класса;
развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития
направлен на ученика;
педагог содействует ребенку в формировании положительной Яконцепции, самопознания
и творческого самопроявления.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших
школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеурочной деятельности,
причем деятельность эта должна координироваться.
«Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»
«Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»
«Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»
«Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»
«Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»
«Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.